+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Современный урок"

Урок - практикум по химии в 11 классе "Влияние условий на скорость реакций"
[ · Скачать удаленно (35,7МБ) ] 27.02.2014, 20:37
Методическая разработка урока
по теме:

«Влияние условий на скорость реакций»
Практическая работа №2

Предмет: химия
Класс: 11
УМК: Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкина А.Н. Химия: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень): в 2 ч./Под ред. Проф. Н.Е.Кузнецовой. – М: Вентана – Граф, 2008

Выполнила:
учитель химии и биологии высшей категории МБОУ Илекская средняя общеобразовательная школа №2 Оренбургской области Чардымская Ирина Александровна

Илек, 2014 г.

Урок – практикум. Влияние условий на скорость реакций
Цель урока: сформировать у учащихся знания о факторах, влияющих на скорость химических реакций.
Задачи:
• углубить и обобщить знания учащихся о скорости химической реакции, исследовать факторы, влияющие на скорость химических реакций и механизм их выполнения;
• учить обрабатывать и анализировать экспериментальные данные; уметь выяснять взаимосвязь между скоростью химических реакций и внешними факторами; отработать навыки и умения обращения с лабораторным оборудованием и химическими реактивами при проведении химического эксперимента; умения работать в должном темпе; формировать навыки использования компьютерных технологий: умение работать в среде табличного редактора Microsoft Excel, использовать USB видеоустройство и программу YouCam, проходить тестирование в программе MyTest, делать рисунки в программе Paint
• реализовать восприятие научного мировоззрения при изучении факторов, влияющих на скорость химических реакций; продолжить воспитывать интерес обучающихся к учению, а также личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности при изучении данной темы (активность, сообразительность, любознательность, способность принимать нестандартные формы мышления в случаях создания проблемных учебных ситуаций); воспитывать патриотические чувства: гордость за российскую науку.

• Тип урока: урок – практикум с использованием ИКТ (мобильный класс)

Средства обучения:
• инструкция для выполнения лабораторного эксперимента;
• инструкция по технике безопасности;
• лабораторное оборудование;
• рабочая карта урока;
• тесты, выполненные в программе My Test
• мобильный класс с интерактивной доской
• презентация (блиц – опрос) «Скорость химической реакции»
Методы обучения: репродуктивный, исследовательский, частично поисковый;
Форма организации занятий: беседа, практическая работа, самостоятельная работа, тестирование;
Форма организации работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Подготовка к уроку: на доске записан эпиграф урока и портреты ученых, внесших вклад в развитие химической кинетики

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап Открыть программу MyTest server → внести в список → тест «Инструктаж по технике безопасности», «Скорость химической реакции» - вариант 1,2 (до урока)
Открыть заготовку сводной ведомости результатов учащихся по уроку Microsoft Excel (до урока)
Открыть презентацию «Скорость химической реакции» слайд 1 (приложение 1)
Ребята, сегодня мы продолжаем говорить о скорости химических реакций. Наш урок условно можно будет поделить на четыре оцениваемых блока: «блиц – опрос», тестирование «Инструктаж по технике безопасности», проведение практической работы, тестирование по теме. Первый блок имеет максимальную оценку 10 баллов, все последующие – 5 баллов. Результаты будут сведены в общую таблицу, выполненную в редакторе Microsoft Excel, которая по окончанию оценит ваши знания и деятельность на уроке – демонстрация таблицы на экран (приложение 2) Приветствуют учителя, садятся за парты, готовятся слушать учителя.

Актуализация знаний В химической науке есть особая область, которая изучает скорости и механизмы различных реакций,— химическая кинетика. Химическая кинетика — экспериментальная наука.
Хотя химическая теория может объяснить многое, предсказать теоретически скорость любой реакции пока нельзя. Ее изучают экспериментально, в лаборатории, и потом разрабатывают способы, как эту скорость изменить. Есть немало реакций, важных для промышленности, которые идут слишком медленно, нужно уметь их ускорять. Другие реакции, напротив, приходится тормозить, потому что они вредны.
Знание скоростей химических реакций имеет большое практическое значение. При производстве того или иного вещества от скорости реакции зависят размеры аппаратуры, количество вырабатываемого продукта.
Учащиеся слушают учителя
Проверка знаний и умений учащихся по теме Учитель открывает программу «Radmin» → обучение → весь экран (презентация переходит на экраны нетбуков учащихся)
Слайд 2
Мы уже знакомы с понятием скорость химической реакции; условиями, которые могут её изменить.
Я предлагаю вам проверить ваши знания в блиц - опросе. Каждый вопрос имеет свою стоимость. Ответив на него, вы получаете определенное количество очков, которые фиксируются в сводной ведомости по уроку. В опроснике четыре раздела. Если вы выбираете вопрос из тем «Химическая кинетика» или «Катализ и катализаторы» , то вам необходимо дать определение и характеристику термина. В разделе «Ученые» предложены портреты. Ответьте, кто на портрете, и какой вклад внесли эти ученые- химики для процветания химической кинетики. В четвертом разделе необходимы знания о факторах, влияющих на скорость химической реакции. Желаю удачи!
Учитель в программе «Radmin» включает функцию «передать мел ученику №» , что позволяет обучаемому работать с презентацией, выбрать желаемый вопрос самому и ответить.
Учитель выставляет баллы учащихся в графу «опрос дом задания» сводной ведомости и выводит ее на экран. Учащиеся отвечают на вопросы. (При затруднении в презентации есть активная кнопка помощи, где можно получить справку по теме вопроса. Желательно, чтобы все 20 вопросов были озвучены, тем самым мы получим необходимый объем знаний для продолжения урока).

После ответов один из учащихся делает обобщение по теме.

Выход на цель урока -Химическая кинетика – наука экспериментальная. А так как по роду и духу мы экспериментаторы, то я предлагаю провести свои физико – химические исследования.
- Что можно исследовать в данной теме?


- Влияние факторов на скорость химической реакции.

Постановка цели - Углубить и обобщить знания учащихся о скорости химической реакции, исследовать факторы, влияющие на скорость химических реакций и механизм их выполнения
Тема практической работы «Влияние условий на скорость реакции»
Любой эксперимент требует соблюдения техники безопасности. Вы знакомы с правилами технике безопасности при проведении практической работы.

В папке «MyTest student» откройте тест «Инструктаж по технике безопасности» (приложение 3) и решите его. Тот, кто успешно пройдет тестирование будет допущен до экспериментальной деятельности.
(Во время выполнения теста учащимися учитель может подключиться к любому компьютеру обучающегося в режиме просмотра его экрана или в режиме полного управления (мышь, клавиатура), тем самым контролировать деятельность учащегося. При необходимости можно
организовать переговорную текстовую зону между учениками и преподавателем).
После завершения теста результат отправляется на головной компьютер.
По мере поступления оценок учитель переносит их в сводную ведомость учащихся за урок.
В разделе «Результат» программы MyTest server выставляется оценка обучаемому, % выполнения теста, время, затраченное на решение, номера вопросов в которых он допустил ошибку. Таблица выводится на экран. (Эти сведения сохраняются в базе данных сервера).
- По итогам теста видно, что вам знакомы правила техники безопасности, и мы можем смело приступать к выполнению практической работы

Выполнение теста

Этап творческого применения и добывания знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе раннее усвоенных знаний и умений Выполнение практической работы.
Класс делится на пять групп и проводят исследования:
-Влияние катализатора на скорость химической реакции.
-Влияние природы реагирующих веществ на скорость химической реакции(1,2)

-Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции.
-Влияние температуры на скорость химической реакции.

Класс работает по вариантам. Каждая группа рассматривает влияние одного условия на скорость химической реакции. Каждому учащемуся выдаётся заготовка таблицы для внесения результатов опытов.
Факторы, влияющие на скорость химических реакций Закономерности изменения скорости при действии этих факторов Почему изменяется
скорость реакции


Учащиеся делают работу по инструкции (приложение 4). Записывают на видео фрагменты опыта, вносят данные в таблицу инструкционной карточки, выполняют необходимые расчеты, строят график зависимости скорости реакции от воздействующего фактора или диаграмму в среде табличного редактора Microsoft Excel. Все данные вносят в свою папку «Отчет группы №…» и передают в папку обмена (приложение 5).
Учащиеся оценивают вклад каждого участника группы в работу, выставляют оценки в отчете.

Контроль за результатами учебной деятельности учащихся Учитель организует обсуждение результатов учащихся.
Учитель оценивает работу учащихся, учитывая оценку группы, переносит результат в третью графу сводной ведомости и выводит ее на экран. От каждой группы выступает один учащийся по плану:
-тема исследования;
-цель исследования;
-описание эксперимента с видеодемонстрацией;
-расчетные данные в виде таблицы и график зависимости от воздействующего фактора или диаграмму в среде табличного редактора Microsoft Excel;
-вывод по эксперименту.
Дополнительный материал
(Психологическая разгрузка) Учитель с классом слушает, дополняет. При этом подчеркивает принадлежность великой России, обращает внимание, что наряду с выдающимися учеными других стран, внесших неоспоримый вклад в развитие кинетической химии в мировом масштабе, у истоков мировой науки стояли и русские ученые Сообщение учащегося с демонстрацией презентации о российских ученых, работающих в области химической кинетики (приложение 6).
Рефлексия

Я д - Я думаю, что избыток информации и энергии, полученные на уроке, помогут вам пройти последнее испытание. В папке «MyTest student» откройте тест «да/нетку» по теме «Скорость химической реакции» и выполните его (приложение 7).
Учитель демонстрирует результаты на экране в программе MyTest server,комментирует оценки, делает выводы.
Учитель предлагает учащимся открыть программу Paint и нарисовать образ смайлика, характеризующий эффективность работы на уроке.
Учитель переносит оценки в сводную ведомость и выводит ее на экран. Комментирует оценки учащихся за урок.
Учащиеся выполняют тест

Учащиеся рисуют смайлики

Учащиеся выставляют оценки в дневник.
Этап информации о домашнем задании и инструктаж его выполнения Учитель открывает слайд № 45 с домашним заданием на экран, озвучивает.
Учащиеся записывают домашнее задание и подают на роспись учителю.
Итог урока Учитель подводит итог, благодарит за работу, открывает и демонстрирует на общий экран несколько экранов учащихся со смайликами.

Литература:
1. Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкина А.Н. Химия: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень): в 2 ч./Под ред. Проф. Н.Е.Кузнецовой. – М: Вентана – Граф, 2008

Техника безопасности
1. Если учащемуся неясно что-нибудь в ходе выполнения практической работы, что он должен делать:
1. после урока выяснить этот вопрос у учителя
2. спросить совета у соседей, но работу не прекращать
3. работу прекратить, пока все не выяснит у учителя
4. закончить работать и сдать тетрадь


2. Какое первое действие надо произвести при попадании на кожу каких-либо растворов:
1. обработать каким-нибудь раствором из аптечки 2.промыть водой
3. аккуратно стряхнуть капли 4. ничего не делать

3. Что должен в первую очередь сделать учащийся, если в ходе эксперимента на стол упала и разбилась пробирка с жидкостью:
1.сразу сообщить преподавателю
2. убрать осколки стекла, а потом убрать разлившуюся жидкость
3. сначала убрать жидкость, а потом осколки
4. посмотреть, не льется ли пролитая жидкость со стола


4. Почему сосуд, из которого наливают жидкость, надо брать этикеткой в ладонь?
1. не обязательно этикеткой в ладонь 2. так удобнее держать сосуд
3. так лучше видно этикетку
4. капли жидкости, стекающие от горлышка, не испортят этикетку


5. Во время работы на рабочем столе может находиться:
1. портфель; 2. учебник химии; 3. бутерброд ; 4. письменные принадлежности;

6. Во время работы следует использовать реактивы в стеклянной посуде:
1. без этикеток; 2. с этикеткой, на которой указана формула и название вещества;

7. Остатки реактивов:
1. надо вылить (высыпать) назад в банку, где они находились;
2. высыпать в урну или раковину 3. следует отдать лаборанту;

8. Нагревая пробирку, необходимо:
1. направлять отверстием вверх 2. держать ее руками;
3. направлять отверстием к себе; 4. направлять в сторону от всех;

9. Чтобы пробирка не лопнула:
1. ее нагревают только снизу; 2. ---- сверху ; 3. по всей длине
4. сначала прогревают всю пробирку, потом ту часть, где находится вещество;

10. Верны ли сле¬ду¬ю¬щие утвер¬жде¬ния о пра¬ви¬лах ра¬бо¬ты с кис¬ло¬та¬ми?
А. При раз¬бав¬ле¬нии сер¬ной кис¬ло¬ты не¬об¬хо¬ди¬мо при¬ли¬вать кис¬ло¬ту в воду.
Б. Если кис¬ло¬та по¬па¬да¬ет на кожу, ее не¬об¬хо¬ди¬мо сразу ней¬тра¬ли¬зо¬вать боль¬шим ко-ли¬че¬ством ще¬ло¬чи.

1) Верно толь¬ко А
2) Верно толь¬ко Б
3) Верны оба утвер¬жде¬ния
4) Оба утвер¬жде¬ния не¬вер¬ны

11. Верны ли сле¬ду¬ю¬щие суж¬де¬ния о пра¬ви¬лах об¬ра¬ще¬ния с ве¬ще¬ства¬ми?
А. В ла¬бо¬ра¬то¬рии все опыты про¬во¬дят в ре¬зи¬но¬вых пер¬чат¬ках.
Б.гидроксид калия— опасное ве¬ще¬ство.

1) верно толь¬ко А
2) верно толь¬ко Б
3) верны оба суж¬де¬ния
4) оба суж¬де¬ния не¬вер¬ны

Утверждения:

1.
Катализатор понижает скорость химической реакции.
2.
Порошок цинка взаимодействует с серной кислотой медленнее, чем гранулы.
3.
Натрий взаимодействует с кислородом быстрее, чем железо.
4.
Взаимодействие магния с водой ускоряется при нагревании реакционной смеси.
5.
Железо быстрее взаимодействует с 30%-ным раствором серной кислоты, чем с 10%-ным.
6.
Для ускорения разложения пероксида водорода в качестве катализатора можно использовать только оксид марганца (IV) MnO2.
7.
Для уменьшения скорости химической реакции необходимо увеличить концентрацию реагирующих веществ.
8.
С наибольшей скоростью при одинаковых условиях идет реакция соляной кислоты с медью, а не с железом.
9.
Оксид меди (II) быстрее взаимодействует с серной кислотой при 60оС, а не при 20оС.
10.
Водород быстрее взаимодействует с фтором, а не с йодом.

Ответы: - - + + + - - - + +
Категория: Всероссийский конкурс "Современный урок" | Добавил: Chardy
Просмотров: 2324 | Загрузок: 399 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик