СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Начальные классы » Математика

Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках математики
Активизация познавательной деятельности учащихся
с ОВЗ на уроках математики
(итоговая работа)

Исполнитель:
Волошина Марина Владимировна,
Учитель начальных классов МОКУ Падунская специальная
( коррекционная) школа – интернат VIII вида



Кемерово 2013


Содержание:

Введение........................................................................................... ……3-5

Глава 1. Особенности развития младших школьников в специальной школе

1.1 Физиологические, психические и психолого–педагогические
особенности развития младших школьников ……………………….5-9

1.2 Специфика развития математических способностей детей олигофренов..............................................................................................10-13

Глава 2. Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках математики
2.1 Задачи развития познавательной деятельности учащихся ………14

2.2 Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики………………………………………………………… 15-.25

Заключение ……………………………………………………………..26-28

Литература.................................................................................................29-30

Приложение…………………………………………………………………31-37
Введение
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, разгрузки школьных программ, оснащению кабинетов современной техникой, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующем, традиционном построении учебного процесса невозможно.
Одним из резервов, позволяющим поднять работу школы на новый качественный уровень является индивидуализация обучения.
Разработка действенных средств индивидуализации важна для всех звеньев школы, но особенно актуальна она для системы начального обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду.
Большую общественную тревогу вызывает сегодня крайне неблагоприятное положение в школе детей, которые, едва переступив школьный порог, попадают в категорию отстающих. Отставание детей в учении уже на начальном этапе их обучения оказывается одной из главных причин низкой педагогической, социальной и экономической эффективности школьного воспитания. Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание адекватных условий обучения для каждого переступившего школьный порок ребёнка. Создание таких условий, учитывающих индивидуальные особенности, общие и специальные способности школьников, - важнейший аспект программы охраны детства, обязательная предпосылка фактической реализации права каждого человека на полноценное образование.
В системе народного образования утвердилась разветвлённая сеть специальных школ: вспомогательные школы и школы – интернаты для умственно отсталых детей, школы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с речевыми расстройствами при сохранном слухе и др.
Одной из возможных форм педагогической помощи таким детям является организация в структуре специальных коррекционных школ и создания в них особых классов, программ которые ставят свои задачи по укреплению здоровья детей, стимулировании их развития, коррекции имеющихся в развитии отклонений и приобретает в ходе реализации этих функций отличающие его специфические особенности. Учитывая особенности детей олигофренов, планирование учебной работы в классах приобретает иной характер.
Трудность обучения состоит в том, что учителям нелегко дифференцировать материал из учебников. Для детей с нарушением интеллекта учебного материала мало.
Существование классов, разные предметы, которые должны усвоить дети, необходимость развития математических способностей учащихся, а также, неразработанность методики организации учебного процесса (при обучении математике) с целью развития математических способностей определяют актуальность работы.

Глава I. Особенности развития младших школьников в специальной школе.
1.1 Физиологические, психические и психолого-педагогические особенности развития младших школьников.
Научной разработкой проблемы отставания в развитии и неуспеваемости их в массовой образовательной школе занимались многие педагоги и психологи, такие как М.А. Данилов, В.И. Быкова, И.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.И. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина и др. Однако категория детей группы риска отдифференцирована в составе детского населения сравнительно недавно. К ней относятся дети, развитие которых осложнено неблагоприятными факторами генетического, биологического и социального свойства. Эти дети не принадлежат к категории больных или дефективных.
Однако, в силу указанных обстоятельств находятся в пограничной ситуации между нормой и паталогией, имеют при сохраннном интеллекте худшие, чем у сверстников, адаптационные возможности. Это осложняет их социализацию, делает особо уязвимыми по отношению к несбалансированным условиям внешней среды. Для таких детей характерен низкий уровень выполнения учебных и неучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Всё это обусловлено неярко выраженными теми или иными отклонениями в их развитии.
В настоящее время в системе общеобразовательных школ организуются классы компенсирующего обучения (классы коррекции). В эти классы принимаются или переводятся дети группы риска, не имеющие выраженных отклонений в развитии (задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость, выраженные нарушения речи, слуха, зрения, двигательной сферы). Показателями для зачисления детей в эти классы являются такие состояния как астения, цереброастения, наличие хронических соматических болезней. В эту группу можно отнести детей с нерезко выраженными сенсорными дефектами.
Показателями являются нарушения работоспособности связанные с расстройствами поведения: невротические, неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез.). Сюда же следует отнести детей с психофизическим инфантилизмом.
Особенности психики таких детей проявляются как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности.
Дети, у которых ослаблен процесс возбуждения – вялы, медлительны, плохо усваивают всё новое, учатся с трудом, но в конечном счёте добиваются
удовлетворительных результатов. Новые навыки и умения формируются у таких детей медленно, но усваиваются прочно. У этих детей мало инициативы, самостоятельности.
У детей с ослабленным процессом торможения несколько иная картина. Они встречаются реже, но заметно выделятся из общей массы. Они быстро реагируют на всё происходящее, отвечают и действуют необдуманно.
Среди особенностей высшей нервной деятельности детей группы риска многие исследователи отмечают выраженную инертность. Выработка новых условных связей резко замедленная. Так В.И. Лубовский, отмечает, что особенно инертными оказываются упроченные словесные связи. Ещё одной особенностью является склонность к охранительному торможению. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестаёт его понимать. Ребёнку трудно сосредоточить внимание на чём-либо, всё происходящее вокруг воспринимается неясно, трудно припоминается то, что всегда легко вспоминалось. Эти состояния охранительного торможения (изученные и описанные академиком И.П. Павловым и его учениками) под названием «фазовых» состояний
возникают у детей группы риска часто. Пока нервные клетки коры головного
мозга ребёнка находятся в состояние охранительного торможения, его умственная работоспособность оказывается резко сниженной. Однако, это снижение временное, проходящее. Но в результате учащиеся не имеют систематических знаний.
Таким образом, поступающим в школу детям присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умения, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счётом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности.
Учащиеся с нарушением интеллекта быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Эти и ряд других особенностей говорят о том, что у детей группы обнаруживается недоразвитие психических процессов.
Систематическое психологическое изучение детей олигофренов началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы.
Было установлено, что свойственные детям снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разнообразные формы индивидуального проявления.
У одних детей максимальное напряжение внимания, высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы, у других, - сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих – отмечаются периодические
колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания. У всех детей наблюдаются и недостатки памяти, причём эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.
При выполнении многих заданий дети сталкиваются с трудностями
интеллектуального характера, которые связаны с тем, что к началу школьного обучения дети ещё не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющиеся необходимым компонентом мыслительной деятельности.
Одна из психологических особенностей детей состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Дети рассматриваемой группы имеют бедный словарный запас, плохо овладевают эмпирическими и грамматическими обобщениями. Дети этой группы также испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи.
После поступления в школу эти дети продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью остаётся игра, положительного отношения к школе не наблюдается. Внимание детей характеризуется неустойчивость, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. При обучении детей с необходимо исключить действия каких бы то ни было посторонних раздражителей.
У детей наблюдается сравнительно низкий уровень развития восприятие. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Это обусловлено бедностью опыта ребёнка. Работая с такими детьми, учителя должны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять.
Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся как одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.
Следует отметить, что для детей характерна конкретность мышления, слабость регулирующей роли мышления, его некритичность. Некоторым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки.
Таким образом, коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:
а) осуществлять индивидуальный подход к детям;
б) предотвращать наступление утомления;
в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д) обеспечить обогащения детей математическими знаниями (используя
развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)

1.2. Специфика развития математических способностей детей олигофренов
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное , психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.
Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.
Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать , развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.
Говоря о математических способностях как особенностях умственной
деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных
среди учителей заблуждений.
Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ученик может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.
Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей школьников» различает девять способностей (компонентов математических способностей):
1) Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными
структурами, структурами отношений и связей;
2) Способность обобщать математический материал,
вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне
различном;
3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;
5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить
свернутыми структурами;
6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
7) Гибкость мышления, способность к переключению от
одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
8) Математическая память. Можно предположить, что её
характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия;
Рассматривая развитие математических способностей младших школьников при помощи компонентов математических способностей Крутецкого В.А., можно сказать, что:
У детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта наблюдается более простой вид обобщений – движение от частного к известному общему, подвести частный случай под общее правило. Абстрагирование у этих детей выражено гораздо слабее, чем у их сверстников, которые учатся в простых классах.
Большое влияние на их рассуждения оказывают несущественные признаки. Поэтому с такими детьми нужно работать тщательнее, усерднее.
Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся
нелегко, дети с большим трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений. Путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают названия некоторых цифр.
Свернутость мышления в младшем школьном возрасте проявляется лишь в самой элементарной форме. Детям же классов коррекции это даётся ещё труднее.
Говоря о гибкости мыслительных процессов, можно сказать, что у данных детей она развита на самом низком уровне. Им очень трудно переключаться от одной умственной операции к другой, нужен отдых. Утомляемость этих детей повышена.
Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми в основном пользуются учителя, детям труднее воспринимать материал.
Проявление математической памяти в её развитых формах не наблюдается. Дети запоминают цифры, операции с трудом. Математическая память находится на низком уровне.
Этим детям Аргинская И.И рекомендует использовать геометрические фигуры, их использование позволяет опираться на наглядные образы, выполнять предлагаемые задания в наглядно-действенном плане, что облегчает учащимся достижение успеха. Способность к пространственным представлениям у детей так же не развита как и перечисленные выше компоненты математических способностей.
Утомляемость детей к математике повышена. Поэтому уроки математики должны быть интересными, занимательными. Нужно учитывать индивидуальные особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление.

Глава 2 Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках математики
2.1 Задачи развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках математики
Характеризуя умственно отсталых детей, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.
Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности является следующее:
• формирование мотивации учения, ориентированный на удовлетворение познавательных интересов;
• развитие внимания и памяти;
• формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
• развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
• формирование общеучебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий).

2.2. Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Во 2 классе изучаем числа второго десятка. При изучении нумерации чисел в пределах 20 уделяю большое внимание, так как нередко наблюдаются недостаточно прочные знания числового ряда, не всегда учащиеся безошибочно считают, особенно трудно даётся учащимся запоминание обратного порядка чисел , часто искажают в речи числительное шестнадцать, смешивают названия числительных 17 и 18. Встречаются ученики, которые считают, что число 11 - это две единицы, стоящие рядом, число 12 записывают как 21 и т. д. Для этого использую на уроке счётный материал.
Счётный материал рассыпаю не весь, а только один десяток, второй десяток объединяю в одно целое.
Поэтому стоит передо мной задача - довести до сознания ученика с ограниченными возможностями здоровья конкретный смысл каждого числа, его место в натуральном ряду, десятичный состав, особенности письменного обозначения. Для этого тщательно продумываю систему изучения нумерации и при этом постоянно опираюсь на средства наглядности, использую слуховые, зрительные, кинестические анализаторы и систематически работаю над этой темой.
Для выработки зрительных представлений о месте каждого числа в числовом ряду использую таблицу
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Она заполняется по мере изучения чисел. Эта таблица представляет собой наборное полотно с двумя рядами карманов, по десять в каждом ряду. Эту таблицу использую на каждом уроке, варьирую задания, например:

1. Из таблицы убраны все числа. Поставить табличку с числом 8 (надо правильно найти место этого числа).
2. поставить в таблицу числа 5 и 15, а затем назвать все числа больше 5 и меньше 15.
3. Поставить все чётные числа, все нечётные числа, числа, которые получаются при счёте 2, 3, 5 и т.д.
Кроме этого использую разрядную таблицу, счёты книжки - считалки. Некоторый наглядный материал изготавливает на уроках занимательного труда. Например, книжки-считалки учащиеся с удовольствием изготовили на уроке труда и также охотно применяют на уроке математики.
Большое внимание уделяю развитию вариативного мышления и творческих способностей учащихся. Они не просто обследуют различные математические объекты. Начиная с самых первых дней, им систематически предлагаю задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур (круг, квадрат, прямоугольник) предлагаю выбрать лишнюю фигуру, при этом аргументируют свой ответ ( т.к у данной фигуры нет углов), или красный квадрат, потому что остальные белые, отыскать одинаковые фигуры и т. д. использую дидактическую игру « Поиск девятого»
В младшем школьном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации на уроке является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки здоровья.
Большую роль в активизации познавательной деятельности является мотивационный компонент урока. Заботясь о мотивировке обучения, я ориентируюсь не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы.

Стараюсь, чтобы на уроке никто не чувствовал себя обделённым вниманием учителя, нахожу возможность чтобы ученик смог ответить несколько раз, при этом поддерживаю его взглядом, словом или прикосновением. Продумываю средства взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом, это такие приёмы как взаимопроверка работы. Также одним из средств общения и взаимодействия является игра, игровые ситуации.
Одной из главных задач школы 8 вида - формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья в достаточной мере активной и самостоятельной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависят динамика развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, возможности его социальной адаптации. И поэтому на каждом уроке математики и предлагаю учащимся самостоятельную работу, где после данной работы осуществляется взаимопроверка, где учащиеся находят и указывают допущенные ошибки своих товарищей (самостоятельное решение примеров, математический диктант, взаимопроверка). Данный приём воспитывает младших школьников сознательному отношению при выполнении задания, ответственности, внимания.
На уроках математики стараюсь работать над развитием внимания, воображения, памяти, мышления на протяжении всего урока.
Важным моментом в уроке является использование коррекционных заданий. Коррекционные упражнения развивают у учащихся память, внимание,сосредоточенность.
Одним из эффективных средств развития интереса, также является дидактическая игра, так как дидактическая игра, игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.
Используя приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствую активизации мыслительной деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, призыв к действию, например: «Кто быстрей», «Не зевать! Кто верней!» и т.д. Наглядно на уроке соревнование двух команд с призывом, кто быстрее и правильно решит примеры (примеры на сравнение).
Огромные возможности представляют различные виды упражнений в виде игры. Значение игры трудно переоценить. Здесь развивается кругозор, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения без перехода через десяток, использую игру "Поймай рыбку". На доске висит таблица, на которой изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из примеров: 10+3, 15 - 5 и т.д. Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения. Остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени, ученики сверяют ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. 0н считается лучшим рыбаком в данной игре. Для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 использую игру "Самый быстрый почтальон", Дидактическая игра «Составь букет», Дидактическая игра «Круговые примеры».
Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу, внести в урок элементы соревнования, что ещё более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более чёткими, собранными, быстрыми.
Кроме того уроки, проведённые в нестандартной форме также позволяют преодолеть механическое усвоение знаний, активизируют познавательную деятельность. Учащиеся любят такие уроки и, как правило, работоспособность, активность, внимание у ребят на таких уроках повышаются.
Уроки - путешествия.
Целесообразно проводить различные уроки-путешествия. Такие как "В цирке", "Веселые страты", "Плывем к Робинзону Крузо", "В зоопарке", "Полет в космос" и др.
В игру задания превращает их проведения - эмоциональность, непринужденность, занимательность.
В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!
Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют, доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Математические уроки сказки
Если спросить у детей, любят ли они сказки, несомненно, все ответят "да". Сказка всегда вызывает у детей радость, внимание, интерес.
Можно заметить, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений. Что благодаря сказке ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического геометрического материала, обдумывать предложенную ситуацию, которая требует воображения и умения, выявлять необходимую информацию для принятия решения. И использовать необходимую информацию для решения.
На уроках сказках всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми.
Сказки при изучении математики можно использовать следующим образом. Герои сказки испытывают трудности. Дети пытаются им помочь. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, вспоминают пословицы.
Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного.
Устойчивый познавательный интерес формируется различными средствами. Одним из них является занимательность. Немало занимательного материала можно использовать на уроках математики, и им полезно пользоваться, так как с помощью занимательности можно сделать учебу желаемым делом. Некоторые нестандартные задачи (задачи-шутки, с монетами, спичками, разрезанием, складыванием и др.) обладают внешней занимательностью. Такие задачи полезны, но их не всегда можно связать с программным материалом. Однако для подобных заданий можно найти 3-5 минут на уроке. Если задача нетрудная, то ее можно включить в устный счет. Если задание посложнее и нет уверенности, что ее выполнят сразу многое дети, то задание следует предложить в конце урока, после записи домашнего задания. В таком случае не надо добиваться решения задач на уроке во что бы то ни стало, предложив детям поразмыслить над условием во внеурочное время.
Веселые задачи в стихах
Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения.
Наряду с нестандартными заданиями, используют задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно применять при изучении программного материала и для активизации познавательной деятельности учеников на уроках.
Математические загадки
Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны детям. Практика показывает, что применение загадок на уроках математики дают положительные результаты, так как они знакомят детей с окружающим миром, развивают логическое мышление.
Сказочные задачи
Среди занимательных задач особое место занимают сказочные задачи, т.е. задачи со сказочными образами, сказочными сюжетами. Казалось бы, сказка и математика - понятия не совместимые, однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Именно такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка.
Встреча детей со знакомыми героями сказок не оставляет их равнодушными, сказка вызывает у детей радость, интерес. Известный математик А.И. Макрушевич отмечал, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений, что благодаря сказке начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического мышления. Сказки в начальных классах нужны, особенно при изучении геометрического материала, который требует развитого воображения, умения обдумывать предложенную ситуацию, выявлять и использовать необходимую информацию для принятия решения.
На уроках, где имеет место сказка, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет проникнуть на урок юмору. Фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка. Развивает его интерес к математике. В то же время встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ребенка перечитать литературное произведение. Сказки и через задачи продолжают воспитывать детей. Сказки можно включать у уроки математики при повторении и закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях.
Математические сказки.
Сказки любят все, но особенно - дети. Их можно включать в уроки математики при повторении или закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях. Именно для такой работы предназначены сказки "О нуле", "Победа знаний", "Герой планеты Фиалка". Для удобства сказка разбивается на части.
Задачи занимательного характера
В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием.
Эти задачи способствуют развитию интереса к математике, углублению и расширению математических знаний, осознанию силы и практической значимости математики. Одна из важнейших задач начального обучения - развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения нужны для изучения учебного материала не только в начальных классах, но и в средних и старших
Головоломки
Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления.
Логические задачи
Шарады. В шарадах требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не целиком, а по частям
Мегаграммы.
В мегаграммах зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова измениться.
Логогрифы.
В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится в начале. Затем, в расшифрованное слово добавить одну или две буквы, и получится новое слово.
Так же на уроках широко использую ребусы, пословицы, поговорки. Эти элементы так же очень удобно применять на уроках математики.
Например, тему "Меры времени" младшие школьники начинают изучать на втором году обучения. В процессе изучения ученики знакомятся с понятиями: секунда, минута, час, сутки, месяц, год; учатся определять время по часам, знакомятся с календарем и т.д. Чтобы активизировать внимание детей при изучении единиц измерения времени детям предлагаются ребусы:
а так же пословицы и поговорки:
Летом одна неделя год кормит.
На час опоздал - за год не догонишь.
Зимою солнце светит, да не греет.
Пословицы, поговорки и ребусы оживляют учебную деятельность, повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала.
Для того, чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, учитель должен не только как можно доступнее объяснить материал ученику, но и активней включать его в мыслительную деятельность, в процессе которой будет происходить познание, то есть формироваться познавательные силы личности: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снижает усталость, позволяет удерживать внимание.
Таким образом, занимательн6ость на уроке математики помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке, при проведения на занятиях игр, в конструировании различных геометрических фигур, в организации коллектива своих товарищей, а так же в умении с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или провести познавательную игру.
Также немаловажная задача состоит в том, чтобы создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В системе "актив-класс" в процессе обучения включаются обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идёт активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Для развития самостоятельности и активности оцениваю каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос.

Также важно умение оценить свои силы, рассчитать и распределить их при выполнении заданий разной сложности. Поэтому, чтобы приучить умению соразмерять свои возможности, я даю учащимся дозированные задания, кто успешно выполнит минимум, тому предлагаю выполнить дополнительную работу.
Помимо всего этого, на всех этапах урока математики постоянно добиваюсь полного ответа, названия математических терминов, правильно читать примеры, аргументировать свой ответ, что важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В заключении, из вышесказанного нужно сделать вывод о том, что обучение провожу так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся умели рассуждать, использовать имеющуюся информацию, включая учеников в творческую деятельность. Всё это повышает у учащихся познавательную активность.



Заключение
Таким образом рекомендациями по формированию и активизации познавательного интереса учащихся на уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида станут:
I. Основа активности учебно-познавательной деятельности:
- адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;
- стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;
- преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.
II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить:
- о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
- о развитии мыслительных особенностей учащихся в познавательной деятельности на уроках математики;
- что процесс познания у ребёнка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления.
III. Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:
- принуждение;
- интерес к предмету;
- сознательность.
Учитель должен уметь:
1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
2. Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.
3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.
5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.
6. Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
7. Подбирать систему самостоятельных работ.
8. Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.
9. Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.
10. Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
11. Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.
12. Проводить дифференцированную работу в классе.
13. Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.
14. Использовать разнообразные формы поощрения.
15. Формировать у учащихся веру в свои возможности.
16. Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
17. Разнообразить формы домашних заданий.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся c нарушением интеллекта на уроках – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
На уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида учителя сознательно формируют не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.

Литература
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. Москва, 1973.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В.В.Воронковой. Москва, 1994.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, том 5. Москва, 1983.
4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва, 1994.
5. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и
диагностики. Москва-Нальчик, 1996
6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Москва, 1986.
7. Перова М.П. Методика преподавания математики во вспомогательной
школе. Москва, «Просвещение». 1978.
8. Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике. Москва,
«Просвещение», 1996.
9. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей.Москва, «Просвещение», 1969.
10. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во
вспомогательных школах. Москва, «Просвещение», 1981.
11. Соловьев И.М. Особенности познавательной
деятельности учащихся вспомогательной школы. Москва, 1953.
12. Скаткин Л.Н. Обучение решению простых и составных арифметических задач.Москва, 1963.
13.Хилько А.А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников.Ленинград, 1964
14. Граборов А.П. Игра и ее значение в развитии ребенка. Москва, 1916.
15. Царева С.Е., Волчек М.Г. Обучение математике и здоровье учащихся.
Начальная школа. 11.2002.
16. Эк В.В., Перова М.Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной
школе. Москва, 1983.
17. Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 1990.

ПРИЛОЖЕНИЕ
ФРАГМЕНТ УРОКА№1.
Тема: «Сложение и вычитание 1,2». (закрепление)
Ход урока.
II. Закрепление изученного материала.
- Сегодня мы отправляемся в гости к героям разных сказок. Они хотят посмотреть чему вы научились, умеете ли вы решать примеры и задачи. Ребята, мы пойдем по сказочной улице, где в своих сказочных домиках живут герои мультфильмов. Отгадав загадку, вы узнаете к кому первому мы пойдем в гости.
Не артист, а голосист,
Не ездок, а шпоры у ног.
Кто это?
- Петушок.
- Он предлагает нам поиграть в игру «Молчанка».
Цель: закрепить навыки сложения и вычитания в случаях +1, -1; +2, -2.
Инструкция: на плакате изображены два одинаковых предмета, внутри одного записаны цифры от 1 – 10, с этими цифрами нужно составить примеры на сложение и вычитание 1, то же самое нужно сделать со случаями +2, -2. Примеры составляются самостоятельно, а по команде учителя, ответ показывают на математическом веере.

-

Петушку понравилось как вы справились с заданием теперь он хочет с вами поиграть с вами в «Прятки с цифрами».
Цель: закрепить знания о цифрах 1,2.
Инструкция: на доске стоят цифры. Учитель читает загадку о числе, а учащиеся отгадывают цифру, переворачивают ее на доске и записывают в тетрадь.
Почему расстроен Тишка?
Где ботинок? Нет ботинка!
Тишка сосчитал сперва,
Что ботинок было…(два)
Сколько бубликов в мешок
Положил ты, Петушок?
- Два, но дедушке дадим,
И останется…(один) и т.д

ФРАГМЕНТ УРОКА№2.
Тема: «Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 10».
III.Закрепление изученного материала.
Дидактическая игра «Поиск девятого».
Цель: научить учащихся устанавливать закономерность.
Инструкция: дети должны выбрать нужную недостающую фигурку из предложенных, назвать ее цифрой и составить с этой цифрой пример.

  
  
 




- Покатился колобок дальше, а тут его заяц чуть с ног не сбил.
- Куда торопишься, Косой?
- Да вот от лисы убегаю и следы запутываю.
Дидактическая игра «Круговые примеры».
Цель: необходимо сделать так, чтобы эти числовые выражения стали круговыми и прочитать их математическим языком.
- Интересно, - подумал Колобок, - а я смогу это сделать? И решил попробовать, да и запутался. Давайте ребята, выручать Колобка.

- Ух, еле выбрался, - вздохнул Колобок и покатился дальше.
- Выкатился на поляну, видит – сидит Медведь и цветы то в одну вазу ставит, то в другую.
- Мишка, что ты делаешь?
- Букет составляю.
- Ну и что тут сложного? Берешь цветы и ставишь в вазу.
- Видишь, дело в том, что цветы в одну вазу нужно поставить с ответом 4, а в другую с ответом 6.
- А я совсем запутался. Ребята, помогите мне пожалуйста.
Дидактическая игра «Составь букет».
Цель: закрепление вычислительных навыков.

При объяснении нового материала, можно использовать такие дидактические игры.
«Сколько предметов ты выучил?»
Цель: дать понятие число-предмет.
Инструкция: учитель дает задание достать из мешочка, пользуясь только мускульными ощущениями пальцев рук, три игрушки. Ученик выполняет задание. Затем пересчитывает предметы. Все ученики класса проверяют, столько ли он вынул предметов, сколько было задано.
«Живые числа».
Цель: объяснение понятия числа
Содержание игры: учащиеся получают таблички с числами. Каждый учащийся прикрепляет свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, (от 2 до 5) станьте по порядку!» Учащиеся должны встать в шеренгу лицом к классу и пересчитаться.

ФРАГМЕНТ УРОКА№3.
Тема: Закрепление пройденного материала.
Учитель. Ребята, к нам в гости приехал кот Матроскин. Он приглашает нас в путешествие на корабле. Вы согласны? Для того, чтобы отправиться в морское путешествие, надо сказать волшебные слова.
Дети. Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток.
Канаты - паутинки,
А парус - лепесток.
(Учитель заранее незаметно вкладывает в тетради детей вырезанных из бумаги мышек с корзинкой в лапке, в красивых платьицах.)
Учитель. Ребята, раньше на нашем корабле жили мышки. Но как только на нем появился кот Матроскин, они исчезли. Видимо, мышки испугались кота и спрятались. И мне кажется, что они где-то у вас. Посмотрите внимательно. Нашли! Берите мышек и выходите к доске.
(Дети ставят мышек на полку.)
Сколько всего мышек? (6.)
У каждой мышки есть математическая корзинка. Назовите числа на корзинках. (8, 6, 7, 9, 5, 10.)
Они расположены по порядку?
Поставьте их так, чтобы они расположились по по¬рядку от 5 до 10.
Какое число идет при счете за числом 5? 7? 9?
Какое число стоит перед числом б? 8? 10?
Назовите соседей числа 6, 8, 10,
Какое число больше, чем 6 на 1?
Какое число меньше, чем 6 на 1?
Каких чисел не хватает в ряду?
С помощью мышек мы поработали над числовым рядом. А кот Матроскин их обижать не будет.
Давайте проверим, не сбились ли мы с курса.
Игра «Точно по курсу».
(На фланелеграфе выставлены примеры без ответов.)
2 + 2 =
3 - 2 =
3 + 2 =
4 - 1 =
5 + 5 =
6 – 1 =
Вокруг примеров - кораблики, на парусе каждого из них записаны цифры (4, 1, 5, 3, 7, 5), которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров.
Учитель вызывает к доске учеников (по количеству записанных на доске столбиков примеров), которые находят кораблики с подходящим ответом и подставляют к примерам.
Кто быстрее «проведет» правильно по курсу свои корабли, т.е. найдет точный ответ к каждому примеру своего столбика, тот становится капитаном.
Учитель. Поплыли дальше.
Дети. Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток.
Канаты - паутинки,
А парус - лепесток.
Учитель. Все ли на море спокойно, капитан?
Капитан (смотрит в бинокль). Впереди корабля резвятся рыбки.
Учитель. Давайте вместе с ними отдохнем.
Рыбки в озере плескались
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Кот Матроскин предлагает вам немножко порыбачить.
Игра «Рыбалка»
Учитель показывает детям разноцветных бумажных рыбок, на одной стороне которых записаны примеры по составу чисел (2 + 3,4 + 2, 6 + 1 и др.), на другой - числа, являющиеся ответом. Дети видят только ответ. Ученик, назвавший тот пример, который записан с другой стороны рыбки, считается хорошим рыбаком - он поймал рыбку. Одновременно проводится соревнование между рядами. Тот ряд, на котором больше поймали рыбок, получает красный флажок, ряд, занявший второе место, - желтый флажок, а тот ряд, детям которого не повезло на рыбалке, получают синий флажок.
Учитель. Каких красивых рыбок мы наловили! Может быть, мы их отпустим в море?
Пока мы отдыхали, наш корабль сел на мель.
Вез корабль карамель.
Наскочил корабль на мель.
И матросы всю неделю
Карамель на мели ели.
Посчитай, за сколько дней
Съели матросы карамель?
(Ответы детей.)
Молодцы! А теперь поплыли дальше!
Дети. Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток.
Канаты - паутинки,
А парус - лепесток.
Учитель. На пути у нас остров, где дружно живут семьи зверей и птиц. У каждой семейки есть квадрат, в котором записано число, обозначающее количество членов в семье. Но морской прибой стер все числа. Звери и птицы перепутались и так расстроились, что стали все делать наоборот.
Замяукали котята:
Надоело нам мяукать!
Мы хотим как поросята,
Хрюкать!
Давайте поможем котятам. Посчитайте их и поставьте в квадрат нужную цифру.
А за ними утята:
Не желаем больше крякать!
Мы хотим как лягушата, Квакать!
Посчитайте утят и заполните квадрат.
Свинки замяукали:
Мяу! Мяу!
Какое число вы запишите свинкам?
Цыплята закрякали:
Кря, кря, кря!
Сколько здесь цыплят? Посчитайте.
Воробышки прискакали
И коровой замычали;
Му-у-у!
Сколько же их, ребята?
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
Какое число нужно записать медведю?
Телята зачирикали:
Чик-чирик!
А какое число стерлось у телят?
Лягушата залаяли:
Ав-ав-ав!
Сколько же лягушат залаяли?
Собаки запищали:
Пи-пи-пи! !
Сколько их?
А вот и заиньки -
Были паиньки,
Не мяукали
И не хрюкали.
Они наш корабль встречали
И весело танцевали.
Сколько их?
Все числа расположены не по порядку. Давайте назовем их начиная от самого маленького и заканчивая самым большим. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.)
А теперь наоборот. (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.)
Звери и птицы благодарят вас. Попрощаемся с ними и поплывем дальше.
Дети. Плыви, кораблик, в море
И дальше - в океан.
Там служит на линкоре
Товарищ капитан.
Учитель. Капитан, все ли спокойно в океане? Что это показалось вдали? Да это же пиратский корабль!
(На доске появляется нарисованный корабль с пира¬тами, вставленными в прорези.)
Они хотят напасть на наше судно. Приготовиться к математическому бою! Нашим оружием будет ум и смелость!
(Дети решают у доски примеры. За каждый правиль¬ный ответ пираты снимаются с корабля.)
От имени капитана объявляю благодарность самым отважным матросам нашего корабля!
А теперь настало время сделать записи в бортжурналах. Проверьте свое рабочее место, сядьте поудобнее, постарайтесь, чтобы бортжурналы лежали правильно, а записи были четкими и аккуратными. Найдите пятое задание и выполните его.
(Самостоятельная работа учащихся.)
Учитель. Ребята, коту Матроскину очень понравилось наше путешествие. И в знак благодарности он для каждого из вас приготовил интересные задания.
(Учитель раздает детям карточки с заданием и предлагает подписать на рисунке номера деталей, из которых состоит кораблик.)
Учитель. Наше путешествие подошло к концу. Благодаря дружной работе мы снова на родной земле. Кот Матроскин приготовил медали самым активным матросам. Награждаются матросы, победившие пиратов ...; матросы, которые смогли вывести затерянные корабли точно по курсу …; лучшие рыбаки ... И, конечно же, капитан!
Категория: Математика | Добавил: унтик (23.09.2014) | Автор: Марина E
Просмотров: 6723 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик