СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Внеклассные мероприятия » Внеклассные мероприятия

«Собирал человек слова» Жизнь и творчество Владимира Ивановича Даля.
«Собирал человек слова»
Жизнь и творчество Владимира Ивановича Даля.
( 215-тилетию посвящается)

Оформление: портрет Владимира Даля, выставка словарей, созданных Далем, выставка рисунков ребят, компьютерная презентация «Жизнь и творчество В.И.Даля»
Ребята сидят своими группами за отдельными столами
Ход мероприятия.
Во время рассказов групп показывается презентация.
Слайд1,2
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня собрались с вами, чтобы вспомнить человека, который всю свою жизнь посвятил служению русскому народу, русскому языку, народному творчеству. Я говорю о Владимире Ивановиче Дале, чье 205-тилетие со дня рождения отмечается в этом году в ноябре месяце. И вот сейчас на дворе ноябрь, и мы с вами прикоснемся к его творчеству, поговорим о его жизни, поработаем со словарями, поупражняемся в произношении скороговорок. Но не будем заглядывать вперед, начнем по порядку.
1. Сообщение 1 ученика. Рассказ о годах жизни 1801-1826. Слайды 3,4,5,6
Даль Владимир Иванович
— сын Иоганна Даля, известный этнограф, лексикограф и популярный писатель, родился 10 ноября 1801 года в Лугани, местечке Славяносербского уезда, Екатеринославской губернии, отчего впоследствии принял псевдоним «Казака Луганского», умер 22-го сентября 1872 года, в Москве. Получив первоначальное воспитание под руководством просвещенного своего отца, русского патриота, Даль четырнадцати лет был определен в Морской кадетский корпус, четырехлетнее пребывание в котором, благодаря принятой тогда своеобразной системе воспитания, не оказало почти никакого влияния на умственное развитие юноши и на всю жизнь оставило только тяжелое воспоминание о суровой школьной дисциплине и жестоких наказаниях розгами. Выпущенный из корпуса, в 1819 г., мичманом в черноморский флот, Даль вскоре перевелся из Николаева в Кронштадт, в Балтийский флот, и через два года, по выслуге обязательного срока, в феврале 1826 г., вышел в отставку, переехал в Дерпт, где жила его мать.
Учитель: Морская служба оказала большое влияние на Владимира Ивановича, еще учась в Морском корпусе, он создал свой первый словарь, в который вошли 34 слова кадетского жаргона.
Морская работа была очень интересной, поэтому впоследствии он включает в свои сборники морские загадки. Сейчас мы попробуем их с вами разгадать. Чтобы не было шума, каждая команда записывает отгадку на листе бумаги, а затем мы выясним, кто же ответил правильно. Слайды 7,8
1. Велика телега, об одном колесе: сама катится, а вокруг света обвозит. (Корабль, колесо – штурвал)
2. Еду, еду – следу нету; режу, режу – крови нету. (Корабль или лодка на воде).
Морская тема прослеживается и в морских пословицах. Попробуйте объяснить их смысл. Слайд 9
1. Иди в море на неделю, а хлеба бери на год.
2. С огнем не шути, с водой не дружись, ветру не верь.
3. Кто в море бывал, тот лужи не боится.

Слово предоставляется 2 ученику . Рассказ о службе Даля в качестве медика. Слайд 10,11,12
После отставки Даль прослушал здесь курс медицинского факультета. После экзамена на степень доктора медицины и хирургии Даль был удостоен степени доктора медицины за диссертацию. Еще студентом, в начале турецкой войны в 1828 г., Даль был зачислен в главную квартиру при подвижном госпитале 2-й действующей армии, причем участвовал во многих сражениях: в осаде Силистрии, под Кулевчею и Шумлою, при взятии города Сливны, занятии Адрианополя и др.; в Яссах и Каменец-Подольске энергичными мерами он воспрепятствовал распространению холеры и был награжден серебряною медалью на георгиевской ленте. В 1831 г., Даль отличился в польской кампании: спешной наводкой моста через Вислу, у местечка Иозефова, и геройской защитой его с небольшим отрядом солдат он доставил возможность переправиться через Вислу всему отряду генерал-лейтенанта Ридигера и совершить затем движение, весьма важное в стратегическом отношении; потом Даль, с опасностью для собственной жизни, лично разрушил мост и за свой подвиг получил от Государя в награду бриллиантовый перстень, орден Св. Владимира 4-ой ст. и знак отличия военного достоинства 3-й ст., а со стороны ближайшего медицинского начальства за этот подвиг подвергся выговору как за уклонение от исполнения врачебных обязанностей.
Назначенный в 1832 г. ординатором в петербургский военно-сухопутный госпиталь, Даль вскоре приобрел репутацию выдающегося хирурга и уже был близок к славе, как окулист.
Учитель: Общаясь с солдатами, Даль слышал от них много интересных слов и выражений, записывал их. «Бывало на дневке соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как какой предмет в той или иной местности называется», - вспоминал Даль.
Рассмотрим простое слово «Лужа». В Костроме она называется «калуга», в Пскове – «лузь», на Севере – «лыва», в Тамбове – «мочажина».
Давайте попробуем проследить, однокоренные ли это слова и почему они именно так называются.
Знаете ли вы примеры слов, которые в разных местностях по-разному называют один и тот же предмет. Ответы ребят.
Слово 3 ученику. Даль – сказочник.
Слайд 13
Ученик. Но не служебная деятельность создала Далю громкое имя; деятельность его, как чиновника, ничтожна в сравнении с его заслугами в области отечественной словесности. Этнографические наклонности рано обнаружились у Даля: уже в молодости он почувствовал какое-то инстинктивное влечение к народной массе, безотчетное восхищение народной песнею, обычаем, преданием, языком. «Еще в корпусе полусознательно замечал я, — писал впоследствии Даль, — что та русская грамматика, по которой учили нас с помощью розог, ни больше ни меньше как вздор на вздоре, чепуха на чепухе». Тревожимый и смущаемый несообразностью письменного языка нашего с устною речью простого русского человека, не сбитого с толку грамотейством и сожалея, что живой русский язык «втиснут в латинские рамки, склеенные немецким клеем», Даль задался целью разыскать подлинную русскую народность в языке и обычаях. «Почитая народность за ядро и корень, а высшие сословия за цвет и плесень», Даль усердно искал случая сблизиться с народом, был рад поездить по Руси, знакомился с бытом народа, уже с 1819 г. начал вести заметки, записывал слова, прислушивался к говорам, собирал пословицы, сказки, песни, поверья, суеверья и т. п. Служба в Черноморском флоте, турецкий поход, польская кампания, поездки по Оренбургскому краю и Нижегородской губернии, — все это доставляло Далю обширный материал для изучения народного быта и увеличивало запасы пословиц и материалы для будущего Толкового Словаря. Уже в первых своих литературных опытах Даль обнаружил приемы и ухватки народной речи и выказал глубокое знание народного языка. В 1830 г., он напечатал в Московском Телеграфе Полевого свою первую попытку. В 1832 г., он выступил с «Русскими сказками из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенными, к быту житейскому приноровленными и поговорками ходячими разукрашенными казаком Владимиром Луганским».Цель сказок была «познакомить земляков с народным языком и говором, дать образчик запасов народных слов, о которых мы вовсе не заботимся, между тем как рано или поздно без них не обойтись». Первый Пяток сказок Даля был встречен в литературе с восторгом. Пушкин, под свежим впечатлением от сказок Луганского, написал свою лучшую «Сказку о рыбаке и золотой рыбке» и в рукописи подарил ее Далю с надписью: «Твоя от твоих. Сказочнику Луганскому сказочник Александр Пушкин».
Учитель: Сказки Даля знакомят детей с бесценным опытом живой народной жизни, учат добру и справедливости, любви к правде и труду. Его сказки очень похожи на русские народные
А вот всем вам известную сказку «Репка» Владимир Иванович тоже рассказал по-своему и назвал ее «Коломенская желтая репка». Давайте посмотрим ее инсценировку и назовем отличие ее от народной сказки.
КОЛОМЕНСКАЯ ЖЕЛТАЯ РЕПКА.
Жили были старик со старухой, да третья внучка; пришла весна, снег стаял; вот и говорит старуха: пора огород копать; вестимо пора, сказал старик, наточил заступ и пошел в огород. Уж он его копал, копал, всю землю по комочку перебрал и вспушил гряды на диво; похвалила старуха гряды и посеяла репу. Взошла репа, растет и зелена и кудрява, ботва стелется по земле, а под землею дуется наливается желтая репа, вверх прет, из земли лезет. Экая репа! говорят соседи, поглядывая через плетень! А дедушка с бабушкой да со внучкой радуются да приговаривают: будет нам что постом печь да парить! Вот пришел Успенский пост, что Госпоженками зовут, захотелось дедушке поесть репки парёнки, пошел в огород, захватил репу за ботву, и ну тянуть; тянет, потянет, вытянуть не может; крикнул старуху, старуха пришла, схватилась за дедушку и ну тянуть; тянут потянут вдвоем, вытянуть репки не могут; пришла внучка, схватилась за бабушку, и ну втроем тянуть; оне репку тянут потянут, а вытянуть не могут. Прибежала дворняжка жучка, уцепилась за внучку, и все самчетвертъ тянут потянут, а репки вытянуть не могут! Старик запыхался, старуха закашлялась, внучка плачет, жучка лает; прибежал сосед, схватил жучку за хвост, жучка за внучку, внучка за бабушку, бабушка за дедушку, дедушка за репку, тянут потянут, а вытянуть не могут! Тянули, тянули, да как оборвется ботва, так все и полетели навзничь: дедушка на бабушку, бабушка на внучку, внучка на жучку, жучка на соседа, а сосед на землю. Бабушка Ах! дедушка руками мах, внучка плачет, жучка лает, сосед затылок потирает, а репка, как ни в чем не бывала, сидит в земле! Почесался сосед да и говорит: эх дедушка, борода выросла а ума не вынесла; давай заступ, выковырнем ее из земли! Тут и старик со старухой догадались, схватились за заступ и ну обрывать репу; обрыли, вынули, отрясли, а репа такова, что ни в один горшок не лезет; как быть? старуха взяла посадила ее на сковороду, испекла, и съели ее с соседом самчетверт, а жучке кожурки отдали. Вот и сказка вся, больше сказывать нельзя.
Инсценировка сказки. Слайд 14
Учитель: Молодцы, ребята, артисты великолепные, ну а теперь назовите отличия, которые вы заметили.
( нет кошки и мышки, репку посадила бабка, а не дед, есть персонаж – сосед,)
Учитель:
На Руси раньше репу называли вторым хлебом, ее и варили, и парили, и сырой ели. Много блюд знал русский народ из этого овоща.
Продолжим наше путешествие по жизни Владимира Ивановича.
Учитель: Слайд 15
Пушкин и Даль. Сказки стали поводом для знакомства в 1832 году с Пушкиным, к которому Даль пришёл со своим сборником как литератор к литератору. В 1833 году Даль встречается с Пушкиным в Оренбурге, куда поэт едет за материалами о Пугачёве. По дороге в Бердскую слободу Пушкин рассказывает Далю сказку о Георгии Храбром и волке, Даль же в ответ – сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке». Через месяц Пушкин пришлёт Далю рукопись этой сказки с надписью «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».
В 1837 году Даль по служебным делам оказался в Петербурге и, узнав о дуэли, тотчас поспешил на Мойку, неотлучно сидел у изголовья умирающего поэта как врач и близкий друг, слышал его предсмертные слова.
Учитель: Заботясь о полезном чтении народа, Даль написал книжки «Два сорока бывальщинок для крестьян», «Матросские досуги» - книгу для чтения матросам военного флота.
Даль заботился о том, как в легкой доступной форме рассказать народу о серьезных вещах. Вот как, например, выглядит его таблица умножения:
Ученик:
Придет маслена – будет и блин, одиножды один – один.
Волга Дону пошире, дважды два – четыре.
Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре – восемь.
Без закваски хлеб не месят, дважды пять – десять.
На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть – двенадцать.
Пять пальцев долой – пятнадцать, дважды семь – четырнадцать.
Дважды девять – восемнадцать, дважды десять – двадцать.
Слово 4докладчику. Даль – создатель словаря. Слайд 15, 16,17
Но не служебная деятельность создала Далю громкое имя; деятельность его, как чиновника, ничтожна в сравнении с его заслугами в области отечественной словесности. Этнографические наклонности рано обнаружились у Даля: уже в молодости он почувствовал какое-то инстинктивное влечение к народной массе, безотчетное восхищение народной песнею, обычаем, преданием, языком. «Еще в корпусе полусознательно замечал я, — писал впоследствии Даль, — что та русская грамматика, по которой учили нас с помощью розог, ни больше ни меньше как вздор на вздоре, чепуха на чепухе». Тревожимый и смущаемый несообразностью письменного языка нашего с устною речью простого русского человека, не сбитого с толку грамотейством и сожалея, что живой русский язык «втиснут в латинские рамки, склеенные немецким клеем», Даль задался целью разыскать подлинную русскую народность в языке и обычаях. «Почитая народность за ядро и корень, а высшие сословия за цвет и плесень», Даль усердно искал случая сблизиться с народом, был рад поездить по Руси, знакомился с бытом народа, уже с 1819 г. начал вести заметки, записывал слова, прислушивался к говорам, собирал пословицы, сказки, песни, поверья, суеверья и т. п. Служба в Черноморском флоте, турецкий поход, польская кампания, поездки по Оренбургскому краю и Нижегородской губернии, — все это доставляло Далю обширный материал для изучения народного быта и увеличивало запасы пословиц и материалы для будущего Толкового Словаря. Уже в первых своих литературных опытах Даль обнаружил приемы и ухватки народной речи и выказал глубокое знание народного языка. В 1830 г., он напечатал в Московском Телеграфе Полевого свою первую попытку. В 1832 г., он выступил с «Русскими сказками из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенными, к быту житейскому приноровленными и поговорками ходячими разукрашенными казаком Владимиром Луганским», СПб. 1832 года, Пяток первый. Цель сказок была «познакомить земляков с народным языком и говором, дать образчик запасов народных слов, о которых мы вовсе не заботимся, между тем как рано или поздно без них не обойтись». Первый Пяток сказок Даля был встречен в литературе с восторгом. Пушкин, под свежим впечатлением от сказок Луганского, написал свою лучшую «Сказку о рыбаке и золотой рыбке» и в рукописи подарил ее Далю с надписью: «Твоя от твоих. Сказочнику Луганскому сказочник Александр Пушкин». К направлению Даля, к его поискам за подлинной русской народной речью отнеслись с горячим сочувствием Киреевские, Гоголь, Хомяков, Погодин, Греч, — и только Жуковский, с которым Даль был знаком еще в Дерпте, оставался равнодушным и «как бы боялся мужичества», Сказки же ввели Даля в литературную семью: они сблизили его с Воейковым, Языковым, Анною Зонтаг, Дельвигом, Крыловым, кн. Одоевским, братьями Перовскими и др. Иначе отнесся к сказкам Даля Булгарин: он нашел их «грязными и неприличными». За некоторые выражения, ложно понятые и истолкованные, Даль был взят под арест в Третье Отделение, но, благодаря заступничеству Жуковского и Дерптского профессора Паррота, в тот же день был освобожден, хотя сказки его все-таки были изъяты из продажи и запрещены.
Учитель: «Толковый словарь живого великорусского языка» принес Далю бессмертие. Поэт Михаил Матусовский написал об этом словаре такие строки:
Ученик:
То ловишь отзвук древнего напева, то говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу, из веток и корней.
Незыблема его первооснова на много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья, и так растет строка.
И можно различить сердцебиенье живого языка.
Сидят теперь четыре института над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то, а Даль незаменим.
Учитель: да, слово состоит из веток и корней, и в словаре Даля каждое самое обычное слово становится необычным. Давайте обратимся к словарям Владимира Ивановича. 1.Как расположены слова в словаре?

2.Найдем определение некоторых слов: ведро, длань, выя, суседко, побаска.(по группам).

3.На одном из словарей Даля было написано «Словарь называется ТОЛКОВЫМ, потому что объясняет подробности значения слов и понятий». Попробуем по толкованию-объяснению догадаться, о каком слове идет речь. (на экране)Слайды 18, 19,20
- Проем в стене для света. (Окно)
- Скошенная и засохшая трава в корм скоту. (Сено)
- Протоптанная, проторенная дорожка, пешеходная. Лаз животного, зверя. (Тропа).
4. Иногда одно и то же слово обозначает разные явления и предметы. Найдите в словаре Даля такие слова и назовите их разные значения. Кто больше найдет, тот победил.
Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что для объяснения значений слов Даль использует пословицы и поговорки. Но кроме этого, Даль работал над созданием Словаря пословиц и поговорок.
Учитель: Давайте мы с вами попробуем поработать составителями пословиц.
1.Собери рассыпавшуюся пословицу: (проецируется на экран сначала смешанные, затем правильные) Слайд 21,22
- насмешишь, людей, поспешишь. (Поспешишь – людей насмешишь)
- не, рубить, чай, дрова, пить. (Дрова рубить не чай пить или наоборот)
- вода, лежачий, под, не , камень, течет. (Под лежачий камень вода не течет)
- день, вечера, до, скучен, нечего, делать, коли. (Скучен день до вечера, коли делать нечего)
- горячо, железо, пока, куй. (Куй железо, пока горячо)
- при, добро, матери, при, тепло, солнышке. (При солнышке тепло, при матери добро)
2. К пословицам народов мира подберем аналогичные русские пословицы.
Английская «В каждой семье есть своя черная овца» – В семье не без урода
Индийская « Неторопливый слон раньше достиг цели, чем резвый жеребец» – Тише едешь, дальше будешь.
Финляндская « Тот не заблудится, кто спрашивает» – Язык до Киева доведет.
Голландская «Неснесенное яйцо – еще не яйцо» – Делить шкуру неубитого медведя.
Учитель: Кроме пословиц и поговорок В.И.Даль собирал и скороговорки, считая их не просто забавой, а средством «натореть в скором и чистом говоре». Недаром скороговорку называли еще «трещотка», «лепетун», «частоговорка», «чистоговорка».
Соглашаясь с Далем, мы с вами сейчас проведем конкурс на лучшее произношение скороговорки
Предлагаю скороговорки В.Даля: Слайд 23
- Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
Учитель: Как не удивительно, Владимир Иванович был также собирателем русских народных игр. Я предлагаю вам сыграть в игру «Воробышек». Выберем воробья, ставим его в центр круга, он приплясывает по-воробьиному, а по мере песни обязан изображать то, о чем слышит и при этом напевать.
Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как девицы ходят.
В. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где молодцы сидят.
Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как молодцы ходят?
В. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где голубушки сидят.
Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как старушки ходят?
В . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.
Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как богатые ходят?
В . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.
Ребята играют, меняют воробья.
Учитель: Слайд 24. После выхода словаря Владимир Иванович стал быстро стареть. Все, что он намечал, было выполнено, бездействие тяготило его. 22 сентября 1872 года Даль умер. Говорят, что перед смертью он подозвал дочку и попросил: «Запиши словечко». 4 октября 1872 года Даль скончался в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Слайд 25
Человек умер, но его труды остались. Мы пользуемся словарями Даля, читаем его сказки, восхищаемся пословицами и поговорками, собранными им, играем в игры.
Чтобы выяснить, насколько вы запомнили все, о чем сегодня говорили, подведем итоги:
- Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)
- Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, собиратель слов)
- Каким именем подписывался Даль. (Казак Луганский)
- Как называется главный труд всей жизни Даля. (Толковый словарь живого великорусского языка)
Учитель.Слайд 26,27
Закончить наше мероприятие мне хотелось бы стихотворением С.Я.Маршака:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: semenovaeugeniya2016 (22.10.2015) | Автор: Семенова Евгения Ивановна E
Просмотров: 1265 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик