СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Современный урок"

Методическая разработка урока "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано»
[ Скачать с сервера (58.5Kb) ] 24.02.2014, 04:29
Конспект урока

Тема урока: Закрепление понятий «Средства музыкальной выразительности на
начальном этапе обучения игре на фортепиано»

Форма проведения: индивидуальное обобщающее занятие с элементами игры,
с учащейся 1 класса фортепианного отделения
Тип урока: комбинированный урок включает:
• организационную и содержательную установку;
• проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося;
• взаимодействие педагога и ребенка в процессе общения – усвоения новых знаний,
умений, навыков;
• закрепление изученного материала и упражнения;
• диагностику прочности усвоения знаний;
• инструктаж по выполнению домашнего задания.

Цель урока: закрепление пройденных и знакомство с новыми средствами музыкальной
выразительности в процессе обучения игре на фортепиано

Задачи урока:
Образовательные:
• Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
• Закрепить понятия: ритм, темп, лад, мелодия, гармония
• Продолжить знакомство со средствами музыкальной выразительности: тембр,
фактура, штрихи, динамика
• Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
• Продолжить работу над навыком игры по нотам
Развивающие:
• Развитие музыкально-образного мышления
• Развитие двигательно-игровых навыков
• Развитие навыка игры по нотам
• Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
• Развитие чувства ритма
Воспитательные:
• Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
• Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
• Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
• Воспитание навыков самоконтроля
• Воспитание культуры поведения за инструментом

Проектируемый результат: усвоение понятий: темп, ритм, регистр, динамика, мелодия,
гармония, лад, тембр, штрихи, фактура
Оборудование и материалы:
• Кабинет музыки: фортепиано, синтезатор, 2 стула, подставка для ног
• мультимедийное сопровождение урока:
видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, компьютер, презентация,
иллюстративные плакаты, аудио и видеозаписи
• методическое обеспечение:
нотные пособия: И. Королькова “Крохе-музыканту – Нотная азбука для самых
маленьких” ч.1; Е. Королева «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках»,
Л. Старовойтова «Игра в игру на фортепиано», Л. Баренбойм «Путь к
музицированию», Ленинград, 1980
ноты музыкальных игр; карточки с нотами, ритмическими заданиями; карточки с
методическим материалом, нотный стан с пуговицами; репродукции картин,
«Звуковое лото»

Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную работу, проверка готовности к уроку

2.Информационная минутка
Преподаватель:
Добрый день! Сегодня мы продолжаем знакомство с понятиями «Средства музыкальной выразительности» и повторим уже пройденный материал.
(Название темы урока. Вступительное слово педагога с постановкой задач урока)

3.Проверка знаний учащихся

Преподаватель:
Продолжаем учить ноты басового ключа. Домашнее задание было выучить стихотворение «Поучи басовый ключ» (И.Д. Перфильева) со шпаргалкой.

( Стихотворение разучивается с помощью одной из рук,
представленной в виде нотного стана, а другая рука – указатель.)

Ты басы запомни точно:
Соль, си, ре, фа, ля – построчно,
Между ля и до, ми, соль,
Си – над всеми как король.
(учащаяся читает стихотворение и показывает)

Преподаватель:
Я буду называть ноты, а ты их выкладывай пуговками на нотный стан.
(Игровое задание на знание нот басового ключа)

Преподаватель:
С помощью стихотворения «Сказка про кота» мы повторим динамические оттенки
Покажи динамические оттенки при помощи карточек :F, P, mF, mP

Жил кот Мурлыка.
Ленивый был кот!
Острые зубы
И толстый живот.

Очень p всегда он ходил,
F настойчиво кушать просил
Да mf на печке храпел –
Вот и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
F крича. Он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе все мыши p взмолились:
-Ох, пощади, пожалей, сделай милость!
Тут кот скомандовал f им: «Брысь!»
И врассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время, когда наш
Мурлыка спал. Происходило вот что:

Мыши p покинули норку,
F хрустя, съели хлебную корку,
Потом, mf смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.

Мурлыка проснулся, f чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера f над ним потешались.

4.Теоретическая часть

Преподаватель:
Первое средство выразительности, самое главное и самое интересное - РИТМ.
А сейчас несколько ритмических упражнений:
Предлагаю - прохлопать свое имя
А теперь поиграем в - игру «Эхо» Я хлопаю ритм, а ты его повторяешь.

(играем с учащейся)
Преподаватель:
Предлагаю сделать небольшое творческое домашнее задание: прохлопай загадку:
Шел, шел без дорог.
Где шел – там и лег.
До весны пролежал, а потом побежал.

( карточка со стихотворением предлагается ученице)

Тут тебе предстоит: отгадать загадку, записать ритмический рисунок загадки, решить, какими пальцами ты будешь ее «говорить», написать номера пальцев под ритмическим рисунком стишка.

Преподаватель:
Второе средство музыкальной выразительности – это Регистр. Какие бывают регистры?

(ответ учащейся)

Правильно: нижний, средний, верхний.
Давай немного поимпровизируем на инструменте. Я буду называть слова, а ты будешь угадывать, в каком регистре это можно изобразить.

(показываю наглядные пособия – картинки из мультфильмов)

Птичка, медведь, белочка в хрустальном домике, кит, котенок, сердитый дедушка, звон стекла, солнышко, ежик, мама поет колыбельную песенку, цыплята, корова, мышка, слон.

Преподаватель:
Следующее задание по определению Мажора и Минора.
Послушай внимательно пять контрастных произведений и по окончании игры выкладывай карточку « Солнышко» или « Тучку»

(Д. Кабалевский « Клоуны», П. Чайковский «Старинная французская песенка»,
Е. Дога « Сонет», А. Гречанинов « Мазурка», Ч.Н.П. « Аннушка»)

(Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры)

5.Закрепление изученного материала

 просмотр презентации «Средства музыкальной выразительности»,
выполнение задания в презентации
 Просмотр видеофрагмента: «Вальс цветов» из балета П. Чайковского
«Щелкунчик» для закрепления новых понятий

6. Минутка – разминка

Три веселых братца гуляли по двору,
Три веселых братца затеяли игру:
Делали головками – ник- ник- ник,
Пальчиками ловкими – чик- чик- чик,
Делали ладошками – хлоп – хлоп – хлоп,
Топотали ножками – топ- топ- топ!

(выполняется стоя, вместе с преподавателем)

7. Практическая часть

Преподаватель:
Поработаем с пьесой С. Ляховицкая «Где ты, Лека», динамическими оттенками, характером произведения.

В пьесе К. Лонгшамп – Друшкевичова «Маленькие негритята» мы поработаем над исполнительским штрихом.

(Ученица исполняет выученные ранее пьесы. По каждой пьесе ведется анализ средств музыкальной выразительности, необходимый для более интересного исполнения пьес)

8. Домашнее задание

Преподаватель:
1.Продолжать работу над произведениями: С. Ляховицкая «Где ты, Лёка?» с учетом
подобранных средств музыкальной выразительности.
2.Записать пьесу « Маленькая елочка» - снежинками
3.Подумай, как можно изобразить на фортепиано в разных регистрах - медведя, дождик,
пение, кукушки;
4.Нарисовать два рисунка любого понравившегося тебе музыкального образа, о которых
мы говорили.
5. Попробуй поиграть одну из своих пьес разными штрихами: стаккато, легато, нон легато.
6. В пьесе «Маленькие негритята» продумать динамику F и P и попытаться сыграть ее на
белых клавишах.

Желаю тебе, работать с увлечением и сделать успехи!

10. Итог урока

Преподаватель:
Подведем итоги урока. Сегодня мы проделали с тобой огромную работу. Ты молодец, работала с интересом, продуктивно! Твою работу на уроке я оцениваю на «отлично»!
Спасибо за урок.

Для преподавателей
Хочу сделать небольшой вывод по уроку:
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ.
Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению.
Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе.
Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.

Список литературы:
1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: уч. пособие. –М.: «Советский композитор»,
1986.
2. Баренбойм Л. «Путь к музицированию», Ленинград, 1980
3. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь», Москва, 1986
4. Королькова И. “Крохе-музыканту – Нотная азбука для самых маленьких” ч.1;
5. Королева Е. «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках»
6. Старовойтова Л. «Игра в игру на фортепиано», М.2004.
Категория: Всероссийский конкурс "Современный урок" | Добавил: Стелла
Просмотров: 3785 | Загрузок: 261 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик