СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Современный урок"

Урок - тренинг по УД Психология. Тема: Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
[ Скачать с сервера (26.3Kb) ] 25.02.2014, 23:11
Министерство образования Оренбургской области ГБОУ СПО «Педагогический колледж г. Бузулука» Урок - тренинг по УД «Психология» Тема: Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов Составитель: Бояркина Т.А. преподаватель психолого - педагогических дисциплин Содержание Введение _____________________________________________________________________________________ 3 Основная часть __________________________________________________________________________________ 6 Заключение (ожидаемые результаты с позиции реализации ФГОС)______________________________________ 19 Список литературы_____________________________________________________________________________ 20 Введение В системе среднего профессионального образования существует несколько подходов к практико-ориентированному образованию. Для дальнейшего совершенствования практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход. Надо исходить из того, что в отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности – профессиональных компетенций. Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода. Вектор деятельностного подхода направлен к организации процесса обучения, технологиям практико-ориентированного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение общих и профессиональных компетенций. Овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения/научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. В качестве глобальных компетенций выделяется четыре глагола «научиться»: научиться познавать, научиться жить вместе, научиться делать, научиться быть. Отсюда, можно сделать вывод, что деятельностно-компетентностный подход может стать эффективной составляющей построения практико-ориентированного образования сейчас и будущем. В системе профессионального образования в рамках ФГОС и деятельностно-компетентностного подхода опыт деятельности приобретает новый смысл. Опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности – Знания — Умения — Навыки — Опыт деятельности. Говоря о сущности и содержании гуманитарных технологий, следует отметить, что гуманитарные технологии - это система научно-гуманитарных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный человековедческий замысел. Гуманитарность проявляется в развитии различных компетенций: это - компетенция в организации способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; компетенция в организации культуры; коммуникативная компетенция; компетенция в организации самостоятельной деятельности в условиях неопределенности; компетенция в организации системного мышления; компетенция в организации готовности проявлять ответственность за выполняемую работу. Результаты этого - саморазвитие, самосознание, саморегуляция, саморефлексия, самоопределение и самоконтроль, т.е. самосовершенствование личности. Содержание обучения включает целостный опыт студентов (не только знания или умения), порождение смыслов, управление психофизическими состояниями, саморефлексию действий, способов получения нового опыта, процесс коммуникации и саморазвитие личности, что очень важно в профессиональной деятельности человека. Для «технологического» анализа интересна воспроизводимость получаемых результатов и процесса их достижения. Мы считаем важной саму возможность такого технологического подхода, который позволяет получать личностные учебные результаты. Всё это может быть действенно тогда, когда методика строится на методах и приемах, активизирую¬щих деятельность самого обучаемого (прежде всего его мыслитель¬ную деятельность), плюс, развивает человека в аспекте его самоактуализации и самораскрытия. Вот здесь и могут помочь именно актив¬ные методы обучения. Одним из сравнительно новых методов интерактивного обуче¬ния является тренинг. Важной осо¬бенностью тренинга, как метода обучения является такое взаимодействие обучаемых, «которое превращает обычную студенческую учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, в исследовательский по¬лигон для их изучения или практическую лабораторию для кор¬рекции». Вот почему тренинг мож¬но считать практическим, жизненным моделированием теории, помогающим изучать психологию и педагогику на реальной, вос¬создаваемой на занятиях живой действительности. И еще раз можно убедиться, что если «деловая игра» учит практической деятельности с использованием научной теории, то тренинг учит теории на использовании моделей практических си¬туаций как аналогов жизни. В этом плане тренинг как можно лучше позволяет выполнить большинство задач, призванных гуманизировать науку и практику. В отличие от теоретических курсов он формирует у учащихся наиболее продуктивные приёмы и способы взаимодействия (а специалист – педагог – психолог должен обладать этими компетенциями). Высокая образовательная результативность тренинга определяется тем, что тренинг требует особо активной включенности, а так же мобилизации интеллектуального и аналитического потенциала. Вопрос рассмотрения и разработки методических рекомендаций по применению гуманитарных технологий в процессе преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин является особенно важным, в доказательство этому можно привести цитату из Закона об образовании Российской Федерации: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах… гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». В статье 14-й этого Закона указано, что общим требованием к содержанию образования является «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». А понимание себя, самореализация и самопознание как раз реализуются через тренинговые формы обучения, воплощая личностно ориентированные образовательные технологии. Основная часть Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОГСЭ.02. Психология общения, ОГСЭ.ОО Общий гуманитарный и социально-экономический цикл, ОП.ОО. Общепрофессиональные дисциплины Компетенции, формируемые в ходе изучения дисциплины В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Цель урока: Формирование компетенции, связанных с умением анализировать конфликты и конфликтные ситуации с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на отношения людей, знанием способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации. Задачи урока: • Практическое и оперативное применение знаний (операциональный компонент) - развивать умения и навыки конструктивного выхода из конфликтной ситуации • Учебная (когнитивный компонент) - Сформировать представление о конструктивном поведении в конфликте. - Расширить знания об эффективных способах выхода из конфликтной ситуации. • Воспитательная (аксиологический компонент компетенции) - формировать умение строить взаимоотношения с людьми на основе уважения их чувств, мнений, индивидуальных особенностей. - способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать своё мнение. Форма обучения: Урок - тренинг Оборудование: • ПК, • мультимедийный проектор, • экран, • диски с презентацией, • карточки с заданиями Тип урока: урок формирования практических умений. Ход учебного занятия: Деятельность преподавателя Деятельность студентов Формируемые компетенции Организационный момент 1. Целеполагание Сообщение темы занятия преподавателем Формулирование студентами цели и задач занятия 2. Основная часть Упражнение 1. Ведущий предлагает участникам встать в круг, посмотреть внимательно друг на друга и опустить глаза вниз. После сигнала (хлопок ладонями) все должны поднять головы и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Эта процедура повторяется до тех пор, пока вся группа не разобьётся на пары. Затем нужно договориться, кто в паре будет «икс», кто «игрек». «Икс» должен занять место на стуле, «игрек» встаёт перед ним. Сложите ладони ваших рук друг с другом. Ваша задача -зафиксировать своё внутреннее состояние во время упражнения. «Стоп! Поменяйтесь местами и повторите упражнение. Начали... Встаньте в круг. Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас...». Упражнение 2. Актуализация знаний - Какие мысли и образы приходят вам в голову, когда вы думаете о конфликте? - Чем может быть полезен конфликт? - Что значит конфликтовать конструктивно? Упражнение 3. «Ассоциативный ряд» Участники рассаживаются в круг и получают инструкцию ведущего: «В фокусе нашего внимания - конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы знаем, что такое конфликт, как он выглядит в поведении людей. Сейчас мы исследуем, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово «конфликт». Я вам помогу своими вопросами. Итак - если конфликт - это мебель, то какая? - если конфликт - это посуда, то какая? - если конфликт - это машина, то какая? - если конфликт - это трава, то какая? - если конфликт - это книга, то какая? - если конфликт - это краска, то какая? - если конфликт - это погода, то какая? - если конфликт - это фрукт, то какой? - если конфликт - это растение, то какое? - если конфликт - это насекомое, то какое? - если конфликт - это фильм, то какой? - если конфликт - это музыка, то какая? - если конфликт - это животное, то какое? Как вы думаете, чем может быть полезно нам это упражнение? Упражнение 4. «Эмоциональная тропинка» Работа в тетрадях: Нарисуйте в тетради «тропинку» развития конфликта. Вспомните какой – либо конфликт, который переживали недавно. Определите характерные для вас чувства и эмоциональные состояния. (Если список эмоций и чувств недостаточен, расширьте его.) К ключевым точкам на условной «эмоциональной тропинке», проходящей через конфликт от его возникновения до момента разрешения, подпишите соответствующие эмоции, которые вы испытывали на разных этапах конфликта. Гнев Надежда Ошарашенность Разочарование Горечь Зависть Беспомощность Унижение Тревога Отвращение Враждебность Подозрительность Хандра Напряжение Напуганность Опустошенность Ужас Бессилие Раздражение Нетерпение Дрожь Сомнения Отрешенность Все надоело Страх Одиночество Незащищенность Недооцененность Шок Ненависть Разгоряченность Подавленность Стыд Огорчение Переполнение Заброшенность Горе Зажатость Опасения Обескураженность Обида Стеснение Задерганность Заинтересованность Тяжесть Ревность Расстройство Ощущение Ярость Разбитость Неуверенность бессмысленности Вина Агрессия Уверенность Удовлетворенность Угроза Возбуждение Спокойствие -Расскажите о том, что получилось? Упражнение 6. Анализ стихотворения К.И. Чуковского «Федорино горе». Проанализируйте данный сюжет преследующей схеме: • Участники (стороны) конфликта. • Объект притязаний сторон. • Вид конфликта. • Изменения в сторонах и объекте в процессе развития отношений. • Выбранный способ разрешения конфликта. • Оценка выбранного способа разрешения конфликта каждой из сторон, их чувства и мысли. Оцените роль в данной истории самовара (лидера), курицы (подстрекательницы) тараканов (обманутых «друзей» Федоры). Какую стратегию поведения в конфликтной ситуации выбирают разные герои? 7. Рефлексия «Я в конфликте». В списке реакций, часто встречающихся в конфликтах, найдите свойственные лично вам. Выпишите шесть из них, характерные для вас. Соотнесите выписанные реакции с типичным способом поведения в конфликте(слайд): Упражнение 8. Позитивный внутренний разговор. Когда вы неожиданно оказываетесь в конфликтной ситуации, вы можете потерять контроль над собой в результате тревожных мыслей, разрушительных внутренних установок. В то же время вы можете сами выбирать, на каких мыслях вам следует сосредоточиться, чтобы заменить ими разрушительные установки. Проверьте, быть может, некоторые из предложенных ниже высказываний помогут вам изменить свои конфликтные привычки и увеличить способность к свободному, творческому поведению. Отметьте слова и фразы, которые помогают или могут помочь , вам оставаться спокойным во время конфликта. Добавьте к списку то, что считаете нужным, подходящим лично вам (на бланке) Комментарий: Целесообразно «повторять «свои», действующие лично на вас, слова по многу раз, пока они не станут сами собой разумеющимися и не превратятся во внутреннюю установку. Упражнение 9. «Предупреждающие сигналы». Умение вовремя осознать первые признаки возбуждения в конфликте - это ключ к тому, чтобы выбрать наилучшую реакцию, найти нужные для себя и для других слова. Почувствовав специфические ощущения в теле, вы сможете попытаться свести реакцию до минимума и, следовательно, вновь стать более разумным. Так каковы же ваши физические реакции в начале конфликта? Ниже перечислены некоторые из них, возникающие тогда, когда человек осознает опасность и его организм готовится к ответу. Посмотрите еще раз на результат вашей работы. Теперь вы видите, как страдает ваше тело, когда приходит в действие механизм конфликта? Реакция такова, как будто вопрос идет о жизни и смерти. Если эта реакция продолжается долго, может серьезно пострадать здоровье. Необходимо успокоиться; охладить себя, вернуть тело в равновесное состояние, чтобы начать решать проблему. Упражнение 10. «Возможности для разрядки». Предложите способы разрядки, наиболее подходящие для вас и действительно эффективные. Упражнение 11. «Анализ жизненных ситуаций». 1. Молодой человек знакомит свою любимую девушку с родителями. Мама дает ей негативную оценку. Девушка об этом случайно слышит. Как строить отношения с молодым человеком и будущей свекровью? 2. Произошел конфликт между двумя студентами. Выполняя совместно реферативную работу, один из них сделал большую ее часть, второй принял незначительное участие в работе, однако на семинаре он защитил ее целиком и получил высокую оценку. Первый же отсутствовал по болезни и не смог выступить с сообщением, поэтому получил оценку ниже. Как им строить отношения друг с другом и с преподавателем? 3. Несовершеннолетняя девушка 16-17 лет хочет жить в гражданскомбраке с мужчиной старше ее на 10 лет. Как реагировать родителям? 4. Молодой сотрудник, профессионал своего дела, однако безответственный и недисциплинированный (опаздывает на работу, забывает выполнить поручение и т.п.), вызвал неприязнь к себе у коллектива. Как руководству разрешить конфликт? шумные вечеринки. Просьба «не шуметь в вечерние часы» результатов не дала. Как разрешить конфликтную ситуацию без привлечения правоохранительных органов? 6. В небольшом отделе появляется новый молодой, образованный, энергичный сотрудник. Руководитель отдела — пожилая дама — постоянно к нему придирается. Как молодому сотруднику выйти из создавшейся ситуации? Упражнение 12. «Арт-терапия конфликтного поведения». 1 .На листе бумаги создайте коллективный рисунок. 2. Передайте рисунок другой группе по кругу. 3. На полученных рисунках вы можете нарисовать всё что угодно. 4. Повторяем это до тех пор, пока рисунок не вернётся в исходную группу. 5. Рассмотрите что получилось и исправьте, что не нравится. - Какие эмоции испытали, когда получили свой рисунок обратно? - Какой вывод сделали после проделанной работы? 4.Рефлексия работы на занятии - Выскажитесь «по кругу» о своих впечатлениях, о том, что каждый получил для себя в результате проделанных упражнений, что заинтересовало, какие выводы сделал?. 5. Домашнее задание 1. Разработать рекомендации: «Эффективные способы выхода из конфликтных ситуаций». 2. Подготовить упражнения на снятие агрессии, эмоционального напряжения. «Игрек» давит на ладони «икса», «икс» сопротивляется! Рефлексия: В конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при «давлении» словами, интонацией. Не удивительно, что многие из нас пытаются избегать конфликтов. Ответы на вопросы преподавателя Каждый из участников высказывается, с чем ассоциируется у него слово «конфликт» Рефлексия: мы поняли, что ассоциации были выражением определённого эмоционального состояния, вызванного словом «конфликт». Для того чтобы управлять своими эмоциональными состоянием в ситуации конкретного конфликта, надо хотя бы определять характер этих эмоций, их глубину и степень влияния на поведение. Рисование в тетрадях «тропинки»/динамики развития конфликта из предложенных преподавателем Рефлексия: студенты рассказывают о тех эмоциях, которые они испытывают на разных этапах развития и завершения конфликта Выступление студентов с презентацией: Структура конфликта. Давайте посмотрим творческую работу студентов и соотнесём свои знания и представления о конфликте с предложенной информацией. Работа в группах 6-7чел, задание на бланках, вариант для проверки на слайде, книга К.И. Чуковского «Федорино горе». Студенты анализируют сюжет стихотворения по схеме, определяют стратегию поведения героев в конфликтной ситуации: Соперничество Компромисс Избегание Приспособление Сотрудничество Выступление студентов с презентацией: Способы разрешения конфликта. Студенты выписывают свои реакции в конфликте, соотносят с типичными способами поведения в конфликтных ситуациях БОРЬБА ИЗБЕГАНИЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Спор Вызов Обвинение Месть Словесные атаки Негодование Желание спрятаться Уклонение Отсрочка разговора Юмор Пренебрежение Притворное согласие Беседа Переговоры Голосование Плодотворная мысль Объединение Обращение за помощью Студенты отмечают (на бланке слова и фразы, которые помогают или могут помочь им оставаться спокойным во время конфликта. Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это. Я могу взять это в свои руки. То, что я чувствую, естественно. Он (она) делает это не для того, чтобы навредить мне, а чтобы удовлетворить свою потребность. Я могу спокойно выяснить, что нужно этому человеку, и мы благополучно все решим. Я не стану упрекать этого человека и ухудшать положение вещей. Не беспокойся и будь счастлив. У меня два уха и один рот, так что надо больше слушать и меньше говорить. Я забочусь об этом человеке и верю, что мы можем прийти к соглашению. Это останется в прошлом. Все идет нормально. Переживем! Мои мысли сейчас в беспорядке только из-за гнева, который меня охватывает. К этому можно подойти с юмором. Это останется важным и через 100 лет. Какой результат будет наихудшим? Рефлексия: Студенты делятся своими мыслями по поводу проделанной работы. Студенты отмечают в таблице те симптомы, которые свойственны лично вам в конфликтах. Добавьте то, что здесь не указано (работа выполняется индивидуально на раздаточных бланках). Физические симптомы Оценка степени проявления Голова сдавлена Вены на висках начинают пульсировать Уши горят Горло сдавлено или пересыхает Сердце ускоренно бьется Стеснение в груди Желудок сжат или в нем пустота Кажется, что голова чем-то связана Челюсти стиснуты либо стучат зубы Плечи как бы связаны Кулаки сжаты; ладони потеют Болит поясница Икры свело Пальцы ног сводит Работа в группах по 6-7 чел. После этого - представление и обсуждение результатов. Студенты анализируют предложенные ситуации и представляют свои варианты их решения. Студенты работают в группах 6-7 чел., создавая коллективный рисунок Рефлексия: студенты описывают свои эмоции, чувства, выводы Студенты высказываются «по кругу» о своих впечатлениях, о том, что каждый получил для себя в результате проделанных упражнений, что заинтересовало, какие выводы сделал. Уметь: применять техники и приемы эффективного общения Знать: механизмы взаимопонимания в общении Знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Знать: механизмы взаимопонимания в общении Ответы на вопросы преподавателя Уметь: использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Знать: роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий Уметь: применять техники и приемы эффективного общения; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Уметь: применять техники и приемы эффективного общения; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Уметь: использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Уметь: использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения Знать: механизмы взаимопонимания в общении Знать: источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Знать: этические принципы общения Заключение (ожидаемые результаты с позиции реализации ФГОС) Компетенции, формируемые в ходе изучения дисциплины В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Список литературы 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология— 6-е изд. — М.: Академический Проект: Альма Матер , 2006. — 702 с. 2. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2008. – С. 19-27. 3. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., - М.:, 2007. – 368 с. 4. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М. 2006. – 192с. 5. Купаевцев, А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2007. – С. 27-33. 6. Кузнецова Н. А. Расширение гуманитарных технологий на основе компетентностного подхода. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. 7. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: «Академия», 2008. 8. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-3.htm
Категория: Всероссийский конкурс "Современный урок" | Добавил: ТА
Просмотров: 1808 | Загрузок: 74 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик