СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Современный урок"

Рассказ "Господин из Сан-Франциско"
[ Скачать с сервера (177.5Kb) ] 05.02.2014, 21:27
Урок литературы в 11 классе.

Тема: Рассказ «Господин из Сан-Франциско».
Цель:
 Познакомить учеников с рассказом Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско».
 Выявить особенности художественного стиля писателя, идейный смысл рассказа.
 Вовлечь учеников в размышления о смысле жизни.

Домашнее задание к уроку
1. Прочитать рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско»
3. Ответить на вопрос: какие проблемы поднимает Бунин на страницах своего рассказа?

Ход урока:
Домашнее задание:
1. Прочитать 2 рассказа из сборника «Тёмные аллеи»: «Чистый понедельник» и «Тёмные аллеи»
2. Ответить на вопрос: какие проблемы поднимает Бунин на страницах своих рассказов?

I Вступительное слово учителя:
Слайд № 1 – титульный

Учитель: В ноябре 1933 года Иван Бунин, категорически не принявший революцию и уехавший из России, был удостоен Нобелевской премией. Приемия была присуждена Бунина в первую за 2 произведения: за роман «Жизнь Арсеньева» и за рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Слайд № 2 – история создания рассказа
Рассказ написан в 1915 году.
Бунин вспоминал, что однажды увидел в витрине книжного магазина книгу "Смерть в Венеции", вдруг вспомнил о смерти на Капри какого – то американца.
Буквально в 4 дня был написан рассказ (рукопись датирована 14 – 15 августа).

Учитель: Жена писателя, В.Н. Муромцева-Бунина, считала, что «Господин из Сан-Франциско» зародился под впечатлением спора, который Бунин вёл на борту парохода по дороге из Италии в Одессу в 1909 году. Своему оппоненту он тогда сказал: “Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьём вино, беседуем на разные темы, а машинисты в пекле, чёрные от угля, работают и т.д. Справедливо ли это? А главное, сидящие наверху и за людей не считают тех, кто на них работает...” (См.: Бунин И.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1987. Т. 4. С. 667).

Слайд № 3 – история создания рассказа
Первоначальное название – «Смерть на Капри».
Имелся эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»
В ходе работы эпиграф был снят, изменилось название – «Господин из Сан-Франциска».
Впервые опубликован в 1915 году в сборнике «Слово» в Российской империи

Слайд № 4 – рассказ издания 1916 года – титульный лист.

Слайд № 5 – рассказ издания 1920 года, Париж – титульный лист.

III Беседа по тексту рассказа.

 О чём этот рассказ?

 Имеет ли рассказ связный сюжет?
нет

 Случайно ли расслаблен сюжет?
Нет, писателя не интересует, что делает герой.

 Что же интересует писателя?
Зачем, с какой целью живёт человек

 Почему господин именно из Сан-Франциско, а не из любого другого города?

Слайд № 6 – смысл названия рассказа
Америка – символ богатства. Сан-Франциско прославился после «золотой лихорадки» 2 половины 19 века, когда в Клондайке было найдено золото. В Калифорнию хлынул народ, среди них было много русских эмигрантов.
Сан-Франциско – бывшие русские владения.
В 1906 году в Сан-Франциско было землетрясение, причинивший городу колоссальный урон. Фотографии руин города печатались в газетах всего мира. Затем появились статьи о городе.
Многие русские писатели «отправляли» в Сан-Франциско своих героев: Лопахин из романа Чернышевского «Что делать?».

 Куда и с какой целью отправился путешествовать герой рассказа?
Господин ехал в Старый свет на 2 года ради развлечения (дань моде – люди его круга имели обычай отдыхать в Европе, Индии, Египте). Он решил, что имеет право на отдых. 58 лет – он только приступил к жизни, а до этого лишь существовал.

Слайд № 7


 Какой маршрут путешествия выбрал герой?
Слайд № 8
Ю. Италия, Ницца, Монте-Карло, Флоренция, Рим, Венеция, Париж, Севилье, Афины, Константинополь, Палестина, Египет, Япония.

 Почему главный герой безымянный?
Лишён индивидуальности – любой богатый Господин.

 Каким рисует его автор?
Смокинг, крахмальное бельё – похож на восточного идола.

Слайд № 9 – «Господин из Сан-Франциско», худ. Новожилов.

 Что говорит о жизни господина автор?
58 лет – и не жил ещё…

 Как автор относится к такой жизни?
С грустной иронией: это бессмысленная жизнь.

Слайд № 10 – «Господин на палубе «Атлантиды»», худ. Верейский.

 Отличается ли господин от окружающих его господ?
Нет, все на «Атлантиде» так же бездушно веселятся.

Слайд № 11 – «Пассажиры «Атлантиды»», худ. Коровин

 Но вот маршрут вояжа нарушен. Почему?
«Декабрь выдался не совсем удачным…»

 А когда Бунин в первый раз называет своего героя не господином?
Природа побеждает его, в нём пробуждаются чувства: «Мистер, лежавший на спине…» стр. 16 – 17.

 И вот господин на Капри. Как он был встречен?

Слайд № 12 – «Высадка на Капри»», худ. Коровин

 Почему с ним так носились?
У него есть деньги.

 Что чувствовал в этот вечер герой рассказа?
Стр. 20. думал с наслаждением о ложке супа, первом глотке вина.

Слайд № 13 – «Перед последним выходом», худ. О. Коровин

 Опишите сцену смерти героя.
Стр. 23: пробежал глазами газетную статью, неожиданно ему стало не хватать воздуха…

 Кто перед нами: господин или человек? Почему?
Человек: борется со смертью, не хочет умирать. Умирает долго, цепляясь за жизнь…

Слайд № 14 – «Смерть господина», худ. О. Коровин

 Расскажите о возвращении домой тела господина.
Тело господина вывезли из гостиницы в ящике из-под содовой. А потом в засмолённом гробу в трюме «Атлантиды» отправили домой.

 И вновь «Атлантида». Здесь что-нибудь изменилось?
Нет, всё также веселятся господа, а рабочие работают в трюмах.

Слайд № 15 – «Скала Гибралтара», худ. О. Коровин

 Почему на последних страницах рассказа автор как бы забывает о жене и дочери господина из Сан-Франциско?
Он умер, а они всего лишь женщины…

 А теперь ответим на ваш домашний вопрос. Какие проблемы поднимает Бунин на страницах своего рассказа?
1. проблема катастрофичности мира, его неизбежной гибели (корабль – «Атлантида», символ погибшей цивилизации)
2. проблема смысла жизни (58 лет и не жил)
3. безграничная власть денег над людьми
4. человек и цивилизация
5. проблема жизни и смерти
6. отрицание суетного, бездуховного образа жизни

IV Итог урока:
 Что ценного вы взяли для себя из рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

Если останется время – написать мини-сочинение (5- 10 предложений) «Мои впечатления от рассказа Бунина»
Категория: Всероссийский конкурс "Современный урок" | Добавил: Еленна | Теги: Внеклассное чтение, литература
Просмотров: 3581 | Загрузок: 279 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик