+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Начальные классы » Русский язык

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма для 10-11 классов
Ход мастерской

I. Индуктор.
1. Выполните одно задание на выбор:
1) Вспомните самый счастливый день своей жизни. Коротко запишите, почему вы можете назвать его таковым.
2) Запишите коротко, какие чувства может испытывать ребенок, когда поссорились его родители.
3) Запишите, что такое семейное счастье в вашем понимании.
Ответы участников мастерской
Мой самый счастливый день в жизни – это день, когда я поехала в Грецию. Я познакомилась с новыми людьми, испытала массу положительных эмоций, увидела новую страну (Ирина Г., 11 кл.).
Мой самый счастливый день – это, скорее всего, день, когда мы отправились на пароме «Принцесса Анастасия» по трем странам Скандинавского полуострова. Эти дни были самыми счастливыми, я испытала множество положительных эмоций (Александра Б., 11 кл.)
Ребенок, если поссорились его родители, может испытывать жалость и сострадание к одному из родителей, беспокойство, что родители могут развестись и он будет жить не в полной семье (Андрей Б., 11 кл.).
Семейное счастье – это когда счастливы все члены семьи, когда хотят идти домой и видеть свою семью (Ольга Р., 11 кл.)

2. Участники мастерской по очереди читают написанное.

II. Создание творческого продукта (индивидуальная работа)
Участники мастерской получают текст рассказа А. Алексина «Самый счастливый день».
Ведущий мастерской читает, учащиеся следят по тексту.
Письменно ответьте на вопрос: «Почему рассказ А.Алексина называется “Самый счастливый день”?»
Ответы участников мастерской
Рассказ называется «Самый счастливый день», потому что для мальчика было важно, чтобы мама с папой помирились и вернулось то семейное благополучие, которое было до ссоры родителей (Ирина Г., 11 кл.).
Через название рассказа автор хотел донести до читателей, что человек счастлив тогда, когда счастливы родные ему люди (Александра Б., 11 кл.).


III. Социализация
1. Несколько человек читают свои ответы на вопросы (по желанию).
2. Дополните свои ответы понравившимися вам ответами других участников мастерской. Запишите эти дополнения.

IV. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности
Ребята, как вы думаете, почему вы так единогласно сформулировали идею рассказа и позицию автора? Вероятно, Анатолий Алексин создал таких героев и так описал их состояние и поступки, что идея рассказа стала очевидной. Давайте попробуем разобраться, какие чувства испытывают герои, и проанализируем, как они действуют. Работать будем в группах.

V. Обращение к новой информации и ее смысловая обработка (групповая работа). Деконструкция и реконструкция. Корректировка творческого продукта.

Задание для 1 группы: опираясь на текст, охарактеризуйте меняющее душевное состояние ребенка.
Это хуже всего!
всегда чувствую: что-то случилось. А когда кончится то, что случилось, не поймешь.
мне сразу стало не по себе.
дома было так спокойно и тихо, что мне расхотелось идти на елку.
я всегда очень переживаю.
я очень переживал.
Особенно мне стало грустно
это касалось и меня тоже. Даже очень касалось!
счастья все не было.
Мне стало страшно.
Я чуть не расплакался.
Но они уже чуть-чуть сблизились. Я это почувствовал.
Мне было жалко маму и папу. Особенно маму…
нужно было переступить через жалость!
Это было прекрасно!
Это и был самый счастливый день моих зимних каникул.

Задание для 2 группы: опираясь на текст, охарактеризуйте поступки ребенка.
Стоило мне, к примеру, отказаться от елки
И я отказался от планетария. И на каток не пошел…
Я старался не выпускать своих родителей из поля зрения ни на минуту. Как только они возвращались с работы, я сразу же обращался к ним с такими просьбами, которые заставляли их обоих быть дома и даже в одной комнате.
Действовать надо было быстро, решительно. Но как?..
И я решил начать с радости.
Я решил произвести дома уборку. Я долго возился с тряпками и со щетками.
На следующий день я, хоть были каникулы, поднялся в семь утра, включил радио и стал делать гимнастику и обтирание, чего раньше не делал почти ни разу. Я топал по квартире, громко дышал и брызгался.
И тогда я пошел на крайность: я решил объединить их при помощи горя!
Оставалось только исчезнуть из дома, временно потеряться.
В тот же день вечером я сказал:
— Пойду к Могиле. По важному делу!
И крепко поцеловал папу.
Потом я поцеловал маму так, будто отправлялся на фронт или на Северный полюс.
пошел к Женьке.
я действовал ради высокой цели! Я спасал нашу семью.
Я помчался домой!..
Дверь я открыл своим ключом тихо, почти бесшумно.
И на цыпочках вошел в коридор.
я сел за домашнее сочинение. Я написал, что самым счастливым днем был тот, когда я ходил в Третьяковскую галерею.

Задание для 3 группы: опираясь на текст, охарактеризуйте поступки и душевное состояние родителей.
А в ночь под Новый год мама с папой поссорились. Я не знаю из-за чего, потому что Новый год они встречали где-то у знакомых и вернулись домой очень поздно. А утром не разговаривали друг с другом…
А то ходят как-то особенно спокойно и разговаривают со мной как-то особенно тихо, будто ничего не случилось.
Они же друг с другом не разговаривают!
Стоило мне, к примеру, отказаться от елки, как папа сразу же предложил мне пойти в планетарий. А мама сказала, что с удовольствием пошла бы со мной на каток. Они всегда в таких случаях стараются доказать, что их ссора никак не отразится на моем жизненном уровне. И что она вообще никакого отношения ко мне не имеет…
папа спросил меня:
— Не забыл ли ты поздравить маму с Новым годом?
А потом мама, не глядя в папину сторону, сказала:
— Принеси отцу газету. Я слышала: ее только что опустили в ящик.
каждый из них опять убеждал меня: «Что бы там между нами ни произошло, это касается только нас!»
Но они так и не сказали друг другу ни слова!
А просьбы мои они выполняли беспрекословно. Они в этом прямо-таки соревновались друг с другом! И все время как бы тайком, незаметно поглаживали меня по голове.
Мои родители, вернувшись вечером, обратили внимание не на то, что пол был весь чистый, а на то, что я был весь грязный.
— Очень хорошо, что ты стараешься помочь маме, — сказал папа, не глядя в мамину сторону.
Мама поцеловала меня и погладила по голове, как какого-нибудь круглого сироту.
— Отцу тоже не мешало бы этим заняться, — сказала мама, не глядя на папу.
А папа погладил меня по шее…
Одним словом, радость не объединяла их. Не примиряла… Они радовались как-то порознь, в одиночку.
Мама и папа переглянулись. Горе еще не пришло к ним. Пока была лишь тревога. Но они уже чуть-чуть сблизились.
Подходили то мама, то папа — в зависимости от того, кто из них оказывался в коридоре, где на столике стоял наш телефон.
Но после пятого Женькиного звонка мама и папа уже не уходили из коридора.
А потом они сами стали звонить…
— Он еще не пришел? — спрашивала мама. — Не может быть! Значит, что-то случилось…
У мамы голос дрожит
Мы сходим с ума
Вдруг они вскочили… Стали целовать и обнимать меня, а потом уж друг друга.
Папа и мама сидели по обе стороны телефона, бледные, измученные. И глядели друг другу в глаза… Они страдали вместе, вдвоем.
Представитель(-и) каждой рабочей группы озвучивает(-ют) свои ответы.
Ответы участников мастерской
Поступки и душевное состояние родителей
Родители ссорятся в ночь под Новый год, возвращаются очень поздно, а на следующий день не разговаривают друг с другом. Они и не подозревают о том, что их сын, может быть, переживает из-за этой ссоры больше, чем они сами. Думаю, если бы они это знали, то помирились бы через силу, переступив через себя, а это было бы не очень хорошо. Они заботливые родители, это неоспоримо, но насильное примирение привело бы только к тому, что конфликтовали бы они втайне от сына, а значит ссора бы продолжилась.
Как всякий понимающий в психологии человек повествователь осознает, что воссоединить людей может только общая проблема или радость. Так как радость воспринималась мамой и папой по отдельности, мальчик решил создать общую проблему. Мама начала переживать, так как не знала, где находится сын, папа тоже стал нервничать. С общей проблемой невозможно оставаться на расстоянии друг от друга; людям нужно, чтобы их поддержали хорошим словом, чтобы помогли морально справиться с бедой. А если беда общая, то необходимо ее обсудить, найти способы решения создавшейся проблемы. Даже если бы отец и мать были в разводе, а сын потерялся бы, то они сблизились бы благодаря этому, потому что сын их общий, а значит и проблема, связанная с ним, тоже общая (Екатерина К., 11 кл.).

Поступки и душевные страдания родителей
Родители очень любят своих детей вне зависимости от своего душевного состояния. Если родители в горе или в ссоре, то часто стараются не показывать это своему ребенку. Родителям очень трудно скрыть от детей всю правду, но у детей всегда получается понять, что в семье всё не так хорошо.
Вот и наш герой из рассказа Анатолия Алексина «Самый счастливый день» всё видит и чувствует, пропускает сквозь себя душевную боль родителей. Мальчик ни на секунду не выпускает родителей из поля зрения, он борется с проблемой одиночества каждого из членов семьи, потому что ему важно, чтобы родители были в согласии (Полина А., 11 кл.)


VI. Создание высказывания (индивидуальная работа)
Вашим домашним заданием будет написание сочинения-рассуждения на одну из тем (по выбору). Выберите сейчас одну из тем и объясните, почему именно она вас привлекает.
1. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
2. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
3. Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А.Сухомлинский).
4. Дети и детство в русской литературе
5. Современные проблемы детей
6. Любовь и дети
7. Роль семьи в жизни человека
8. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
9. Родители и дети
10. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).

VII. Итоговая социализация.

Озвучьте и аргументируйте свой выбор.

VIII. Разрыв
Участники мастерской внезапно осознают, что душевное состояние каждого члена семьи находится во взаимовлиянии и взаимозависимости. Счастье и психологическое здоровье семьи зависит от каждого ее члена. А «семейное благополучие – залог счастья любого ребенка» (Ирина Г., 11 кл.).

IX. Итоговая рефлексия
Поделитесь письменно своими впечатлениями, закончив следующие предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
я понял…
я почувствовал…
Как бы вы назвали нашу мастерскую?
Участники мастерской читают свои записи. Понравившиеся свои или чужие названия выносят в заголовок конспекта урока.

X. Предъявление домашнего задания.
Напишите сочинение на одну из тем по вашему выбору.

Сочинения участников мастерской
Роль семьи в жизни человека
Семья очень важна в жизни человека. В семье нуждаются все от мала до велика. Каждый из нас имеет свое представление о семье, но всех нас объединяет одно: стремление найти в семье поддержку, любовь и покой.
Дети, живущие в полноценных семьях, поистине везучие: они живут в атмосфере любви и уюта, всегда получают моральную поддержку, имеют возможность услышать важные и нужные советы. Они получают любовь и от отца, и от матери одновременно. За их спиной всегда находится крепкая стена, которая защитит их от любых невзгод и неудач, встретившихся на их жизненном пути. К сожалению, некоторые из таких счастливчиков не ценят того, что имеют, и обращаются с родителями неуважительно, иногда по-хамски, якобы назло делают всё наоборот, не слушают их, бросают в преклонном возрасте, забывая о том, насколько много они для них сделали, чем пожертвовали.
Человек «сохнет» без семьи и очень переживает, если возник конфликт между родными для него людьми. Такая ситуация произошла с главным героем рассказа Анатолия Алексина «Самый счастливый день». После того как родители мальчика поссорились, он наблюдал немую перепалку родителей. Ощущение напряженности в семье не давало ему покоя, мешало чувствовать себя счастливым. Ребенок настолько сильно желал восстановления прежнего семейного счастья, что взял в свои руки миссию «спасения» мира в семье. Именно он смог помирить родителей.
Семья играет огромную роль и для отдельного человека, и для всех людей в целом. Она своего рода социальный институт, главной задачей которого является воспитание человека. А воспитать человека непросто: он должен обладать чувством меры, отличать добро и зло, быть гуманным, толерантным, ответственным.
Безусловно, роль семьи велика в жизни человека. Ведь семья дает нам поддержку, веру в себя и уверенность в завтрашнем дне. (Настя Т., 10 кл.)
Любовь и дети
Любовь – это самое светлое и прекрасное чувство, которое может испытать человек. Любовь многогранна: мы можем любить искусство, природу, животных, друзей, родителей, родственников. Человек, испытывающий такое великое чувство, готов пойти на всё, чтобы доставить радость тем, кого любит, чтобы увидеть их улыбку, и он будет стараться искоренить то, что вызывает печаль у любимых людей. И при этом сам человек будет испытывать радость, видя, что счастливы близкие ему люди.
Тема любви актуальна во все времена. Любовь бывает разной: она может возникнуть между мужчиной и женщиной, человеком и природой, между родителями и детьми. Любовь находит отражение в искусстве, в музыке и, конечно же, в литературе. Писатели всех времен уделяли особое место теме любви. Многие русские писатели и поэты обращают наше внимание на то, что такое любовь в понимании детей.
Многие дети любят своих родителей, видя теплые отношения между мамой и папой, они учатся любить. Ребенок счастлив, когда родители живут в мире друг с другом, и очень сильно огорчается, становясь свидетелем их ссор. Он всеми силами старается вернуть то семейное благополучие, которое было до этого.
Такая ситуация становится предметом внимания Анатолия Алексина в рассказе «Самый счастливый день». Мальчик, любящий своих родителей, хочет помирить их, потому что ему больно видеть не замечающих друг друга маму и папу. Для него важно, чтобы близкие люди снова разговаривали друг с другом. Поэтому он решает помочь им в примирении. Он вспоминает услышанную когда-то фразу о том, что радость и горе объединяют людей, и он действует. Начать он решает с поступков, которые должны были бы обрадовать родителей: уборка квартиры, утренняя гимнастика, обтирание. Но к сожалению, это не приносит ожидаемого результата. Тогда он идет другим путем: он убегает из дома, тем самым заставляя маму и папу волноваться. Поступок сына помогает родителям сплотиться, объединиться, и они мирятся. Писатель показал, что ребенок пошел на крайность для того, чтобы помирить любимых людей.
Таким образом, для того чтобы ребенок был счастлив, и понял, что такое любовь, нужно, чтобы его родители любили друг друга и показывали ему любовь. (Ирина Г.)


Список литературы
1. Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности: Дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 2000.
2. Блинова Е.Р. Как сделать хорошую мастерскую. Уроки 1-6 // Педагогический научно методический журнал «Новое образование» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nojournal.ru (дата обращения: 05.12.2014).
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
4. Ерёмина Т.Я. Еще раз о педагогической мастерской // Литература. 2007. №3 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200700312 (дата обращения: 05.12.2014).
5. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) // Федеральный институт педагогических измерений [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fipi.ru/sites/default/files/file/itog_soch/metod_rekomendacii_experts.pdf (дата обращения: 05.12.2014).
6. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская // Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002.
7. Орлова О.В. Развитие толерантности учащихся в условиях педагогических мастерских: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 2006.
8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. – М., 1998.
Категория: Русский язык | Добавил: reznik (08.12.2014) | Автор: Болотова Ольга Ростиславовна E W
Просмотров: 1204 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик