СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Классное руководство » Методические материалы

Внеклассное занятие "Играй,гармонь!"
ИГРАЙ, ГАРМОНЬ!
Осетинская гармоника (фандыр) появилась у осетин не так давно – в XIX веке.
По преданию, появление у алан-осетин первого музыкального инструмента (дыууадаестаенон фаендыр -двенадцатиструнная арфа) связано с именем Сырдона, одного из персонажей Нартовского эпоса. Когда Сырдон, донимавший нартов своими проделками, в очередной раз подшутил над ними, они разгневались не на шутку, убили его детей и бросили в кипящий котел. Убитый горем отец, обливаясь слезами, сделал из их костей корпус арфы, а из вен -струны и в отчаянии запел...
Праотцом современной осетинской гармошки считается «вятская тальянка».Однорядная «вятская тальянка» — прародительница современной гармоники, она покорила Северную Осетию еще в конце XIX столетия. В прошлом веке инструмент внешне изменился — к ряду белых клавиш добавились полутоновые черные, и гармошка зазвучала более темпераментно, с «кавказским акцентом».на любом торжественном осетинском мероприятии вы обязательно услышите затейливую вязь национальной гармоники.В Осетии фандыр популярен настолько, что многие семьи принимают решение отдать ребенка обучаться игре именно на этом инструменте.Богатый фольклорный материал, передаваемый из поколения в поколение мастерами устного народного творчества, стал благодатной почвой для развития осетинской музыкальной культуры, наряду с истинно эпическими инструментами, которые прославили и донесли до наших дней красоту и величие осетинского эпоса.
Напевная и томная любовная лирика, вариации танцевальных наигрышей, широкий диапазон музыкальных средств для передачи образно-эмоциональных характеристик в творчестве осетинских композиторов, - все это подвластно гармони.Осетинская гармонь всенародно любимый инструмент Истоки музыкальной культуры осетин уходят в глубь веков и связаны с появлением у них первых музыкальных инструментов. С течением времени форма их изменялась, совершенствовалась, но так или иначе все они дошли до наших дней. К числу традиционных музыкальных инструментов осетин, получивших в народе широкое распространение, относятся следующие:
хъисын-фаендыр - сольный струнный смычковый инструмент, напоминающий скрипку, на котором играли сидя, держа его между коленями, исключительно мужчины. В наши дни он иногда заменяется обыкновенной скрипкой;
дала-фаендыр - струнный щипковый инструмент, по форме схожий с хьисын-фаендыром. На нем тоже играют сидя, держа его как балалайку или домру. Звук извлекается бряцанием и щелканьем по струнам указательным, средним и безымянным пальцами;
дыууадаестаенон фандыр - один из видов угольной арфы. Инструмент имеет 12 (иногда 10) струн, натянутых наклонно под острым углом к деке. Играют на нем, держа его на коленях так, чтобы басовые струны были обращены к исполнителю. Это аккомпанирующий инструмент; в прошлом на нем играли только мужчины, он считался инструментом героев;
уадындз - духовой дульцевый инструмент, продольная флейта. Это один из древнейших инструментов осетин, упоминаемый в «Сказаниях о Нартах». На нем играл один из нартовских героев, Ацамаз, осетинский Орфей. Впоследствии уадындз уподобился обыкновенной пастушьей свирели; ирон хъандзал-фаендыр известен сегодня как осетинская гармошка. Из всех перечисленных является сегодня самым распространенным инструментом, без которого не обходится ни одно праздничное торжество, ни одна осетинская свадьба.
Булат Газданов является одним из самых известных гармонистов и композиторов Осетии
Биография
Родился в 1936 году, в селе Ольгинское, Северной Осетии. После окончания средней школы в 1952 году, он поступает в Орджоникидзевское музыкальное училище, сразу на три отделения: дирижерско-хоровой, домры и гобоя. В 1957 году он поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (ныне РАМ им. Гнесиных). В 1959 году поступил на работу в оркестр Радиокомитета СОАССР, и одновременно в Осетинский театр. В 1966 году поступил в Северо-Осетинский медицинский институт, но прервал обучение
Награды и звания
• Народный артист России (2008)
• Заслуженный артист России (1993)
• Народный артист СОАССР
• Заслуженный артист СОАССР
• Государственная премия СОАССР им. К. Л. Хетагурова
Из всех детей Газдановых только старшая дочь Эмма умела играть на гармошке. Трехлетний малыш с недетской серьезностью слушал и слушал, как играла сестра.
Тогда же Булат впервые в жизни взял гармошку. Ранним летним утром, когда роса продолжала еще сверкать на траве во дворе, он неожиданно открыл глаза и, не желая, прежде чем вскочить с постели, более разглядывать потолок комнаты, как это бывало всегда, вдруг резко вскинулся, словно от ужасного сновидения, и помчался к месту, где лежала гармошка. Ему стоило немалых усилий притащить ее на крыльцо. Он сел на ступеньки и тут же неожиданно для самого себя заиграл... Заиграл приблудную русскую мелодию, ту самую, которую много и много раз слышал от своего отца. С того момента Булат уже никогда не расставался с гармошкой. Она все сильнее и сильнее захватывала его душу и в конечном итоге овладела ею навсегда.
Он любил этот замечательный инструмент самозабвенно, и его любовь не была безответной: в руках мальчика гармонь становилась удивительно покладистой и покорной, словно она нашла наконец своего хозяина и никак не нарадуется ему. А ведь у осетин издавна на гармошке играли исключительно женщины, для мужчин это занятие считалось позорным. И словно бы зная эту несправедливость, осетинская гармошка «мстила» всем своим обидчикам, «мстила» по-своему: она все сильнее и сильнее очаровывала трехлетнего малыша, приворажи¬вая его все новыми и новыми своими тайнами...
Своего рода «музыкальной школой» для Булата, где он «совершенствовал» свое исполнительское «мастерство», были сельские свадьбы и незатейливые концерты, которые устраивались в сельском клубе в тяжелые годы Великой Отечественной войны. В то время жители Ольгинского жили более чем скромно: нужда, голод, холод, «похоронки», плач матерей и вдов. И тем не менее люди старались не падать духом: в селе устраивались небольшие праздники, отмечались торжественные события, игрались свадьбы. И все эти мероприятия не обходились без Булата: односельчане быстро признали его талант гармониста. На очередную свадьбу мальчика могли забрать даже ночью, в полусонном состоянии. Подчас - на другой конец села. И мать безропотно отпускала ребенка. Не отпустить значило бы обидеть соседей, родственников. А если обидеть, то как же жить среди них дальше? И мальчика, который уже клевал носом, увозили на бричке, если добираться пешком было далековато. Добравшись до места, его, успевшего замерзнуть в дороге, если дело было к зиме, сначала отогревали на печке, а затем усаживали на специально приготовленный для него в центре комнаты маленький стульчик и клали ему на угловатые коленки тяжелую гармошку. И мальчик без устали играл всегда столько, сколько требовалось.
Окончив семилетнюю школу в Ольгинском в 1952 году, Булат приехал во Владикавказ и поступил в Республиканское музыкальное учи¬лище, которое сегодня носит имя прославленного дирижера Валерия Гергиева. Он начал учиться на трех отделениях одновременно: дирижерско-хоровом, домры и гобоя. В училище ему нравилось, учеба шла успешно. Булат много читал, посещал спектакли всех владикавказских театров, но предпочтение все же отдавал Осетинскому театру.
После окончания училища в 1957 году Булат поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в Москве, на отделение народных инструментов. Глубоко осознавая тот факт, что ему выпала счастливейшая возможность учиться у мастеров с мировым именем, Булат взялся за учебу с завидным трудолюбием. Он жадно насел на специальные науки, большое внимание уделял изучению особенностей диатонической и хроматической осетинской гармошки.
Сегодня Булат Газданов известен в Осетии как непревзойденный гармонист и талантливый композитор. Диапазон его творческой деятельности достаточно широк. Более тридцати лет он является художественным руководителем и дирижером оркестра народных инструментов телерадиокомпании «Алания». Одновременно он занимается исполнительской, концертмейстерской, композиторской, научно-исследовательской и педагогической деятельностью. Знаток и собиратель национального осетинского музыкального фольклора, он является автором учебного пособия «Школа игры на осетинской гармонике для 1 - 2 классов музыкальной школы» и «Сборника пьес для осетинской гармоники». Пройденный им многолетний путь был сопряжен с настойчивыми поисками и озарен творческими удачами.
Известный осетинский собиратель народных песен, композитор и дирижер Борис Александрович Галаев, чрезвычайно много сделавший для профессионального изучения осетинского музыкального фольклора, дает свое объяснение истории происхождения осетинской гармошки: «...Ирон-кандзал-фандыр (осетинская гармонь) - язычковый пневматический инструмент, разновидность «вятской тальянки», известный под названием «азиатская гармонь». С конца XIX века «азиатская гармонь» стала одним из самых распространенных и любимых инструментов в Осетии... На ирон-кандзал-фандыре в Осетии играли исключительно женщины.
В музыкальный мир Осетии Булат Газданов вошел в конце 50-х го¬дов, в эпоху небезызвестной «оттепели», когда счастливые перемены произошли не только в обществе, но и в сознании людей, их психологии. Творческий подъем наблюдался тогда и в культуре Осетии. Что же касается народной осетинской музыки, то ее успехи определялись талантливой игрой на осетинской гармошке Земфиры Калмановой, Надежды Ходовой, Серафимы Икаевой, Венеры Дзерановой.
Венера Дзеранова работала тогда в Государственном ансамбле песни и танца. Инструмент звучал в ее руках страстно, открыто, гармонистка не сдерживала свойственного ей редкого темперамента. Ее исполнительская манера отличалась тембровой густотой, «знойностью».
Некоторой камерностью выделялась исполнительская манера Надежды Ходовой. Ее отличала изысканная сдержанность чувств, что придавало игре гармонистки благородство и строгую возвышенность. Надежда Ходова не занималась концертной деятельностью, ее никто никогда не видел на эстраде, но все были влюблены в ее игру благодаря радио. Интересно, что одним из самых ревностных поклонников замечательной гармонистки был генерал И.А.Плиев. В каждый свой приезд домой, к матери, он приглашал на ужин очень узкий круг своих близких людей и непременно Ходову. Генерал заслушивался старинными осетинскими наигрышами в ее исполнении, моментами тайком смахивал слезу: он страстно любил осетинскую народную музыку, вдали от родины тосковал по ней, и, часами слушая любимую гармонистку, Исса Александрович, казалось, пытался «подпитать» свою душу ею, чтобы хватило до следующего приезда.
Игру Серафимы Икаевой можно было услышать в спектаклях, в ко¬торых она принимала участие. Будучи актрисой лучезарной, она как будто светилась на сцене. И на гармошке она играла так же радостно, с очаровательным кокетством и легкостью, несколько прихотливо, полу¬чая от зрителя долгие, горячие аплодисменты.
Сима Ревазова была в те годы молодой, но уже известной солисткой оркестра народных инструментов при Северо-Осетинском радиокомитете. Она играла проникновенно, лирично, возвышенно. Ее игра на гармошке отличается особой изысканностью исполнительской культуры. Каждая мелодия в ее исполнении является своеобразным монологом женщины с тонкой душой и богатым внутренним миром, таящим в себе небывалую глубину и нежность. Звуки ее гармони уносят в далекую от земной суеты торжественную высь.
Игра Ирины Мистуловой с характерным для нее искусным и щедрым перебором клавиш отличается неповторимым тембровым богатством, которое создает удивительную мелодическую ауру, рождающую в душе слушателя настроение сладостно-торжественной праздничности, приподнимающей его над сумятицей и обыденностью. С таким вдохновением она играла тогда, так продолжает играть и сегодня.
Осетинская гармошка имеет два вида: диатонический и хроматический. Диатоническая гармонь, появившаяся очень давно, имеет простую клавиатуру, довольно ограниченные возможности. Это - «однорядка>. Хроматическая же, которая появилась много позже, богата по клавиатуре и технологии. Она обладает богатейшим звучанием звукоряда. Именно ей и посвятил Газданов всю свою жизнь, занявшись ее возрождением.
Через многое пришлось пройти замечательному музыканту, чтобы отстоять и провести в жизнь начатое им дело - обучение игре на осетинской гармошке по нотам. Пришлось выдержать и злобные иронические насмешки, и недоброжелательность, столкнуться с демагогией, незаинтересованностью, тенденциозностью. Газданову потребовались годы упорного профессионального труда, чтобы доказать свою правоту. И он доказал ее своим блестящим искусством гармониста, виртуозно, профессионально владеющим сегодня народным старинным музыкальным инструментом.
.Таким образом, можно заключить следующее: ирон фæндыр, пройдя этапы становления и расцвета осетинской музыкальной культуры, хранит то, что называется характером и душой народа, неизменно привлекая к себе и исполнителей, и слушателей.
Категория: Методические материалы | Добавил: madamrita2015 (05.08.2015) | Автор: Козырева Рита Сергеевна E
Просмотров: 831 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик