+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Современный урок"

Урок по теме «Клетка – универсальная единица жизни».
[ Скачать с сервера (35.8 Kb) ] 14.01.2014, 14:50
Тема: «Клетка – универсальная единица жизни».

Цель: обобщить и углубить знания учащихся о строении клетки.
Образовательные задачи
• на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубить знания учащихся по теме «Клетка и ее органоиды»;
• систематизировать знания о строении клеток прокариот и эукариот;
• закрепить знания об особенностях строения растительных, животных клеток и клеток грибов;
• углубить понятие целостности клетки;
• проверить и оценить усвоение материала.
Развивающие задачи
• развитие и совершенствование умений и навыков учебной деятельности;
• развитие познавательных процессов учащихся;
• развитие способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.
Воспитательные задачи
• продолжать формировать у учащихся представления о том, что клетка - основная структурная и функциональная единица живого с взаимодействующими в ней органоидами.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивное оборудование, иллюстрации, наглядные пособия, таблицы с изображением животной клетки, микроскоп, предметное и покровное стекла, лабораторный лоток, стакан с водой, пипетка, скальпель, пинцет, препаровальные иглы, микропрепарат «Животная клетка» и побеги мха мниума.

Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
1. Вступительное слово учителя.
Организм человека состоит приблизительно из 220 миллиардов клеток! Если все эти клетки выложить в один ряд, то этот ряд протянется на 15000 км. Обычно клетки невелики; наименьшие диаметром 0,5 мкм (шаровидные бактерии микрококки). Средними по размеру можно считать клетки диаметром от 20 до 100 мкм. Но клетки могут быть и очень крупными. Например, длина отростка нервной клетки – аксона - может достигать одного метра. Многоядерные волокна поперечнополосатой мышцы имеют длину до 10-12 см.

2. Тема нашего урока «Клетки – универсальная единица жизни». Сегодня мы продолжим изучать эту сложную биосистему, каковой является клетка. Основные тезисы нашего урока:
 Клетка – элементарная единица живой системы
 Клетка обладает всеми свойствами живой системы
 Клетка может существовать только как целостная система, неделимая на части
 Целостность клетки обеспечивают биологические мембраны
 Специфические функции в клетке распределены между органоидами – внутриклеточными структурами
 Клетка - открытая система, связанная с окружающей средой обменом веществ и энергии.
3. Перед вами листы самоконтроля (Приложение 1), которые вам нужно заполнить сейчас (тест), а затем мы вернемся к ним в конце нашего занятия, заполним их еще раз и посмотрим, изменились ли ваши ответы после повторения темы «Клетка и ее органоиды» (Тест)
Отложите листы самоконтроля в сторону.

4. А теперь возьмите рабочие листы, которые вы будете заполнять по ходу нашего занятия, и они останутся у вас в итоге с правильными ответами, а потом пригодятся при подготовке к экзамену (Приложение 2).
Итак, вашему вниманию на экране представлены 2 клетки: ваша 1-я задача определить, кому они принадлежат, и 2-я - написать названия органоидов этих клеток. Проверка - слайды.
1. Угадай клетку и ее органоиды.
Правильные ответы:
Органоиды клетки слева (животная клетка) Органоиды клетки справа (растительная клетка)
1. Митохондрии 1.Вакуоль
2. Цитоплазма 5. 2. Митохондрия
3. Центриоли 3. Хлоропласт
4. ЭПС 4. Аппарат Гольджи
5. Ядро 5. ЭПС
6. Лизосома 6. Клеточная стенка
7. Мембрана 7. Рибосома
8. Аппарат Гольджи 8. Ядро

5. Не все у нас пока получается хорошо, поэтому займемся повторением. Так как материал повторения очень большой по объему, воспользуемся поддержкой интерактивной доски.
1. Повторение (работа с интерактивной доской и диском).
2. Выполнение заданий по определению органоидов.
3. Сравнение клеток растений, животных и грибов (ответы учащихся).

Итак, заполняем рабочие листы: поставить знак + - присутствие данного органоида в клетках различных организмов, знак - отсутствие.

Правильные ответы:
Органоиды клетки Прокариотическая клетка Растительная клетка Животная клетка Клетка гриба
1. Митохондрии _ + + +
2 Цитоплазма + + + +
3 Центриоли _ _ + + (не у всех)
4 ЭПС _ + + +
5 Ядро _ + + +
6 Лизосома _ + + +
7 Мембрана + + + +
8 Рибосомы + + + +
9 Аппарат Гольджи _ + + +
10.Пластиды _ + _ _
11.Крупная центральная вакуоль _ + _ +

6. Все органеллы клетки делятся на мембранные и немембранные. Имеете ли вы четкое представление об этом? Но, прежде, чем вы будете заполнять рабочие листы, повторим материал об этом, так что будьте очень внимательны! Каждый из вас получил опережающее задание – подготовить информацию о каком либо органоиде, - кратко, но самое основное. Внимание на экран. Презентации учащихся.

А теперь, заполните, пожалуйста, рабочие листы.
Правильные ответы:
Органоиды Одномембранные Двухмембранные Немембранные
ЭПС +
ядро +
лизосомы +
пластиды +
рибосомы +
аппарат Гольджи +
клеточный центр +
митохондрии +

7. Лабораторно-практическая часть.
Докажите экспериментально, что клетки растительного и животного организма имеют общий план строения. Докажите, что данная клетка является растительной. Докажите, что данная клетка является животной.
Оборудование: микроскоп, предметное и покровное стекла, лабораторный лоток, стакан с водой, пипетка, скальпель, пинцет, препаровальные иглы, микропрепарат «Животная клетка» и побеги мха мниума.
Учащиеся готовят микропрепарат листа мха мниума, рассматривают его при малом увеличении и делают рисунок одной из его клеток. Далее рассматривают готовый микропрепарат «Животная клетка», делают рисунок одной из увиденных клеток. Дают аргументированный ответ.
Физкультминутка.
8.Продолжаем работу. На доске слайд, эта же таблица в рабочих листах.
Найти правильное соответствие между органоидом и его функциями.
Органоид Функции
1. Ядро А) Придает форму клетке
2. Рибосомы
Б) Хранение наследственной информации, синтез ДНК
3. Митохондрии В) Перемещение веществ в разные части клетки
4.Комплекс Гольджи Г) Производят расщепление различных органических веществ
5.Эндоплазматическая сеть Д) Органоиды, покрытые двойной мембраной, синтезируют АТФ
6. Хлоропласты Е) Придают окраску плодам и цветкам растения, так как содержат ксантофилл
7. Лизосомы Ж) Производят синтез сложных белков, полисахаридов, их накопление и секрецию
8. Хромопласты З) Производят синтез органических веществ из воды и углекислого газа с выделением кислорода
9. Центриоль И) Органоиды, состоящие из двух частей, производят синтез белков
10. Цитоскелет
К) Во время деления клетки образует веретено деления
11. Вакуоль Л) Движение
12. Жгутики, реснички М) Тургор
13. Опорный аппарат (микротрубочки, микрофиламенты) Н) Опора
Правильные ответы: 1Б, 2И, 3Д, 4Ж, 5В, 6З, 7Г, 8Е, 9К, 10А,11М, 12Л
Задание 6 «Угадай органоид» (на слайдах).
9.А теперь возвращаемся к контрольным листам и заполняем их еще раз. Тест с ответами демонстрируется в слайдах презентации.
Далее – взаимопроверка, подсчет ошибок.
1ошибка – «5»
2-3 ошибки – «4»
4-5 ошибок – «3»
6 ошибок – «2»
Выводы (слайд):
1. Клетка - наименьшая структурная и функциональная единица живого организма.
2. Главные части клетки: клеточная мембрана, цитоплазма, ядро.
3. В цитоплазме три типа органоидов: немембранные, одномембранные, двумембранные.
4. Каждый органоид имеет свое строение и выполняет важные функции.
5. Растительная клетка отличается от животной наличием клеточной стенки, пластид, запасающим веществом крахмалом и крупной вакуолью с клеточным соком. У клеток высших растений нет центриоли.
Домашнее задание.
1. Определите, какие утверждения являются верными и запишите их номера.
1. Функция хлоропластов, хромопластов и лейкопластов – фотосинтез.
2. Бактрии и грибы относятся к прокариотам.
3. Клеточная стенка бактерий состоит из целлюлозы.
4. Пластиды различаются по выполняемым функциям.
5. Эндоплазматическая сеть – это часть комплекса Гольджи.
6. Включения – это постоянные образования клеток.
7. Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи.
8. Все живые организмы, существующие на Земле, имеют клеточное строение.

2. При помощи стрелок установите соответствие между названиями органоидов и их структурами и функциями:
1. митохондрии а. окисление органических веществ
2. лизосомы б. высвобождение энергии
3. комплекс Гольджи в. Синтез молекул АТФ
4. рибосомы г. Синтез белков клетки
5. гранулярная ЭПС д. накопление и транспорт веществ
6. ядрышки е. разрушение ненужных веществ
ж. образование рибосом

3. Подготовьте материал о том, как поступают вещества в клетку или выделяются из нее.

Список литературы:
1. Гаврилова А.Ю. Биология 10 класс для преподавателей. Волгоград: Учитель, 2005.
2. Биология 1С: Репетитор.
3. Кулинич Л. Я. Справочник по биологии. Москва, 1986г
4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М., 1999.
5. Суханова К. М. Цитология. Москва, 1970г.
6. ЦОР «Открытая биология».
Категория: Всероссийский конкурс "Современный урок" | Добавил: Nat
Просмотров: 1975 | Загрузок: 114 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик