+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Современный урок"

урок литературы 11 класс
[ Скачать с сервера (9.5 Kb) ] 19.02.2014, 09:30
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ
ТВОРЧЕСТВУ А. А. АХМАТОВОЙ
«Она была поэтом» / 1889-1966/
На стене портрет Ахматовой, освещаемый пламенем свечей, возле подсвечника раскрытая книга стихов поэта.
1.Звучит « Ave Maria»Шуберта
2. На фоне этой музыки – стих «Я пришла сюда, бездельница» (1911г.)
3.Это стихотворение принадлежит перу одного из замечательных поэтов нашего времени – Анне Андреевне Ахматовой ,23 июня 2014 года ей исполнилось бы 125 лет.
А.А.Ахматова – человек большой культуры и широких познаний. Ей близки были Гомер и Вергилий, поэты Др. Греции и Рима. Данте она читала на итальянском языке . Известны ее переводы славянских поэтов, стихи средневековой Кореи. Ахматова прекрасно знала Шекспира, Байрона, английских поэтов XIX века. Но ближе всех ей был Пушкин, которому она, по ее же словам, «была обязана всем». Любовь к « смуглому отроку» Ахматова пронесла через всю свою жизнь, оставив неизгладимый след в истории русской поэзии .
4.Из автобиографических записей А.А.Ахматовой /зачитать/.
«Я родилась 11 июня /23/ 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер- механик флота. Годовалым ребенком я была переведена на Север - в Царское село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет – древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было II лет. Училась в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.
5.В то время я гостила на Земле,
Мне дали имя при крещенье-Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха», - так писала Анна Ахматова о своей юности.
Когда она узнала, что она поэт и поверила в эту неизбежность, отец запретил ей подписывать стихи своей фамилией Горенко, и Анна взяла фамилию своей прабабушки-Ахматова. Мир благодарен этому имени.
6.Автобиография /продолжение/.
«Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова.
Эти вещи знала наизусть («На рождение порфирородного отрока», «Мороз, Красный нос,») моя мама.
В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую я окончила в 1907 году.
Я поступила на юридический факультет высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела».
7.Дореволюционная лирика Ахматовой наполнена большим психологическим содержанием. Через внешнее поведение человека, его жест Ахматова раскрывает состояние своего героя.
Послушайте небольшое стихотворение.
8. «Сжала руки под темной вуалью…» (1911 год)
9.Вэтом стихотворении показана маленькая житейская драма-ссора влюбленных.
Для изображения всего этого в прозе понадобилось бы, вероятно, целая страница. А поэт обошелся всего 12 строчками. Сказать многое в немногом – вот один из заветов подлинного искусства. Ахматова училась этому у поэтов – классиков - Пушкина, Тютчева, Баратынского. Свои учителем Анна Ахматова считает своего современника, земляка по Царскому Селу Иннокентия Анненского.
10.Такое психологическое состояние передано и в других стихотворения, например, «Я, улыбаться перестала» /-1915 г./
11.Если бы Ахматова оставалась в кругу только камерных переживаний, она не была бы выдающимся поэтом.
Первому дню империалистической войны посвящается стихотворение «Памяти 19 июля 1914 года»./Зачитать два последних четверостишия/. Поэт ощущает минуты народного бедствия как перелом в своей судьбе.
12.Жизнь Ахматовой проходила в суровое время и не щадила ее нежную душу. Чего только не выпадало на ее долю. И смерть сестер, и у самой кровь горлом, и личные трагедии.
Две революции, две страшных войны. Но душа Ахматовой оказалась стойкой, высоконравственной ,способной переносить лишения всяческих «бед и обид» /Маяковский/ и выращивать из них открыто правдивую поэзию.
13.Стих «Мне голос был …» /1917 г./
-Это стихотворение говорит о том, что Ахматова не сразу могла разобраться в величии и значительности социальных перемен, принесенных Октябрьской революцией, но она твердо знала, что в эти исторические дни надо быть на родной земле, со свои народом, а не искать спасение за рубежом.
14.На фоне муз. «Ave Maria» Шуберта звучит стих:
«Не с теми я, кто бросил землю» /1922 г./
15.В стихах Ахматовой нет горьких жалоб и пассивного подчинения судьбе.
Все, что выпало на ее долю, несет с чувством высокого достоинства, с гордо поднятой головой.
16.В грозные годы Великой Отечественной войны, в блокаду Ахматова делила с ленинградцами все трудности. Строки ее «Клятвы» облетели все страну, /июль 1941 г./
Чтение стихотворения.
17.В конце сентября 1941 года эвакуировалась в Ташкент, где жила до мая 1944 года. Больная, истощенная дистрофией, она всеми мыслями с героическим городом: 23 февраля 1942 года создает стих «Мужество», которое на плакатах вывешивалось на стенах домов ленинградцев.
Чтение стих. «Мужество»,
« Постучись кулачком, я открою»- посвящено памяти Смирнова Вали.
18.С особым подъемом встретила Ахматова победу над фашизмом. В ее стихах звучат и радость, и светлая печаль.
«Памяти друга» /1945 г./
« Прошло пять лет,- и залечила раны….» /1950г./
19.Главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким. Она умела не только глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.
Можно предложить прочитать стихи.
« Я плакала, и каялась…»,
«Ты поверь, не змеиное, острое жало…»,
«Настоящую нежность не спутаешь…»,
«Проводила друга до передней…» .
20. Ахматова написала самую короткую в мире балладу «Сероглазый король» (1910).
Сама она эту балладу не любила.
Почему? Неизвестно.
Чтение баллады.
Кажется, что Ахматова пишет все стихотворения о себе и о поэте Николае Гумилеве, который был ее мужем. /1886 г.-1921 г./
21. Обращение к портрету Н.С. Гумилева. Это был удивительный человек , мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена ,создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилев предпринял на собственные средства.
Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян.
«Данные 1987 г. – за отказ вступить в заговорщическую офицерскую организацию».
Остались его стихотворения. Многие из них посвящены Ахматовой.
Чтение стихотворения «Застонал я от сна дурного….».
22.У Анны Андреевны остался сын – Лев. Его тоже могла постичь учесть отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, все – таки выжил. О судьбе матери, о ее сыне, о трагической судьбе Родины – мужественная поэма «Реквием» /1935 -1940 гг./(Рассказ о поэме).
Впервые в русской литературе колокольным поминальным звоном зазвучал «Реквием» как память о невинно убиенных. Поэма – это торжественная молитва: «Покой вечный дай им, Господи» .
23.Анна Андреевна умерла 5 марта 1966 года, прожив почти 77 лет. Ее отпевали в Ленинграде, в церкви Николая Морского. Похоронили в пос. Комарово, на Карельском перешейке, на кладбище среди соснового леса.
Комарово – некогда носило финское название «Кэлломяги» - «Колокольный холм»./
24.Под музыку Бетховена /соната «Патетическая»/звучит стихотворение « Я голос ваш, жар вашего дыханья..»
Забыть ее невозможно.
Так же, как и уничтожить, хотя это пыталась сделать враждебная Ахматовой эпоха. Но «Королева – бродяга» /так именовала себя Анна Андреевна / выжила, сберегла свой до времени затаенный раздирающий грудь крик, зов к людям из бездны, из глубины.
25.Музыка «Ave Maria» . Свечи гаснут.
II часть
Анна Ахматова и Тверской край./с использование карты-схемы/, иллюстрированного материала
III часть.
Рассказы присутствующих об Ахматовой.
Категория: Всероссийский конкурс "Современный урок" | Добавил: Luda
Просмотров: 742 | Загрузок: 66 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик