+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог статей

Главная » Материалы педагогов » Логопеду » Логопеду

Формирование функции словообразования у детей с системным недоразвитием речи.
Тема: Формирование функции словообразования у детей с системным недоразвитием речи.
План:
1. Фрагмент логопедического занятия.
2. Выступление логопеда по теме семинара.
Информация для педагогов:
Как показали многочисленные исследования многих авторов, у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудности выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксические структуры предложения.
Сегодня мы остановимся на формировании функции словообразования, которая у детей с ОВЗ является менее сформированной, чем словоизменение. Эта несформированность проявляется в трудности образования прилагательных от существительного (камень – каменный), уменьшительно-ласкательных форм, глаголов с приставками (влил, вылил, налил). В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов при этом очень ограничено (-ик, -ок, -чик, -очек)
Работа по формированию словообразования у учащихся коррекционной школы является длительным и трудным процессом. Начинать её надо с уменьшительно-ласкательных форм существительных и других простых словообразовательных форм существительных. Далее проводится работа по образованию прилагательных от существительных, глаголов с приставками, работа с родственными словами.
При формировании умений словообразования рекомендуются следующие задания:
1) «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных)
2) «Большой – маленький – очень большой» (дом-домик-домище, волк-волчок-волчище)
3) «Кто какой?» (образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных: лиса рыжая, а лисёнок рыженький)
4) «Что из чего?» (образование прилагательных от существительных: компот из слив – сливовый компот, варенье из груш – грушевое варенье)
5) «Кто больше?» (образование глаголов с различными приставками: ходят – выходят – входят…)
6) «Слова – родственники» (подбор однокоренных слов)
7) «Найди лишнее слово» (лес, лесной, лестница, лесник)
8) «Лесенки»:
Лес Лес
Лес - Леса
Лес - - Лесок
Лес - - - Лесной
Лес - - - - Лесовик
Лес - - - - - Лесничий
Лес - - - - - - Лесовичок

Фрагмент логопедического занятия.
Тема: Образование слов при помощи суффиксов.
Цель: Совершенствование навыка словообразования.
Задачи:
1. Совершенствовать навык образования существительных уменьшительно-ласкательного значения, образования прилагательных от существительных.
2. Расширять словарный запас детей по теме «Цветы», «Материалы».
3. Развивать речевое дыхание, мелкую моторику рук, зрительное восприятие.
4. Повышать интерес к логопедическим занятиям, укреплять учебную мотивацию.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Приветствие: «Как тебя зовут?» (назвать своё имя; полное имя; уменьшительно-ласкательные формы своего имени). Начинает логопед с изменения своего имени, затем задаёт детям наводящие вопросы.
3. Игра «Назови ласково». Логопед показывает детям картинки с цветами, предлагает назвать ласково цветы, части цветка.
4. Дыхательные упражнения «Цветочки». Дети нюхают цветы и произносят на выдохе нарастающую фразу: «Ах», «Ах, как вкусно», «Ах, как вкусно пахнет», «Ах, как вкусно пахнут цветочки».
5. Физминутка для восстановления дыхания «Ныряем!». Дети делают глубокий вдох через нос, задерживают дыхание и приседают по команде логопеда «Ныряем!». Побеждает тот, кто дольше всех продержался «под водой».
6. Игра «Что из чего?». Дети вынимают из шкатулки мелкие предметы, называют, из чего они сделаны, какие они (деревянные, стеклянные и т.д.). После этого предлагается найти и назвать такие же предметы в логопедическом кабинете (деревянный шкаф, стеклянный стакан и т.д.)
7. Итог занятия. Чему учились на занятии? Что больше всего понравилось?
Категория: Логопеду | Добавил: смайл (03.11.2014)
Просмотров: 906 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик