Система
работы школы по профилактике правонарушений
среди несовершеннолетних.

В
соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании» и Федеральным
законом «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» наша школа выявляет
и ведет учет несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном
положении, принимает меры по их воспитанию
и получению ими среднего (полного) общего
образования. Цель
профилактики правонарушения в школе:
комплексное решение проблемы профилактики
безнадзорности и правонарушений детей
и подростков, их социальной реабилитации
в современном обществе.
Работа по
профилактике правонарушений направлена
на решение следующих задач:
-
защиту прав и законных интересов детей
и подростков; -
снижение подростковой преступности;
-социально-педагогическая
реабилитация несовершеннолетних,
находящихся в социально-опасном
положении; -
профилактика алкоголизма и наркомании
среди подростков;
-
социально-психологическая помощь
неблагополучным семьям. В
нашей школе ведется большая плодотворная
работа по профилактике правонарушений
среди несовершеннолетних. Для наглядности
приведем цифры, которые являются
доказательной базой данного утверждения.
Если на начало 2010 учебного года на
учете в КДН и ЗП состояло 15 учащихся ;
на учете в ПДН- 18уч., то на 1 сентября
2011г. на учете в КДН и ЗП состоит 2 ученика;
в ПДН- 3 ученика. На 1 сентября 2012 г.
показатели такие же, как и в 2011г. В
системе профилактики деятельности
школы можно выделить два направления:
меры
общей профилактики,
обеспечивающие вовлечение всех учащихся
в мероприятия профилактической
направленности. К подобным мероприятиям
можно отнести тематические классные
часы, проведение которых отслеживается
администрацией школы, различные школьные
акция, направленные на установку ЗОЖ и
на воспитание правопослушной личности
(«Смени сигаретку на конфетку», выступление
агитбригат, создание и расклеивание
листовок, проведение школьных тематических
дискотек, участие в районных и областных
мероприятиях, конкурсы рисунков и др.),
родительские лектории, тематические
встречи со специалистами различной
направленности не только с учениками,
но и родителями, создание и работа
молодого отряда ЮДП юные друзья полиции,
целью которого является оказание помощи
в работе с детьми девиантного поведения. Наряду
с этим, в
школе внедряются профилактические
программы «Полезные привычки», «Полезные
навыки», «Мой выбор», «Социальные нормы»,
которые рекомендованы Управлением
социально-педагогической поддержки и
реабилитации детей Министерства
образования Российской Федерации в
рамках федеральной целевой программы.
Занятие по этим программам проходят на
классных часах, спецкурсе «Социализация
личности», они позволяют не только дать
ребёнку необходимые знания, но и создают
условия для самостоятельного выбора и
принятия решения, обучают школьников
культуре правовых отношений. Вторым
направлением работы школы являются
обязанностей по воспитанию и обучению
детей, отрицательно влияют на их
поведение, меры
специальной профилактики, состоящие
в выявлении учащихся, нуждающихся в
особом педагогическом внимании и
проведении работы с ними. Ведется и
своевременно пополняется банк данных
на выявленные семей, находящихся в
социально опасном положении и нуждающихся
в государственной поддержке; неблагополучных
семей, где родители не исполняют своих
либо жестоко обращаются с ними.
Особое
внимание в нашем учебном заведении
уделяется работе с учащимися, состоящими
на различных видах учета (КДН и ЗП, ПДН,
и ВШУ.) Нужно отметить, что в процессе
работы с данными несовершеннолетними
в профилактических мероприятиях, так
или иначе задействованы другие учащиеся.
Остановимся подробнее на мерах
специальной профилактики.
Важную
роль среди профилактических мероприятий
мы отводим созданию подробного плана
ИПР (индивидуально-профилактической
работы) на каждого учащегося, состоящего
на любом из видов учета. Данный план
отражает пошаговую, поэтапную работу
с несовершеннолетним. В реализации
плана принимает участие не только
социальный педагог, но и классный
руководитель, замдиректора по УВР,
школьный педагог-психолог, наставник,
в лице любого педагога школы, прикрепленный
к каждому учащемуся, состоящему на
учете. Участие всех лиц фиксируется их
личной подписью.
Особую
необходимость в работе с детьми «группы
риска» мы видим в обеспечении
занятости несовершеннолетних во
внеурочное время.
Мы анализируем занятость обучающихся
«группы риска» в кружках, спортивных
клубах, факультативах. Согласно школьной
программе «Одаренные дети», стараемся
приобщить трудных подростков к занятиям
в дополнительном образовании. Если нет
возможности вовлечения ребенка в
городские кружки, то на базе МАОУ СОШ
№4 функционирует порядка 20 кружков
дополнительного образования, посещение
которых легко можно отследить. Таким
образом, обеспечивается занятость
учащихся «группы риска». Немаловажная
роль в работе с детьми отводится школьному
педагогу-психологу.
Ею разработана авторская программа
«Здоровым быть», включающая ряд
коррекционных занятий (« Алкоголь и
подросток», «Зачем людям нужны законы»,
«Влияние вредных привычек на растущий
организм» и др.) для учеников разных
образовательных ступеней. Данные занятия
способствуют формированию ЗОЖ и
наблюдается положительная динамика в
поведении учащихся, посещающих занятия,
в том числе в аддиктивном поведении. Наша
школа в рамках профилактических
мероприятий большое внимание уделяет
информационному
сотрудничеству с
социальными партнерами, выражающееся
во встречах учащихся школы с представителями
РОВД, городской прокуратуры, КДН и ЗП,
наркоконтроля, представителями
здравоохранения. В этом направлении
отлажено работает система взаимодействия
социальных органов. В
школе происходит взаимодействие всех
участников педагогического процесса,
система взаимного сотрудничества на
выявление и решение проблемных ситуаций. Отлажено
функционирует школьный Совет по
профилактики. Акцент работы данного
органа расставлен именно в вопросах
результативности мероприятия. Социальным
педагогом заводится карточка на
учащегося, рассматриваемого на совете,
в которой фиксируется пошаговая работа
с ним.
Вовлечение
трудных подростков в трудовую деятельность
и посещение летнего ЛТО «Солнышко »
увеличивается с каждым годом. Дети
«группы риска», как правило, достаточно
хорошо проявляют себя в трудовой
деятельности, за что получают похвалу,
тем самым повышается их уровень
самооценки. Происходит обеспечение
летней занятости учеников, что в разы
сокращает количество правонарушений
с их стороны. Администрация,
социально-педагогическая служба школы
ставит перед собой задачу вовлечения
в лагерь отдыха дневного пребывания в
первую очередь детей - сирот, ребят из
многодетных, малообеспеченных и
асоциальных семей, а также детей "группы
риска", находящихся на внутришкольном
контроле. По
окончанию реализации плана ИПР на
каждого несовершеннолетнего составляется
подробный анализ проведенной работы
(копия анализа отправляется в КДН и ЗП),
тем самым отслеживается результативность
и эффективность проведенных мероприятий. В
школе разработаны и функционируют
целевые программы «Дети
риска», «Здоровье». Многие мероприятия
проводятся в рамках этих программ. Список
использованных источников
А.А.
Беженцев «Система профилактики
правонарушений несовершеннолетних».
Электронная книга.
В
помощь социальному педагогу (сост. Н.С.
Криволап- Минск: Красико-Принт, 2006.
Геf.by\refs\72\17395\1.html
bibliofond.ru\view.aspx.id=108980
Горелая
Виктория Николаевна МАОУ-СОШ
№4 г. Асино Томской области, социальный
педагог
|