СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Коррекционная педагогика » Коррекционная педагогика

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ

Г.В. Поленкова, Е.А. Вялова
МБДОУ детский сад «Березка»
МБДОУ детский сад «Изумрудный город»
г. Тамбов

Наряду с задачами обучения детей характерной чертой современного этапа развития образования являются задачи социализации детей с особыми образовательными потребностями. В образовательной среде социализация предполагает готовность и способность к выполнению различных социально значимых видов деятельности (учебной, коммуникативной, игровой). Социальный компонент развивающего образовательного пространства в целом соответствует психолого-педагогическому феномену, определяемому как «продуктивный стиль взаимодействия, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов совместной деятельности» (В.С.Мухина).
В современной школе вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным. В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика, длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий. Особую тревогу учителей вызывают дети с трудностями в обучении. В последние годы наблюдается увеличение количества детей с проблемами нервно-психического развития. Возросло число детей с внешней возбудимостью, неустойчивостью настроения, практически каждый второй ребенок испытывает трудности концентрации внимания, произвольного запоминания, имеет речевые нарушения. В группу риска попадают и дети с социально-педагогической запущенностью. Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной ситуации (Р.В.Овчарова). Педагогическая несостоятельность родителей, низкий уровень общей культуры семьи, невнимание родителей к развитию детей, их эмоциональному благополучию препятствуют полноценному развитию ребенка, его успешности в школьной среде и социализации личности в целом.
Ощущение компетентности и вера в собственные силы формируется с младенчества. Развитию человека нет пределов, оно происходит на протяжении всего жизненного цикла, является результатом успешного взаимодействия с окружающей средой (Э.Эриксон).
Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса, подразумевающая бережное отношение к ребенку. Идеи комплексного психолого-педагогического сопровождения дают возможность органично сочетать специфическую психологическую работу с детьми с целями и ценностями всего учебно-воспитательного процесса. Работа над коррекцией и развитием психических процессов может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащихся, повысит эффективность самостоятельной работы, даст новые возможности для творчества. В конечном итоге, эта работа будет содействовать активизации процесса усвоения образовательных программ.
Образовательный процесс направлен на определение индивидуальных возможностей ребенка, на развитие базовых характеристик личности (самостоятельность, инициативность, коммуникативность, произвольность, творчество). Преобладающий способ взаимодействия взрослого с ребенком - сотрудничество. Педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее (С.Л.Рубинштейн). Тактика педагогического процесса может, на наш взгляд, базироваться на следующих основаниях:
1.Обогащение кругозора детей, введение в содержание образования знаний о собственном «Я» ребенка, формирование социально-нравственного поведения.
2.Познавательное общение конструируется так, чтобы ребенок занимал активную позицию в процессе деятельности : слушатель, наблюдатель, действующий.
3.На занятиях должен присутствовать дух открытия, многовариантность выполнения заданий. Важно научить детей давать ответы с аргументацией выбора, замечать и исправлять свои ошибки. Многократно повторенный детский успех и положительные эмоции формируют мотив познавательной деятельности - «ожидание умственной радости».
4.В процессе руководства детской деятельностью приемлем демократический стиль общения, предполагающий общение «на равных».
5.Помнить о необходимости развития всех сторон речи в любых видах образовательной деятельности.
6.Определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей. Постоянно поддерживать у каждого ребенка ощущение успешности.
"Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы» (Ю.Е Лукоянов).
1. Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка-дошкольников [Текст]/Д.Б. Годовикова// Общение и развитие психики. – М.: АПН СССР, 1986.
2. Литвиненко С.В. Психолого-педагогические пути развития познавательной активности дошкольников как компоненты школьной готовности. // Начальное образование, 2009.
3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М., 1997.
5. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет// Психологическая наука и образование. - 2004/

Источник: http://1. Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка-дошкольников [Текст]
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: рижанка (26.04.2014) | Автор: ена Александровна Вялова E
Просмотров: 927 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик