СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Дополнительное образование » Дополнительное образование

Методическая разработка: «Учебно-методическое обеспечение обучения лоскутному шитью»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

« ЮНОСТЬ» СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

 

 

Методическая разработка:

 

«Учебно-методическое обеспечение

обучения лоскутному шитью»
 (возраст 10 – 14 лет))

 

 

 

 

Автор - составитель: Еремеичева Елена Олеговна, педагог дополнительного образования, МБОУДО ЦДТТ «Юность» г. Сергиев Посад, Московская обл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сергиев Посад 2016 г.

 

Содержание.

 

Пояснительная записка ____________________________________________3

Основная часть____________________________________________________5

Заключение_______________________________________________________11

Список используемой литературы___________________________________12

 

Пояснительная записка.

Лоскутная техника – выдающееся явление художественной культуры. Она была известна всем народам мира и развивалась соответственно представлениям о красоте и гармонии, местным обычаям и традициям.

На протяжении веков менялись материалы и способы изготовления лоскутных изделий, создавались новые орнаменты, композиции. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. На Руси широкое распространение занятия лоскутной техники получило во второй половине XIX века, когда в нашей стране наладилось производство разнообразнейших тканей. Кусочки ткани оставшиеся при раскрое экономные хозяйки сохраняли, а затем пускали в дело. Так стали появляться в дизайне и оформления интерьера жилья, а так же изделия, которое широко использовались в хозяйстве – мозаичные фрески, одеяла, гобелены, наволочки, сумки, одежда, куклы. Для отделки используются так же ленты, кружева, шнуры.Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы  для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы), гостиной (декоративное панно), в качестве

аксессуаров (нарядная сумка, кошелек), одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет). Лоскутная техника проста и доступна каждой женщине, так как для исполнения изделий в стиле лоскутной техники не нужны какие-то особенные инструменты, материалы, навыки и умения.

Проект «Учебно-методическое обеспечение обучения лоскутному шитью»
призван сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная цель проекта.

 Занятие, посвященное лоскутному шитью, рассчитано на учащихся среднего возраста с 10 до 14 лет.

Вначале школьники знакомятся с лоскутной техникой, с материалами и инструментами для изготовления поделок, а затем изготавливают небольшие по объёму изделия для украшения  интерьера.

С первого занятия с кружковцами проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, организации рабочего места.

Для объяснения теоретического материала используют таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы. Основными в работе с кружковцами становятся словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.

На практических занятиях кружковцы обучаются технологии обработки лоскутков ткани, подбору по цвету и составлению оригинальных композиций. При проведении практических занятий с педагогом обсуждаются различные варианты выполнения заданий по образцу и замыслу, составлению эскизов, поузловой обработке, пошиве изделия.

Основная часть.

Конспект занятия «Изготовление декоративной подушки в лоскутной технике»

Цели:

  • Познакомить учащихся с техникой лоскутного шитья ;
  • Развивать творческие способности учащихся.

Задачи:

  1. Научить работать в свободной технике  и в технике лоскутного шитья “квадрат” и «полоска» в процессе изготовления  декоративной подушки. Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.
  2. Воспитывать уважение к традициям народного искусства; интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.

Тип занятия: изучение нового материала.

Задание: Изготовление декоративной подушки в лоскутной технике .

Продолжительность: 90 минут.

Оборудование:

 Материалы и инструменты:

  • Ткань 3 цветов, нарезанная на квадраты 30 х 30.
  • Полосы двух цветов шириной 4 см.
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Игольница с иглой и булавками.

Дидактический материал:

  • Карточки с последовательностью выполнения работ.

Ход  занятия:

I. Организационный момент – 3мин.

II. Знакомство с темой и целями занятия – 10 мин.

2.1. Объявление темы занятия.
2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

III. Изучение нового материала – 10 мин.

IV. Практическая работа – 60 мин.

4.1. Инструктаж по технике безопасности.
4.2. Организация рабочего места.
4.3. Этапы работы по изготовлению декоративной подушки.

V. Анализ работ – 5 мин.
VI. Итог занятия – 2 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Приветствие , рассаживание на свои места.

II. Знакомство с темой и целями занятия.

2.1. Объявление темы.

Тема нашего занятия: «Изготовление декоративной подушки в лоскутной технике»

2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

Все окружающие нас вещи (книги, мебель, одежда и др.) носят на себе печать своих владельцев и составляют неповторимый индивидуальный предметный мир, наше второе “я”. Бережное, рачительное отношение к своему второму “я” говорит о том, какой хозяин в доме.

В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировались, одежда перешивалась, а то, что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывались в грядки.

Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое.

Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на некоторую основу, сшивались между собой,

образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может быть, и третью жизнь ненужным вещам.

 

III. Изучение нового материала.

Знакомство с техникой «квадрат» и «полоска»

 

IV. Практическая работа.

4.1. Инструктаж по технике безопасности.

Но перед началом работы повторим правила техники безопасности. Я предлагаю вам игру. За правильные ответы вы получаете карточки, которые вам пригодятся в работе. Вначале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавками, затем проверим правильность ответов на экране.

А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами. Проверяем, все ли вы назвали.

 

4.2. Организация рабочего места.

Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы? Материалы и инструменты:

  • Ткань 3 цветов, нарезанная на квадраты 30 х 30.
  • Полосы двух цветов шириной 4 см.
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Игольница с иглой и булавками.

 

4.3. Этапы работы по изготовлению коврика.

Изготавливать подушку мы будем поэтапно.

Далее смотреть архив материала 

Категория: Дополнительное образование | Добавил: admin (07.01.2017)
Просмотров: 243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик