СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Дошкольное образование » Методические материалы

Влияние игрушки на развитие и здоровье детей

Влияние игрушки на развитие и здоровье детей.

Романовская Татьяна Николаевна,

воспитатель МАДОУ «Умка»

г.Ноябрьск

 

У современных детей выбор игрушек огромен. Казалось бы, радоваться надо, что появилось столько возможностей. Почему же психологи все настойчивее бьют тревогу, соединяя два на первый взгляд несовместимых понятия «детские игрушки» и «опасность».

О том, что изобилие - тоже стресс, я впервые прочув­ствовала на собствен­ном опыте, когда выбирали игрушки сыну. И этот опыт свиде­тельствует, что чрезмерное разнообразие действует на пси­хику именно таким образом.

Многие женщины жалуются, что, попав в крупный су­пермаркет, они быстро устают, впадают в какое-то оцепене­ние, затормаживаются - то есть не выдерживают напора новых впечатлений. А кто-то, наоборот, "шалеет" - хочется купить и то, и это, а де­нег на все не хватает, и вместо радости возникают раздраже­ние, досада, расстройство. На языке психоанализа такое со­стояние называется фрустра­цией. Детская же психика еще более уязвима. Поэтому многие мамы опасаются сейчас захо­дить с детьми-дошкольниками в магазины игрушек, зная, что у их малыша разбегутся глаза и дело обязательно кончится сле­зами. Впрочем, даже если насы­щать непомерные детские ап­петиты, интереса к игрушкам все равно хватает ненадолго. Ну, позабавится денек-другой с новыми роботами-машинка­ми, а назавтра на них и не взглянет. Пресыщение влечет за собой скуку, апатию. Вот по­чему опытные воспитатели раньше настоятельно совето­вали родителям давать ребен­ку для игры всего несколько иг­рушек, а остальные убирать по­дальше, чтобы он их подзабыл. Взрослый человек обычно оценивает игрушки, исходя из своих взрослых представлений о красивом, смешном или страшном.

Сейчас, например, в моде звери, выполненные так натуралистично, что их почти не отличить от настоящих, и многим родителям это нра­вится. Честно говоря, они и мне еще недавно казались сим­патягами. Но, побывав в одной квартире, где громадное зверье смотрело на меня со всех сто­рон - со шкафа, дивана, пуфи­ка и комода, а главное, пона­блюдав за пятилетней девоч­кой, страдавшей энурезом, я вдруг поняла, что такой зоо­парк способен вызвать у ребен­ка нешуточные страхи. Особен­но ночью. Мама не очень-то верила, но, вероятно, все же насторожилась. Во всяком случае, через несколько дней, заглянув часов в одиннадцать ночи к дочке в комнату и слег­ка отодвинув одеяло, которым Даша укуталась с головой, Люд­мила Викторовна увидела гла­за, в которых застыл непод­дельный ужас.

- Что с тобой, Дашенька? - заволновалась мама.

Ребенок приложил палец к губам и еле слышно произнес:

- Молчи, съедят. Они толь­ко днем игрушки, а ночью жи­вые.

Конечно, подобные фанта­зии могут возникнуть у впечат­лительного малыша и по пово­ду самых традиционных игрушек, но степень вероятности этого несоизмеримо меньше. Еще более непредсказуемо для детской психики увлече­ние игрушечными монстрами, киборгами, троллями, демона­ми, короче, теми персонажа­ми, которые можно по-русски обозначить словом "чудови­ще". Даже если они будут с виду не такими уж и страшными, обольщаться не стоит. Ведь иг­рушка - это не просто забава. Она дает детям яркие, запоми­нающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом за­висит формирование мораль­но-нравственных представле­ний ребенка, его будущая кар­тина мира. Какие чувства уко­реняются в душе ребенка, ко­гда он привязывается к монст­ру, начинает его любить? (А это неизбежно произойдет - с не­любимыми игрушками дети не играют.) Он начнет видеть в безобразии что-то привлека­тельное, видеть в зле, которое в детском сознании прочно ас­социируется с понятием "не­красивый", - добро. Таким об­разом, понятия добра и зла бу­дут размыты, еще не успев тол­ком оформиться. А ведь дет­ское воображение недаром так устроено, что не воспринима­ет полутонов и нюансов: или плохой, или хороший; или можно, или нельзя. А если се­годня можно, а завтра то же самое нельзя, неизбежно возни­кают волнение, возмущение, протест, в глубине которых та­ится страх. И это понятно: ок­ружающий ребенка мир сло­жен, часто непостижим, ему нужны простые, четкие ориен­тиры, чтобы чувствовать себя в безопасности. Потом, когда человечек повзрослеет, к нему придет способность различать оттенки понятий, качеств и от­ношений. Но, чтобы здание не оказалось шатким, сначала нуж­но заложить прочный фунда­мент.

Ребенку для успешного разви­тия необходимо прикладывать какие-то усилия: домысливать, дофантазировать, учиться де­лать многое своими руками. К сожалению, новая тенденция создавать полностью укомплектованный мир игрушечных персонажей не способствует развитию детской инициати­вы.

Самый яркий пример - "им­перия Барби". Для нее можно приобрести в магазине все, на­чиная от нарядов и кончая ав­томобилем или яхтой. Каза­лось бы, интересно, ярко - лишь бы деньги были. Но чело­века, разбирающегося в дет­ской психологии, это "блюдеч­ко с голубой каемочкой" в вос­торг не приведет. Зачем шить, рискуя уколоться иголкой, за­чем распарывать и по несколь­ку раз подгонять лоскутки, ко­гда кукольное платье (да еще и туфли в придачу) можно ку­пить в магазине? В итоге фор­мируется психология потреби­теля, привычка скользить по поверхности, уклоняться от трудностей - то, на что сегодня так часто сетуют родители и что очень мешает ребенку, ко­гда он пускается в самостоя­тельное школьное плавание.

По определению крупней­шего детского психолога Д.Б.Эльконина, игра - это "школа произвольного поведе­ния". Ребенок, играя, учится контролировать свои эмоции, действовать по чужому зада­нию, а не только по собствен­ной прихоти, осваивает труд­ные виды деятельности. Взять хотя бы нанизывание бус. Труд­но даже перечислить, сколько полезных умений и навыков получит девочка, сделав укра­шение своими руками. Это на первый взгляд незатейливое за­нятие тренирует мелкую мото­рику, усидчивость, внимание, способствует освоению формы предметов, помогает в овладе­нии счетом, развивает художе­ственный вкус и фантазию, учит заботе о других (если бу­сы предназначены для куклы или кому-то в подарок). Всего этого ребенок, которому купи­ли игрушечные бусы в магази­не, будет лишен. А какой про­стор для творческой фантазии предоставляется мальчишке, мастерящему для сестры ку­кольный дом!

Природные игрушки издав­на признаны лучшими. Камушки, песок, шишки, палочки, ло­скутки - они при желании мо­гут быть всем. В то время как монофункциональная одно­значность электронной игруш­ки с четырьмя кнопками оче­видна - нажимай на них, и все.

Вера Васильевна Абраменкова, психолог, посвятившая не один год жизни изучению того, как влияют игрушки на психику де­тей, приводит в пример ручку в ви­де скелета. Когда нажимаешь на кнопочку, скелет, сверкнув глазами, разгибает в локтях ру­ки и выставляет вперед кулаки, каждый размером с его голову. А вот супергерой с набором разнообразного оружия, вплоть до лазерного. Выраже­ние лица зверское - его при всем желании трудно счесть благородным защитником сла­бых. А вот полицейский набор: игрушечные наручники и дубинка. "Подарив любимому ча­ду эти «атрибуты правосудия» ро­дители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие - са­мый короткий путь решения проблем". К психологам все ча­ще приводят детей, которые не могут адаптироваться к коллек­тиву сверстников, постоянно вступают в конфликты и не удерживаются даже в дорогих частных школах, откуда вы­гнать, как вы понимаете, не ста­раются. И когда специалисты начинают разбираться, неред­ко оказывается, что от приро­ды ребенок совсем не агресси­вен. Просто он хочет быть по­хожим на своих любимых ки­ногероев, воспроизводит те модели поведения, которые се­годня сплошь и рядом предла­гают и в фильмах, и в компью­терных играх. Даже не агрессивный от природы ребенок СТАНОВИТСЯ НЕУЗНАВАЕМЫМ, когда начинает подражать своим любимым героям. А начинается-то все еще раньше, с выбора игру­шек...

Конечно, не все дети будут слепо подражать игрушечным персонажам. Но где гарантия, что ваш ребенок не окажется в числе тех, кому это придется по вкусу? Среди дошкольников и младших школьников нема­ло ребят, склонных к демонст­ративному поведению, легко попадающих под дурное влия­ние, вспыльчивых и самолюби­вых. Они в данном случае - пер­вые кандидаты в группу риска. Каждая игрушка несет какую-либо педагогическую и психологическую нагрузку. Чему-то научит и какие-то чувства пробуждает. Забавляясь с игруш­ками, ребенок примеряет на се­бя разные роли, которые затем будет опробовать в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль до­брого, заботливого и благород­ного человека.

 

 

 

 

 

ВО ЧТО ДЕТЯМ ИГРАТЬ?

 

Выбирая игрушку в магазине, стоит обратить особое внимание на то чувство, которое формирует у вас ее образ - выражение лица у куклы, мягкость шерстки у плюшевого зверя, дизайн и цвет машинки...

 

Экологически чистые материалы - дерево, ткани, качественный пластик - предпочтительны не потому, что это сейчас в моде, а потому, что "натуральность" воспитывает у ребенка хороший вкус.

 

Предлагая малышу развивающие, многофункциональные игрушки (пазлы, конструкторы, головоломки), вы фактически занимаетесь его ранним интеллектуальным развитием.

 

Игры из подручных материалов (шишек, палочек, камешков) прекрасно стимулируют воображение. Ведь можно приготовить кукольный обед из пластмассовых овощей, а можно "настругать" салат из листиков, пожарить яичницу из одуванчиков, потушить мясо из щепочек...

 

Игрушки, созданные своими руками (совместно со взрослыми или самостоятельно), ценятся больше готовых и "живут" в доме, а затем и в памяти вашего ребенка гораздо дольше.

Скачать материал в полном объеме

 
   

 

Категория: Методические материалы | Добавил: admin (15.02.2017)
Просмотров: 145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик