СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Начальные классы » Русский язык

МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Галлямова Ю.Д,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ РЛИ Дуванского района

 

Современный мир требует активной, инициативной и востребованной личности, и образование  должно  следовать этой цели. И для достижения поставленных целей необходимо также использование принципиально иной (хотя и не новой) философии построения образовательного процесса.Особенно интересен метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности.

В методике преподавания русского языка и литературы метод проектов занимает особое место, так как позволяет воспитаннику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность, рефлексивность и пассивность воспитанников в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий.

         Из основных видов проектов обучения языку и литературе можно взять следующие:

1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый воспитанник изучает определенный аспект выбранной темы".

2. Мини-исследование.

3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей воспитанника  теме" и подходящий для индивидуальной работы.

Считается, что последний тип - проект на основе работы с литературой – является самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д.

Довольно часто учителя используют мини-проекты на уроках.Воспитанники, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение - миниатюры и др.

Работа над проектом начинается на занятиях, дети продолжают ее дома, а презентация осуществляется на уроке. При представлении проекта оцениваются не столько знания, сколько усилия воспитанника (у каждого своя «планка»). Если слабый обучающийся в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы, значит, цель достигнута. Метод проектирования помогает увидеть какое-либо языковое явление в системе, как целое Создание проекта  и есть средство решения этой проблемы.Например, данная технология хорошо работает на уроках по разделу «Морфология». В ней слово рассматривается как частичка нашей речи. Из таких вот частичек строится высказывание, формулируется мысль. Почему нам необходимо постигать эту абстракцию? Да потому, что эти частички, как в мозаике, должны правильно соединиться. Мы же говорим  «слушать музыку», а не «слушать музыкой». Хотя простейшие связи устанавливаются интуитивно или возникают в процессе общения в социуме. Так возникает проблемная ситуация – первый этап создания проекта. Интересный   материал имеется  в «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта +». На уроке «Что такое части речи» можно  использовать   описанную в энциклопедии ситуацию про мистера Твистера, который написал записку «Я ты приходить рано утро». «Что бы это значило?» – решают дети.  Прежде чем выходить на проекты по конкретным частям речи,  создается первая общая модель для всех частей речи, которая далее развивается в работу над проектом по каждой части речи. На уроках по имени существительному создаётся первый проект.

 За проблемной ситуацией следует выход на этапы целеполагания, планирования, рефлексии, реализации и презентации. Работая в группах, дети выходят на цель проекта, при этом разрешается  пользоваться учебником. И звучат не просто абстрактные слова: «узнаем новое», а конкретные названия теоретических понятий, которые ребята должны освоить и попытаться представить их в какой-то системе.

Естественно, дети могут более конкретно назвать цели, а затем в ходе диалога появляются термины. Знакомясь с содержанием темы «Имя существительное» или другими частями речи по оглавлению или по параграфам учебника -  теперь может помочь в поисках информации и Интернет-ресурсы, -  дети в соответствии со своей ролью работают в группе. Задействована в ходе работы зона ближайшего развития. Более сильные ученики выдвигают предложения, реализуют свои знания, умения. Имеющие  более слабые способности участвуют адекватно своим силам. Они могут повысить свой авторитет, выполняя ту или иную работу. Например, оформительскую. В 5-6 классе учитель занимает позицию участника проекта, соратника. У учащихся этого возраста пока ещё ограничен школьный опыт, недостаточно сформированы общеучебные и тем более проектные навыки, но со временем с развитием субъектности учебной деятельности регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество саморегуляции. И приобретается ценностный опыт, опыт рефлексии, операционный опыт, опыт сотрудничества, в том числе коммуникативные УУД.  

Работа в группах завершается презентацией моделей. Реализация проекта в виде нарисованной на листе бумаги модели осуществляется на уроке.  Выступающие от группы отвечают затем на вопросы слушающих, на этом этапе урока  идёт рефлексия.

Особенностью работы с  учебными проектами является принятие оптимального варианта схемы. Модель в ходе рефлексии получает завершенный вид, так как принимаются самые удачные элементы проектов, объединённые в одну схему, принятую к исполнению всеми обучающимися.

 Эти модели имеют большую практическую ценность: помогают осмыслить абстрактные понятия как нечто целое, в системе, осознанно выполнять, например,  морфологические разборы и прогнозировать работу по другим частям речи, которая выполняется уже оперативнее, потому что определён способ действия изучения всех частей речи. Сформированные регулятивные УД помогают в дальнейшем,  в 8-9 классах, самостоятельно работать и создавать в том числе учебные проекты или познавать новый теоретический материал.

 Одним из существенных показателей эффективности обучения признается контроль и оценка. Кстати, можно использовать модели для контроля, как и другие графические изображения. Работая в системе проекта, каждый уже способен увидеть свой уровень познания,  соответствие или отклонение в собственных учебных действиях.   Дает эффект и такое действие, как рецензирование своей работы или работы товарища: устного ответа, письменной работы. Сначала вырабатывается алгоритм рецензирования. Важно научить детей видеть успешные моменты. Работа каждого ученика в группе получает оценку товарищей.

Учителя – словесники также отдают предпочтение внеурочной форме организации проектной деятельности. Примерами проектов по языку и литературе, использующимися как форма внеурочной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями, учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, литературных гостиных, турниров, линеек и т.п.

Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности воспитанников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка и литературы и активизировать воспитанников для достижения практического результата.

Этот деятельностный метод обучения формирует и развивает важнейшие компетенции для современной жизни

 

Библиографический список

 

1 Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. Москва. Русская энциклопедия. 1998 / А.Б.Воронцов Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова: из опыта работы ЭУК «Школа развития» (подразделение школы № 1133 г. Москвы). - / ЦПРО «Развитие личности». – Москва: Русская энциклопедия, 1998.  – 360 с.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педвузов. – Москва: АРКТИ, 2008. – 112 с. – (Методическая библиотека).

3.. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. /М.А.Ступницкая, худ. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008, - 256 с.

4.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Москва. Просвещение. 2011

 

 

 

 

Категория: Русский язык | Добавил: admin (25.10.2017)
Просмотров: 32 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик