+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Современный урок"

Методическая разработка интегрированного урока по ДПИ
[ Скачать с сервера (504.2 Kb) ] 21.01.2014, 08:35
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Покоснинская детская школа искусств»

Разработка интегрированного урока

Тема: Древние образы в домовой резьбе

Отделение: Декоративно – прикладное искусство
«Художественная резьба по дереву»

Предметы: « Композиция и работа в материале»,
«Рисунок»
Класс: 2

Разработала педагог ДПИ:
Рудковская В.Д.

Урок - 80 минут (2 урока по 40 минут)
Тема: Древние образы в домовой резьбе.
Разработка эскиза и выполнение в материале различных геометрических узоров.
Задачи урока:
 формирование художественного вкуса учащихся, осмысление места декоративного искусства в жизни общества, осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков;
 научить понимать значение древних корней народного искусства;
 умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности;
 понимать условно-символический ха¬рактер народного декоративного ис¬кусства;
 уметь понимать и изображать солярные знаки;
 развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность;
 закреплять в памяти учащихся те знания и умения, которые им необходимы для самостоятельной работы;
 побуждать учащихся к самооценке и оценке других учащихся.
Понятия: символы, солнечные диски, дерево жизни.
Оборудование для преподавателя:
- ноутбук;
- таблицы с символами солнца, земли, плодородия и воды в домовой резьбе;
- таблицы с изображением предметов декоративно-прикладного искусства;
- варианты изображения солярных знаков, дерева;
- рисунки, поделки учащихся.
Для учащихся:
Рефераты учащихся;
Материалы и инструменты: бумага А4, образцы; простые карандаши, ластик, циркуль, простая и офицерская линейки, нож-косяк, плашка (небольшая дощечка).
Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Сообщение темы и цели урока.
4. Беседа - презентация об истории, знакомство с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни.
5. Объяснение учебного задания по ранее выбранной теме и показ этапов работы (Презентация).
6. Самостоятельная работа учащихся.
7. Рефлексия.
Схемы оформления к уроку. Оформление доски:

Оформление стенда:

На рабочих столах учащихся: рефераты учащихся, листы А4, образцы розеток, простые карандаши, циркуль, линейки, ластик, нож-косяк, деревянные заготовки осины, наждачная бумага.
I. Организация урока
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Организация внимания.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
1. Сообщение темы и цели урока
Тема нашего урока: Древние образы в домовой резьбе.
На первом уроке, мы с вами ребята создадим эскизы различных геометрических розеток, символизирующих в прошлом древние знаки.
На втором уроке мы приступим к практическому выполнению нашего задания, чтобы в итоге мы смогли увидеть предложенные вами варианты геометрических розеток.
Вам представится возможность рассказать о своей самостоятельной поисковой работе и показать чему вы научились во время самостоятельной работы. Из ваших рефератов мы узнаем о том, удалось ли вам заглянуть в далёкое прошлое наших предков, и почувствовали ли вы ответственность за сохранение того, что было ими создано.
2. Проверка домашнего задания
Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса:
- выполнение рефератов по теме;
- зарисовка древних знаков с расшифровкой.
Виды работ, которые будут выполняться на уроке:
- разработка эскизов;
- работа в материале (резьба по дереву);
- выставка работ учащихся;
- подведение итогов.
III. Усвоение и закрепление новых знаний
1. Беседа-презентация
Посмотрите на иллюстрации и скажите: кто и когда мог придумать эти образы, что они означали?
Когда смотришь на старинную резьбу по дереву, просто диву даешься. Поистине удивительна работа древних мастеров. Если присмотреться, то можно заметить, что в сплетении деревянных кружев, в выпуклых узорах дверных косяков, в украшении крыш и крылец есть общие черты, которые повторяются от одной работы к другой.
Первоначально домовая резьба носила языческий характер и выполнялась с целью нанесения знаков, оберегающих жилище от злых духов и природных стихий. Так, символ Солнца в виде солярного знака, по народным поверьям, был древним оберегом от злых чар, наговоров и прочего, должен был светить, греть, животворить, побеждать злые силы. А среди изображений животных с древнейших времен почитался конь - один из символов доброго божества - светозарного солнца, олицетворение порывистого ветра, бури. Образ коня часто встречается в легендах - солнце мчится на золотогривых конях. Считалось, что конь отгоняет от жилья злых духов и приносит счастье и поэтому его изображение укрепляли на самом высоком месте дома (отсюда и название "конек"). Конечно, эти узоры не случайны, ведь когда-то много столетий назад резьба по дереву, украшавшая дом, была не просто украшением, а своего рода талисманом и оберегом. Каждый узор, каждый символ, каждая фигура имели свое значение.
Например, такой простой и популярный узор как круг. Это не что иное, как солнце, источник света и тепла. Рядом с кругом частенько идет ромб – символ плодородия. Эти узоры сочетаются с зубчатыми и волнистыми линиями, означающими воду. Вот так все просто и изящно.
В резьбе по дереву встречаются и более сложные узоры. Различные травы – это своего рода «волосы земли». Изображать их – значит высказывать уважение к кормилице. А вот фрукты и ягоды, как считалось когда-то, должны приносить в дом достаток и изобилие. А вот парные птицы, такие как утки и голуби, всегда изображались на домах, строящихся для молодожен. Именно они символизируют долгую и счастливую семейную жизнь.
Разбирать старинные узоры резьбы по дереву можно до бесконечности. Ясно одно: ни один завиток, ни одна линия не были напрасными. Во всех них таился скрытый смысл, неведомая никому сила, призванная защищать и оберегать дом и его обитателей.
С изображением геометрических тел археологи находят на гончарных изделиях, относящихся к Мшгойской эпохе (3-2 тыс, до н- э.). Всевозможные сочетания треугольников, ромбов, витых линий, точек, завитков и т. п. Каждая геометрическая фигура в народном творчестве имеет свой смысл, свою символику:
o розетка с лучами идет просто круг - символ солнца, жизни
o спираль - вихрь, беспокойство, буря;
o капля - вода, зерно, символ жизни;
o клетка - поле, какое-либо пространство;
o ромб - мощь, сила, удача;
o крест - человек, душа;
o точка - первооснова всего;
o вертикальная линия - возвышенность;
o горизонтальная линия - покой, спокойствие;
o волнистая линия - движение;
o ломаная линия - противоборство.
В нашей народной культуре эти символы своими корнями уходят в дохристианский период, когда на Руси еще почитали языческих богов, с помощью геометрической резьбы составлялись магические заклинания, оберегавшие наших предков от различных напастей. Языческая вера (вера в существование многообразия богов и духов) отразилась и на строительстве жилища.

Так, двускатная крыша славянского дома символизировала суточное движение солнца по небосводу. С помощью геометрической резьбы изображали небесное светило, проходящее свой путь от восхода до заката. Среднее положение солнца - полдень - представляли более крупно и многогранно. Горизонтальная доска с нависшими каплями означала хляби небесные.
Презентация. Символы природы очень многочисленны и многогранны. Нет такого символа, который бы означал саму природу. Зато ей посвящено довольно много магических знаков. Это прежде всего, природа волшебная.
Особо известен такой символ, как цветок папоротника, с которым связана легенда – папоротник в ночь на Купалу выпускает красивейший цветок-огнецвет. И цветет он только одну ночь, а потом бесследно пропадает. Тот, кто найдет этот цветок, станет мудрым и сильным.

Но волшебная природа тоже нашла отражение в символах. Например, лес изображался как несколько схематически нарисованных деревьев. Также и животный мир получил отражение в символах. Знаки унаследовали свойства животных. Особый же смысл имеют знаки, обозначающие птиц, ибо птица – существо для древних загадочное, магическое.
Громовой знак – знак Перуна, заключенный в круг шестиконечный крест. Распространен этот знак был очень широко его знали и скандинавы и кельты и славяне. Громовой знак мы можем увидеть в орнаменте русских прялок и на избах вплоть до нашего времени. Резали его на низ не просто так. На избах его вырезали на кокошнике (доска, свисающая с торца конька) в качестве магического громоотвода. Также громовой знак – знак мужества, воинской доблести. Был магическим знаком русской дружины. Этот знак можно встретить на шлемах, пластинах доспехов. Знак этот также вышивают на мужской рубахе.

Восьмилучевой Коловрат – знак Сварога, бога-творца, бога мудрости. Именно Сварог создал Землю, людей (через Даждьбога), даровал людям многие знания, в том числе – металл и плуг. Знак Сварога есть знак мудрости и высшей справедливости, знак Прави. Также коло Сварога – символ вселенной. Устройство вселенского колеса Сварога очень сложно. Центр его находится на Стожаре-Стлязи - небесной оси. Оно проворачивается вокруг Стожара за одни сутки и делает оборот за год. Символика Природы, Земли и плодородия. Символика плодородия представлена характерным узором – ромбом (или квадратом), разделенным внутри еще на четыре ромба. Это – поле. Маленькие ромбики - лунки для семян. Если в маленьких ромбиках изображаются точки, это значит, что поле засеяно – это символ плодородия. Если маленькие ромбики пусты, значит поле не засеяно. Символы эти имеют соответственное магическое значение. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками. В целом, ромб (квадрат) с точкой посередине – это то, что может родить, то, что является источником благополучия и изобилия.

Символика Воды. Символы воды имеют различные значения.
Животворящая вода – вода небесная вода, или как любят ее называть, «хляби небесные». Дождь, поливая поле, дает жизненную силу растениям, наполняет их соками. Также с небесной водой связано представление о роге изобилия. Дело в том, что сочные травы играли стратегическую роль в древности – скоту надо было где пастись, а если есть где пастись, значит есть в изобилии молоко и мясо. Если есть дожди, значит на поле будут колоситься хлеба и давать большие урожаи овощи на грядках, а значит в изобилии у нашего предка будут хлебобулочные изделия и большие запасы овощей на зиму. Дождевая вода носит, в отличие от речной, мужское оплодотворяющее начало. Совсем другая вода – речная, в отличие от дождевой, она в основе своей, пришла как раз из-под земли – из ключей, родников. Родник считался священным местом – осквернить его было тоже, что осквернить капище. Поскольку ключевая и речная вода течет, ее изображают волнистыми горизонтальными полосами. Вода речная, в отличие от дождевой и наряду с нитью, может выступать как символ течения времени, жизни. Вода утекает вместе с навсегда ушедшими прошлое мгновениями.
Символика Огня. Земной огонь – дым от жертвенного костра. Также существует огонь небесный – огонь небесной кузни, кузни Сварога. Знаки огня, особенно, Небесная Кузня – довольно сложные в исполнении и понимании знаки. Представляют они собой как правило, четырехчастные свастикообразные знаки, однако это не совсем свастика, ибо огонь никуда не крутится, лучи, а скорее даже, языки пламени располагаются иначе, чем у свастик.

Сегодня мы с вами попробуем разработать эскиз геометрической розетки на бумаге, при помощи циркуля и карандаша. Расскажите о своём выборе, что легло в основу вашего эскиза.
А сейчас ребята мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру (проводится разминка в виде легкой игры).
Теперь ребята продолжим наше задание - эти розетки будем выполнять в материале (деревянная плашка осины), соблюдая технику безопасности при работе с режущим инструментом (нож-косяк).
Во время выполнения задания звучит спокойная музыка, педагог помогает, поощряет учащихся.
Ребята, а сейчас вы представите свои фрагменты творческой работы.
(Мальчики рассказывают кратко об истории рождения древних знаков, об их взаимосвязи).
Вопросы для обобщения:
1. Для чего нужны были обереги и талисманы нашим предкам?
2. Какие различия вы можете отметить?
3. Приведите пример назначения одного оберега.
4. Какую художественную ценность несут обереги и талисманы в наши дни?

Презентация к мастер-классу «Геометрические розетки- символы »

Практическую работу нужно выполнить в материале режущим инструментом. Во время работы необходимо соблюдать технику безопасности: следить за свободной рукой, не отвлекаться, не торопиться, быть внимательным.
IV. Самостоятельная работа учащихся по заданным условиям.
План - задание :
1. Выполнить эскиз – геометрическая розетка для резьбы;
2. Определить форму, пропорции геометрической розетки;
3. Выполнить геометрический рисунок на деревянной заготовке;
4. Самостоятельно выполнить резьбу на заготовке одну из геометрических розеток с образцов народных мастеров:
- круглая розетка с прямыми лучами;
- круглая розетка с кривыми лучами;
- квадратная розетка;
- розетка-цветок.
Выполнение геометрических розеток в материале
 определить центр и нарисовать геометрическую розетку на заготовке;
 вспомнить правила техники безопасности выполнения розеток;
 практическая работа;
 отделка готового элемента.
Учащиеся приступают к самостоятельной работе.
Во время работы контролировать учащихся: напомнить правила техники безопасности с режущим инструментом, поощрять их, помогать справляться с заданием.
Можно включить музыку (спокойная музыка).
V. Итог урока. Выставка творческих работ учащихся.
1. Анализ и оценка работ учащихся (самооценка)

Используемая литература.
1. Художественные работы по дереву. Авторы: В.И. Рыженко; А.А. Теличко; В.И. Юрьев- 2003 год;
2. Резьба по дереву. Автор: А.Ф. Афанасьев-1995 год;
3. Интернет-ресурс
Категория: Всероссийский конкурс "Современный урок" | Добавил: Ника
Просмотров: 1729 | Загрузок: 89 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик