+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Главная » Материалы педагогов » Интересное в образовании

Чтение – увлечение или мучение?

Аннотация

Представленная работа посвящена теме «Чтение – увлечение или мучение?»

Автор задаётся вопросом: «Если книга больше не увлекает человека, то как сделать так, чтобы вернуть интерес к чтению?». И ищет на него наиболее полный ответ.

Актуальность работы обусловлена снижением интереса к чтению и потребностью в получении данных по этой проблеме, возникшей в последнее десятилетие, и незамедлительном поиске решений. Научность ее состоит в соответствии основополагающим аспектам науки. Объектом исследования являются учащиеся школы, библиотекари, родители. Цель исследования: выяснить, почему современные люди, живущие в некогда «самой читающей стране», забыли о книге.

В рамках достижения цели автором были поставлены следующие задачи:

  1. Выяснить, почему книга больше не увлекает человека, как сделать так, чтобы вернуть былое преимущество чтению.

  2. Проанализировать, почему современные люди, если и читают, то только «выходную литературу», которая не заставляют думать?

В ходе решения вышеуказанных задач были использованы следующие методы:

  1. Изучение литературы по данной теме.

  2. Социологический опрос одноклассников и учащихся 5-6, 9-11 классов школы, школьного и сельского библиотекарей, родителей.

  3. Фотосъёмка.

Работа представляет собой исследование по вопросу снижения интереса к чтению у современного человека, поиска путей выхода из сложившейся ситуации в масштабах учебного заведения и страны в целом.

Данная научно-исследовательская работа состоит из введения, двух основных глав, заключения.

В первой главе автор ищет причину возникновения равнодушного отношения к книге, обращаясь к истории и данным социологических опросов. Во второй – пытается найти выход из сложившейся ситуации.

В заключении – приходит к выводу, что возродить любовь к книге можно, если принять срочные меры в виде создания национальных программ и проектов, поддержки и рекламы книгоиздательской продукции, увеличения часов литературы в школьной программе.

Автор уверен, что книга получит второе рождение, если преобразования начать с себя.

Данную работу целесообразно использовать на классных часах и уроках литературы.












Чтение – увлечение или мучение?





Литвинова Людмила Васильевна ,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №10 ст.Придорожной


Россия, Краснодарский край,

Каневской район





Оглавление



Введение……………………………………………………………………….…5

1. Истоки равнодушного отношения к книге.

    1. Чтение требует наличия души……………………………………….6

    2. От любви до ненависти.. ……………………………………………7

2. Клин клином………...……………………………………………………….11

Заключение……...……………………………………………………………….13

Список литературы …………………………………………………………....15



5

Введение.


«Любая книга – умный друг:

Чуть утомит – она смолкает;

Она безмолвно поучает,

С ней назидателен досуг.» [1, с.496]

Лопе де Вега

На современном этапе развития общество практически полностью утратило интерес к чтению. Кажется, еще немного, и мы из самой читающей страны превратимся в бездарей с минимальными интеллектуальными способностями. Конечно, такой страной «будет легче править…легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет!» [2] Неужели всему виной научно – технический прогресс, идущий семимильными шагами, в основе которого всегда лежит лень? Мы разучились отдыхать культурно, да что там, все чаще и чаще наше общение сводится к SMS-кам без знаков препинания и с минимальным набором одинаковых фраз. Прочитаешь иногда такую и подумаешь: «Ну чем не Эллочка Людоедка из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова?» «Хлеба и зрелищ!» - требует новое поколение (как когда-то в Древней Греции), и его вовсе не волнует то, что будет с нами завтра. Некогда, видите ли, сидеть за книгой, нужно двигаться вперед! Иногда кажется, что это вовсе не шаг вперед, а скачок назад. Поколение, которое выбирает «Пепси» и не читает «Чехова, Тургенева, Жюля Верна, вырастет жестоким и циничным» [3].

Проблема отсутствия интереса к чтению актуальна, требует незамедлительного решения.

Цель работы – выяснить, почему современные люди, живущие в некогда «самой читающей стране», забыли о книге.

Почему утерян интерес к книге? Как сделать так, чтобы вернуть былое преимущество чтению? Почему люди, если и читают книги, то только те, кото

6

рые не заставляют думать? Найти ответы на данные вопросы и стало главной задачей работы.

Для решения данной задачи потребовалось использовать следующие методы: изучение литературы по данной теме, социологический опрос одноклассников и учащихся 5-6, 9-11 классов нашей школы, школьного и сельского библиотекарей, родителей, фотосъёмка.

1. Истоки равнодушного отношения к книге.

1.1 Чтение требует наличия души.

Время торопит, люди спешат, и некогда им задуматься над вечными вопросами, некогда взять в руки книгу. Куда же подевалась наша любовь к ней? Современная библиотека чаще всего пустует, не то что лет 10-15 назад.

Если вспомнить нашу историю, то книгу мы любили всегда, начиная с тех времен, когда, владея примитивными средствами, люди пытались писать и рисовать на камнях, чтобы поделиться с потомками происходящим. Но время шло, человек становился умнее, вместе с ним развивалась и книга! Из наскальных рисунков люди выросли до алфавита, научились читать. И вот появились первые книги, правда, они не были доступны всем, так как писались на коже. О, это была истинная роскошь – книга! Но так считали не только потому, что её украшали драгоценными камнями, красивыми замками и застежками, но и потому, что чтение было привилегией, данной избранным. Естественно, что образованных были единицы. Но шли годы, прогресс не стоял на месте и дал человечеству печатный станок. Именно благодаря Ивану Фёдорову книга стала доступна всем желающим.

Когда вихри повального увлечения чтением захлестывали Европу, Россия боролась с неграмотностью. Не уметь читать стало стыдно после Великой октябрьской революции. Именно тогда, несмотря на голод и разруху, Россия полюбила книгу. Читали везде: в вагонах метро, поезде, кафе и ресторанах, ожидая заказа, читальных залах библиотек. А какой радостью было получить заветный томик, выстаивая в длинных очередях книжных магазинов сутками! «Ещё

7

30 лет назад наша страна считалась самой читающей во всем мире. Библиотеки были в каждой семье! У кого-то большая, у кого-то вовсе из нескольких книг, но читаные - перечитаные, любимые, аккуратно подклеенные на истрепавшихся местах»[4] .

Началась настоящая гонка за книгами. Одним из наиболее задаваемых вопросов, звучащих как «доброе утро», был: «Что читаешь?»

Но время шло. Человек покорил самые высокие горные вершины, приручил дикую природу, полетел в космос, изобрел радио, телевизор, компьютер. Новые «игрушки» в виде фильмов, сотового телефона и Интернета стали занимать все свободное время, не требуя напряжения ума. Мозг абсолютно пассивен при просмотре телефильмов, не то, что при чтении! Более того, просмотр телепередач вреден для организма, т.к. «убивает» память. А если малыш более 2-х часов в сутки смотрит телевизор, то это может пагубно сказаться на уровне его интеллекта и памяти в будущем. Это все равно что здорового человека все время кормить кашей, тогда, наверное, за ненадобностью выпадут зубы.

Как известно, «книга – пища духовная, следовательно, чтение требует как минимум наличия души. Видно не зря все вокруг кричат о бездуховности. » [5]

Мы стали читать гораздо меньше, предпочитая набивать собственные карманы и желудок, не заботясь о пище для ума. Именно об этом говорят следующие факты: « По данным социологических исследований, 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, 40% опрошенных читают книги от случая к случаю.» [6]

1.2 От любви до ненависти…

Изучив мнения публицистов и ученых по проблеме снижения интереса к чтению, я захотела сама выяснить, почему же люди, владевшие веками культурой чтения, стали терять этот великий дар.



8

Для начала были проведены социологические опросы и тестирования среди школьников.

Для этого я обратилась к выпускникам с вопросом, читают ли они вообще, если да, то что именно предпочитают. Путем анонимного опроса выяснилось, что все восемь человек читают. На вопрос, какая литература их привлекает, отвечали по-разному:

  • Трое из восьми читают детективы;

  • Двое предпочитают фантастику и мистику;

  • Одна – книги по самосовершенствованию;

  • Остальные двое – школьную литературу, в числе которой классика.

В результате выходит, что проблема негативного отношения к чтению обошла стороной моих одиннадцатиклассников.

В опросе среди учащихся 9 -10 классов участвовало 34 человека, среди которых 64% читают только те произведения, которые требуются в ходе образовательного процесса, а 28% вообще не притрагиваются даже к этому, объясняя свое невежество занятостью в подготовке к экзаменам. Но я думаю, что очень многие находят свободное время, чтобы посидеть за компьютером, играя или общаясь в социальных сетях.

Получается, что среди учеников 9-10 классов читающих меньше. А как тогда относятся к книге те, кто младше?

Ребятам, обучающимся в 5-6 классах, были заданы вопросы:

  • Есть ли у вас настольная книга?

  • Назовите любимого литературного героя.

  • Если вы читаете, то какие книги предпочитаете?

Результаты опроса следующие:

  • На первый вопрос из 20 ребят только двое дали положительный ответ.

  • С литературным героем (вопрос №2) оказалось проще: 16 учащихся назвали любимых персонажей, среди которых были Гарри Поттер, Принц Каспиан, Человек – паук. К сожалению, все эти герои взяты из зарубежной литерату

9

ры (скорее всего, дети просто видели фильм, созданный по этой книге) и комиксов.

  • На третий вопрос четверо ответили, что читают фантастику, 5 не читают вообще и проводят время за компьютером, шесть обожают комиксы, пятеро читают только школьную литературу.

Получается, что культура чтения детьми из-за их поголовного увлечения новинками современной техники практически утрачена. Куда же смотрят родители? Ведь культура чтения должна прививаться не только в школе, но и дома. Может, взрослые и сами не берут в руки книгу? Оказывается, нет:

  • Из 10 опрошенных четверо увлекаются детективами;

  • Пятеро – психологической литературой (тренинги, литература по самоусовершенствованию);

  • И лишь один в восторге от классики.

Хотелось бы заострить внимание на том, что большинство из опрошенных взрослых предпочитают литературу по психологии. Откуда взялись эти книги и почему стали так решительно завоевывать книжный рынок? Многие говорят, что это дань пришедшей с Запада моде. Вообще-то считается, что такая литература не несет никакой нагрузки для ума, поэтому по праву называется «выходной». «Человек бросает активную деятельность и с наслаждением окунается в чужую выдуманную жизнь, потому что собственная уже не имеет существенного интереса.» [7] Особой популярностью стали пользоваться различные психологические тренинги, обучающие, как стать успешным, как научиться понимать сущность окружающих, не подвергнуться предательству со стороны близкого друга, а также учат поверить в себя и собственные силы. Все это, конечно, хорошо, но разве меньше психологизма в классической литературе? Читая ее, тоже учишься понимать людей, находить выход из сложившейся ситуации, различать, что добро, а что есть зло. Но кому охота в нашем суетном мире перечитывать сотни страниц, чтобы почерпнуть нужную для себя информацию? Куда проще прочитать брошюрку.

10

Современные детективы по рейтингу среди опрошенных взрослых уверенно занимают второе место. Почему же люди вместо серьезной литературы предпочитают их, похожих друг на друга, будто написанных соседями по квартире. Откуда взялось повальное увлечение «лекарством от скуки»? Насчет детективов можно, конечно, спорить долго, ведь они появились давно, но особый их расцвет в России пришелся на 90-е годы XX века, когда детективы стали отражать реальную действительность, происходящую в стране. Английский писатель Дж.Микеш так отзывается о детективах: «Сколько копий было сломано в спорах о том, что такое детектив, хорошая литература или плохая! На мой взгляд, детектив ни то и ни другое. Это вообще не литература. Я вовсе не хочу сказать, что детектив не дотягивает до литературных стандартов – просто он имеет к литературе такое же отношение, как, например, лососина. …На мой взгляд, разговоры о повествовательной манере, психологизме и стилистике детективов – пустая трата времени. Этими качествами детективы не обладают и обладать не должны.» [8]

Выходит, что чтение таких книг не только не прививает любовь к чтению, но и разрушает ее. Эта «литература», отвечая современным запросам людей, - просто дань массовой культуре (или бескультурью, что, наверное, точнее).

Подтверждение этому я нашла в словах сельского библиотекаря, которая рассказала, что среди не такого уж большого количества абонентов мужского пола особой популярность пользуются именно детективы, а женщины благоговейно относятся к любовным романам, в которых больше сентиментализма, чем реальности.

Ведущие писатели не только нашей страны, но и всего мира бьют тревогу, их волнует то, что люди не заинтересованы в чтении «вечных произведений». Им больше интересна судьба современной Золушки, добившейся положения в обществе и материального достатка, благодаря удачному замужеству. Еще Вольтер сказал: «Книги на злобу дня умирают вместе со злободневностью». [9]


11

Холодный рационализм, твердый характер и великолепный ум присущи только героям классики. Вот где психологизм, борьба чувств, протест мысли! Однажды взяв в руки такое произведение, вряд ли забудешь его! Да, классика не умирает, сколько бы лет эти книги не стояли на полке, никогда не утратят актуальности! В чем же секрет их долголетия? Может, дело в том, что писатель вынашивал сюжет годами, обдумывая каждую деталь. Не то, что современная книга, которая преследует, в основном, только коммерческий интерес. Помните, как в КВНе: «Грибоедов перечитал сотню книг, а написал только одну. Зато одна знаменитая писательница (не будем упоминать ее фамилию, дабы не обидеть) прочитала этикетку от освежителя воздуха и написала сто детективов». Может, это и было бы смешно, если бы от всего этого не становилось так грустно.

Посмотрите на наш книжный магазин! Его витрины пестрят яркими обложками бестселлеров, глянцевых журналов и гламурных романов. А где-то в уголочке – невостребованная классическая литература в серенькой обложке. Но … чем ярче фантик, тем хуже содержание! В этом убедился и я, слушая отзывы старшеклассников о нашумевшей книге «Метро», реклама которой разве что на фонарном столбе не висела. Но все это оказалось мыльным пузырем и лопнуло, едва люди стали читать книгу. Многие из тех, кого я знаю, остались недовольны содержанием, подвергая критике сюжет произведения.

2. Клин клином…

Почему же современные люди так мало читают? Где же все-таки искать корень зла?

Между прочим, к чтению по-разному относились во все времена. Вспомним хотя бы того же Евгения Онегина, который приобщился к книге только от скуки, живя в деревне.

А как ненавидел чтение Фамусов, боясь его как чумы: «Ей сна нет от французских книг,//А мне от русских больно спится.» Или: «Собрать бы книги все да сжечь.» [9, с.70]


12

Как ни верти, а в то время, наверное, читали побольше нашего. Может, проблема угасания интереса к чтению заложена в отсутствии библиотек «шаговой доступности»: люди в последнее время слишком привыкли к комфорту, им проще посмотреть телевизор, нежели отправиться в читальный зал. Кроме этого, новые книги, которые пользуются спросом, стоят достаточно дорого – не каждому по карману. Но хорошая книга - качественное лекарство, за которое не жаль и деньги отдать.

Есть ли выход из данной ситуации? Как вернуть былую славу хорошей книге в нашем мире, опутанном сетями Интернета, страницы которого буквально кричат: «Пища для ума», «Зарядка для интеллектуалов», предлагая компьютерные игры. Но разве не о книгах так говорили раньше? Вот вам и научно-технический прогресс! Если так дело пойдет и дальше, то книги, как мне кажется, останутся только под стеклянными витринами музеев в качестве экспонатов!

Чем же привлечь внимание избалованного современника? Может, электронной книгой, так сказать, клин клином… Тем более что у такой новинки масса преимуществ: она не занимает много места, поэтому носить ее можно даже в дамской сумочке, кроме того, в одну такую книжку можно вместить десятки произведений, а, нажав кнопку, выбрать полюбившееся или недочитанное.

Мои восьмиклассники, например, в восторге от новинки чуда техники.

Есть еще один вариант – аудиокнига. Если ребенок не хочет читать сам, то пусть хотя бы слышит чтение в хорошем мастерском исполнении, тем более что и аудиозапись помогает развивать воображение, мышление и память, на что, в принципе, нацелена книга. Что поделаешь, мы дети своего времени, нам интересен мир сегодняшний.

Особое место на уроках литературы и при выборе домашнего задания, как мне кажется, нужно отвести чтению хороших текстов, интересных для учащихся. Причем необходимо добиваться вдумчивого, осмысленного прочтения для того, чтобы привлечь внимание к книге. В среднем звене дети охотно инсцени

13

руют отдельные отрывки из произведений, примеряя на себя роль актера. А вспомните, как внимательно слушают ученики сказки, рассказы, стихотворения, читаемые учителем. Но в книге, как и в человеке, должна оставаться какая – то загадка, так, может, не следует дочитывать на уроке интересное произведение до конца, сохраняя интригу. Пусть дети немного помучаются в предвкушении развязки. Зато потом они с удовольствием возьмут в руки книгу дома.

Для привлечения интереса к чтению на уроке можно создать проблемную си

туацию. Помните, как в «Ералаше»: учительница выразительно читает девятиклассникам «Евгения Онегина», обрывая свою речь на самом интересном месте, она произносит: «Ну, дальше читать не буду, потому что там такое…». Наутро все знали содержание романа…

Шутки шутками, но все-таки, мне кажется, что таких, кто любит общение с книгой (живой, электронной или аудио), не должно стать меньше. Ведь все новое – это хорошо забытое старое!

Заключение.

Перестанут ли люди читать вовсе? Грозит ли это апокалипсисом интеллекта человечеству? С научной точки зрения доказано, что нечитающий человек не способен анализировать, а иногда такой и двух слов не свяжет. Разве интересно с ним беседовать? Говорят, «если ребенка приучить к раннему чтению, то уровень интеллекта у него будет значительно выше по сравнению со сверстниками» [10,с.38]. Я убедился в этом на примере своих восьмиклассников: большинство из тех, кто учится на «4» и «5», начали читать в пятилетнем возрасте. И это все благодаря книгам!

А что же делаем мы? Мы …сдаем их тоннами на макулатуру, сжигаем на свалках, как ненужный хлам, а ведь еще Г.Гейне сказал: «Там, где сжигают книги, будут жечь людей.»[11]

Как же сделать так, чтобы чтение было увлечением, а не мучением?



14

Решение данного вопроса вижу в следующем:

Государство должно обратить внимание на то, что уровень интеллекта в связи с отсутствием интереса к чтению у граждан РФ падает, поэтому необходимы глобальные меры по устранению этой проблемы, например:

  • Создание национальных программ и проектов;

  • Поддержка и реклама книгоиздательской продукции;

  • Увеличение часов литературы в школьной программе;

Как известно, в одну реку не войти дважды, а сможем ли мы возродить чтение?

Давайте, по крайней мере, постараемся!

Подводя итог, можно сказать, что я выполнила поставленные задачи, выяснив, почему же книга больше не увлекает детей и как сделать так, чтобы вернуть былое преимущество чтению; проанализировав, почему люди, если и читают, то только «выходную литературу». Изучив мнение опрошенных, пришла к выводу: изменить что-то в мире одному человеку очень сложно, но, чтобы сдвинуть лежачий камень, необходимо приложить усилия, поэтому еще летом, на оздоровительной площадке, учащиеся 5 класса вместе со мной посетили сельскую библиотеку, а теперь делают это регулярно. Осенью для этих же ребят был проведён классный час «Любить книгу – это здорово!» На уроках литературы часто провожу диспуты, где учащиеся делятся мнением о прочитанном со своими одноклассниками. Учащаяся 11 класса под моим руководством разработала научно-исследовательский проект «Книга. Апокалипсис или возрождение?», удачно защитив его на школьном (победитель), муниципальном (призер), зональном (победитель) уровнях.

Надеюсь, что данная проблема не останется без внимания и Россия снова вернёт себе статус самой читающей страны!




15


Cписок литературы и ресурсов

  1. Лопе де Вега. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVIIXVIII веков/Ред. и сост. В.И.Новиков. – М.: «Олимп; ООО «Издательство АСТ»,1998

  2. www.Danilidi.ru

  3. ds181.org

  4. otvet.mail.ru

  5. Дубин Б.,Зоркая Н. Социокультурные сдвиги//Вестник общественного мнения.-2008.-№6

  6. wikipedia.org

  7. www.herzenlib.ru

  8. www. aforism.ru

  9. Грибоедов А.С.Горе от ума.- М.: «Детская литература», 1985

  10. Ягункова В.П. О некоторых возрастных особенностях развития литературных способностей школьников.-М.: «Просвещение», 1993

  11. www. aforism.ru




Категория: Интересное в образовании | Добавил: admin (06.02.2014)
Просмотров: 1874 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Календарь

«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик