Урок физики в 7 классе «Силы в природе». Учитель: Зезина Марина Олеговна, МБОУ СОШ №64, г. Иваново № урока в теме: 8 Тема урока: «Силы в природе». Цель урока: обобщение и углубление знаний, полученных при изучении темы « Силы в природе», их практическое применение Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Вид урока: урок – соревнование. Форма работы: групповая Оборудование и материалы к уроку: 1. УМК к учебнику Г. Н. Степановой - «Физика -7».- «Русское слово», М.,2013. 2. Мультимедийный проектор, интерактивная доска. 3. Авторская презентация. Ход урока. -Знаменитый физик Майкл Фарадей однажды сказал «Как это удивительно – обнаружить, что все явления природы управляются столь небольшим числом сил!» (Слайд №1). Именно эти силы – «три слона динамики», объясняющие многообразие механических взаимодействий. Но для того, чтобы обнаружить и описать даже такое небольшое число сил природы, потребовалась масса труда, наблюдательности и таланта многих ученых. Наука – процесс творческий, а творчество – это азарт открытия, вдохновение поиска и красота полученного результата. - Творить сидя за партой скучно, поэтому давайте устроим игру-соревнование, разделимся на три команды и займем свои новые места. -Результаты вашей работы в баллах будем фиксировать на доске, а в конце урока подведем итоги. -Неожиданное и интересное можно найти даже в обыденном. – Многие помнят историю об Исааке Ньютоне и упавшем яблоке. Это яблоко должно было стать знаменитым, так как с него началась история развития механики. (Слайд №2) - Может быть это шутка, однако наблюдательность Ньютона, как отмечали его современники, позволяла ему видеть необычное и важное там, где другие проходили мимо. - А насколько наблюдательны и внимательны вы? - Каждой из групп предлагается текст, из которого вы должны определить, о какой силе идет речь. (Приложение, задание №1) - Предыдущее задание сориентировало вас. Речь мы сегодня будем вести о силах, существующих в природе. - По силам ли вам будут другие вопросы? Давайте проверим. Только договоримся, что группы отвечают по очереди, не мешают друг другу. Каждой группе предлагается текст, в который надо вставить пропущенные слова и дописать предложения. (Приложение, задание №2).. - Посмотрите на получившиеся у вас тексты. Не прослеживается ли в них что-то общее? - Из этих кратких рассказов о силах мы можем составить схему, по которой можно описать каждую из сил: силу тяжести, силу упругости и силу трения. - На столах у вас лежит пустая табличка. Пусть каждая группа заполнит верхнюю часть этой таблицы, а в конце урока мы их проверим. (Приложение, задание №3) - Предыдущее задание сориентировало вас. Речь мы сегодня будем вести о силах, существующих в природе. - Это теоретические основы наших знаний. Но достаточно ли только знать теорию? - Давайте расширим диапазон исследований и попробуем узнать действие этих сил в различных жизненных, практических ситуациях. В этом нам поможет сэр Исаак Ньютон и его знаменитые яблоки (Слайд №3; слайды № 9-17). Команды по очереди выбирают себе яблоко и отвечают на вопрос. (Приложение, задание №4) - Убедились, что действия сил разнообразны? Но все равно, как бы не маскировались они, как бы не скрывались за разными ситуациями, пытливый и вооруженный знаниями ум разглядит их. - Какие признаки сил позволили вам узнать их проявления? - Для ответов на множество вопросов, встающих перед нами, мы пользуемся силой мысли, строим гипотезы, предположения. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - так звучит известная всем поговорка. Поэтому проверить свои предсказания мы должны с помощью опыта. Для этого каждая группа выдвигает из своих рядов трех самых умелых экспериментаторов. (Слайд №4). (Приложение, задание №5) - Им предстоит быстро выполнить задание и суметь объяснить его. У них нет инструкции к выполнению некоторых заданий. Они должны придумать ее сами и самостоятельно выполнить эксперимент (Слайды № 18- 20) - Остальные члены группы сегодня будут теоретиками. Вам предстоит исправить ошибки, допущенные при решении задач. (Слайд №5) Каждая группа имеет для этого в своем распоряжении 2 минуты. Проверять вас будут члены других команд. (Слайды №24-26) (Исправления вносятся прямо на слайд) Уже много веков человечество ведет спор между физиками и лириками, но его так никто и не смог выиграть. Сегодня мы не будем спорить, а попытаемся найти компромисс, узнать в литературных произведениях проявления физических законов. (Слайд № 5) Каждой группе предлагается небольшой отрывок из литературного произведения и вопрос к нему. (Слайды № 21-23) - Время, отведенное экспериментаторам и теоретикам на выполнение заданий, истекло. Давайте посмотрим, что у вас получилось. За полный и правильный ответ и экспериментаторы, и теоретики получают 3 балла; за ответ, содержащий неточности или незначительную ошибку – 2 балла; за ответ с серьезными ошибками или за частично выполненное задание – один. Оценивать результаты будете вы сами: 1 группа оценивает работу второй, 2 группа - работу третьей, 3 группа – работу первой. - Хорошо проработали и теоретики, и экспериментаторы. Настало время …лириков. Уже много веков человечество ведет спор между физиками и лириками, но его так никто и не смог выиграть. Сегодня мы не будем спорить, а попытаемся найти компромисс, узнать в литературных произведениях проявления физических законов. (Слайд № 6) Каждой группе предлагается небольшой отрывок из литературного произведения и вопрос к нему. (Слайды № 21-23) - Ребята, вы очень хорошо поработали, молодцы. - Человечество расширяет круг своего научного поиска и только Земли для этого нам уже недостаточно. Солнечная система, наша галактика становятся объектами исследования. Но законы, открытые на Земле и действующие в условиях Земли, оказались справедливы и во Вселенной. - Давайте совершим небольшое «космическое» путешествие и «посетим» наш спутник – Луну. (Слайд № 7) Вам предстоит конкурс под названием «Станция назначения - Луна». (Слайды № 27-29) - Вот и все. Мы почти все знаем о силах. Почему почти? Потому что мир вокруг нас слишком велик и разнообразен, мы не сможем за один урок охватить все. Мы с вами лишь в начале пути. - Итак, нам сегодня потребовалось и знание теории, и умение ее применить; мы нашли знакомые процессы и явления в самых разнообразных примерах. - А сейчас вернитесь к таблице, составленной вами в начале урока. Все ли вы учли в ней, не следует ли чего – то добавить? Сдайте таблицы на проверку. - Итак, давайте подведем итоги конкурсов, определим самую «творческую» на сегодня группу. Подсчитайте свои баллы. - Поздравим победителей, они все получают оценки «пять», ребята из группы, занявшей вторе место – оценки «четыре», а группе, которой сегодня не все удавалось, пожелаем успехов в дальнейшей работе. - «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» - говорил Козьма Прутков. Сегодня мы только начали изучать мир, многое еще поймем в дальнейшем. Главное - хотеть действовать, думать, строить гипотезы, их проверять. - Домашнее задание сегодня тоже необычное – кроссворд наоборот: надо подобрать вопросы и составить кроссворд по теме урока, в котором ключевым словом будет «тяготение». Второе задание для умелых экспериментаторов: доказать при помощи опыта, что сила трения скольжения больше, чем сила трения качения. - Давайте оценим себя, свой вклад в работу группы, деятельность всей группы в целом. - Для этого у вас есть специальный листок. Изобразите на нем свое эмоциональное состояние по результатам урока. - Насколько для каждого из вас был полезен и результативен урок? Оцените себя и свою группу по десятибалльной шкале. - Всего доброго вам, спасибо за урок! Молодцы! (Слайд №8) |