СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Гуманитарные дисциплины » Гуманитарные дисциплины

У войны не женское лицо
Разработка урока учителей истории Сорокиной О.Г МБОУ"Починокинельская СОШ"Комсомольского района ЧР.
Интегрированный урок литературы и истории на тему:
«Женское лицо войны»
9 класс.
Цели урока:
Обучающие:
– показать роль женщины в войне;
– познакомить учащихся с судьбами и деятельностью женщин, внесших вклад в победу.
Развивающие:
– формирование навыков сопоставления и сравнения, выделение главного в материале;
– совершенствовать коммуникативные умения: грамотно строить монологические речи; формулировать вопросы; давать ответы.
Воспитательные:
– формирование гармонически развитой личности, гражданина и патриота;
– формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия; гордости за своих соотечественников и их мужество.
Оборудование:. . Слайд 1.Фонограмма “Летят журавли”
Женщина для меня – это воплощённая гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой вместе с мужчинами…
Б.Васильев
Ход урока.
Фонограмма « Из заявления Советского правительства 22 июня 1941г…»
Учитель истории .Сегодня у нас с вами не обычный урок, а интегрированный - истории и литературы - и посвящён он 70 - летию Победы и женщине в Великой Отечественной войне. Говорят «у войны не женское лицо». Ребята запишем тему сегодняшнего урока "У войны не женское лицо".
Ребята ,мы на основе изучения истории и литературы, попытаемся ответить на следующие вопросы:
1) Повлияло ли участие женщин на ход войны в значительной мере?
2) Какова роль женщины на войне ?
3) На сколько велик вклад женщин в приближение Великой Победы?
4) Какова заслуга ваших бабушек, прабабушек в этой войне?

На войну 1941-1945 гг. вступили все граждане Советского Союза. От мала до велика, поднялись на защиту Родины. Дети и женщины , на ровне с мужчинами и вступили в ряды Красной Армии. Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. Многочисленные… факты свидетельствуют о стойкости наших войск, высоком моральном духе наших рядовых и командиров, сержантов и офицеров, словом, всех кто участвовал в этой страшной войне, и женщин и мужчин.
Женщина –это источник новой жизни. Она дает жизнь и оберегает его. Эта страшная война вынудила ее взяться за оружие. Убивать! Убивать врага ,который обрушился на ее священную земля, на ее семью,на ее детей.
Слайд 2. Учитель истории. Ребята , повлияло ли участие женщин на ход войны в значительной мере!? Какова роль женщины на войне ? Определение вклада женщин в приближение Великой Победы
Слайд 3. Учитель истории Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок.
Сегодня мы рассмотрим подвиг женщин на войне. Она на своих плечах вынесла все тяготы тыла и фронта. Ее героический подвиг и мужество ни с чем не сравним. Не раз мы убеждались в этом в ходе войны.
Слайд 4.Учитель истории. Ребята перед вами военные специальности .Определите какая из этих специальностей и видов деятельности выполняла женщина на войне?(раздаточный материал)
Слайд 5. Выше сказанного можно сделать вывод, что женщины на фронте ни чем не уступали мужчинам. Стояли на огненных позициях ,обороняли тыл, а также имели такие военные звания как: рядовой, ефрейтор, сержант, лейтенант, офицер.
Слайд 6. Работа с документом. Ребята перед нами женщинах, чьи подвиги бессмертны.Определите о ком идет речь? Чем проявила себя в Великой Отечественной войне данная героиня? За какие подвиги она удостоена высокое звания? (раздаточный материал)
Слайд 7. Таким образом безграничны возможности женщины . Ее героические подвиги и стойкость призывает всех нас к борьбе с врагом . Женщина не только воюет на равне с мужчинами но и женщина наравне с мужчинами воевала, совершала подвиги.Не смотря на весь груз ответственности которую она несет на свих хрупких плечах она всегда остается добросердечной милой и любимой Разве эти женские качества совместимы с жестокой дето убийственной войной? Ответы учащихся
Женщина принявшая мученическую смерть во имя патриотических идеалов навсегда останется образцом жизненной энергии и мужества. Важно, чтобы мы верили, знали кого помнить и чем гордиться.
Слайд 8. Составим схему

.

С годами мы всё больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, её величайшую жертву, принесенную на алтарь победы. Низкий наш поклон женщине державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами.
Ребята, ваши прабабушки в период войны находились в тылу и они помогали фронту .Найдите из семейных архивах данный о них.
Слайд 9. Катюша. Физкульт минутка
Учитель истории.– Вспомните, пожалуйста, ребята, какие книги вы читали, какие кинофильмы видели об участии советских женщин в войне 1941–1945 годов.
Слайд 10 Слово учителю литературы. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь. Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…
Б.Васильев назвал свою повесть “А зори здесь тихие…”. На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных. Шел май 1942 года. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы – девушки во главе коменданта разъезда, хмурого старшины Васкова.
Вопрос: Опишите старшину Васькова. (Ответы учащихся)
Учитель литературы : Васков улыбнулся-то всего три раза: генералу, что орден ему вручал, хирургу, осколок из плеча вытащившему, да хозяйке своей – за догадливость. Вот за этот осколок и получил он свой теперешний пост коменданта разъезда.
Когда перед ним предстали девушки старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из-под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов.. На разъезде наступила благодать, но коменданту от этого легче не стало. Зенитчицы оказались девахами шумными и задиристыми, и старшина ежесекундно чувствовал, что попал в гости в собственный дом."
У каждой из них – своя судьба, но объединяет их общее дело- уничтожить врага. Они хотят свести личные счеты с фашистами. Вспомним их поименно Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.
Учитель литературы:
Ребята опишите жизнь каждой из этих девушек до военное время Как они жили? О чем мечтали? Чем была полна их жизнь?
Учащимся предлагается заранее прочитать повесть и выделить строки описывающие жизнь девушек до войны.
Слова 1 ученика: Елизавета Бричкина (Все 19 лет Лиза прожила с ощущением завтрашнего дня. Каждое утро её обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья… Лиза твёрдо знала, что другая жизнь существует, что она предназначена для неё и что миновать её невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня. А ждать Лиза умела… )
Слова 2 ученика: Соня Гурвич. Соня в университете донашивала платья, перешитые из платьев сестёр…Вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если удавалось достать билет на галёрку. Соня в университете донашивала платья, перешитые из платьев сестёр… Недолго, правда, носила: всего год. А потом надела форму и сапоги на два номера больше. В части её почти не знали: она была незаметной и исполнительной и попала в зенитчицы случайно. Фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц – нет. Вот её и откомандировали.
Слова 3 ученика: Галина Четвертак Галя действительно была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали: Четвертак. Потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше… Война застала Галю на третьем курсе библиотечного техникума, и в первый же понедельник вся их группа явилась в военкомат. Группу взяли, а Галю - нет.
Но Галя не сдавалась, упорно штурмовала военкомат и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил Галю в зенитчицы.

Слова 4 ученика: Евгения Комелькова ... Личный счёт имеется. Я - одна теперь. Маму, сестру, бабушку – всех из пулемёта уложили. Семьи комсостава захватили – и под пулемёт. А меня эстонка спрятала в доме напротив, и я всё видела. Всё!... Сестрёнка последней упала: специально добивали…
Слова 4 ученика: Рита Осянина волевая, строгая, редко смеющаяся девушка. Из довоенных событий она ярче всего помнит школьный вечер, когда встретилась со своим будущим мужем - старшим лейтенантом Осяниным. Он был застенчив, как и она сама. Вместе танцевали, разговаривали... Рита вышла замуж, родила сына, и «более счастливой девушки просто не могло быть». Но тут началась война… Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны, а Рита узнала об этом только через месяц. Она научилась ненавидеть, тихо и беспощадно, и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт.
Учитель литературы:
Кто главный герой в повести? : В чем заключается основная идея повести?
(Ответы учащихся) Завязкой событий является то, что Рита, возвращаясь в часть, увидела диверсантов. Фашисты в тылу означать смерть. Стал вопрос о том во что бы то ни стало необходимо уничтожить врага. Старшина Васков, узнав от Риты, о диверсантах и берется за выполнение этой задачи, думаячто девушки-помощницы сумеют справиться самостоятельно.
(Основа – это борьба девушек и Васкова с фашистами-диверсантами. Первое столкновение происходит в лесу возле Вопь-озера. В самом начале этого события девушки и Васков узнают, что они ошиблись: диверсантов не двое, как они предполагали, а шестнадцать человек.)
Просмотр фрагмента из буктрейлера
Учитель литературы:
Работа с текстом повести
ВОПРОС: Ребята в каком положении находится каждая из этих девушек ? Охарактеризуйте гибель девушек при выполнении задания? (ученики зачитывают отрывки из повести) (глава 7) ;(глава 8,9); (глава 11); (глава 13); (глава 14)
Вывод: Учитель литературы зачитывает эпилог .
Здесь, оказывается, воевали, старик. Альберт Федотыч привёз мраморную плиту. Мы разыскали могилу – она за речкой – в лесу. Я хотел помочь им донести плиту и не решился. А зори то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слёзы…

Учитель литературы: Ребята кто такой Альберт Федотыч? (Ответы учащихся) Альберт Федотыч-это сын Маргариты Осяниной и усыновил его старшина Федот Евграфыч Васков.

Учитель истории: Вклад женщин в дело победы был неоценим. Поклонимся низко ей до самой земли, её великому милосердию Помните! Покуда сердца стучатся - помните! Какой ценой завоёвано счастье! Пожалуйста, помните!
Р. Рождественский
Категория: Гуманитарные дисциплины | Добавил: andreas_1971 (10.10.2015) | Автор: Ольга E
Просмотров: 492 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик