+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Разное » Разное

Работа по формированию коллектива, как средство развития взаимоотношений

                                        Доклад на тему:

 

 

     «Работа по формированию коллектива, как    

 

          средство развития взаимоотношений»

 

    Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ является социальная адаптация, реабилитация и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и коллективе.

   При социализации детей с умственной отсталостью проблемой является отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность ребенка с умственной отсталостью не предусматривает широкого контакта со сверстниками.

   Поэтому особое внимание необходимо уделять умению детей общаться. Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения и взаимопонимания.

   Далеко не всегда отношения с другими детьми складываются легко. Зачастую в группе детей существует множество конфликтов, являющихся результатом неправильного  развития межличностных отношений, когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого надо превзойти. Педагогам необходимо четко ориентироваться в этих тенденциях, чтобы вовремя их распознать и помочь ребенку преодолеть их.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают сложности при общении как со сверстниками, так и взрослыми, в силу своих личностных особенностей: отличаются своеобразием, неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудностью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных возможностей, неумением организовать свой досуг.

   Они с трудом включаются в коллективные игры, плохо усваивают смысл общественных взаимоотношений взрослых. Все это отрицательно сказывается на общем развитии, на способности к социальной адаптации. Дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в школах-интернатах, большую часть времени проводят в группе в процессе воспитательной деятельности, коллективных игр, общественно полезного труда, в котором они приобретают необходимые умения и навыки общения. Данная категория детей, как правило, затрудняется с правильной формулировкой вопроса, просьбы, часто их высказывания состоят из отрывочных предложений. Следует отметить, что дети с нарушенным интеллектом, как и нормальные школьники, в процессе общения и во время учебной деятельности вступают в контакты со сверстниками, основанные на близости взглядов, интересов. Возникают неофициальные группы, которые имеют свои отличительные признаки: межличностные отношения неустойчивые, слабо дифференцированные. Неустойчивость межличностных отношений сохраняется вплоть до старших классов. Следует также учитывать, что в коллективах школьников с нарушенным интеллектом не всегда удаётся распознать неофициальных лидеров, т.к. на систему межличностных отношений влияет дефект умственного развития, который имеет сложные индивидуальные проявления: сниженная потребность в общении, нарушение эмоциональной сферы и т.д. Лидеры выделяются по случайному признаку, при этом они очень часто оказываются носителями отрицательных личностных качеств.

     На основании выше сказанного можно сделать следующие выводы:

у детей с ОВЗ недостаточно развита инициатива в общении; при общении дети испытывают страх, смущение, что приводит порой к прекращению общения; недостаточно развита речь и  недостаточно развиты умения применять знания на практике.

   Поэтому возникает необходимость уделять больше внимания личностным взаимоотношениям, так как у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается характерная замкнутость, изолированность от детского коллектива.

  Таким образом, по отношению к личности детей с ОВЗ коллектив является:

§ средством духовного обогащения;

§ фактором его нравственно-психического развития, воспитания положительных личностных качеств;

§ средством, координирующим его психическую деятельность;

Формирование межличностных отношений очень трудоемкий процесс, который занимает довольно много времени, организуется поэтапно и должен включать в себя механизмы и методы воздействия, усиливающие положительное влияние группы на личность ребенка. Детская группа способствует развитию у ребенка навыков регуляции поведения в условиях совместной деятельности, что, в свою очередь, является фактором успешного развития личности и ее благополучной социально-психологической адаптации в будущем. Для того, чтобы социально-психологический климат детской группы оказывал эффективное положительное воздействие на детей с ОВЗ, следует учитывать характер взаимодействия каждого ребенка со сверстниками, стремясь к созданию в группе совместные позитивные эмоциональные  переживания. В группе детей с ОВЗ нужно добиваться, чтобы каждый ребенок ощущал себя равноправным ее членом, с которым считаются все другие члены группы.

  
Для коррекции межличностных отношений у детей с ограниченными возможностями здоровья педагогами применяется комплекс разнообразных методов:

изучение социологической, психологической, социальной, педагогической и дефектологической литературы; изучение медицинской документации, личных дел, характеристик;

наблюдение за детьми в группе, коллективе, на занятиях, трудовой и досуговой деятельности;

беседы с детьми, воспитателями и специалистами (медицинский работник, социальный педагог, психолог, логопед);

   Особое значение приобретают личностные отношения, деления коллектива на малые группы, обусловленные личностными интересами, совместным времяпровождением, симпатиями друг другу, эмоциональные и поведенческие качества.

   Дети с ОВЗ без помощи взрослого не могут самостоятельно изменить свое мнение об «отверженных» или положение, какого-либо ребенка в группе.

Для уменьшения количества изолированных детей в группе, коллективе необходимо:

вовлекать таких детей в коррекционный и воспитательный процесс;

больше давать общественных поручений в силу их индивидуальных и физических возможностей, способностей;

всячески стимулировать и поощрять их положительные поступки;

применять различные подвижные игры, распределяя таким детям не второстепенные, а главные роли;

проводить игровые тренинги для того, чтобы дети лучше узнали друг друга с лучшей стороны, научились видеть и понимать друг друга с лучшей стороны и в то же время преодолевать и раскрывать себя.

     Безусловно, больше всего возможностей для сплочения детского коллектива - это внеурочная деятельность, когда проявляется активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности. Само назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников с ОВЗ  и разумной организации их свободного времени и соответственно сплочению детей по интересам, творческой самореализации ребят, социальному становлению личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активному взаимодействию со сверстниками и педагогами.

    Важное условие успешного общения детей – это предоставление  свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе партнеров по игре, и т.д. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.

   Для улучшения психологического климата и для снятия напряжения следует использовать некоторые коррекционные  и танцевально-песенные упражнения, которые являются эффективным средством общегруппового сплочения, снятия напряженности, предотвращения утомления; игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики, пантомимы; ролевые игры, упражнения на межгрупповое взаимодействие.

Вот некоторые полезные игры:

Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Цель: Дать детям понятие, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

Ход игры: Педагог спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может обидеть, огорчить, рассмешить человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Педагог читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывать его, дети повторяют за педагогам.

Игра «Я вижу»

Цель: Повышение групповой сплоченности, развитие внимания, умения выполнять инструкции, разучивание различных движений.

Ход игры: Ведущий говорит детям: «Я вижу, что...» Дети спрашивают: «Что вы видите?» Взрослый отвечает: «Я вижу детей, которые кричат и прыгают вокруг меня». Дети выполняют действия, названные ведущим, пока он снова не скажет «Я вижу, что...». Дети должны остановиться и снова спросить: «Что вы видите?» Взрослый называет что-то новое (я вижу воробушков, они прыгают и клюют хлебные крошки, детей, которые лежат на коврике; девочек и мальчиков, которые улыбаются; детей, которые скачут на лошадках и  т. д.).

Сюжетно-ролевая игра «Гостья»

Цель: Учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.

Ход игры: В класс входит персонаж (кукла, неваляшка, матрешка и тд.). Здоровается. Говорит, что хотела бы посмотреть, как ребята живут. Дети показывают свои игровые уголки, игрушки и др. Гостья предлагает поиграть всем вместе, интересуется умеют ли дети дружно играть, загадывает детям загадки. Все повторяют правила вежливого общения.

Игра-имитация «Кто я ?»

Цель: Развить способность подражать мимике и жестам.

Ход игры: Педагог предлагает одному из детей стать животным, остальным детям отгадать, кто это и повторять все его движения.

 

 Игра «Дотронься до...»

Цель: развитие внимания, доброжелательности.

Ход игры: Педагог предлагает: «Дотронься до... желтого!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то желтое  и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.  Педагог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра «Комплименты»

Цель: развитие умения говорить другому приятные слова и отвечать на них, видеть в другом хорошие качества.

Ход игры: Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, восхищаются и передают мячик из рук в руки. Правило - не повторяться. Тот, к кому обращаются, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Так же важную роль в становлении детских взаимоотношений играет коллективный труд. В условиях коллективного труда ребята учатся ценить себя и других, приучаются относиться к  другим так же, как и к себе, начинают осознавать  преимущества совместных форм деятельности и правила их осуществления. Происходит закладка  основ  наиболее ценных личностных качеств, навыков взаимодействия с людьми. Еще  немаловажно участие детей в общешкольных мероприятиях. В процессе подготовки к ним ребята учатся взаимодействовать друг с другом, участвовать в коллективных сценках и развлечениях, оценивать выступления других ребят, сопереживать участникам действия. Даже во время режимных моментов много возможностей  сплотить детский коллектив т.к. они занимают большое время в течение дня, проводятся ежедневно, а некоторые повторяются неоднократно. Совместный прием пищи, подготовка к урокам,  проведение гигиенических процедур развивают у детей желание помогать друг другу, делиться, практически усваивать необходимые навыки.

Помимо этого необходимо поддерживать  внутригрупповую систему проведения совместных праздников, развлечений, трудовых десантов и тд.

   Но в процессе всей этой работы нужно не забывать, что дети с ОВЗ нуждаются в постоянной помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Только педагог может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятель­ность в нужное русло, помочь в решении проблем, дать возможность проявить себя, научиться общению со сверстниками и совместно развивающаяся деятельность детей и взрослых, построенная на взаимопонимании, в конечном итоге даст положительный результат при формировании детского коллектива.

 

  

 

 

Литература:

1.БасоваЕ.Д. Воспитательная работа классного руководителя. Теоретический и научно- методический журнал Воспитание школьников. 8/ 2009.

2.Воронов В.В. .Технология воспитания - М., «Школьная пресса», 2000.

3.Григорьев В.Д. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. -М.: Просвещение, 2010.

4.Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя / – М.: Просвещение, 1987. – 159с.

5.Нечаева М. О моделировании системы целей воспитания в классном коллективе. Теоретический и научно- методический журнал Воспитание школьников. 4/ 2009

6.Справочник классного руководителя./МЦФЭР ,№2,3,8 2010.

7.Тыртышская М.А.50 идей для классного руководителя: Практическая копилка педагога.-Ростов н\Д,2007.

8.Фобель К. Как научить детей сотрудничать? Ч.1,2. –М., 1998.

9.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

10.Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. – М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2012.

11.Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. -М., 1988.

 

Категория: Разное | Добавил: admin (12.05.2018)
Просмотров: 139 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик