СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Дополнительное образование » Дополнительное образование

Организация  учебного  процесса с одарёнными детьми»

Шильникова Марина Николаевна, преподаватель по классу фортепиано ГАУ ДО «Областная детская школа искусств», г. Ульяновск

«Организация  учебного  процесса с одарёнными детьми»

 

"Сперва любить, а потом  - учить".

Ян Амос Коменский

Работать  в детской школе искусств с одарённым учеником в профессиональном смысле не только интересно, но и весьма ответственно.

         Художественная одарённость подразумевает возможность достижения обучающимися высоких результатов в области художественного творчества, либо художественно-исполнительского мастерства.           

Наличие одарённости у ребёнка не означает, что он обязательно станет выдающимся музыкантом. Для раскрытия неординарных задатков ребёнка потребуется немало усилий, как самого ребёнка, так и педагога, которому доверено обучение ученика.  Так же значительную роль в работе с одарённым ребёнком я отвожу родителям.

  Талантливых и способных детей много и нельзя упустить возможности их развития. Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема: создание условий для сохранения и развития одарённости, начиная с раннего возраста, когда дети впервые приходят в школу искусств.

В нашей школе работа с одарёнными детьми в классе фортепиано выделена в особое направление и реализуется следующая  структурная модель работы с одарёнными детьми:

– выявление одарённого ребёнка; 

– составление программы развития;

– реализация программы развития;

– сопровождение деятельности одарённого ребёнка;

     – обучение одарённого ребёнка по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

         Включение родителей одарённых детей в образовательно-воспитательную  систему необходимо,  поскольку родитель в современной педагогике  рассматривается как главная движущая сила в повышении мотивации одарённых детей к обучению и профессиональному самоопределению. Родители, желающие помочь ребёнку полюбить музыку и профессионально овладеть игрой на инструменте, могут сделать многое, даже не зная нот и не играя ни на каком музыкальном инструменте.

         В данной работе я пытаюсь обобщить свой 50-летний опыт педагога фортепианного отделения.  Определить точно одарённого ученика с первых уроков невозможно, требуется терпеливая и кропотливая работа.

     Большое  значение в определении  одарённости и работе с такими детьми я отвожу  художественному и музыкальному материалу, на освоении которого строится образовательный процесс. В программы своих учеников я стараюсь включить произведения всех направлений, эпох и стилей. Особое внимание уделяю произведениям классиков, начиная с лёгких, пока ученик не освоил элементарные, но принципиально важные  навыки. Уверена, что исполнение произведений гениальных авторов, пусть порой и не безупречное, помогло моим ученикам воспитать хороший вкус, накопить музыкальный опыт и отделять истинную музыку от временной, сиюминутной. Вкус развивается на самом совершенном материале. Подтверждением моей позиции служат ученики, которые закончили образовательные учреждения культуры и искусства или продолжают обучение.  Любому ученику, а тем более одарённому внушаю, что за ученика  на музыкальном  инструменте никто не сыграет то, что может сыграть он. Следовательно, его успех зависит от личного трудолюбия.       

         Урок строю таким образом, чтобы ученик понял, как надо заниматься дома. Самые трудные эпизоды произведения тщательно прорабатываю на уроке и в той последовательности, в какой надо ученику работать дома.

         Развитием музыкальности и  индивидуальности ученика занимаюсь на протяжении всего обучения. Процесс этот долгий и складывается из каждодневной работы на уроке. Музыкальность, эмоциональность  ученика на первых порах пробуждается в результате подражания игре педагога. Прослушав пьесу в исполнении педагога (а показ должен присутствовать на уроке, причём, как можно более качественный), ученик получает своеобразный импульс, дающий начало развитию его собственной эмоциональности. Я предлагаю своё видение исполнения произведения, даю рекомендации, но в итоге выбирать ученику.

         В процессе своей педагогической деятельности я поняла:

– интересы ребёнка – это основа его развития;

– необходимо избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка;

– с уважением относиться к любопытным вопросам и идеям ребёнка;

– стараться отвечать на все вопросы, даже сели они окажутся «дикими» или «за гранью»;

– помнить, что похвала – стимул к работе и усердию;

–использовать личный творческий пример.

Список источников:

1. Арсеньев, А.С. Философские основания понимания личности.  А.С.Арсеньев. – М.: 2001.

2. Одаренность. Рабочая концепция. Издание второе. – М.: 2003.

3. Савенков, А.И. Психология детской одаренности. А.И. Савенков. – М.:  Генезис. 2010.

4. Торшилова, Е.М. Морозова, Т.В. Развитие эстетических способностей  детей 3-7 лет. Е.М. Торшилова, Т.В.Морозова. – Екатеринбург:  Деловая книга, 2001.

Категория: Дополнительное образование | Добавил: admin (16.04.2017)
Просмотров: 103 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик