СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Логопеду » Логопеду

Логопедические тесты для проверки фонематического слуха у учащихся младших классов общеобразовательных школ.
Логопедические тесты для проверки фонематического слуха у учащихся младших классов общеобразовательных школ.

Составитель:
Гилязова Гульназ Графитовна
учитель- логопед.
Респ.Башкортостан
Г.Нефтекамск
МБОУ СОШ № 9




Нефтекамск 2014

Содержание.
Введение.
Развитие фонематического слуха.

1. Устный анализ предложений по словам.

2. Слоговой анализ и синтез.

3. Звуковой анализ.
3.1.Выделение гласных в словах.
3.2.Выделение согласных в словах.
3.3.Выделение и дифференциация согласных звуков.
3.4.Нахождение звуков со стечением согласных.
3.5.Преобразование слов путем замены, наращивания и отнимания
звуков и букв.
3.6.Звук и буква Й.
.
4. Выделение в словах гласных Я,Е,Ю,Е и обозначение ими мягкости согласных.
4.1 Выделение в словах гласных Я,Е,Ю.
4.2 Обозначение мягкости согласных гласными Я.Е.Ю,Е.

5. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.




Введение.
В последние десятилетия постоянно растет число детей с не резко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются, в том числе и в речевом развитии детей. На логопедических пунктах при массовых школах все больше появляется учащихся с так называемым общим не резко выраженным недоразвитием речи. Речевые нарушения становятся тормозом в развитии ребенка. В случаях не оказания логопедической помощи детям общее недоразвитие речи способствует формированию специфических нарушений в письменной речи.
Неспособность ребенка младшего школьного возраста в течение длительного времени овладеть письмом и чтением известно под названием дисграфия (растройство письма) и дислексия (расстройство чтения).
Для такой категории учеников характерны не умения сливать буквы и слоги, а слоги в слова, т. е. они не представляют звукового состава слова, что оставляет основу чтения и письма. Чтобы добиться повышения качественной успеваемости учеников необходимо, прежде всего, развивать фонематический слух.
Практическая работа с данной категорией детей показывает, что работа над развитием фонематического слуха должна одновременно проводиться и над произносительной стороной речи. Кроме того для детей с ОНР необходимы систематические специальные занятия по развитию памяти, внимания.
Считаем, что полноценная коррекционная работа невозможна без помощи родителей ученика. Учитель-логопед отбирает для домашней работы наиболее эффективные упражнения, способствующие развитию у детей фонематического слуха. Важно, чтобы родители в ходе выполнения ребенком заданий логопеда стимулировали его волю и активность, побуждали объяснять свои действия, направляли и подсказывали, если у него возникнут затруднения. Кроме того, необходимо элементарно контролировать выполнение ребенком заданий логопеда. Для этой цели, как нельзя лучше подходят логопедические тесты. Эффективность в работе достигается активной помощью членов семьи ребенка с нарушениями речи. Современной школе необходимы грамотные родители. Логопеду нужно настроить и привлечь их внимание к проблеме ребенка, научить родителей совместно с учителем - логопедом предъявлять детям одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения. Педагогическое сопровождение семьи является неотъемлемой частью коррекционного логопедического процесса. Успех логопедической работы во многом определяется тем, насколько четко организованна работа логопеда и родителей. Они должны стать коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Важно правильно понять причину затруднений и целенаправленно работать над их преодолением. Педагогическое сопровождение семьи ребенка младших классов с недоразвитием речи является важным фактором повышения успеваемости учащихся. На современном этапе состояния образования педагогическое сопровождение семьи актуально.
Основная цель данного сборника логопедических тестов – предупредить неуспеваемость учащихся с общим недоразвитием речи.
Целенаправленная работа по преодолению учебных затруднений у детей с нарушенным фонематическим слухом, путем повышения педагогической грамотности родителей позволяет решать следующие задачи: развить фонематический слух и предупредить специфические ошибки в письменной речи; развить умение управлять вниманием, темпом деятельности, сформировать навыки самоконтроля; повысить мотивацию к обучению, научить преодолевать учебные затруднения.
Для решения поставленных задач необходимо опираться на основные принципы сопровождения: «всегда на стороне ребенка»; непрерывность и комплексный подход; на обще дидактические принципы; на основные принципы логопедии: системность, комплексность развития; рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; деятельный подход; поиск обходных путей и опора на сохранное.
Данный сборник логопедических тестов представляет собой систематизацию опыта целенаправленной работы по устранению недостатков развития фонематического слуха. Тесты составлены в соответствии с последними нормативными документами по логопедической службе. ( Положения о логопедических пунктах, проекта нового Положения Министерства образования РФ, письма Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000, №2. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Данным материалом могут пользоваться учителя – логопеды, учителя младших классов, родители учеников общеобразовательных школ.
Развитие фонематического слуха.

1.Устный анализ предложений по словам.

1.1.Сколько слов в предложении. (Записать цифрами.)
Цветы растут. (2) Мальчик удит рыбу.(3) Ученик читает книгу. (3) Бабочка летит. (2) Маша ловит бабочку. (3) Маша ловит бабочку сачком (4) Маша на полянке ловит бабочку. (5)
1.2. Указать на каком месте стоит в предложении стоит слово «поливает».
Девочка поливает цветы. (2). Моя бабушка поливает цветы. (3).
Бабушка рано утром поливает огород, (4). Сильный дождь
поливает землю. (3).
1.3. Указать первое слово в предложении. (Записать его).
Мама молчит. Миша пишет. Катя рисует. Цветы растут.
1.4. Указать первое слово в предложении. (Назвать слово устно)
Мама молчит. Миша пишет. Катя рисует. Цветы растут.
1.5. Указать третье (четвертое, пятое) слово в предложении. (Назвать
слово устно).
Учитель рассказывает смешную историю. Маленький Миша
прочитал много историй. На поляне цветут красивые цветы. На
дереве сидели черные птицы.
1.6. Добавь предложение одним словом и запиши его.
Мышка убегает от ….( кошки). Лодка плывет по…..(реке).
Самолет летит над…(городом). Маша идет в ….(школу).
1.7. Придумай предложение из двух, трех, четырех слов.
1.8. Придумай предложение из четырех, пяти, шести слов, так чтобы бы
в предложении было маленькое слово(предлог).
1.9. Придумай предложение по данной схеме.
__ __. __ __ __. __ __ __ __. __ __ __ __ __.
1.10. Придумай предложение, в котором на третьем месте будет слово
«красивые».

2.Слоговой анализ и синтез.

2.1.Сколько слогов в словах.
Ма- ма, ла-па, ру-ка, сом, ры-ба, мак, нос, но-сы, Да-ша.
2.2. Сколько слогов в словах
О-ля, стол, и-гры, лук, о-сы, лес, Ю-ра, сын, у-хо, И-ра, мак.
2.3. Сколько слогов в словах.
Во-ро-на, по-ми-до-ры, до-ро-га, ко-ро-ва, И-ри-на, иг-руш-ка.
2.4. Сколько слогов в словах.
Аб-ри-ко-сы, лод-ка, гу-сак, за-мок, ка- пус-та, пуш-ка,суш-ка.
2.5. Прослушай слово и назови его первый (второй, третий, четвертый)
слог.
Мама, зима, небо, дома, люди, руки;
кожа, жаба, рука, цветы, земля, мыло, мысли;
сорока, лопата, зимушка, орехи, бумага, карандаш, мышонок;
тетрадочка, помидоры, поляночка, столовая, витамины, рубашечка.
2.6. Добавь один слог и получи слово.
Ра(ма), но(ра), гу(си), жу(ки), ру(ка), кни(га), сто(лы)
2.7. Добавь два слога и получи слово.
Бу(мага), ко(рова), мо(локо), во(рона),со(рока),ло(шадка);
2.8. Добавь три слога и получи слово.
Ко(ровушка), во(ронушка), сто(ронушка), сто(ловая), ло(паточка).
2.9. Услышь в слове слог «ты» и подними руку.
Цветы, ракета, лопаты, ракеты, тычинка, киты, тыква, тыл.
2.10.Услышь в слове слог «ты» и укажи цифрой на каком он месте..
Цветы, ракета, лопаты, ракеты, тычинка, киты, тыква, тыл.

3.Звуковой анализ.

3.1.Выделение гласных в словах.

На каком месте стоит гласный звук (А) в словах.
Сад, град, рука, сало, рак, Маша, сажа, мама.

На каком месте стоит гласный звук (О) в словах.
Мох, дом, Оля, село, море, крот, радио, солнышко.

На каком месте стоит гласный звук (У) в словах.
Муха, ухо, шум, труба, сумка, обруч, уроки.

На каком месте стоит гласный звук (Ы) в словах.
Дым, бык, дубы, дырка, штык, крыша, прыжок.
На каком месте стоит гласный звук (И) в словах.
Мила, Ира, сани, капли, битва, крик, брюки.

3.2.Выделение согласных в словах.
На каком месте стоит согласный звук (С) в словах.
Соль, нос. коса. листок, собака, насос, доска рассада.

На каком месте стоит согласный звук (Ш) в словах.
Шаль, каша, мушка, малыши, шашки, шалаш, карандаши.

На каком месте стоит согласный звук (З) в словах.
Зина, коза, Зоя, корзина, узкий, гвозди, мороз, зазнайка.

На каком месте стоит согласный звук (Ж) в словах.
Жук, лыжи, важный, дрожжи, дружит, жужжит.
На каком месте стоит согласный звук (Ч) в словах.
Чай, почка, ученик, силач, бахча, кузнечик, листочек, дочечка.

На каком месте стоит согласный звук (Ц) в словах.
Цирк, овца, водица, огурец, хитрец, красавица, созерцать.

На каком месте стоит согласный звук (Щ) в словах.
Щи, роща, лещ, клещ, утащить, разобщить, защищать.

3.3.Выделение и дифференциация согласных звуков и букв.

Прослушайте слово и определите, на каком месте находятся звуки
С или Ш. (Запишите цифрами.)

Кувшин (Ш-4), слива (С-1), калоши (Ш-5), волосы (С-5), машина
(Ш-3), пастушок (С-3, Ш-6), пушистый (Ш-3, С-5).

Вставьте пропущенные буквы С, Ш.
. арик, до. ка, мы. ка, ко. ка, ка. ка, . ала., .у. лик, . ме . ной

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки З
или Ж. (Запишите цифрами).
Зубы (З-1), Лиза (З-3), рыжик (Ж-3), жар (Ж-1), ножницы (Ж-3).
Сережа (Ж-5), магазин (З-5), заржаветь (З-1, Ж-4), раздражение (З-3,
Ж-7).

Вставьте пропущенные буквы З-Ж.
Фла . ок, ко . очка, кор . ина, мор . и, . автра, пры . ок, ва . ы,
. еле . о, . а . ить.


Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки С
или Ш. (Запишите цифрами.)

Маска (С-3), змей (З-1), лиса (С-3), роза (З-3), сад (С-1), масло (С-3),
озеро (З-2), замерзать (З-1, З-6), жужжать (Ж-1, Ж-3, Ж-4).
Вставьте пропущенные буквы С, З.
. катерть, ло . а, . ад, ко . а, . автра, . ано . а, . ук, ко . а, ро . а,
ра . . ка . ать, пока з ать.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки Ш
или Ж. (Запишите цифрами.)

Каша (Ш-3), пожар (Ж-3), дружок (Ж-4),кошка (Ш-3), жаба (Ж-1),
ужин (Ж-2), жужелица (Ж-1, Ж-2), шуршать (Ш-1, Ш-4).

Вставьте пропущенные буквы Ж, Ш.
Кру . ить, кру . ить, . а . дать, лап .а, . ала . , . ара . ение,
. уми . ь, .утка, разло . жить.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки Ц
или Ч. (Запишите цифрами.)

Курица (Р-3), дочка (Ч-3), лицо (Ц-3), водичка (Ч-5),
конец (Ц-5), ученица (Ч-2, Ц-6), учительница (Ч-2, Ц-9),
цыпленочек (Ц-1, Ч-8).
Вставьте пропущенные буквы Ц,Ч.


Полотен . е, . айка, уда . а, ко . ка, поло . ка, кури . а,
сите . , сила . , . ерта.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки С
или Ц. (Запишите цифрами.)

Кольцо (Ц-4), сосна (С-1, С-3), компас (С-6), колесо (С-6),синица
(С-1, Ц-5), спица (С-1, Ц-4), скворец (С-1, Ц-7).

Вставьте пропущенные буквы С, Ц.
Летопи . е . , го . тини . , . . ена, ди . . иплина, ли . и . а,
три . та, паль .ы, пыль . а.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки К
или Г. (Запишите цифрами.)

Палка (К-4), сапоги (Г-5), круги (Г-4), ложка (К-4),
голубка (Г-1, К-6), голубок (Г-1, К-7), вагон (Г-3).

Вставьте пропущенные буквы К,Г.
Чаш .а, но . а, . ай . а, бел . а, . ни . а, . рибы, доро .а,
. луб .и, . ороч . а, . роч . а.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки П
или Б. (Запишите цифрами.)
Барабанщик (Б-1,5), балаболки (Б-1,5), попрыгать (П-1,3),
поработать (П-1, Б-5), побрататься (П-1,Б-3), почка (п-1), бочка(1).

Вставьте пропущенные буквы П, Б.

Голу . и, . етух, со . ака, . ара .ан, . а . очка, .оезд,
из .ушка, ка . уста, . очта.


Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки Т
или Д. (Запишите цифрами.)
Дедушка(Д-1,3), картина(Т-4), погода(Д-5), дратва(Д-1,Т-4),
радуга(Д-3), тамада(Т-1, Д-5).

Выделение и дифференциация согласных звуков Р,Л.

Игла(Л-3), платье(Л-2), балалайка(Л-3,5), кларнет(Л-2, Р-4),
пригорок(Р-2,6), оркестр(Р-2,7).
Вставьте пропущенные буквы Р,Л
.
А . геб . а, п . ави . о, бе .о . ус, . або . ант, о . де . ,
К .ес . о, ха .акте .

Выделение и дифференциация согласных звуков Ч,Щ.
Почечка(Ч-3,5), зачищал(Ч-3, Щ-5), чудовище(Ч-1, Щ-7),
почта(Ч-3), стекольщик(Щ-7).
Вставьте пропущенные буквы Ч,Щ.

За .ин . щик, за .и . ать, . епо . ка, . е . ка, ве . и . ка,
то .иль .ик, вол .и . е.

3.4.Нахождение звуков со стечением согласных.

Найдите в слове первый (второй) слог и назовите в нем звуки.
Назовите в каждом слове все звуки по порядку.
Сколько звуков в словах.

Розы, лапа, луна, каша, Даша, бусы, мука, рама, куры, кони.
Анна, икра, утро, арфа , ослы, овцы, игра, окно, утки, очки, орлы.

Прослушайте и назовите первый и второй звуки в этих словах.

Два, две, три, сто, дно, стол, слух, свет, смех, крик, двор, квас, блин,
стук, слон, звон, гром, брат, грибы, грозы, скалы, труды, круги, груши.

Прослушайте и назовите третий и четвертый звуки в этих словах.

Куст, пуст, корм, мост, рост, сорт, горн, холм, писк, густ, волк, воск,
март, зонт, торф, торт, танк, холст, борт, толст.

3.5Преобразование слов путем замены, наращивания и отнимания
звуков и букв.

Подберите слово, вставляя одну букву в данное слово в его начало.

Овцы ---- , роза--- , лень--- , игры--- ,точка--- , ром--- .
кол--- , том--- , волк--- , почка--- , палка--- , честь.
Подберите слово, вставляя одну букву в данное слово в его средину.
Ком--- , сон--- , сук--- , кот--- , блок--- , щеки--- .

Подберите слово, вставляя одну букву в данное слово в его конец.
Зал--- , пар--- , бра--- ,вол--- , спор--- , стол--- .

Подберите слово, убирая одну букву из данного слова из его начала.
Кров--- , бусы--- , щель--- , укол--- , мрак--- , брак--- .

Подберите слово, убирая одну букву из данного слова из его
средины.

Седло--- , задание--- , крошка--- , кратер--- , обвал--- , ветер--- .

Подберите слово, убирая одну букву из данного слова из его
конца.

Банка--- , сорт--- , зубр--- , рыбак--- , полк--- , верстак--- .

Подберите слово, заменяя одну букву в данном слове в его
начале.

Кол--- , том--- , волк--- , почка--- , палка--- , честь.

Подберите слово, заменяя одну букву в данном слове в его середине.
Лак--- , роса--- , башня--- , миска---, пилка , уточка--- .


Подберите слово, заменяя одну букву в данном слове в его конце.
Бал--- , кот--- , ров--- , кот--- , пруд--- , плот--- .

Вставьте гласные буквы, чтобы получились новые слова.
Л . в , л . в, . л . в, л . в . , л . в . ,с . р, с . р, с . р . , с . р . .

3.6.Звук и буква Й.

Укажите сколько слогов в каждом слове. (Запишите цифрами.)
Мои(2), мой(1), бои(2), бой(1), сараи(3), сарай(2), змеи(2), змей(1).

Вставьте пропущенные буквы И,Й.

Клее . , змее . , обо . , мА . , сво . , сво . , бо . цы, п . ть, кн . га.

6. Выделение в словах гласных Я,Е,Ю,Е и обозначение ими мягкости согласных.
4.1 Выделение в словах гласных Я,Е,Ю.

Укажите на каком месте буквы Я. Е, Ю.
Зоя(Я-3), Лена(Е-2), яма(Я-1), Люба(Ю-2), ящик (Я-1
клюква(Ю-3), ящик(Я-1), Валюша(Ю-4), Вера(Е-2), орех(Е-2).


Вставьте пропущенные буквы Я, Е, Ю,Е.
Б . лка, Ал . нка, козл . нок, Кат . , Кат . ша, пр . тки, п . ть,
Ст . па, пл . щ, бл . до, пол . но, р . па, кр . к, в . ник, н . н .

4.2 Обозначение мягкости согласных гласными Я.Е.Ю,Е.

Найдите в данных словах согласные, стоящие в начале, в конце и в середине слова, которые читаются мягко.

Люда, люди, Надя, Лена, шлюпка, пятна, пряник, ведра, стекла,
свекла, слюна, изюм, Коля, брюки, ветка, колено.

7. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.
Сколько звуков и букв в данных словах. . (Запишите цифрами.)
Дал(Б.-3, Зв.-3), даль(Б-4, Зв.-3), был, быль, кон, конь, стал, сталь,
Шест, шесть, ел, ель, жал, жаль, угол, уголь, удар, ударь, мел, мель.

Измени слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.
Конь – коньки, куль -- , боль -- , ель -- , день -- , уголь -- , пень -- ,
Огонь -- , пыль -- , сталь -- .

Используемая литература.
1. Городилова В. И.,Кудрявцева М. З. Чтение и письмо. «Дельта»,
Санкт-Петербург, 1995год.
2. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв и слогов. Академия развития. 2001год.
3. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие.
Академия развития. 2003год.
Категория: Логопеду | Добавил: смайл (03.11.2014)
Просмотров: 1787 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик