+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Начальные классы » Программы и КТП

Экологический калейдоскоп
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си¬туации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на¬чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви¬тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз¬дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату¬ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер¬шенствования всей системы воспитательной работы с младши¬ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз¬нающей свое место в Природе.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи¬ке экологического образования в начальной школе единой, рас¬считанной на весь период обучения, программы дополнительно¬го образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель и задачи программы «Экологический калейдоскоп»
Цель: формирование и развитие экологически сообразно¬го поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Сформировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве с природой, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Сформировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Сформировать экологически ценностные ориентации в деятельности детей.
4. Воспитать ответственное отношение к здоровью, при¬роде, жизни.
5. Развить потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь¬нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Особенности программы.
Программа «Экологический калейдоскоп», имеет естественно- научную направленность, является образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возраст¬ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная программа дополнительного образования разработана для уча¬щихся начальной школы, рассчитана на 70 часов, 1 год обучения. Программа ориентирована на младших школьников. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Новизна программы.
Программа составлена с учетом преемст¬венности экологического образования младших школьников, опирает¬ся на теоретический, практический и личностный опыт уча¬щихся.

Результативность. Результативность и целесообраз¬ность работы по программе «Экологический калейдоскоп» выявляется с по¬мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого раздела программы проводятся тестирование и анкетирование уча¬щихся, в течение учебно¬го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль¬татов реализации программы представляются на всероссийские дистанционные конкурсы, выставки.
Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводится в форме:
- итоговых занятий по изученным темам;
- тестирование;
- конкурсы;
- выставки детских работ;
-викторины.

Тематическое планирование программы.


п/п Дата
Раздел, тема Кол-во часов Виды деятельности
теория Практика
Как мы понимаем природу 16 ч. Дидактические игры, экскурсии.

выполнение индивидуальных заданий.

работа с листьями деревьев, карандашами, красками, ИКТ
1. 1 1 Вводный урок. Как мы будем заниматься. Т.Б. 2
2. 1 1 Учащийся, его обязанности. Эколого-биологический отдел, объединение, теплица 2
3. 1 1 Как я провёл лето. 2
4. 1 1 Экскурсия «Листопад» 2

5. 1 1 Растительные сообщества, ярусы леса 2
6. 1 1
Экскурсия в парк. «Деревья»
Деревья леса лиственные, хвойные.
2

7. 1 1 Аппликации из листьев
2
8. 1 1 Формы листьев
( простые) 2
Как мы узнаем, что перед нами 4 ч. Дидактические игры,

парно-групповая работа,
выполнение индивидуальных заданий ;
работа с ИКТ
9. 1 1 Условия для роста растений.
2
10.
11. 1 1
Различие
плодов и семян овощей, фруктов, цветов.
2

Времена года
6 ч. Экскурсия,
Работа с презентацией, почвой в теплице, иллюстрациями, ИКТ,
парно-групповая работа,
наблюдение за природой

12. 2 Зима. Признаки зимы. 2
13. 2 Подготовка животных к зиме. 2
14. 2 Свойства почвы
Проведение простейших опытов с почвой. 2
Как ты узнаешь мир 8 ч. Дидактические игры,

выполнение индивидуальных заданий,

парно-групповая работа,

работа с учебником, тетрадью, ИКТ;
15 2
Мамин день 2
16. 2 «Зимние заботы птиц» 2
17 2
Части растений. 2
18. 2 Повторение и самостоятельная работа. 2
Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека 10 ч. Ролевые театральные игры,

Работа с презентацией, гербарий, ИКТ;

парно-групповая работа,

индивидуальная работа по карточкам
19 2 «Зелёная красавица» 2
20 2 Домашние любимцы и комнатные растения. 2
21 2
Ядовитые растения 2
22 2
Лекарственные растения 2
23 2 Повторение и самостоятельная работа. 2
Весна 7ч. Экскурсия,

работа с презентацией, иллюстрациями, ИКТ,

парно-групповая работа
24 1 1 Весна. Признаки . 2
25 1 1 К первоцветам в гости. 2
26 1 2 Экскурсия в парк «Весенняя природа». 3
4 ч.
27 1 1 Повторение и самостоятельная работа. 2
28 2 Учимся решать жизненные задачи. Итоговая работа №1.
(тестовое задание) 2
Что нас окружает 7 ч. Экскурсия, встреча с людьми разных профессий; опыты, работа с Иллюстрациями; парно-групповая работа, индивидуальная работа;
29 1 Семена и зародыши 1
30 1 1 «Земля именинница» 2
31 1 Растения из Красной книги 1
32 1
Путешествие капельки 1

33 1 1 Повторение и самостоятельная работа. 2
Отчего и почему 8 ч. Экскурсия,

работа с презентацией, иллюстрациями, ИКТ,
парно-групповая работа
34 1 1
Экология. Правила поведения в природе. 2

35 1 1 Клумбовые однолетники. 2
36 1 1 Насекомые – опылители растений 2
37 1 1 Повторение. Итоговая работа № 2. 2
70ч.

Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-какую пользу приносят представители растительного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о природе;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- человек существо природное и социальное; разносторон¬ние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело¬века и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за птицами в зимнее время;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними жи¬вотными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной сре¬ды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окру¬жающей природе;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой природы;
Методическое обеспечение
Основные принципы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип экологического гуманизма;
• принцип краеведческий;
• принцип практической направленности.
Программа включает и раскрывает основные содержатель¬ные линии:
• Земля - единая экосистема.
• Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
• Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой является подход к выбору педагогиче¬ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту¬пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор¬ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си¬туации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуще¬ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея¬тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая.
Одним из основных методов обучения являются системати¬ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче¬ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно¬сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро¬ды».
Средствами эффективного усвоения программы явля¬ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс¬курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз¬дание экознаков, экологиче¬ские акции, знакомство с определителями, гербаризация. Предполагаются различные формы привле¬чения семьи к совместной экологической деятельности: семей¬ные экологические домашние задания, участие в работах на выставках, конкурсах в проведении экологических акциях, помощь в оборудовании и озеленении, являющейся местом проведе¬ния занятий с детьми, участие в организации праздников.
Материально-техническое обеспечение программы
Видеофильмы, презентации, мультимедиа:
«Дождик из семян», «Охрана почв» ( в 2-х частях),
«Отношение человека к природе»,
«Охрана естественной растительности»,
«Охрана живой природы»,
«Человек и природа»
Аудиодиски: «Голоса птиц», «Красная книга»,
песни о природе, сказки о природе, насекомые,
« Весёлые грядки», песни о Югре,
«Большая детская энциклопедия биология».
Оборудование: иллюстрации и плакаты с изображениями растений, карточки,
таблицы, схемы, гербарий, натуральные растения, муляжи, коллекции.
Наборы открыток и каточек:
«Птичий двор», «Будьте с ними осторожны», «Растения под охраной»,
«Лесное богатство», «Охрана природы»,
«Лекарственные растения», «Травянистые растения»,
«Ваш приусадебный участок».
Настольные игры:
«Схожие – непохожие», «Что где растет»,
«Круговорот воды в природе», «Собери урожай» и др.
Природный материал, цветная бумага, клей, ножницы.
натуральные растения на опытническом участке, микроскоп,
Рабочий инвентарь для работы с растениями:
( для детей) лопатки, стеллаж 1м / 2м,лейки для полива растений,
кашпо, детские фартуки, детский набор тяпок, рыхлителей.

Литература

1. 100 великих загадок живой природы/Автор-сост. Н.Н.Непомнящий. – М.: Вече, 2009.
2. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2012.
3. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
4. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М.: ВАКО, 2010.
5. Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2009.
6. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 2010.
7. Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.
8. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 2010.
9. Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
10. Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2010.
11. Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2011.
12. Экология России. Хрестоматия. – М., 2010.
Категория: Программы и КТП | Добавил: olika (05.11.2014) | Автор: Ольга Викторовна
Просмотров: 1345 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик