СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Начальные классы » Иностранные языки

"Интернет проект как средство повышения мотивации учащихся"
"Интернет проект как средство повышения мотивации учащихся"
учебный предмет: английский язык

автор
Алейникова Анна Николаевна
учитель английского языка
МБОУ СОШ №4 с.Белое р.Адыгея

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. Специфика инноваций проявляется в следующем:
• инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
• использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;
• внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.
В настоящее время существует множество способов инновационного обучения: модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов и т.д.
Проектная методика основывается на личностно-деятельностном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обученности и образованности личности.
Проектное обучение, с решительностью заменяет, по материалам Е.С. Полат [37: 10] традиционную парадигму образования «учитель – учебник – ученик» на новую «ученик – учебник – учитель».
Современное проектное обучение нашло широкое применение в образовательных системах обучения многих стран мира. Его высокая эффективность подтверждается учителями Великобритании, США, Бельгии, Бразилии, Финляндии, Германии, Италии и др. стран Основной тезис современного понимания проектной методики сводится к следующему: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - и в настоящее время привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Обучение говорению должно способствовать вызову коммуникативной мотивации.
Основные принципы использования проектного обучения на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
1.Принцип коммуникативности.
2.Принцип ситуативной обусловленности.
3.Принцип проблемности.
4.Принцип соизучения языка и культуры.
Данный принцип предполагает создание диалога культур в процессе иноязычной речевой деятельности учащихся.
1. Принцип автономности.
Для выпускников школы автономность при проектировании является средством для повышения внутренней мотивации и может стать целью, реализация которой ведет к возможности самообразования в сфере изучения ИЯ.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствию нормам.
Обозначим основные особенности организации проектной работы в процессе обучения ИЯ на завершающем этапе средней общеобразовательной школы.
Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении ИЯ являлись:
1) наличие личностно - значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения
2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий;
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности)
Технологией осуществления проекта было предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решались определенные задачи, определялся характер деятельности учащихся и учителя.

Деятельность преподавателя на разных этапах менялась.
На подготовительном она состояла в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладала регулятивно-организационная функция.
На основно этапе реализации проекта преподаватель выступал в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводилась координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя являлась консультационно-координирующая.
На заключительном этапе возросла роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимал участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
Проектная работа в подразумевала и этап применения результатов проектирования: учащиеся делали заключения о возможности применения полученных практических результатов в жизни своей республики, страны, а также приходили к формулированию новых проблем.


Теоретические и методические основы разработки долгосрочного проекта «Funny English»
Интернет группа «Funny English» была создана учащимися МБОУ СОШ №4 с. Белое 19 октября 2011 года на базе социальной сети « Одноклассники».
Цель проекта:
- повышение уровня владения языковым материалом;
- развитие внутренней мотивации учащихся к более качественному владению иностранным языком;
- повышению уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива, а также их общему интеллектуальному развитию.
Цель потребовала решения следующих задач:
1.Совершенствовать все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности и межкультурной коммуникации в целом.
2. Мобилизировать творческие способности и личностный потенциал учащегося при осознании школьниками себя как субъекта учебной деятельности по овладению ИЯ.
3. Развивать критическую рефлексию собственного опыта учебной деятельности и способность к саморазвитию в процессе гибкой конструктивной мыслительной деятельности.
4. Повысить уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательских, творческих работ.
5. Познакомить учащихся с методами групповой работы, методами проведения исследований, направленных на решение определенной проблемы.
6. Вовлечь учащихся данного проекта в дальнейшую исследовательскую деятельность по решению новых проблем.
Направленность проекта: познавательная.
Продолжительность проведения: 2 учебных года.
Возраст: 11 кл (16-17 лет).
Количество участников: 426.
Место проведения: МОУ СОШ № 4 с. Белое.
Виды деятельности, осуществляемые участниками группы:
Знакомятся с другими участниками группы.
Осуществляют интернет переписку.
Участвуют в обсуждениях различных тем.
Осуществляют поиск информации на заданную тему.
Размещают информацию на сайте.
Создают фото альбомы на заданную тему.
Размещают видео ролики.
Участвуют в различных конкурсах.
Добавляют комментарии к интересующим темам.
Оценивают работы других участников группы.
Обсуждают и анализируют проведенные открытые уроки и мероприятия.
Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенции используется следующим образом:
1. Установление дружеской переписки.
Обмен письмами осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая, таким образом, культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.
Анализируя опыт использования интернета в процессе обучения иностранным языкам, мы пришли к следующим выводам:
-предпочтение отдается работе в небольших группах, без жесткого контроля со стороны преподавателя. Наилучшие результаты достигаются за счет возможности обучающихся самим выбрать тему для обсуждения, а не беспрекословно следовать указаниям учителя и большинству группы (в таком случае просто образуется новая группа).
- электронная коммуникация - прекрасная практика языка, где осуществляется переход от формы к содержанию - в сторону истинного общения и свободного полета мыслей. Присутствие реальной публики обеспечивает повышение качества письма - речь школьников становится более выразительной, к обычным повествовательному и описательному жанрам прибавилась аргументация.
- изменяется процесс письма - больше внимания уделяется редактированию работ и исправлению ошибок, причем даже для составления монологов учащиеся нередко обращаются за мнением или советом к своим партнерам - такая работа представляет собой воплощение принципа интерактивности.
- использование интернет ресурсов повышает интерес к самому процессу изучения языка.
Помимо формального языкового опыта, приобретенного при помощи телекоммуникаций, нельзя отрицать и развитие межкультурной компетенции.
Более того, можно смело утверждать, что на сегодняшний день использование ресурсов интернет - наиболее эффективный и доступный способ овладения кросс-культурной грамотностью в условиях реального общения.
Как уже отмечалось выше, для повышения эффективности использование интернет ресурсов должно быть целенаправленным.
Набор заданий, выполняемых учащимися:
-поместите объявление о поиске друзей на разных сайтах по переписке;
-напишите информацию о себе;
-вышлите несколько сообщений на заданную тему, например, 2-3 в неделю;
-для того чтобы получить ответ, задайте в конце сообщения интересующие вас вопросы; примите не меньше трех ответов на свои сообщения;
-предоставьте отчет о проделанной работе: что вы сделали, что из этого получилось, что нового вы узнали, как вы оцениваете задание. Включите в отчет свои письма и ответы на них.
Создание совместных учебных проектов.
Учащиеся не просто делятся информацией с партнерами, а совместно работают над каким-либо проектом: выбирается тема, разрабатываются методы исследования, создается свой стенд, куда и помещаются полученные результаты.
Темы проекта:
Great discoveries.
История Англии.
Университеты Англии.
Спорт.
Мистические места Британии.
Стихи на английском языке.
Английские сказки.
Королевские династии Британии.
История развития английского языка.
Британский фольклор.
Создание фотоальбомов на темы:
Лондон.
Достопримечательности Англии.
Олимпиада в Лондоне.
Праздники Британии.
Уроки английского языка глазами детей.
Гороскоп древних кельтов.
Конкурсы:
Мой питомец.
Немного о себе.
Конкурс обложки группы.
Конкурс на лучшее личное фото.
Конкурс на лучшее резюме.
Таким образом, использование информационных ресурсов сети Интернет и интегрирование их в учебный процесс, позволило более эффективно решать целый ряд дидактических задач при изучении английского языка:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;
- совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других продуктов совместной деятельности партнеров;
- пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого;
Проект предполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессе которой ребята ищут способ решения некоторой комплексной многоуровневой задачи. Кибернетическое пространство содержит огромный культурный и дидактический потенциал, который уже используется в обучении во всем мире. Для оптимального и эффективного использования кибернетических сетевых ресурсов в учебный целях требуется огромная научно-исследовательская работа, результаты которой позволят определить общие и частные принципы работы, критерии отбора сетевых ресурсов, сайтов и материалов, а также существенно обновить арсенал методических средств и приемов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие / В.Г. Асеев. – Иркутск: ИГПИ, 1989. – 190 с.
2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11-15.
3. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 5-8.
4. Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Э.В. Бурцева. - Улан-Удэ, 2002. – 25 с.
5. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 177-180.
6. Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX веке / Ж.Л. Витлин // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 23-29.
7. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.
8. Иванова Е.В. Работа старшеклассников с различными информационными источниками / Е.В. Иванова // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 6. – С. 41-42.
9. Князев М.Н. Проблемы технологии обучения иностранному языку на современном этапе в западноевропейской методике / М.Н. Князев // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 105-107.
10. Лукина Э.Ю., Богданова С.Ю. Housing: Методические указания для студентов 1 курса / Э.Ю. Лукина, С.Ю. Богданова. – Иркутск: ИГЛУ, 2000. – 40 с.
11. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Т.М. Мартьянова // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 4. – С. 19-21.
12. Милованова Л.А. О профильно-ориентированном обучении английскому языку в старших классах / Л.А. Милованова // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 1. – С. 65-71.
13. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд // Иностр. языки в школе. – 1995. – № 5. – С. 13-18.
14. Мишина Г.С. Из опыта работы с международными e-mail проектами / Г.С. Мишина // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 54-57.
15. Моисеева О.М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней школе (на материале фр. языка): Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина, 1994. – 16 с.
16. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т.С. Назарова // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 20-27.
17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 496 с.
18. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В. Нехорошева // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 18-21.
19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
20. О концепции реформирования системы образования РФ: Рек. парламент. слушаний // Педагогика. – 1998. – № 4. – С. 9-11.
21. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по иностранному языку / Сост. Е.Е. Горчилина. – М.: Дрофа, 2001. – 96 с.
22. Петрова В. Метод проектов / В. Петрова. – Москва – Ленинград: Молодая Гвардия, 1929. – 77 с.
23. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.
24. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.
25. Полякова Е.Б., Раббот Г.П. English for Teenagers / Е.Б. Полякова, Г.П. Раббот. – М.: Слово, 1996. – 186 с.
26. Проблема учебного процесса в инновационных школах. Вып. 5: Сб. науч. тр. / Под ред. О.В. Кузьмина. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2000. – 142 с.
27. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностр. языки (англ., нем., фр., исп.) 1-11 кл общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – 175 с.
28. Равкин З.И. Метод проектов / З.И. Равкин // Российская педагогическая энциклопелия в 3 т. – М., 1993. – Т.1. – С. 567-568.
29. Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М., 1999. – Т.2. – С. 344-345.
30. Соловова Е.М. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования / Е.М. Соловова // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 8-11.
31. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефановская. – М.: Совершенство, 1998. – 368 с.
32. Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов / Т.Ю. Тамбовкина // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 63-68.
33. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка / О.В. Теслина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 41-46.
34. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Н.В. Туркина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 46-48.
35. Учебники нового поколения. Серия учебников английского языка для V, VI, VII, VIII, IX, X, XI кл. средней школы. Авторы В.Н. Богородицкая, Л.В. Хрусталева // ПС English. – 2000. – № 18. – С. 5-12.
36. Фасхутдинова Г.М. Новые УМК по английскому языку для X и XI кл. общеобразовательной школы / Г.М. Фасхутдинова // Иностр. языки в школе. – 1997. – № 5. – С. 51-53.
37. Чернилевский Д.В. Технология обучения и ее выбор / Д.В. Чернилевский // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М., 1999. – Т. 2. – С. 248-249.
38. Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-16.
39. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 3-10.
40. Щукина Н.М. Опыт работы гимназии по вовлечению старших школьников в выполнение иноязычных интегративных проектов (на материале работы с УМК по английскому языку для X-XI кл. В.В. Сафоновой, И.П. Твердохлебовой, Е.Н. Солововой и др.) / Н.М. Щукина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 4. – С. 63-70.
41. Fried-Booth Diana L. Project Work / Diana L. Fried-Booth / – Oxford University Press, 1986. – 89 p.
42. Hutchinson Tom. Introduction to Project Work / Tom Hutchinson / – Oxford University Press, 1991. – 23 p.
43. Mythology of International Project Work // ПС English. – 2000. – № 38. – p.6.
44. Phillips Diane. Projects with Young Learners / Diane Phillips, Sarah Burwood, Helen Dunford / ¬– Oxford University Press, 1999. – 180 p.
45. Ribé Ramon, Vidal Núria. Project Work. Step by Step / Ramon Ribé, Núria Vidal / – English Language Teaching, 1993. – 70 p.
Категория: Иностранные языки | Добавил: ALFA79 (23.04.2014) | Автор: Алейникова Анна Николаевна E W
Просмотров: 1250 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик