СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Современный урок"

Словообразование. Урок в 5 классе
[ Скачать с сервера (741.2Kb) ] 09.02.2014, 11:44
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
УМК «Русский язык 5 класс. Под ред. Е.А.Быстровой» изд. Русское слово.
Автор учитель МБОУО гимназии №36 города Иваново Табилова Виктория Анатольевна.
Тема урока: Способы образования слов.
Цели для ученика:
Определение самого продуктивного способа образования слов.
Цели для учителя:
Образовательные: проверка сформированности умения определять способ образования слов.
Развивающие: знакомство со способом организации исследовательской деятельности.
Воспитательные: формирование умений работать в группе,
Формирование навыков самооценки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: исследование
Опорные понятия, термины:
- производная, непроизводная и производящая основы;
- приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы образования слов, сложение
Новые понятия: продуктивный способ образования слов,
Круговая диаграмма.
Формы контроля:
Сомоконтроль,
Фронтальный опрос,
Работа в паре,
Контроль итоговой работы
Структура урока.
1. Этап урока Организационный Актуализация знаний
Деятельность учителя Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Фронтальный опрос
Деятельность ученика Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Используемые методы, приемы, формы Фронтальный опрос
Формируемые УУД Познавательные: Формулирование познавательной цели.
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества
На доске записаны дата, вид работы (классная работа), слова для организации фронтального опроса ( дом, домик, осина, осиновый, подосиновик, бежать, перебежать)
Слова учителя:
1. Приветствие.
2. Мы с вами завершаем изучение способов образования слов. Как называется этот раздел языкознания? Учитель записывает тему на доске после ответа учеников.
3.Каким способом образовано это слово?
После ответа учитель записывает на доске первый способ образования слов.
4. На доске мы видим слова, какие способы образования слов они иллюстрируют? На доске в ходе ответов появляются термины (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).
5. Как называется основа слова, которая не образована ни от какой другой? Найдите на доске примеры такой основы?
6. Охарактеризуйте основы в других словах, записанных на доске.
Предполагаемые ответы учеников:
1.
2. Словообразование.
3. Сложение
4. Ответ строится приблизительно так: слово домик образовано от слова дом суффиксальным способом.
5. Непроизводная основа. Слова дом, осина имеют непроизводную основу.
6. Основа в слове дом непроизводная. Она является производящей для слова домик. Основа в слове домик является производной.
2 этап урока. Постановка учебной задачи. Проектирование выходи из затруднения
Учитель: Создает проблемную ситуацию. Организует учащихся в работе по решению проблемы.
Деятельность учеников: Ставят цели. Составляют план достижения цели и определяют способ ее достижения.
Форма организации деятельности: Мозговой штурм
Формируемые УУД:
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные:
Выдвижение гипотезы и их обоснование.
Слова учителя:
1. Мы уже немало знаем о словообразовании. Я предлагаю вам провести небольшое научное исследование Вы согласны? (если в классе есть дети, которые откажутся, для них должно быть готово отдельно задание)
2. Как вы думаете, какой способ образования слов встречается чаще других? В науке используют термин – продуктивный. Попробуем узнать ответ на это вопрос в ходе исследования?
3. Давайте сформулируем цель нашей работы.
4. Что мы можем сделать, чтобы добиться цели? Все записывается в виде плана на доске.
Вы будете работать в парах. Постарайтесь распределить свое время так, чтобы все успеть. Не забудьте оформить вывод. На работу вам отводится 15 минут.
Предполагаемые ответы учеников:
1. Ученики соглашаются.
2. Запомните ответ на этот вопрос. Это будет нашей гипотезой.
3. Цель: определить самый продуктивный способ образования слов.
4. 1. Выбрать текст ( в ходе наводящих вопросов ученики соглашаются, что текст должен быть одинаковым по количеству слов и разным по содержанию).
2. Выписать слова, которые ни от чего не были образованы ( с непроизводной основой).
3. Остальные слова распределить по способам образования.
4. Сформулировать вывод
5. Ученики получают листы с заданием, выбирают текст для исследования.
Этап 3. Самостоятельная работа
Деятельность учителя: Организует деятельность учащихся по применению знаний. Контроль хода работы.
Деятельность учеников: Решают типовые задачи. Осуществляют самопроверку, соотносят цель и результаты деятельности.
Форма организации работы: групповое исследование.
Формируемые УУД:
Коммуникативные:
Умение общаться в группе (инициативное сотрудничество);
Умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли.
Регулятивные:
Контроль, коррекция
Выявление того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.
Познавательные:
Логические - анализ объектов с целью выявления признака.
4 этап. Рефлексия.
Домашнее задание.
Деятельность учителя: Организует рефлексию
1. Учитель предлагает одной группе прочитать свои выводы (это поможет организовать работу группам более слабым)
2. Учитель напоминает необходимость самоанализа.
Учитель задает домашнее задание
Деятельность ученика: Осуществляют самооценку.
Форма организации работы: индивидуальная
Формируемые УУД: Личностные: формирование навыков взаимооценки и самооценки.
Регулятивные: самооценка собственной учебной деятельности.
Коммуникативные: умение представлять результаты работы группы.

Комментарий учителя.
В данном уроке я намеренно не использую презентации, которые в последнее время стали атрибутом современного урока. Я искренне полагаю, что наглядность презентации нужна лишь тогда, когда заменить ее нечем. Современные дети к данному виду работы уже привыкли и элемента открытия факт презентации на уроке не даст. Современный урок предполагает внедрение новых видов работ. В данном случае - исследовательской. Для детей более подготовленных предлагается еще один новый вид работы: составление диаграммы. Этот вид работы подготовлен изученным материалом по математике ( доли и части числа), но является совершенно новым на данном этапе обучения.
Урок проводился в двух вариантах: класс быстрый и подготовленный работал без рабочего листа, а класс менее подготовленный работал с листом для учащихся. Оба класса с работой справились. Это доказывает, что если в школе нет возможности распечатать листы для учеников, мы вполне можем организовать исследование и без дополнительных материальных затрат.
Категория: Всероссийский конкурс "Современный урок" | Добавил: wika | Теги: словообразование, урок-сследование, технологическая карта урока, фгос
Просмотров: 1529 | Загрузок: 138 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.3/7
Всего комментариев: 1
1  
Урок не совсем соответствует требованиям ФГОС. Не указаны четкие временные рамки каждого этапа урока. Некоторые этапы урока совмещены в один этап (орг.момент и актуализация знаний), а ведь эти этапы преследуют разную цель. В конспекте урока много методических неточностей. Автор путает парную работу с групповой.Ошибки во временных рамках: на 2 этапе указывается не более 10 минут, а в "Словах учителя" уже 15 минут. После проведения "исследования", учащиеся не делают никаких выводов (по конспекту этого не видно), не проверяют выдвинутую гипотезу, не определяют степень достижения цели урока. Дапее не понятно, каким образом учащиеся выполняли самоконтроль и самооценку (на какие критерии опирались?), делали самоанализ, получали домашнее задание. И все это за 5 минут!
В технологической карте прописываются формируемые УУД. Здесь тоже возникают вопросы к автору. Например, на этапе самостоятельной работы автор формирует регулятивные УУД: контроль и коррекцию (на этапе исследования???).
На мой взгляд, конспект урока не должен вызывать вопросов у того, кто его читает (учитель русского языка, математики или географии…). А у меня возникло очень много вопросов к автору этого урока. Далее, очень "много учителя" на уроке; задания носят, в основном репродуктивный характер (учитель-сказал, ученики-сделали).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик