+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Главная » Материалы педагогов » Интересное в образовании

«Новые» методики в работе с обучающимися.

«Новые» методики в работе с обучающимися.



Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения

Другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения.

Генри Форд.

Каждый педагог для эффективности своей работы выбирает разные формы и методы взаимоотношения с объектом учебного пространства, с детьми. Насколько успешны будут выбраны формы и методы, настолько продуктивна и результативна окажется впоследствии работа. Современная школа пытается не отставать от требований, выдвигаемых временем. Модернизация, информатизация, компетенции, технологии, методики - это лишь малый перечень модной терминологии, знакомой каждому педагогу новой школы. При этом, в погоне за выполнением новых образовательных стандартов, поисков современных форм и методик, мы часто забываем о главном, о самом ценном в нашей профессии – о ребенке, о его внутреннем содержании, психологической составляющей. Подчас мы забываем о существовании старых, проверенных форм и методов работы с детьми.

Выполняя функции социального педагога, я осознавала, что данная специальность нова, недостаточно освоена и, наверняка, требует современных подходов и форм работы с учениками. Но со временем пришло понимание того, что в своей работе можно добиться многого, если обладать определенными личностными качествами. В первую очередь педагогу необходимо научиться искренне УВАЖАТЬ личность ребенка, открывать ему свою душу, показать ученику, что ты дышишь с ним одним воздухом. Нужно с максимальным пониманием относиться к каждой проблеме детей, особенно в том случае, если с тобой поделились этой проблемой. Педагоги погрязли в бумажной работе, родители также заняты зарабатыванием денег, при этом современный ребенок остается один на один со своими мыслями. Он находит ответы на свои вопросы совершенно не там, где их нужно находить. Можно предположить, что впоследствии такого ребенка могут ожидать сложности с выбором друзей, жизненной позицией, будущей я - концепцией. А где же при этом педагог наставник, старший помощник, советчик? Или эти функции уже не входят в должностные обязанности современного педагога? Мне очень нравиться «народная» мудрость, выраженная обществом в социальных сетях: «Дети – это люди, которые мешают учителям и воспитателям работать с бумагами!». Это и есть модернизация в образовании? Именно поэтому я в своей педагогической практике придерживаюсь принципа взаимного уважения между учеником и учителем. Для меня это является важнейшей методикой в работе педагога. Услышала как-то слова учеников, сказанные в мой адрес, которые для меня стали важной оценкой моей профессиональной деятельности: «она настоящая, понимающая». А ведь именно эти ученики и многие другие придут к такому педагогу, считая его искренним, поделятся своими переживаниями, расскажут о микроклимате класса (без проведения диагностического обследования), предоставят информацию о школьных правонарушениях.

Многие опытные педагоги ставят под сомнение данную методику, считая, что учитель всегда был и должен оставаться авторитетом для учеников, стоять на ряд выше, не уподобляться детям. Несомненно, это верно, но заслужить авторитет у ребят, будучи молодым специалистом, достаточно сложно, а в условиях современной жизни даже невозможно. Заслужить же уважение и признание –эта задача по силам многим педагогам. При этом преподаватель не находится ниже или выше учеников, он пребывает с ними на одной ступени к достижению единой образовательной и воспитательной цели.

Работа с родителями учеников выстраивается по такому же принципу. Необходимо дать понять, что ученик для педагога не просто объект для выполнения должностных обязанностей. Ученик - эта личность, судьба которой выступает на первое место не только для родителей, но и для педагогов. Специфика деятельности социального педагога заключается в том, что часто приходится работать с такими родителями, для которых собственный ребенок не является важным компонентом жизненного пространства. И в таких случаях необходимо вызвать у родителей чувство вины, стыда, негодования за то, что педагог в школе переживает за их дитя сильнее, чем они сами.

Хочется подчеркнуть, что методики взаимного участия и уважения невозможно научиться, ее нужно прочувствовать. Она вырабатывается не опытом, не способностями, а сердцем. Именно поэтому выдающихся педагогов с высшей квалификационной категорией очень много. Они способны дать прочные знания, удержать дисциплину в классе; в то время как педагогов, к которым тянуться дети, которых искренне уважают, идут с личными проблемами - таких мало, потому что они обладают природными педагогическим качествами. В своей профессиональной деятельности пытаюсь из года в год развивать в себе эти качества.

Часто в своей практике использую методику «полного выслушивания». Важно иногда дать ребенку выговориться, узнать его мнение и отношение к чему-либо. Ученик в такие моменты не должен бояться говорить о том, что у него накопилось, так как он должен быть уверен, что его слова не станут впоследствии достоянием педагогического коллектива. При этом не всегда мнение педагога имеет первостепенное значение. Читать нотации, уговаривать, внушать ученику, что он в данной ситуации не прав, это не выход. Педагог может осторожно направлять вектор разговора, дать возможность ученику самому прийти к истине и правильному решению. Когда в моей практике между учеником и педагогом произошел конфликт, он казался непримиримым. Ученик, в разговоре со мной, имел возможность высказаться, а я, узнавая что-то про педагога со слов недовольного ученика, делала вид, что очень удивлена и не знала о таких чертах учителя. В разговоре я ненавязчиво указывала на достоинства педагога, на ее качества, которые вызывают уважение и восхищение. По глазам разъяренного ученика можно было увидеть недоумение, в связи с тем, что постепенно для себя он открывал много положительного в личности человека, на которого был очень зол. Через несколько дней ученик сам осознал, что был не прав и попросил прощение у учителя. Таким образом, конфликт был исчерпан.

В работе с учениками всегда прибегаю к принципу «последнего шанса». Необходимо верить в ребенка. Какую-то информацию первоначально можно не доводить до сведения родителей. Показать, что поверив обещанию, данному учеником, ты где-то переступаешь через собственные принципы и взгляды. Узнав однажды о том, что ученица из положительной семьи пробует курить, я не стала информировать об этом родителей. Но при этом взяла с девочки обещание безвозвратно оставить пагубную привычку. Ученица осталась невероятно благодарна педагогу. Самое главное, что по достоверной информации девушка больше не курит, т.к. подвести педагога, который в нее поверил и дал шанс, она не смогла. Я привела только два примера из моей практики, иллюстрирующих результативность тех методов, о которых идет речь. Ежедневно я сталкиваюсь с подобными проблемными ситуациями, в решении которых помогают выбранные мною методы.

В профессиональной деятельности социального педагога часто приходится использовать методику убеждения - один из важных методов, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей. Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. Первоосновой же этого духовного мира, согласно традиций русского самосознания, является ясное понимание смысла собственной жизни, состоящего в оптимальном использовании тех способностей и талантов, которые получены нами от природы. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности тex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.

Поэтому при реализации метода убеждения прежде всего следует уделить внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.

Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения.



В структуре целостного педагогического процесса использую методику примера. Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Подражание не есть слепое копирование: оно формирует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные, сходные по ведущей идее примера. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности. Именно поэтому педагог сам должен оставаться образцом для учеников. Говоря о вреде употребления тех или иных веществ или о недопустимости каких-либо поступков, учитель обязан выполнять те же требования. В обратном случае эффект воздействия на детей будет отсутствовать. Ложь, неискренность, лесть и лицемерие дети улавливают очень тонко. К сожалению, не многие современные учителя придерживаются этого принципа. Поэтому в своей работе всегда выполняю все, что сама требую от детей. Не имею морального права осуждать то, что приемлю сама. Возможно, в этом и заключается успех моей работы, результатом которой является не только психологический контакт с учениками, но и снижение количества правонарушений со стороны учеников нашей школы. Ежегодно происходит снижение количества учеников состоящих на различных профилактических учетах

Таким образом, в своей работе я использую проверенные методы: уважать, слушать, чувствовать, убеждать, выполнять. Как бы тривиально они не звучали, но применение их делает мою работу эффективной и плодотворной.

Все эти методы я назвала «новыми» и заключила в кавычки, только потому, что не всегда новое и современное приводит к желаемым результатам. Ни в коем случае я не отвергаю веяния времени, т.к. я мобильный молодой педагог, с современными, передовыми взглядами. Но все же хотелось бы не забывать прописные истины. Ничего нет лучше старых мудрых проверенных форм работы с детьми. Именно поэтому в своей статье я поделилась с коллегами теми методами, которые помогают мне достичь положительных результатов в профессиональной деятельности.


Горелая Виктория Николаевна

МАОУ-СОШ №4 г. Асино Томской области, социальный педагог

Категория: Интересное в образовании | Добавил: admin (12.02.2014)
Просмотров: 1775 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Календарь

«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик