СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Современный урок"

Урок окружающего мира 3 класс "Жизнь на селе в старину"
[ Скачать с сервера (27.1Kb) ] 18.02.2014, 22:22
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира в 3 классе»
Тема урока: «Память о прошлом: жизнь на селе в старину»
3 класс

Автор работы:
Орехова Светлана Николаевна
учитель начальных классов

Февраль, 2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение…………………………………………………………………3
2. Технологическая карта урока «Память о прошлом: жизнь на селе в старину»………………………………………………………………..4-12
3. Методические рекомендации по подготовке и проведению урока..13
4. Заключение………………………………………………………………13
5. Список использованной литературы………………………………….14

ВВЕДЕНИЕ
Родина. Для каждого человека это слово имеет определенный смысл. На карте нашего района много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений кроме их названия. Изучение истории родного края и своего народа для человека полезна и поучительна. Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать».
У всех народов мира есть своё прошлое и настоящее. Каждый человек должен знать, откуда взялись и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты». Проблема изучения родного края стоит в наши дни особенно остро, так как мы живём в интересное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое открываем заново, или переоцениваем.
История жива, пока её чтят, берегут. Эту простую истину следует помнить в нынешнее непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и всё, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, с семьи и кончая отношением к труду, Земле-матери, природе.
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века и помогает системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Технологическая карта урока: «Помять о прошлом: жизнь на селе в старину »
1. Предмет Окружающий мир
2. Класс 3
3. Базовый учебник А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин Окружающий мир 3 класс, часть 2 Федеральный государственный образовательные стандарт Образовательная система «Школа 2100»/М., Баласс; Школьный дом, 2011.
4. Тема урока Помять о прошлом: жизнь на селе в старину
5. Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
6. Цель урока Формирование у учащихся целостной картины жизни общества от прошлого до настоящего времени.
7. Задачи урока Образовательная: сформировать представление о старинном быте сельских жителей (крестьян и их детей);
Развивающие:
1) Развивать воображение и творческие способности;
2) Развитие познавательных умений (Развивать умение выделять главное в изучаемом материале).
3) Развитие коммуникативных способностей
3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду, к старшим в семье, желание быть помощниками в семейных трудах и заботах, следовать нравственным принципам своих предков.
8. Планируемые результаты Личностные:
продолжать формировать интеллектуальные умения: строить рассуждения, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
Метапредметные:
учащиеся должны уметь: ставить цель и определять задачи деятельности на уроке, получать необходимую информацию из различных источников, сравнивать объекты, составлять схемы, оформлять результаты проектной деятельности; работать с текстом и иллюстрациями.
Предметные:
Учащиеся должны знать: название предметов старины: рубель, крынки, чёска, веретено, ухват, прялка, сундук, сноп, домотканые половики, чугунок.
9. УУД Регулятивные УУД:
Умение осуществлять самоконтроль, самооценку и оценку деятельности других учащихся.
Умение обнаруживать проблему и ставить цель.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления.
Умение выделять главное при работе с текстом.
Давать определения, отвечать на вопросы, делать вывод.
Умение работать по предложенному плану.
Коммуникативные УУД:
Умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения.
10. Форму работы Групповая, индивидуальная.
11. Методы обучения 1. По внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
o демонстрация;
o работа с текстом
2. По источнику получения знаний
o словесные;
o наглядные:
 демонстрация схем, моделей;
 использование технических средств;
o практические:
 практические задания;
2. По степени активности познавательной деятельности учащихся:
o объяснительный;
o иллюстративный;
o проблемный;
o частичнопоисковый;
o исследовательский;
3. По логичности подхода:
o индуктивный;
o дедуктивный;
o аналитический;
o синтетический
12. Педагогические технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо, коллективно-взаимное обучение, технология работы с презентацией, здоровьесберегающие технологии, проектная технология, ИКТ.
13. Межпредметные связи Русский язык, изобразительное искусство.
14. Материально-техническое обеспечение содержания урока Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор, экран, колонки. Оборудование листы с текстом заданий, заготовки для кластера.
Предметы старины: рубель, крынки, чёска, веретено, ухват, прялка, сундук, сноп пшеницы, домотканые половики, чугунки., деревянные ложки.
Продукты питания: горох, хлеб, сок, конфеты петушки на палочке, апельсин, картофель, консервы и т.д.
Одежда: сарафан, кокошник, рубаха, кушак, лапти, современная одежда.

Структура и ход урока

№ Этапы урока Время (мин.) Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты (УУД)
1. Организационный момент 1 мин. Приветствует учащихся с целью создания доброжелательной обстановки на уроке. Определяет ключевые действия учащихся на уроке. Проверяют свою готовность к уроку Проверить наличие учебников и школьных принадлежностей Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль
2. Подготовка к усвоению нового материала. Актуализация знаний. Мотивация. 2 мин. Организует проверку знаний по теме.
Сегодня я на урок принесла с собой очень много интересных предметов: Ухват, им доставали чугунки с кашей из печи. Рубель - им гладили бельё. Крынка, в которой хранили молоко, квас. Ческа, которой расчесывали шерсть, веретено, на котором пряли пряжу. А имеются ли дома у вас такие предметы? Где и когда могли использовать эти предметы? Отвечают на вопросы. Регулятивные: умение осуществлять оценку.
Познавательные: умение отвечать на вопросы.
1 мин. Направляет учащихся на определение темы и цели урока. Задает вопросы. Корректирует ответы.
Как вы думаете какую тему мы будем сегодня изучать на уроке?
Сегодня мы узнаем где жили, что ели, как одевались, и чем занимались наши предки.
Предлагаю работать в группах, каждая из которых представляет семью. Семьи в старину были большими и дружными. (Пшеничные, Кузнецовы, Пряхины). Отвечают на поставленные вопросы
Участвуют в поиске ответов на вопросы.
Делятся своими познаниями.
Высказывают свое мнение, предположения и приводят свои аргументы.
Учащиеся пытаются сформулировать цели урока.
(Изучить как жили в селе, чем пользовались, что ели. Как обустраивали избу.) Ответить на вопросы учителя. Познавательные: умение отвечать на вопросы.
Регулятивные: умение обнаружить учебную проблему и ставить цель.
3. Изучение нового материала. 3 мин. Объясняет задания учащимся.
Контролирует работу учащихся.
Для того чтобы дать
(Приложение 1)
Работают с текстом, на основе ознакомления с текстом учащиеся выполняют задание: обустроить избу, накрыть на стол, выбрать старинную русскую одежду. 1.Прочитайте текст.
2. Разойдитесь каждый к своей зоне и выполните задание. Познавательные: давать определение понятиям.
Умение выделять главное при работе с текстом.
Работы со старинными предметами.
2 мин. Проверяет качество выполненного задания.
Расскажите, почему вы выбрали эти предметы для обустройства избы?
Почему вы выбрали именно эти продукты и предметы? Ребята, скажите, изменилась ли домашняя утварь с тех давних времен?
Чем отличается эта одежда от современной? Где сейчас мы можем встретить эту одежду или ее элементы? Часто ли вы встречаете людей в такой одежде? Демонстрируют как они выполнили задания, комментируют свой выбор.
Отвечают на вопросы учителя. Познавательные:
Умение выделять главное, давать определения, отвечать на вопросы, делать вывод.
Регулятивные:
умение осуществлять самоконтроль, оценку деятельности других учащихся.
Умение работать в группе.

5 мин. Что посеешь, то и пожнешь.
Летний день год кормит.
Без труда, не вытащишь рыбку из пруда.

- О чем говорится в пословицах? (о труде)
Мы познакомимся с трудом и занятиями сельских жителей.
А что бы узнать, как трудились наши предки, выполним задание:
1. Прочитайте внимательно текст, определите о каком времени года идет речь. (Приложение 2) Высказывают свое мнение.

В пословицах говорится о труде.
Работа с текстом.
Составление кластера.

Защищают свои проекты.
Каждая группа устно читает обязанности детей Познавательные: умение из перечня обязанностей выделять необходимые для соответствующего времени года.
Работа в группе.
Коммуникативные способности: слушать мнение товарища, полно отвечать на вопрос.
Физминутка 2 мин. Направляет и показывает учащимся движения
Делу время, а потехе час. В старину в селе умели не только трудились, но и отдыхать. Мы тоже отдохнем. Встаньте, выйдите из - за столов в центр, и сделайте два круга: девочки - внешний, а мальчики - внутренний. Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. (звучит песня «По малину в сад пойдем») Встают в хоровод, повторяют за учителем движения.

Выполняют физминутку.
4. Закрепление полученных знаний и первичная оценка результатов. 9 мин. В начале занятия вы получили свои фамилии: Пшеничные, Пряхины, Кузнецовы. Кто знает, за что семьи получили свои фамилии
Представители от каждой семьи подойдите к столу и выберите те предметы, которые производила ваша семья.
Скажите, пожалуйста, а могла ли семьи обойтись только тем, что производили сами? А где они могли приобрести нужные для себя вещи и продукты? Отвечают на вопрос учителя: -по занятию или ремеслу которыми они занимались.
По одному человеку от команды подходят к столу и выбирают предмет который производит их семья.
Познавательные:
Умение анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления. Умение работать по предложенному плану.

Коммуникативные:
Умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения.
Мы с вами отправляемся на ярмарку. Обычно ярмарки располагались на берегу реки или в центре села.
Каждый человек на ярмарке был не только продавец, но и покупатель. Каждая семья попробуйте предложить свой товар для обмена. (раздаются тексты зазываний).
Гости лавки отпирают,
Люд крещеный закликают:
Разучивают тексты зазываний.
Пшеничные: Хлеб – всему голова!
Хлеба ни куска, так стол – доска.
Пряхины: Эй вы, люди, подходите!
Платки наши поглядите!
Наши куклы разбирай!
Детям радость доставляй!
Кузнецовы:
Становитесь в ряд,
Забирайте всё подряд! Разучить и творчески представить свой предмет на ярмарке. Познавательные:
Умение творчески выполнять задания.
5. Рефлексия 2 мин. Что вас сегодня удивило, заинтересовало на уроке? Высказывают свое мнение Личностные:
Умение сопоставлять цель работы и ее результаты.
6. Домашнее задание 1 мин. Сообщает домашнее задание. А дома узнайте, в какие игры в детстве играли ваши бабушки и дедушки? Записывают задание в дневник.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

Век информации ставит перед школой задачу формирования функционально грамотной личности, т.е. человека, который обладает возможностями, позволяющими ему максимально реализовать себя. Эта задача реализуется в курсе “Окружающий мир” А.А. Вахрушева с помощью деятельностного подхода – традиционного инструмента образовательной системы “Школа 2100”. Одним из проявлений этого подхода является усвоение на уроках алгоритма самостоятельного решения стоящих перед школьником проблем, поиска ответов на возникающие у ребенка вопросы
Для проведения урока понадобится учебник А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин Окружающий мир 3 класс, часть 2 Федеральный государственный образовательные стандарт Образовательная система «Школа 2100»/М., Баласс; Школьный дом, 2011, а также необходимое оборудование: листы с текстом заданий, заготовки для кластера.
Предметы старины: рубель, крынки, чёска, веретено, ухват, прялка, сундук, сноп пшеницы, домотканые половики, чугунки., деревянные ложки.
Продукты питания: горох, хлеб, сок, конфеты петушки на палочке, апельсин, картофель, консервы и т.д.
Одежда: сарафан, кокошник, рубаха, кушак, лапти, современная одежда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитриева Н., Казаков А. Мы и окружающий мир // Начальная школа Прил. к газ. «Первое сентября». – 2003. – №43. – С. 18-19.
2. Журнал «Начальная школа» №11 Краеведение в начальной школе. 2004г.
3. ЗагоровскийВ.П. История Воронежского края от А до Я. Воронеж, 1982г.
4. МатяшН.В., СимоненкоВ.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. Москва, изд-во Вентана-Графф.
5. Наше наследие: о проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Школьная библиотека, 2004. (Прилож. к журналу «Школьная библиотека»)
6. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
7. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии для уч-ся начальных классов. Москва, изд-во Просвещение, 2000г.
8. Развивающее обучение: история, теория, практика: (Материалы зональной научно – практической конференции, октябрь, 1998г. /Под. ред. М.И. Волошкиной): Приложение к журналу «Начальная школа» 3 1. – М.: Начальная школа. – 1998.
9. Саплин А.И., Саплина Е.В. Книга для учителя. – Москва, 1999г.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
11. Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе. Москва, 2001г.

Приложение 1.




Приложение 2.
Категория: Всероссийский конкурс "Современный урок" | Добавил: Орешик
Просмотров: 3919 | Загрузок: 346 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик