СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Современный урок"

Урок русского языка в 9 классе "Основные виды сложных предложений"
[ Скачать с сервера (960.2Kb) ] 24.02.2014, 19:35
Автор – Павлова Татьяна Васильевна
Образовательное учреждение – МОУ «Неверовская СОШ» Таврического района, Омской области
Предмет – Русский язык
Тема: «Основные виды сложных предложений».
Класс - девятый
Учебно-методическое обеспечение: «Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М. : «Просвещение», 2010 г.»
Цель урока: дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними
Задачи урока:
Образовательные: закрепить умение отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении;
научить различать сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения;
повторить сочинительные и подчинительные союзы,
Развивающие Развивать навыки работы с алгоритмом , навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся добывать знания, систематизировать и применять их на практике.
Воспитательные Воспитание любви к родному языку ; воспитание культуры интеллектуального труда ,формирование умения чувствовать красоту слова через работу с текстом, воспитывать у учеников истинное понимание доброты, стремление поступать по-доброму, быть неравнодушным к людям
Планируемые (конечные) результаты:
знание основных видов сложных предложений, основных способов связи простых предложений в сложном; умение отличать простые предложения с различными видами обособлений от сложных, различать сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения.

Ведущими формами, методами и приемами урока являются беседа, поисковый метод, исследование текста , выдвижение версии исследования, экспертный анализ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.

Оборудование:презентация Power Point, мультимедийный проектор, учебник, тетради.

Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке русского языка. Надеюсь, что чувства наши взаимные . давайте улыбнемся друг другу, мысленно пожелаем удачи. Я верю, что все у нас сегодня получится. Мы готовы к работе.

II . Актуализация знаний.

1. О каком предложении мы говорили на прошлом уроке? Чем оно отличается от сложного? Что нужно сделать, чтобы определить, какое перед нами предложение: простое или сложное? С чего мы начинаем разбор предложения?
2. Правильно. Самое первое, что мы должны сделать – это выделить грамматическую основу предложения. Давайте сейчас поупражняемся в этом. Для этого выполним устный синтаксический счет. Я вам предлагаю предложения, а вы находите и считаете в них основы.

Слайд 1. Устный синтаксический счет

Учитель: Как вы смогли заметить, простые предложения не такие уж простые, а сложные не такие сложные, если хорошо знать, что это такое.
Зачем нужны сложные предложения? Почему невозможно пользоваться только простыми предложениями? Или объединять их все в сложные? Что представляет из себя сложное предложение? На какие виды можно его разделить? Как отличить один вид сложного предложения от другого? Обо всем этом вы узнаете на уроке и сможете ответить на заданные вопросы. Если выполните все упражнения и задания, вы будете чувствовать себя увереннее.
Если вы сейчас были внимательны, то можете определить тему сегодняшнего урока.
Как можем ее обозначить?

Слайд 2. Основные виды сложных предложений
Запись в тетрадях числа и темы урока.

III. Новая тема.
1. А сейчас давайте проанализируем несколько предложений. Не ограничимся только выделением основы. А обратим внимание на то,
как связаны между собой простые предложения в сложном.
Существует ли между ними какая – либо связь? Или это просто механическое слияние простых предложений.
А если существует, то посредством чего она выражается.

Итак, приступим. Для анализа я взяла высказывания известных людей. Вот они.
Слайд 3. Анализ предложений

А) Все хорошие вещи дешевы, все плохое стоит очень дорого. ( Торо)
- Как вы понимаете смысл изречения?
- Определим границы предложений.
- Какая между этими предложениями связь?
- Посредством чего эта связь выражается?

Б) Оправа, в которую вделан драгоценный камень, повышает его цену, но не ценность. (Бёрнс)
- Как вы понимаете смысл изречения?
- Определим границы предложений.
- Какая между этими предложениями связь?
- Посредством чего эта связь выражается?

В) Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик (Гёте)
- Как вы понимаете смысл изречения?
- Определим границы предложений.
- Какая между этими предложениями связь?
- Посредством чего эта связь выражается?

Г) Если бы не было вовсе недостатков у нас самих, мы не подмечали бы их с таким удовольствием у других ( Ларошфуко)
- Как вы понимаете смысл изречения?
- Определим границы предложений.
- Какая между этими предложениями связь?
- Посредством чего эта связь выражается?
Д) Стрелы пронзают плоть, а злые слова – душу. (Грасиан)
- Как вы понимаете смысл изречения?
- Определим границы предложений.
- Какая между этими предложениями связь?
- Посредством чего эта связь выражается?

- Что объединяет все эти высказывания?
- Как связаны между собой простые предложения?
- Является ли сложное предложение простым механическим соединением простых предложений? Или между ними существуют смысловые отношения? Какие? При помощи чего они выражаются?
- Что выражается в сложных предложениях при помощи союзов и интонации?

Вывод: Сложное предложение отличается от простого количеством грамматических основ. В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном – две и более. Но два простых предложения – это не то же, что сложное, состоящее из этих же простых. Между простыми предложениями в сложном возникает смысловая и интонационная связь. В сложном предложении информации больше, чем в двух простых

2. Чтение учебника (стр. 20, п.1, п.2)
- Как соединяются простые предложения в сложное?
- При помощи каких средств выражаются смысловые отношения в сложных предложениях?-

Слайд 4. Средства передачи смысловых отношений в сложных предложениях.

3. – Как называются сложные предложения, в которых смысловые отношения выражены при помощи интонации?
- Как называются сложные предложения, в которых смысловые отношения выражены при помощи союзов и союзных слов?

Слайд5 . Сложные предложения: Союзные и бессоюзные

- Познакомимся с высказыванием М.В. Ломоносова о союзах.
- Кто такой Ломоносов? В В каких областях знания он оставил свой след?
- Какую важную особенность союзов подмечает Ломоносов?
4. Чтение учебника (стр.20)

Слайд 6. Союзные предложения. СПП и ССП

- Как называются предложения, в которых простые связаны при помощи сочинительных союзов?
- Как называются сложные предложения, в которых простые связаны при помощи подчинительных союзов и союзных слов?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ слайд 7.

IV. Закрепление.

1. Что мы узнали сегодня на уроке о сложном предложении?
Слайд 11.
2. Как определить вид предложения?
Слайд 12. Знакомство с алгоритмом работы
3. Упражнение 52 ( устно по цепочке)
V. Индивидуальная работа по карточкам
VI. Рефлексия.
С чем познакомились сегодня на уроке?
Что показалось сложным?
С чем справились легко?
Что было интересным?
Над чем стоит подумать?
VII. Домашнее задание.
Слайд 18
Категория: Всероссийский конкурс "Современный урок" | Добавил: pava144
Просмотров: 4831 | Загрузок: 675 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик