+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Современный урок"

Методическая разработка открытого урока "Африканская чума свиней"
[ Скачать с сервера (1.44 Mb) ] 21.02.2014, 14:06
ВВЕДЕНИЕ
Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к подготовке ветеринарных специалистов. Большие объемы информации и жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам студента – вот современные условия образовательного процесса.
Высокие запросы невозможно удовлетворять, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий.
Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные мультимедиатехнологии.
Главная цель состоит в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (текста, звука, видео, анимации, графики и т. д.) в ходе учебного процесса.
Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Использование мультимедийные технологии при подготовке и проведении уроков дают возможность:
1) развивать творческие способности студентов на учебных занятиях;
2) индивидуализировать учебный процесс (приспособить его к индивидуальным особенностям студентов);
3) организовать учебный процесс с учетом различных способов деятельности;
4) компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной;
5) усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;
6) активизировать познавательную деятельность студентов.
Интеллектуальное развитие студентов, формирование на высоком уровне профессиональных компетенций и овладение навыками самообразования – приоритетные задачи педагогики, которые требуют преобразования учебной деятельности путем внедрения различных методов, средств и технологий обучения, повышающих качество и эффективность образовательного процесса.
Одна из основных задач учебного заведения – своевременная реакция на запросы рынка труда: необходимо готовить компетентных специалистов.
С развитием мультимедиа технологий происходит компьютеризация различных видов деятельности. Мультимедиа представляет собой совокупность программных средств, реализующих обработку информации в звуковом и зрительном виде с использованием анимации, графики, фотографий, видео, звука и текста, что создает комплексную информационную среду. 4
Актуальность применения мультимедиа технологий в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет.
В нашем техникуме применяются мультимедиа технологии по многим направлениям.
Одним из самых распространенным является мультимедиа презентация мультимедиа презентация - это современный способ представления информации. Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.
Для создания компьютерной презентации лекционного материала по дисциплинам была выбрана программа Power Point, которая является одним из наиболее популярных средств создания мультимедийных программных продуктов. Данная программа позволяет получать разнообразные форматы графи¬ческих, аудио - и видеофайлов.
Гипертекстовый формат курса лекций позволяет осуществлять быстрый поиск, и переход к нужной теме раздела. После завершения каждого вопроса лекции по ссылке можно перейти в содержание, что позволяет переходить к другим вопросам лекции или к другой лекции. Также можно осуществлять переход к содержанию после просмотра слайда, отражающего вопросы лекции.
Главное преимущество мультимедийных лекций состоит в возможности использования интерактивного взаимодействия преподавателя, как с программным средством, так и одновременное общение со студенческой аудиторией. Внедрение мультимедиа технологий способствует повышению мотивации обучения студентов, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на занятиях. Использование компьютерных средств обучения в профессиональной подготовке специалистов делает учебный процесс более наглядным, динамичным, творческим, интенсивным и поднимает его на новый, современный уровень.


5

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Дисциплина: «Особо опасные инфекционные болезни»

Тема: «Африканская чума свиней»

Вид занятия: лекция

Тип занятия: лекции с использованием мультимедиатехнологий

Цели занятия:
1. Дидактическая: Изучить сущность заболевания африканской чумы свиней.

2. Развивающая: Развивать умение самостоятельно изучать и анализировать учебный материал, развивать навыки работы с литературой, правильно интерпретировать полученные результаты.

3. Воспитательная: воспитывать любовь к будущей профессии; воспитывать ответственность за принимаемые решения в диагностике заболеваний животных.

6
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

Обеспечивающие: микробиология, внутренние незаразные болезни, патологическая анатомия, эпизоотология.

Обеспечиваемые: особо опасные инфекционные болезни, болезни молодняка сельскохозяйственных животных.

Сопутствующие: микробиология – учение об инфекции; внутренние незаразные болезни – болезни нервной системы (парезы, параличи); патологическая анатомия – виды воспаление, воспалительный процесс, виды кровоизлияний; эпизоотология – эпизоотия.

Обеспеченность занятия: компьютер, мультимедийная установка, слайды.

Место проведения: аудитория.

Норма времени: 120 минут.

Литература: Инфекционные болезни животных: Учебное пособие/ Под ред. А.А. Кудряшова, А.В. Святковского. – СПб.: Издательство «Лань», 2007. стр. 300 - 304.

7
ХОД УРОКА

1. Организационный момент: проверка наличия группы, формы, принадлежностей.

2. Актуализация знаний (из ранее изученного материала).

3. Сообщение темы, цели урока.

4. Изложение нового материала: Африканская чума свиней.

5. Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

7. Задание на дом.

8
МЕТОДИКА УРОКА ЛЕКЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МУЛЬТИМЕДИАТЕХНОЛОГИЙ

Дисциплина: «Особо опасные инфекционные болезни».

Тема: «Африканская чума свиней».

Цель проведения урока:
Использование методических связей в цикле ветеринарных дисциплин;
Закрепление изученного материала;
1. Организационный момент: проверка наличия группы и формы, наличие письменных принадлежностей.

2. Сообщение темы, цели урока. Актуализация знаний: восстановить в памяти студентов из ранее изученного материала:
а) Дать определение понятиям: инфекция, инфекционный процесс, патогенность.
б) Чем отличаются инфекционные болезни от других заболеваний?
в) Течение инфекционного заболевания?
г) Периоды инфекционного заболевания?

Изложение нового материала:
- Эпизоотическая ситуация в России и Краснодарском крае. Опасность заболевания АЧС.
- Восприимчивые животные к вирусу АЧС.
- Источники возбудителя инфекции АЧС.
- Факторы передачи возбудителя АЧС.
- Механические переносчики вируса АЧС.
- Течение болезни АЧС.
- Диагноз и дифференциальный диагноз АЧС.
- Лечение АЧС.
- Профилактика и меры борьбы с АЧС. 9
- Оздоровительные мероприятия при АЧС.

3. Закрепление нового материала: опрос.
1. Из каких составляющих состоит опасность АЧС?
2. Какие животные восприимчивы к вирусу АЧС?
3. Источник возбудителя инфекции АЧС?
4. Факторы передачи возбудителя АЧС?
5. Механические переносчики вируса АЧС?
6. Течение болезни АЧС?
7. Лечение АЧС?

4. Подведение итогов урока: выставление оценок.

5. Задание на дом: Инфекционные болезни животных: Учебное пособие/ Под ред. А.А. Кудряшова, А.В. Святковского. – СПб.: Издательство «Лань», 2007. стр. 300 - 304.

10
АФРИКАНСКАЯ ЧУМА СВИНЕЙ
Начиная с 2007 года, АЧС распространяется по территории европейской части России. Первые вспышки регистрировались вблизи с грузинской границей, затем эпизоотия стала распространяться в Чеченской республике, Ингушетии и Северной Осетии. К концу 2008 года было зафиксировано более 60 случаев заболевания в СКФО, в 2009-2010 болезнь распространялась в ЮФО, отдельные случаи также были обнаружены оренбургской и ленинградской областях. (видео ролик)
До 90% случаев чумы среди домашних свиней приходятся на личные хозяйства.
Экономические потери от эпизоотии в 2007-2012 годах превысили 30 миллиардов рублей, были уничтожены более 600 тыс. животных.
2008 год. (слайд №3) В конце октября 2008 года африканская чума свиней была зарегистрирована в Ставропольском крае. Очагом заболевания стал производственный кооператив «Колхоз имени Ленина» в селе Горькая Балка Советского района. Впоследствии вирус был обнаружен в станице Старопавловской Кировского района и селеГрушевском Александровского района.
В ноябре 2008 года диагноз африканской чумы свиней был подтверждён в Новокубанском районе Краснодарского края на свиноферме «Кубань.
2009 год. (слайд №4) 8 января 2009 года падёж свиней был зарегистрирован на свинотоварной ферме № 2 колхоза «Ростовановский» (село Ростовановское Курского района Ставропольского края). Вспышка заболевания последовала после продажи свиней покупателям из Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
С 4 по 12 января 2009 года в селе Пластунка Хостинского района Сочи в четырёх личных подсобных хозяйствах произошёл падёж 11 свиней. Анализ на африканскую чуму свиней дал положительный результат.
1 апреля 2009 года была зарегистрирована вспышка африканской чумы в селе Романовское, Сальского района Ростовской области.
Вспышка заболевания была зафиксирована в воинской части 11115 в поселке Мга Кировского района16 октября 2009 года.
2010 год. (слайд №5) В феврале 2010 года очаг вируса был выявлен и своевременно локализован в Крыловском районе Краснодарского края.
26—27 февраля 2010 года на свиноферме в городе Гуково Ростовской области зафиксирован падёж 50 свиней. Подтверждён диагноз африканской чумы свиней.
В декабре 2010 года зафиксирована очередная вспышка африканской чумы в Ленинградской области (Ломоносовский, Гатчинский районы). В трех районах Волгоградской области предпринимаются меры по ликвидации африканской чумы свиней (АЧС), которая, по словам специалистов, могла попасть в наш регион из Ростовской области.
11
2011 год. (слайд №6) 18 февраля 2011 года зафиксирована вспышка заболевания в частном подворье с. Черное в Нижегородской области
В конце мая 2011 г. в Тверской области, г. Торжок на территории исправительной колонии выявлена вспышка африканской чумы свиней.
В период с 19 мая 2011 г. по 31 мая 2011 г. в городе Торжке на территории исправительной колонии № 4 управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тверской области зафиксирован падеж 153 свиней. Экспертиза, проведенная 31 мая 2011 г.
На момент 11 июня 2011 года в Тверской области зарегистрировано четыре очага, в которых объявлен карантин. Это Торжокский, Калининский, Конаковский и Старицкий районы. В карантинной зоне окажется и одно из крупнейших свиноводческих хозяйств области — племзавод «Заволжское» (Калининский район), которое насчитывает около 117 тысяч голов.
31.10.2011 Вспышка АЧС зарегистрирована на территории Багатугтунского сельского муниципального образования Яшалтинского района Калмыкии на административной границе с Ростовской областью.
2012 год. (слайд №7) 23 апреля 2012 Очередной очаг заражения африканской чумой свиней был выявлен в Городищенском районе Волгоградской области, Ленинском районе Тульской области.
27 июля 2012 года африканская чума свиней выявлена в Красноармейском и Усть-Лабинскомрайонах Краснодарского края.
3 августа 2012 года в станице Калининская Краснодарского края в ООО "Делимит" по результатам лабораторных исследований, подтверждена африканская чума свиней.
7 декабря 2012 года в Ивановской области на территории Коляновского сельского поселения в деревне Никульское зафиксирован случай гибели животного от африканской чумы свиней.
2013 год. (слайд №8) 21 февраля 2013 года в Клетнянском районе Брянской области, где 20.02.2013 г. был зафиксирован падёж диких кабанов на месте прикормки в заказнике "Клетнянский".
11 июня 2013 года в селах Красногоровка, Старотолучеево Богучарского района и села Толучеево Бутурлиновского района Воронежской области обнаружен вирус АЧС.
08 июля 2013 года в охотничьем хозяйстве Лотошинского района Московской области был отстрелян кабан на мониторинговое исследование. В результате исследования в Одинцовской ветлаборатории был поставлен диагноз АЧС.
09 июля 2013 в Волоколамском районе на территории заповедника Завидово обнаружены 3 трупа диких кабанов (матка и два поросенка). Диагноз на АЧС подтвердился.
12 июля 2013 на территории частного подворья поселка Большая Сестра Лотошинского муниципального района Московской 12
области обнаружена туша домашней свиньи. Днем позже поступило подтверждение диагноза АЧС.
Африканская чума свиней (лат. Pestis africana suum), острое вирусное заболевание, характеризующееся септицемией (слайд №9).
Вирус африканской чумы свиней иммунобиологически отличается от вируса классической чумы свиней. Это ДНК - содержащий вирус семейства Asfarviridae; размер вириона 175—215 нм. Установлено несколько сероиммуно- и генотипов вируса африканской чумы свиней. Его обнаруживают в крови, лимфе, во внутренних органах, секретах и экскретах больных животных. Вирус устойчив к высушиванию и гниению; при температуре 60°C инактивируется в течение 10 минут. Его культивируют в культурах клеток лейкоцитов и костного мозга свиней.
Опасность этого заболевания состоит в следующем:
1. Отсутствие вакцин и медикаментов, предохраняющей от этой болезни.
2. Все свинопоголовье хозяйств, куда проникает вирус, погибает.
3. Огромные экономические потери, только прямые убытки могут составить несколько сот миллионов рублей.
Африканская чума свиней не имеет никакого отношения к вирусу гриппа A/H1N1 и для человека не опасна (слайд №10).
Болеют свиньи всех возрастов и пород в любое время года. Болезнь быстро принимает размеры эпизоотии и панзоотии и наносит свиноводству огромный экономический ущерб. Смертельность при этой болезни достигает 100% (слайд №11).
Впервые это заболевание наблюдал среди свиней в Юж. Африке Хатчен (Hutchen) (1903). А. ч. с. распространена в Африке, Италии, Испании и Португалии (видиофильм).
В естественных условиях к африканской чуме свиней восприимчивы домашние и дикие свиньи всех возрастов (слайд №12).
Источник возбудителя инфекции – больные животные и вирусоносители (слайд №13). Заражение здоровых свиней происходит при совместном содержании с инфицированными вирусоносителями.
Факторы передачи возбудителя – корм, пастбища, транспортные средства, подстилки загрязненные выделениями больных животных (слайд №14 - 17).
13
Механическими переносчиками вируса могут быть птицы (слайд №18), домашние и дикие животные (слайд №19), грызуны (слайд№20), накожные паразиты (некоторые виды клещей и вши
(слайд №21, 22)), бывшие в контакте с больными и павшими свиньями. Резервуарами вируса в природе являются дикие свиньи и клещи рода орнитодорос (Ornithodoros), (слайд№23).
Инкубационный период заболевания зависит от количества поступившего в организм вируса, состояния животного, тяжести течения и может продолжаться от двух до шести суток.

Течение подразделяют (слайд №24) на молниеносное, острое, подострое и реже хроническое. При молниеносном течении животные гибнут без каких либо признаков; при остром — у животных повышается температура тела до 40,5 42,0°C, отмечаются одышка, кашель, появляются приступы рвоты, парезы и параличи задних конечностей. Подострое - серозные или слизисто гнойные выделения из носа и глаз, иногда понос с кровью, чаще запор. В крови отмечается лейкопения (количество лейкоцитов снижается до 50 60%). Больные животные больше лежат, зарывшись в подстилку, вяло поднимаются, передвигаются и быстро устают. Отмечают слабость задних конечностей, шаткость походки, голова опущена, хвост раскручен, усилена жажда. На коже в области внутренней поверхности бедер, на животе, шее, у основания ушей заметны красно фиолетовые пятна, при надавливании они не бледнеют (резко выраженный цианоз кожи (слайд №25). На нежных участках кожи могут появиться пустулы (гнойники), на месте которых образуются струпья и язвы.
Обнаруживают многочисленные кровоизлияния в кожу, слизистые и серозные оболочки. Лимфатические узлы внутренних органов увеличенные, имеют вид сгустка крови или гематомы. Внутренние органы, особенно селезёнка, увеличены, с множественными кровоизлияниями (слайд №26).
Видео «Клиническая и патоморфологическая картина АЧС»
Диагноз и дифференциальная диагностика.
Диагноз устанавливают комплексно. В связи с тем что африканская чума свиней по клиническим и патологоанатомическим признакам имеет сходство с классической чумой, то основанием для подозрения на нее является заболевание свиней, вакцинированных против чумы. При этом учитывают эпизоотологические данные.
Окончательный диагноз устанавливают заражением подозрительным материалом (кровь, суспензия селезенки и лимфатических узлов) свиней, вакцинированных против классической чумы. Заражение свиней (биопроба) проводят в специализированной лаборатории с соблюдением особых мер предосторожности. В дальнейшем при подтверждении диагноза текущую диагностику осуществляют лабораторными методами (РГА и цитолиз в
14
культурах клеток, РИФ, ПЦР и др.). Серологические типы вируса определяют в РП, РСК, РЗГА и другими методами.

Африканскую чуму следует дифференцировать в первую очередь от классической чумы, а также от рожи и пастереллеза при помощи соответствующих бактериологических исследований.

Лечение. Больных свиней лечить запрещается. Все заболевшие подлежат уничтожению вместе со шкурами.

Профилактика и меры борьбы с африканской чумой свиней.
Эффективных средств профилактики африканской чумы свиней до настоящего времени не разработано, лечение запрещено. В случае появления очага инфекции практикуется тотальное уничтожение больного свинопоголовья бескровным методом, а также ликвидация всех свиней в очаге и радиусе 20 км от него. Больные и контактировавшие с больными животными свиньи подлежат убою с последующим сжиганием трупов.
Владельцам личных подсобных хозяйств, в которых имеется свинопоголовье, необходимо соблюдать ряд правил, выполнение которых позволит сохранить здоровье животных и избежать экономических потерь: (слайд №27)
 предоставлять поголовье свиней для проводимых ветслужбой вакцинаций (против классической чумы свиней, рожи);
 содержать поголовье только закрытым (в базах, сараях), не допускать свободного выгула свиней на территории населённых пунктов, особенно в лесной зоне;
 ежедекадно обрабатывать свиней и помещение для их содержания от кровососущих насекомых (клещей, вшей, блох), постоянно вести борьбу с грызунами;
 не завозить свиней без согласования с Госветслужбой;
 не использовать необезвреженные корма животного происхождения, особенно боенские отходы в рационах свиней;
 ограничить связи с неблагополучными территориями;
 немедленно сообщать о всех случаях заболевания свиней в государственные ветеринарные учреждения по зонам обслуживания.
В случае возникновения африканской чумы на неблагополучное хозяйство накладывается карантин. Все свинопоголовье в данном очаге инфекции уничтожают бескровным способом. Трупы свиней, навоз, остатки корма, малоценные предметы ухода сжигают. Золу
закапывают в ямы, смешивая ее с известью. Помещения и территории ферм дезинфицируют горячим 3% раствором едкого натрия, 2% раствором формальдегида. (слайд №28) 15
На расстоянии 10 км вокруг неблагополучного пункта все свинопоголовье убивают, а мясо перерабатывают на консервы.
Карантин снимают через 6 месяцев с момента последнего случая падежа, а разведение свиней в неблагополучном пункте разрешается не ранее, чем через год после снятия карантина. (слайд №29)
Оздоровительные мероприятия при АЧС сводятся к следующему:
(слайд №30)
1. В эпизоотическом очаге (это отдельный двор, часть населенного пункта или весь населенный пункт, в зависимости от степени заболеваемости, а в сельскохозяйственных организациях — свинарник или полностью СТФ, где зарегистрировано заболевание африканской чумой свиней) — уничтожение (бескровный метод умерщвления и сжигание) всех свиней независимо от возраста, веса, признаков заболевания (т.е. заболело животное или нет);
2. В первой угрожаемой зоне (в радиусе 5 км вокруг эпизоотического очага) — поголовный убой всех свиней на мясокомбинате, с выработкой вареных, варено-копченых колбас или изготовлением консервов.
В первой угрожаемой зоне запрещается:
o продажа на рынках продуктов животноводства всех видов и вывоз за его пределы в течение всего срока карантина (30 дней с момента убоя всех свиней и проведения комплекса ветеринарно-санитарных мероприятий), а также в последующие 6 месяцев — свиней и продукции свиноводства;
o запрещается вывоз из эпизоотического очага продуктов растениеводства.
3. Во второй угрожаемой зоне (в радиусе 100 км вокруг первой угрожаемой зоны) запрещается торговля продукцией свиноводства на рынках, проведение ярмарок и выставок.
Во всех зонах, на всех дорогах, ведущих из неблагополучного пункта, организуют круглосуточные охранно-карантинные посты, оборудованные шлагбаумами, дезбарьерами и будками для дежурных, которые будут действовать еще в течение 6 месяцев после снятия карантина.
Разведение свиней в эпизоотическом очаге и первой угрожаемой зоне разрешается только через год, после снятия карантина!

Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея просит выполнять ряд необходимых требований с целью недопущения африканской чумы свиней. Для этого необходимо:
• на свиноводческих фермах соблюдать режим работы предприятия «закрытого типа»; 16
Содержать:
• имеющихся в личных подсобных хозяйствах свиней в подворьях в огороженных местах, безвыгульно;
• использовать отдельную спецодежду и инвентарь по уходу за свиньями и проводить их дезинфекцию после проведенных работ.

Не допускать:
• свободного выгула свиней, особенно в горнолесной местности;
• контакта свиней с другими животными и посторонними лицами;
• использование в кормлении свиней продуктов убоя и переработки домашних и диких свиней;
• приобретение, ввоз и вывоз свиней за пределы своего хозяйства без ветеринарного осмотра;
• при перевозке свиней между субъектами РФ в обязательном порядке согласование с Управлением Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

Постоянно выполнять:
• для кормления, поения и ухода за свиньями иметь отдельную одежду и обувь;
• в случае появления заболевания свиней или внезапной их гибели НЕМЕДЛЕННО обратиться в Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и сообщить об этом в администрацию сельского поселения;
• не выбрасывать трупы животных, отходы от их содержания и переработки на свалки, обочины и другие места;
• проводить утилизацию в местах, определенных администрацией сельского поселения.

Не завозить свиней без разрешения государственной ветеринарной службы.

17
ЛИТЕРАТУРА
1. Гавриш В.Г. Справочник ветеринарного врача, 4 изд. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2003. - 576с.
2. Дедюхина Л. П. «Основы микробиологии», М.: «Агропромиздат», 2010 год, 315 с.
3. К. С. Камышева «Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии», учебное пособие для студентов СПО, И.: «Феникс», Ростов-на-Дону, 2012 год.
4. Инфекционные болезни животных: Учебное пособие/ Под ред. А.А. Кудряшова, А.В. Святковского. – СПб.: Издательство «Лань», 2007. стр. 300 - 304.
5. Куриленко А.Н., Крупальник В.Л. Инфекционные болезни молодняка сельскохозяйственных животных. – М.:Колос, 2000. – c. 58.
6. Инфекционные болезни./ Под ред. Е.П. Шуваловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – c. 586.
7. Инфекционные болезни животных / Б.Ф. Бессарабов, Е.С. Воронин и др.; Под ред. А.А. Сидорчука. — М.: КолосС, 2007. — 671 с.
8. http://agro2portal.ru/video/agrotehnika/video-afrikanskajaja-chuma-svinej-african-swine-fever.html.
9. Африканская чума свиней: симптомы и возбудитель болезни | РИА Новости http://www.ria.ru/spravka/20110616/389184101.html#ixzz29j5TcLpu
10. Африканская чума свиней: симптомы и возбудитель болезни | РИА Новости http://www.ria.ru/spravka/20110616/389184101.html#ixzz29j5oG032

18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первостепенной задачей педагогического коллектива ГБОУ СПО «Армавирского зооветеринарного техникума» КК являются: поиск новых форм обучения и воспитания, новых приемов и методов в организации учебного процесса.
Переход к воспитанию и обучению, осуществляемый как реализация проекта «Я специалист XXI века», способствует образованию сплава профессионального мастерства и нравственных начал будущего специалиста; поиск форм органичного сочетания учебного и воспитательного процессов, способствующих эффективному освоению профессиональных навыков; тесной связи обучения и воспитания.
В нашем понимании мультимедиа – это синтез трех стихий: информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального отображения (видео, фотографии, картины и пр.) и аналоговой информации (речь, музыка, другие звуки). Совокупный конечный результат использования мультимедиатехнологий в образовательном процессе имеет сложную структуру и представляет собой решение триединой задачи:
• максимальное удовлетворение информационных потребностей у участников образовательного процесса (преподаватель, студент);
• повышение качества профессиональных знаний, умений, навыков;
• активизация познавательной деятельности, способности к творчеству, формированию и развитию проективных умений, а, соответственно, проективного мышления, как у студента, так и у преподавателя.
Лекция, проводимая с применением мультимедиатехнологий, становится более гибкой и эффективной с дидактической точки зрения, т.к. мультимедиатехнологий позволяют:
• повысить информативность лекции (не надо писать мелом на доске);
• осуществить психологическую разрядку за счет дискретного наложения звука (вывод достаточно сложной формулы, построение диаграммы может заканчиваться бодрым маршем или настроить студенческую аудиторию на определенный вид работы - подведение итогов лекции могут предваряться соответствующей мелодией);
• повысить наглядность обучения за счет использования различных форм представления учебного материала (текст, формулы, графики, рисунки, диаграммы, таблицы и др.);
• повысить внимание аудитории в период его снижения (25-30 минут после начала лекции и последние минуты лекции) за 19
счет художественно - эстетического выполнения слайдов - заставок, представленных в данный момент лектором или за счет разумно применимой анимации;
• повысить доступность и восприятие информации;
• осуществить повтор наиболее сложных моментов лекции;
• осуществить повторение («прокрутку») материала предшествующей лекции;
• повысить мотивацию обучения;
• создать комфортные условия работы преподавателя на лекции.
Главное преимущество мультимедиа состоит в возможности использования интерактивного взаимодействия преподавателя-лектора как с программно-аппаратным средством, предполагающим обмен текстовыми командами и ответами, так и одновременное общение со студенческой аудиторией - возможность задавать вопросы, следить за эмоциональной обратной связью.
Как результат, содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе с использованием мультимедиатехнологий, существенно отличается от традиционного.
Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Так разработка курсов на базе мультимедиатехнологий требует не только свободного владения учебным материалом, но и специальных знаний в области современных информационных технологий и технологических навыков работы с техническими средствами.
Во-вторых, в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании мультимедиатехнологий постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свою индивидуальную учебную траекторию. Важная функция преподавателя - поддержать обучающегося, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию, т.е. происходит установление равноправного партнерства преподавателя и обучающегося.
В-третьих, предоставление учебного материала с помощью мультимедиатехнологий требует гораздо более активных и интенсивных взаимодействий между преподавателем и студентом.
В-четвертых, значительно усложняется сама технология проведения занятия, т.к. преподаватель должен одновременно излагать 20
материал, управлять мультимедийной установкой, следить за изображением на экране и чутко реагировать на изменение эмоционального состояния студенческой аудитории, для установления устойчивой обратной связи.
Таким образом, в связи с применением мультимедиатехнологий в образовательном процессе происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте, роли, функциях преподавателя в учебном процессе.
Преподавателю необходимо всегда помнить и понимать, что учебные ситуации, в которых компьютеризированные средства и им подобные инновации с успехом его заменяют, немногочисленны, ибо мозг человека значительно мощнее; более того, чуткость и интуиция преподавателя не имеют электронных аналогов. Средства мультимедиатехнологий должны рассматриваться как вспомогательные по отношению к мыслительной деятельности участников образовательного процесса, стимулирующие ее. Какими бы заманчивыми не были бы новые информационные технологии, а также их средства, какими бы уникальными возможностями они не обладали, приоритетным всегда остается принцип «не навреди». Поэтому применение их «в угоду моде», не только не оптимизирует образовательный процесс, но и подрывает его научные основы.
Категория: Всероссийский конкурс "Современный урок" | Добавил: olhovik | Теги: ветеринария, методическая разработка, африканская чума свиней
Просмотров: 1698 | Загрузок: 105 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик