СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Современный урок"

Пусть не гаснет памяти свеча!
12.03.2014, 17:07

Название: «Пусть не гаснет памяти свеча! »

Разработали и провели мероприятие:

Руденко Надежда Викторовна, учитель истории;

Поткина Татьяна Викторовна, учитель литературы

Архив материала

Место работы: МКОУ «Октябрьская СОШ, Новичихинского района, Алтайского края


Предмет: литература+история


Классы: 9-11


Форма проведения: литературно-историческая композиция, посвященная Победе в Великой Отечественной войне.

Цель: познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей того времени.

Задачи:

  1. Формировать гражданско – патриотическое сознание, духовно-нравственную позицию.

  2. Развивать чувство сопричастности к судьбе Отечества.

  3. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за наш народ, страну, через знакомство с судьбой наших земляков в годы войны;
    чувство личного переживания тем, кто отстоял Родину.

Место в воспитательном процессе: гражданско-патриотическое воспитание.

Оборудование: мультимедийный проектор, авторская презентация с видеофрагментами,

оформление зала – уголок памяти: фронтовые вещи земляков, горящая свеча в Память.

Альбомы о судьбе земляков в годы Великой Отечественной войны, плакаты по военной тематике, рисунки детей.

Межпредметные связи: история, краеведение, литература


Ожидаемые результаты: -

в результате данного мероприятия учащиеся знакомятся с историческими событиями тех лет, с жизнью земляков в годы Великой Отечественной войны,

-развивается любознательность, расширяется кругозор;
-повышается эффективность просветительской работы учащихся в области гражданско-патриотического воспитания.
 












«Пусть не гаснет памяти свеча»


Учитель:

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашисткой Германии. Память о ней должен сохранять каждый россиянин.


Вед.1: Июнь. Клонился к вечеру закат.

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.


Учитель.

1941 год. 22 июня. 4 часа утра. В траве серебрятся капельки росы, щебечут птицы. Воскресенье. Зарождается новый день И вдруг ….


Слайд « 12 июня 1941г» взрывы, слайды первых дней войны


Чтец 1.

Тот, самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что 20 лет и 30 лет

Живым не верится, что живы.


Чтец 2.

Они накинулись, неистовы,

Могильным холодом грозя,

Но есть такое слово «выстоять»,

Когда и выстоять нельзя.

И есть душа – она все вытерпит,

И есть земля – она одна,

Большая, добрая, сердитая,

Как кровь, тепла и солона.


ВЕД 2.

Началась Великая Отечественная война.

Впереди четыре года - страшной, жестокой войны. Мы не хотели ее. Люди жили своими заботами. У одних это были большие заботы, у других – маленькие, но все они отступили, когда пришло время защищать свою землю. Война унесет миллионы людских жизней: жены потеряют мужей, братья - сестер, сотни тысяч детей останутся сиротами.


На фоне слайда с плакатом «Папа, убей немца!» /слайд № 18/ звучит стихотворение И. Эренбурга «1941 год».


Чтец 3.

Мяли танки теплые хлеба,

И горела, как свеча, изба.

Жгли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог.

Но тогда на жадного врага

Ополчились нивы и луга,

Разъярился даже горицвет,

Дерево и то стреляло вслед,

Ночью партизанили кусты

И взлетали, как щепа, мосты,

Шли с погоста деды и отцы,

Пули подавали мертвецы,

И, косматые, как облака,

Врукопашную пошли века.

Шли солдаты бить и перебить,

Как ходили прежде молотить.

Смерть предстала им не в высоте,

А в крестьянской древней простоте,

Та, что пригорюнилась, как мать,

Та, которой нам не миновать.

Затвердело сердце у земли,

А солдаты шли, и шли, и шли,

Шла Урала темная руда,

Шли, гремя, железные стада,

Шел Смоленщины дремучий бор,

Шел глухой, зазубренный топор,

Шли пустые, тусклые поля,

Шла большая русская земля.



ВЕД 3: Война оборвала мирный труд людей. Народ поднялся на защиту Родины. Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Плавился камень, горел металл, люди стояли насмерть.

Защитники Родины пешком, перебежками, по-пластунски – 4 года, 1 418 дней и ночей шли к Победе. Уходили на священную войну наши деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов, уходили ваши сверстники.


ВЕД 2:

С Новичихинского района на фронт было призвано -4 879 человек

Погибло - 1 781 человек.

С нашего села ушло на фронт -51 человек

Вернулись – 12 человек

Погибло и без вести пропало – 39 человек.


Давайте вспомним тех, кто вернулся с фронта, но ныне нет в живых.

( слайды фронтовиков)

ВЕД 1: Свыше 20 млн. людей потеряла наша страна в той страшной войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более 38 лет.


Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(минута молчания)



Вед 3: «Великая Отечественная война… Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины – но в этом и отражение нашего неполного знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санинструкторами на полях сражений, кто заменял мужчин у станков на заводах и на колхозных полях. От женщины-матери идет начало жизни, и как-то несопоставимо это с войной, которая убивает жизнь». Так пишет белорусская писательница Светлана Алексиевич в книге «У войны не женское лицо». А закончить эту мысль хочется так: «и тем более не детское». Да. Война – не детское дело. Таки должно быть. Но эта война была особенной… она называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика, поднялись на защиту родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, многие удостоены звания Героя Советского Союза, многие, будучи ещё совсем юными, перенесли все ужасы войны.


Вед 2: Каждый приближал победу как мог. Кто-то, равняясь на старших, делал все, чтобы прогнать захватчиков с нашей земли, кто-то вставал вместо отца к станку. Но легко ли было тем, кто не воевал, не трудился на производстве? Вы можете спросить, что же героического в том, чтобы в 5 или 10 лет пережить голод, холод и страх смерти? И могли ли вообще что-то понять слабые и несмышленые дети из того, что происходило вокруг? Что для них Родина? И та страшная битва, от исхода которой на самом деле зависела жизнь и смерть.


ЧТЕЦ 4

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти,

В глазах расширенных истома,

И щеки белые как мел.

- Где твоя мама, мальчик?

- Дома.

- А где твой дом?

- Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.



Вед.1: Ребенок, прошедший через ужасы войны, останется ли он обычным ребенком? Кто отнял у него детство? Кто возвратит ему его? Что помнит он из пережитого и может рассказать? Но он должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, горят дома!

После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени.

Дети – труженики тыла.

Вед 1.

Была земля и жёсткой, и метельной,

Была судьба у всех людей одна,

У них и детства не было отдельно

А были вместе – детство и война!

Слайды « Дети военной поры»


Вед 2: Война не знала границ возраста.

Те, кто мог, уходил на фронт. А в городах и сёлах оставались трудиться старики, женщины и дети.


Вед 3: На хрупкие детские плечи легла тяжесть невзгод, холод, голод, горечь потерь. Среди тех, кто непосильным трудом помогал приближать час Победы, были и наши земляки, ныне проживающие в родном селе.


Слайды «дети – труженики тыла» земляки

1.Ломиворотова Татьяна Семёновна

2.Воробьёва Мария Степановна

3.Мищенко Мария Максимовна

4.Селезнёва Александра Пантелеевна

5.Пархоменко Александра Степановна

6. Банин Иван Трофимович

7.Гервальд Юлия Петровна


ЧТЕЦ 5: Стих « Мы дети военного времени»


Мы – дети военного времени –
Взрослели быстрей своих лет.
И детство, войной опаленное,
Прошло среди горя и бед.


Познали и голод, и холод
И тяжкий физический труд.
За партой сидели мы тихо,
Но вот на работе, уж тут…


Знаком нам не понаслышке
Картошки тяжелый мешок.
И собранный после уборки
Пшенице святой колосок.


Спешащим на фронт эшелонам
В пургу расчищали пути,
В лесу на делянках трудились.
Людей от морозов спасли.


Частенько тогда голодали,
И что то была за еда:
Оладьи из старой картошки,
Крапива да лебеда.


Одеты, обуты в обноски…
Но счастливы были вполне,
Что выстрадали Победу
Со взрослыми наравне



ВЕД. 2: Мищенко Зинаида Николаевна родилась 1 мая в1937 г в Белоруссии.

С самого начала войны попали в оккупацию. Дом стоял на краю деревни, и это привлекало как немцев, так и партизан. Несколько раз их дом обстреливался, Им приходилось прятаться в доме, в погребе. Зинаида, и сестра были несколько раз ранены. Ей было всего 4 года.


Блокада Ленинграда


ВЕД. 1: С сентября 1941 г.- по январь 1944 г, 900 дней и ночей, Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налетов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего 250 г. Хлеба, а служащим и детям 125 г. Немцы рассчитывали. Что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага.

Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало все население и даже дети!


Слайды « Дети Блокадного Ленинграда»


ВЕД. 3. Одним из тех, кто перенёс тяготы блокады был наш односельчанин –Авдеев Дмитрий Иванович. Он учился в 7 классе. Была 5 летняя сестра, которая умерла от истощения. Им даже приходилось, есть кошек и собак.

Жили в коммуналке 21 человек. На крыше стояли пулемёты и отстреливались от немцев. Осталось в живых лишь 6 человек.

После блокады был эвакуирован в Смоленск. После войны приехал на Алтай.


ВЕД. 1: Дети становились узниками концлагерей и стойко переносили все тяготы и испытания нелегкой тюремной жизни.

Лагеря располагали обязательными атрибутами массового уничтожения людей с применением современной техники – газовыми камерами, крематориями, лабораториями для преступных медицинских экспериментов и др. При некоторых лагерях имелись промышленные предприятия, принадлежавшие СС. Всего через концлагеря, включая, уничтожение сразу после прибытия в лагерь без регистрации прошли 18 млн человек, из которых погибло 11 млн. человек.

ВЕД. 2: Заключённые находились в голодном существовании.

Один раз в день кофе из брюквы, два раза суп из травы и от 180 –до 270 граммов хлеба, наполовину с деревянными опилками или каштановой мукой. За малейшую провинность лишали и этой пищи. Заключённые ели падаль, кошек, собак. Большинство заключённых представляло собой или ходячие скелеты, или отёчные на почве голода.



(Звучит музыка "Бухенвальский набат” на слова А. Соболева).

Слайды « Дети – узники концлагерей»

ЧТЕЦ

Мы все войны минувшей дети

С тяжелой, горькою судьбой.

А сколько тех на белом свете,

Кто так и не пришел домой.

Мы помним нары, помним плети

И у печей предсмертный вой.

Мы лагерей фашистских дети

И долгим был наш путь домой.

ВЕД. 3: Каждому здравомыслящему человеку ясно: дети – это дети, они не воюют, они не вооружены, они беззащитны и не представляют опасности. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

К счастью, Соколовым Дмитрию Алексеевичу и Ивану Алексеевичу, прошедшим в детстве ужасные тяготы концлагерной жизни, удалось остаться в живых.


Воспоминания. Зачитываем


Соколовы Иван Алексеевич и Дмитрий Алексеевич.

Когда началась война, Дмитрию Алексеевичу было 9 лет, Ивану Алексеевичу 7 лет. В семье было 7 детей. Старший брат ушёл в партизаны. Жили в деревне Якимово Калужской области. В сентябре 1942г немцы пришли в село. Весной 1943г немцы повели пленных в Польшу. Пешком дошли до г Ярославля, Смоленской области, затем город Могилёв. Когда шли до города, немцы издевались над пленными: на спор стреляли, сколько пуля пробьёт человек. Дмитрий, когда обходил яму с водой, упал в неё.

Немец – полицай стал бить его прикладом и топить. Но немец солдат ударил полицая и спас Дмитрия.

Из Могилёва они прибыли в г. Быхов Могилёвской области.

Жили в бараках, за колючей проволокой. Работали на немцев: пилили дрова строго определённого размера, выполняли трудную работу.

Из Бахова попали в деревню Язвы, где продолжали работать на немцев. Вскоре немцы стали отступать. Старый немец открыл замок и выпустил детей. Шел бой. Дмитрий с Братом прятались в болоте. Им удалось спастись, когда Дмитрий схватил за ногу о русского солдата.

Возвратились на Родину. Жили в землянке. Затем приехали на Алтай поднимать целину.


ВЕД. 2:

Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны - боль отчаянна,
И сколько надо им минут молчания!


ВЕД. 1: 65 лет назад окончилась Великая Отечественная война. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут. Как реки. Но как скалы стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. « Пусть не гаснет памяти свеча». Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее она - молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.


ВЕД. 3:

Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете.

Никогда! Никогда! Никогда!

Пусть солнце утопит всю землю в лучах!

Пусть!

Пусть мирные звезды сияют над ней!

Пусть!

Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

Пусть!

Вед 1: Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Категория: Всероссийский конкурс "Современный урок" | Добавил: admin
Просмотров: 2297 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик