+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Современный урок"

урок биологии 8 класс
[ Скачать с сервера (1.13 Mb) ] 18.02.2014, 20:53
Конспект урока биологии в 8 классе.
Тема урока «Органы выделения. Строение и работа почек».
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть связь строения почек строения почек с его функциями, раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выделения, из организма, показать механизм мочеобразования.

Задачи урока:
Образовательные
• Обобщить знания об органах выделения организма
• Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы
• Изучить особенности внешнего и внутреннего строение почки в связи с выполняемыми функциями
Воспитательные
• Формировать познавательный интерес к предмету
Развивающие
• Развивать умение работать с рисунками, таблицами
• Развивать умение использовать имеющие знания, внимательно слушать и анализировать информацию
• Умение давать объяснения терминам
Оборудование.

• таблица: органы выделения
• модель: строение почки
• карточки (раздаточный материал)
• презентация

Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Изучение нового.

Актуализация знаний.
-Мы закончили с вами изучение темы «Обмен веществ и энергии» и теперь знаем, что в процессе обмена в клетках образуются продукты распада. Они поступают в кровь и, чтобы не отравить организм, фильтруются и удаляются из него. Процессы выделения играют важную роль в организме, поддерживают постоянство химического состава и объем жидкостей внутренней среды (гомеостаз).
-Какие органы выполняют выделительную функцию?

Кожа кишечник легкие почки печень



-Какие выделительные органы, на ваш взгляд, являются самыми главными?
(органы мочевыделительной системы через которые выделяется наибольшее количество жидких вредных продуктов)
Для того, чтобы убедиться в этом, осмыслите факт:


При нарушении обеих почек, наступает сильное отравление всего организма, и человек может умереть через 3-5 дней. Объясните, какими веществами отравляется человек, хотя никакие яды из среды не поступали.

Сегодня нам предстоит познакомиться со строением и функциями мочевыделительной системы, макро- и микроскопическим строением почки, узнать, как образуется моча.

(работа с карточкой №1. Строение мочевыделительной системы)

Карточка1. Строение мочевыделительной системы.

1. Рассмотрите рисунок. Назовите органы мочевыделительной системы.



2. В тетрадях составьте схему:


Главным органом мочевыделительной системы являются почки.
Почки работают как мощный фильтр нашего организма. В течение всего одной минуты они успевают отфильтровать примерно литр крови, а за сутки 1700 литров крови, избавляя ее от вредных веществ и различных ненужных примесей и освобождая организм от излишков жидкости.
Почки – парный орган. Расположены на уровне поясницы, с обеих сторон от позвоночника.
На правую почку «давит» такой «гигант», как печень. Поэтому она на 1-1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб, вогнутый край обращен к позвоночнику. Это место входа сосудов и нервов (ворота почки).
Снаружи почка покрыта плотной соединительнотканной оболочкой с жировыми капсулами, которая выполняет защитную функцию.
Величина почки- с кулак человека, масса 150-200 г, длина около 10 см, ширина 5-6 см.
Примерно каждые 7 секунд из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
Мочеточники – трубочки длиной 30 см, диаметром 4-7 мм. Мочеточники плавными движениями двигают мочу к мочевому пузырю. Мышечные стенки мочеточников препятствуют обратному току мочи.
Мочевой пузырь – непарный орган лежит в области таза, объемом 500-700 мл. Размеры его не слишком большие и не слишком маленькие, приспособление к тому, чтобы не накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами.
Мочеиспускательный канал – орган, через который происходит выведение мочи. У детей от 2,5-3лет и взрослых мочеиспускание – произвольный процесс.

Чтобы понять, как происходит образование мочи, необходимо познакомиться с особенностями строения почки.
На разрезе почки видно, что она состоит из двух слоев: наружного (более темного)-КОРКОВОГО слоя и более светлого внутреннего- МОЗГОВОГО,
Мозговой слой образует 15-20 пирамид, вершины которых выступают в полость – почечную лоханку. Между пирамидами имеется корковое вещество.
Работа с карточкой №2.

Карточка 2.
1. Рассмотрите на рисунке почку. Найдите ворота почки. Что входит в почку и выходит из нее?
2. Найдите корковый слой.
3. Найдите мозговой слой, пирамиды.
4. Найдите почечную лоханку.
5. Где берут начало мочеточники?



Почка имеет сложное микроскопическое строение. Она содержит около 1 млн структурно-функциональных единиц нефронов.
Нефрон состоит из капсулы в виде двухслойной чаши, в которой находится клубочек капилляров. Капсула находится в корковом слое. От нее отходит извитой каналец первого порядка, который идет к мозговому слою, делает петлю, петля возвращается в корковое вещество и там образует извитой каналец второго порядка, впадающий в собирательную трубку. Собирательные трубки, сливаясь, открываются в полость лоханки. Извитые канальцы оплетены густой сетью капиллярных сосудов.

Карточка3.
Рассмотрите рисунок1.
1. Найдите капсулу. Из скольких слоев эпителия состоят ее стенки?
2. Найдите капиллярный клубочек. Где он находится?
3. Найдите извитой каналец первого порядка.
4. Найдите извитой каналец второго порядка.
Рассмотрите рисунок 2.
1. Сравните диаметр входящей и выходящей артерии.

Строение нефрона.




Рис.1 Рис.2

Процесс образования мочи включает 2 фазы.

1. Образование первичной мочи.
Первичная моча образуется в почечной капсуле. Диаметр приносящей артерии почти в 2 раза больше диаметра выносящей, благодаря разнице давления происходит фильтрация крови.

Карточка 4.
1. Рассмотрите состав плазмы крови и первичной мочи. Сделайте вывод.
2. Сравните состав первичной и вторичной мочи. Сделайте вывод.

Содержание некоторых веществ в плазме крови, первичной и вторичной моче (%).

Вещество Плазма крови Первичная моча Вторичная моча
Вода 90-91 99 98-99
Мочевина 0,03 0,03 2,0
Глюкоза 0,1 -0,12 0,1 -
Белок 7,0 -8,0 - -
Калий 0,02 0,02 0,15
Натрий 0,32 0,32 0,35

--Через стенки капилляров клубочка в полость капсулы фильтруется из крови вода и растворенные в ней вещества (кроме высокомолекулярных соединений, например
молекул белков и клеток крови). Такую отфильтрованную жидкость называют первичной мочой. В сутки ее образуется 150-170 л.
2.Образование вторичной мочи.

-Из капсулы клубочка первичная моча поступает в извитой каналец первого порядка, где происходит обратное всасывание воды и ряда других веществ (глюкозы, аминокислот, ионов натрия, калия). По мере продвижения мочи по канальцу образуется вторичная моча. Она содержит мочевину, мочевую кислоту, аммиак, сульфаты и другие вещества. В сутки образуется примерно 1,5 л вторичной мочи.
Из канальцев она собирается в почечную лоханку, а затем по мочеточнику поступает в мочевой пузырь. Из мочевого пузыря по мочеиспускательному каналу моча периодически выводится наружу.

3. Закрепление изученного.
1.Что нового мы узнали сегодня на уроке?
2. Прокомментируйте следующее стихотворение
Они как два больших боба
На связках закрепились,
У позвоночного столба
Уютно разместились.

Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм,
А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть
Что нам всего дороже:
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.
4. Карточка 5
Вставьте пропущенные термины:
В нефроне происходят два процесса… и … .Процесс … осуществляется в… . В результате этого процесса образуется … , похожая по составу … . Обратное всасывание происходит из …
в … . В результате образуется … , содержащая … .

4.Задание на дом
Изучить параграф 39, вопросы к параграфу. Зарисовать нефрон.
5. Подведение итогов, выставление оценок
6. Рефлексия
Категория: Всероссийский конкурс "Современный урок" | Добавил: sveta
Просмотров: 2294 | Загрузок: 254 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик