СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Начальные классы » Русский язык

Рабочая тетрадь по теме "Лексика.Культура речи" 5 класс
Введение.
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня образования.
В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного обучающегося – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью.
Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи, исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий, таких как проблемное обучение, исследовательские методы в обучении, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии, разноуровневое обучение и др.
Для поддержания познавательной активности школьников, обеспечивающей качество обучения, целесообразно использовать не только различные технологии, методы и формы, но и различные средства обучения. Ведущее место среди них отводим дополнительным дидактическим материалам, которые собраны в рабочую тетрадь.
Рабочая тетрадь — особый жанр учебной литературы, призванный активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся. С внедрением в педагогический процесс рабочих тетрадей контроль может осуществляться как индивидуально, так и одновременно всей группой; обучающийся может проходить контроль абсолютно самостоятельно, в любое удобное для него время. Преподавателю достаточно просмотреть запись в тетради.
При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до заданий, требующих установить межпредметные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.
Предлагаемые задания, хотя и одинаковые для всех обучающихся, вызывают у каждого чувство личной ответственности, так как деятельность каждого проверяется и оценивается учителем. Процесс выполнения заданий, а также результат могут фиксироваться тут же в материалах.
Проверка знаний школьников позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателями. В тетради не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение обучающихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение обучающихся между собой. Очень важна и другая причина отсутствия ответов: пользуясь рабочей тетрадью, одноклассники могут коллективно обсуждать разные пути решения и вместе искать правильные ответы.
Самостоятельный поиск пути к правильному решению, постоянный тренинг способствуют формированию у детей чувства удовлетворения, что, несомненно, превращает процесс обучения в увлекательное и полезное занятие.
Изучение каждого раздела, каждой темы по русскому языку должно содействовать развитию логического мышления и речи обучающихся. Но особую роль, на мой взгляд, играет раздел «Лексика. Культура речи».
Здесь работа осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи школьников – овладение нормами русского литературного языка, чтобы иметь высокий культурный уровень, уметь самостоятельно критически и творчески мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся. Школьники должны умело ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем.
Одно из важнейших требований к словарной работе – развитие умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями – справочниками. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией слов, словосочетаний и предложений, наблюдениями над особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи обучающихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Дети должны быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций. Школьники должны научиться грамотно работать с информацией, анализировать её, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы.
На изучение раздела «Лексика. Культура речи» в 5 классе отводится всего 8 учебных часов. Материала в учебнике недостаточно, он однообразен, мало упражнений на развитие культуры речи, на работу со справочной литературой, со словарями. Поэтому важное значение имеет дополнительный материал на уроках и самостоятельная работа обучающихся. Общеизвестно, что знание, которое включается в самостоятельную деятельность обучающегося, усваивается значительно лучше в сравнение с тем, которое сообщается педагогом как готовое.
Раздел «Лексика» - это благодатная тема для развития интереса к предмету, для воспитания любви к слову.
Накопленный мною дидактический материал по теме «Лексика. Культура речи» я собрала в рабочую тетрадь. Эпиграфом к ней можно считать замечательные слова К.Г.Паустовского: «Очень важно вызвать у детей желание овладеть родным языком, который способен «творить чудеса».

Основная цель представленных материалов – способствовать повышению интереса к знаниям, закрепить пройденный материал по теме «Лексика», развивать творческие способности обучающихся и вести работу по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.

Актуальность.

Сегодня в век информационных и компьютерных технологий современный ребёнок имеет возможность получать информацию из самых различных источников. Но он не умеет работать с информацией, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе знакомства с материалом, извлекать самое главное.
Современные школьники читают катастрофически мало. У обучающихся нет навыков глубокого анализа текста, умения рассуждать, делать выводы. Словарный запас школьников продолжает оставаться ограниченным, уровень их речевой культуры – низким.
В связи с переходом к новой образовательной стратегии важно подготовить для обучающихся качественные, отвечающие современным требованиям дидактические материалы по теме «Лексика. Культура речи».

Структура рабочей тетради.

Рабочая тетрадь для обучающихся 5 класса по теме «Лексика. Культура речи» состоит из 6 разделов.
Первый раздел «Это должен знать и уметь каждый!» включает задания базового уровня обязательной подготовки школьников 5 класса по теме «Лексика». Здесь большое количество разнообразных заданий, выполняя которые, обучающиеся овладевают необходимыми знаниями и совершенствуют полученные на уроках умения. Пятиклассники должны усвоить лексические понятия, связанные со значением слова, поэтому в рабочую тетрадь включены слово и его лексическое значение, слова с прямым и переносным значением, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы и антонимы. Задания по теме расположены в той же последовательности, как и материал в учебнике.
Для закрепления полученных знаний и формирования соответствующих лексикологических умений использую упражнения нужных для этого типов:
— нахождение изучаемых лексических явлений (среди слов в тексте);
— подбор слов, обозначающих изучаемое понятие;
— составление словосочетаний или предложений с данными группами слов (синонимами, многозначным словом и т. д.);
— нахождение в толковом словаре слов по заданию;
— нахождение лексических (речевых) ошибок.
Организуя работу над лексическими понятиями, опираюсь на экстралингвистический, грамматический и контекстный принципы.
Основная задача – воспитать интерес и внимание школьников к слову как информационному, организационному и смысловому центру любого речемыслительного акта. Современные дети, лишенные возможности работать с печатным текстом, воспринимают слово как элемент «клипового сознания», соотносят его либо с изображением на экране телевизора, либо с «эсэмэской» мобильного телефона, или с потоком словесной информации на мониторе компьютера. Важно вернуть слову его притягательную силу, открывающуюся лишь при вдумчивой работе с ним, что и предлагается сделать в данном разделе рабочей тетради.
Вместе с тем в разделе подобраны задания, выполнение которых требует так называемого «продвинутого уровня». Много заданий ориентировано на работу с текстом. Работа с текстом на уроке русского языка является важнейшим средством формирования личности школьника, помогает осуществлять личностно ориентированный подход к обучению, способствует созданию развивающей среды на уроке. Целенаправленный подбор текстов и заданий к ним, включение каждого урока в продуманную систему работы с текстом - это основные условия, которые способствуют формированию языковой компетентности обучающихся.
Второй раздел «Ученье с увлеченьем!» содержит занимательные, нестандартные задания. Решение кроссвордов и ребусов, чтение (а возможно, и заучивание) стихотворных текстов привлекают внимание обучающегося, поддерживают его познавательный интерес, активизируют мышление, способствуют расширению кругозора.
В третьем разделе «Словари – наши добрые помощники» даётся краткая информация о толковых словарях русского языка, а также о проекте «Словари XXI века». Эти словари основаны на новейших исследованиях, учитывают как традиционные, так и недавно возникшие в отечественной лингвистике подходы. В словарях отражаются активные процессы и изменения, происходящие в русском языке в последние десятилетия.
Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести современный человек, получающий серьезное образование. Словарь - это не только источник информации: он собой завершает и одновременно предвосхищает создание книги, подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее.
Представлены интересные задания для обучающихся по работе с разными видами словарей, что поможет сформировать у детей умение находить справки о том или ином слове в толковых словарях.
Четвёртый раздел «Проверь себя!» включает задания на проверку знаний обучающихся по теме, что позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки, недочеты в знаниях обучающихся.
Этот блок представлен в форме тестов с однозначным или многозначным выбором ответов. Умение внимательно читать задание, находить и оформлять правильный ответ – важное качество будущего выпускника школы.
Пятый раздел «Развивай дар слова» предоставляет возможность обучающимся применить свои творческие способности. Современная жизнь ставит перед учеником важные цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение лингвистически компетентно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности обучающихся.
Используются различные приемы работы с текстами – это путь от восприятия и осмысления текста, через его анализ к созданию собственного высказывания, что важно для развития памяти, внимания, мышления школьников.
Большой интерес у ребят вызывает материал, связанный с краеведением. Он включён в рубрику «Моя малая родина».
Шестой раздел «Готовимся к экзаменам» помогает обучающимся 5 класса включиться в работу по подготовке к предстоящей итоговой аттестации.
Результаты итоговой аттестации обучающихся по русскому языку напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки школьников.
В разделе есть задания, созданные по той же модели, что и задания государственного экзамена. Знакомство пятиклассников с приёмами сжатия текста помогает отрабатывать их при написании сжатого изложения. Школьники учатся писать сочинение – рассуждение, подбирая аргументы.
В разделы рабочей тетради входят памятки по стратегии выполнения заданий, таблицы для повторения теоретических сведений, для систематизации знаний. Они помогут успешно справиться с упражнениями.

Методические рекомендации по разделам рабочей тетради

Предлагаемая тетрадь по структуре и содержанию следует за учебником «Русский язык. 5 класс», авторы Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов.
Тетрадь предполагает самостоятельную параллельную работу обучающихся с содержанием учебника. Дидактический материал носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Представленный дидактический материал предполагает широкий диапазон трудностей: от обязательного минимума подготовки до достаточно трудных случаев, требующих глубоких знаний, а иногда и нестандартного мышления (такие задания обозначены значком *).
В рабочей тетради собраны отрывки из стихотворений, рассказов известных писателей. Знакомство с ними повышает уровень языковой культуры, обогащает словарь обучающихся. Кроме того детям предлагаются некоторые тексты, репродукции картин, содержание которых связано с родным краем. Это способствует расширению кругозора школьников и привитию любви и уважительного отношения к своей малой родине.
Использование произведений живописи на уроках русского языка (репродукций картин Б.М.Кустодиева) способствует осуществлению важной социально-языковой функции. Картины, выступая в качестве источника отражения внешнего мира, способствуют сохранению в языковых единицах информации об окружающей человека действительности. В процессе работы над картиной обучающиеся находят словесную оболочку найденным и проанализированным фактам культуры. Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса школьников, прежде всего лексикой, обслуживающей социально-культурную сферу. Работа по картине становится хорошей опорой для построения речевого произведения в устной и письменной форме и позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности.
Задания в рабочей тетради представлены в разных формах: тестовой с выбором ответа, комплексный анализ текста, творческие работы, увлекательные задания (кроссворды, игры). Чёткая и корректная постановка вопросов к заданиям не вызывают у школьников недопонимания, лишних вопросов. Чтобы обучающиеся как можно чаще ставили себя в положение исследователей и открывателей, создаются ситуационные задачи, включающие школьников в условия реальной жизни. Особенностью рабочей тетради являются также задания, которые способствуют развитию ассоциативного мышления, выявлению логических связей между фактами, понятиями.
Тестовые задания с выбором ответа приобщают обучающихся к умению правильно заполнять бланки ответов на предстоящих экзаменах по русскому языку в 9 и 11 классах. Школьники учатся ставить метку «X» в квадратик, номер которого соответствует номеру выбранного ими ответа.
Задания обеспечивают усвоение знаний, как на репродуктивном уровне, так и на творческом. Предполагается формирование не только предметных, но и надпредметных знаний и умений: умения логически мыслить, рассуждать, обобщать, делать выводы. Преподаватель выступает не как урокодатель, а консультант, координатор проблемно ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу.
В процессе выполнения заданий осуществляется развитие художественного мышления, творческих способностей личности, формируется мировоззрение, навыки общения.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет расширить кругозор школьников и каждому раскрыть свои индивидуальные способности.
Внутриклассная дифференциация обучения позволяет выстроить индивидуальную траекторию успеха, осуществить подбор ученику адекватных его индивидуальным способностям и возможностям методов и средств обучения. Использование дифференциации на основе интересов обучающихся и уровня их обученности позволяет предоставить им свободу выбора выполнения учебных задач, что повышает самостоятельность школьников, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, а, следовательно, укрепляет здоровье.
Все задания в рабочей тетради выполнены на отдельных листах, что позволяет школьникам держать под контролем выполнение работы. Компактные листы рабочей тетради позволяют заметить ошибки в момент совершения. Учитель должен сформировать и развить умения учащихся самостоятельно и творчески подходить к выполнению работы, правильно её оформлять.
Таким образом, рабочая тетрадь может стать одним из важных атрибутов обучения.

Результаты применения

Постепенное овладение умениями и навыками умственного труда, тренировка по вопросам и заданиям, самостоятельное нахождение правильного решения способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой. Известно, что усвоение любого материала происходит более эффективно на положительном эмоциональном фоне.
Применение рабочей тетради в обучении темы «Лексика. Культура речи»
 улучшает качество образования,
 повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации,
 появляется возможность реализации перспективных методов обучения,
 обеспечивает проверку уровня усвоения содержания темы «Лексика» обучающихся 5 класса,
 воспитывает интерес к русскому языку, любовь к родному слову, развивает культуру речи,
 развивает способность к организации собственной деятельности,
 готовит обучающихся к предстоящим экзаменам по русскому языку за курс основной средней школы.
Повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе рабочих тетрадей достигается в условиях активного привлечения обучающихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет, на самостоятельную и серьёзную подготовку к предстоящим экзаменам по русскому языку.
Категория: Русский язык | Добавил: учитель1499 (14.09.2014)
Просмотров: 2594 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик