Ход урока Звучит тихая музыка леса. На слайдах показываются лесные зарисовки. Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят, Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой, Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой. -Так о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей) - Правильно о лесе. Учитель:Вы любите гулять в лесу? Что вам нравится в лесу? Что вы там видели? Чем запомнилась прогулка? Сформулировать цель занятия. Сопровождать нас будет лесовичок. Мужичок-лесовичок - хранитель леса! Живет себе в лесу тихо и неприметно, укрывшись мхами и опавшими листьями. Он ведь еще и не каждому покажется , а только любящему его владения. Лесовичок: Леса Чувашии занимают площадь более 622 тыс.га (32,1% от общей площади ЧР).
Посмотрите на наш лес, с чем его можно сравнить? Он похож на гору со ступеньками. - Скажите, а какие деревья растут у нас в лесу? Рассмотрите рисунки деревьев. Назовите их. На какие группы можно их разделить? (Хвойные и лиственные. Определить ярусность в лесу. Работа в парах. Приклеить выданные картинки деревьев на доску. Учащиеся называют русские и чувашские названия деревьев). Учитель:Кроме деревьев в лесу растут травянистые растения. Какие растения представлены в гербариях? (Работа в парах). Как вы поступите, когда встретите красиво цветущее растение? Послушайте стихотворение. Цветок. Цветок я в лесу сорвал на бегу. Сорвал, а зачем - объяснить не могу. В стакане он день простоял и завял. А сколько бы он в лесу простоял? Коротка жизнь сорванного растения. Многие растения исчезают с лица земли. И если каждый будет рассуждать так: "Ладно, сорву всего один цветок, ничего не случится", то вскоре некоторых редких и красивых цветов совсем не станет. Кра́сная кни́га — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные. Основана 1949г международным союзом охраны природы (МСОП). В списке Красной книги России на октябрь 2005 года – 676 видов растений. В 2001 году был издан 1-й том Красной книги Чувашской Республики, посвященный растениям. В него включено включены 243 вида растений. В Красную Книгу России животных занесено – 212 видов (2001 г.). В Красной Книге Чувашии на 2010 год включено 290 видов животных (групповая работа с карточками). Лесовичок: Лес - это не только деревья, травы, а также разнообразные, населяющие его, звери и птицы. 1. Послушайте и скажите, о каких птицах идет речь? Прослушивают аудиозаписи голосов птиц: дятла, тетерева, кукушки и соловья. Лесовичок: в лесу кроме птиц, живут еще и дикие звери. За 1 минуту команды должны написать названия диких животных (ответы не повторяются, рисунки зверей клеятся на доску. Учащиеся называют русские и чувашские названия животных). Лесовичок: Пройдя по тропам Природы на уроках природоведения и на сегодняшней прогулке, вы узнали много интересного. А что можете сделать для охраны родной природы вы, ребята? Прежде всего, соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Послушайте стихотворение и скажите, какие правила поведения в лесу были нарушены? Забывчивый охотник на привале Не разметал, не затоптал костра. Он в лес ушёл, а ветки догорали И нехотя чадили до утра… А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костёр… И сыпля искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростёр. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес вошёл, Как вспугнутая стая белок рыжих Он заметался от ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. В. Шефнер. Учитель: Лесовичок собрал в корзину опавшие с дуба листочки, поможем дереву распустить листочки заново? Каждому ученику(це) раздаются вырезанные листочки дуба и фломастеры, за 1 минуту написать правила поведения в лесу и приклеить лист на дуб. Эти правила надо не только знать, но и выполнять. В лесу человек – гость. И поэтому вести себя должен в гостях как человек воспитанный. Физкультминутка. «На поляне дуб зелёный, Потянулся к небу кроной. (Встаем. Потягивания — руки вверх.) Хором скажем мы ему: «Здравствуй, дуб могучий». Он на ветках среди леса Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.) А внизу трава растет, Их так много нынче тут! (садимся) Не ленись и не стесняйся, Дубу низко поклонись! (поясной поклон). Лесовичок: Дуб - это символ вечности, издавна считавшийся самым крепким и могучим деревом и отождествлялся с силой, мудростью и здоровьем. Лесовичок: Мы знаем, что лес богат растениями, животными. Какую роль играет лес в жизни животных и человека?.. Сверкающий шарик пускается по классу. Каждый(ая) ученик(ца) берет ее в руки и продолжает предложение «Лес – это…». Лес – защитник человека. Лес – родной дом растениям и животным. Лес – помощник земледельца. Лес - украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых. - Не случайно о лесе говорят: Лес – богатство и краса, Береги свои леса! Враг природы тот, Кто леса не бережёт! Рефлексия. Лесовичок: В нашем лесу растут грибы, познакомимся с ними Каждому(ой) ученику(це) раздаются подписанные рисунки грибов, предлагается дорисовать ротик гриба, если урок понравился - улыбку, если нет – грусть). (Можно предложить другой вариант: если урок понравился, берут съедобный гриб, если же нет – несъедобный). |