Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.Я. Першина г. Благовещенск Конспект логопедического занятия с применением здоровьесберегающих и информационно – компьютерных технологий по теме: « Дифференциация б - д» Низамова Юлия Кимовна, учитель-логопед, первая квалификационная категория 2013-2014 учебный год Тема занятия: «Дифференциация б - д». Категория детей: 2 класс компенсирующего обучения. Цель занятия: научить различать кинетически сходные буквы б - д в слогах, словах и предложениях. Задачи занятия: Образовательные: закреплять умение различать звуки [б] - [д] на слух изолированно; формировать умение различать звуки [б] - [д] в слогах, словах и предложениях; обогащать словарный запас; закрепить дифференциацию букв «б- д» на письме и при чтении; научить дифференцировать буквы б - д в письменной речи; Коррекционно-развивающие: развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза; развивать фонематическое восприятие; уточнить пространственные и временные ориентировки; развивать зрительно - пространственные представления, зрительное и слуховое внимание; развивать логическое мышление и память; развивать общую и мелкую моторику;
Воспитательные: воспитывать активность и самостоятельность обучающихся на занятии; воспитывать умение взаимодействовать друг с другом. воспитывать бережное отношение к природе. Здоровьеразвивающий компонент: Использование зрительно-поискового тренажера; Использование зрительно-поискового метода на занятии.
Методические приёмы: наглядность (карточки, слайды презентаций); совместная и индивидуальная деятельность (работа в парах, взаимопроверка при выполнении некоторых упражнений); элементы сказкотерапии; игровые ситуации.
Оборудование: корректурная проба; картинки с буквами б и д, вписанными в силуэты белки и дятла; таблица с прописными буквами б и д; буквы, вырезанные из бархатной бумаги; карточки со стрелками; индивидуальные зеркала; зрительно-поисковый тренажер; предметные картинки на соответствующие звуки; карточки со слогами; таблица с «зашифрованными словами»; цветные карандаши, ручки и простой карандаш; бумажные элементы букв занятия на каждого ученика; карточки с индивидуальными заданиями; волшебный мешочек; компьютер; мультимедийный проектор; презентация Power Point к занятию.
Перечень формируемых универсальных учебных действий Личностные: – развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации; – проявление инициативы, самостоятельности; – выполнение действий по словесной инструкции; – формирование умения работать по правилу и по образцу; – формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Регулятивные: – выполнение действий схематизации и моделирования; – оценка деятельности сверстников; – самооценка собственной деятельности. Познавательные: – способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Коммуникативные: – умение вести диалог в соответствии с требованиями речевого этикета.
Ход занятия Этапы занятия Содержание I. Организационный момент. ( 1-3 мин) Цель: Создание положительного настроя на учение, организация начала деятельности. II. Основная часть. ( 30-35 мин) Цель: Усвоение новых знаний; развитие познавательных интересов и учебных мотивов; умение контролировать свою деятельность. - Я очень рада всех вас видеть. - Посмотрите налево, направо, назад, вперёд. • Психологический настрой. - К нам сегодня пришли гости. Пожалуйста, отвечайте полными ответами. Всё у вас получится и всё будет хорошо. - Для самых активных, внимательных и старательных ребят я приготовила небольшие сюрпризы. • Рефлексия эмоционального состояния. - У кого хорошее настроение и готовы к работе отстукать // //, у кого плохое – отхлопать / / /. - Повернулись друг к другу. Улыбнулись. И опять ко мне вернулись. • Самомассаж. - Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову. - Как обычно мы это делаем? • Пальчиковая гимнастика. - Упражнение «Колечки» с перечислением дней недели: поочередное перебирание пальцев рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. «Мудра знаний». - Садится только тот, кто правильно ответит на мой вопрос. • Первичное введение материала, направленное на поиск новой темы. - Какая тема нашего занятия скажите сами, если правильно выполните следующее задание. - Что это за элемент? - Какие строчные буквы входят? - Какие гласные, согласные? - У вас на партах лежат разрезанные элементы, составьте из них буквы. Задание: Детям выдаются разрезанные буквы. - Назовите какие составили? - Тема занятия Дифференциация б – д. - Вы будете оценивать, закрашивая один лепесток /на листе самооценки в виде цветка по следующим критериям/: зелёным цветом, если с заданием справились самостоятельно и без ошибок; жёлтым цветом, если с заданием справились самостоятельно, но встретились ошибки; красным цветом, если ничего не смогли сделать правильно. Вывешивается инструкция по рефлексии на доску. • Дифференциация на уровне звука, буквы. Слайд №1, фонограмма музыки - Сегодня на занятие к нам придут ещё гости. А вот кто это, вам нужно будет отгадать. - Сели удобно, спинки выпрямили. Давайте с вами представим, что мы оказались в зимнем лесу. - На фоне звучащей фонограммы звуков леса, логопед предлагает прочитать загадки: Характеристика звучания и артикуляции звуков. Сопоставление звука с буквой. Слайд №2-3 • Пушистый зверёк в лесу живёт. С ветки на ветку скок-поскок, Да орешки всё грызёт Кто это? • Кто это? Всё время стучит, деревья «долбит», Но их не калечит, а только лечит? Слайд №4 - Зима приносит всем обитателям лесов немалые сложности, сильные холода, колючий морозный ветер, всё это значительно усложняет зимнюю жизнь зверей и птиц. Но, не смотря на это, всё-таки они справляются с непогодой и продолжают щебетать. Послушайте сказку «Разговор животных». - Слово белка начинается с какого звука? - Произнесём бббелка. – Первый звук в этом слове? [б’]. - Гласный или согласный? - Звонкий или глухой? - Почему? - Если он согласный, то какая преграда? - Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [б’]. - Повторим преграда - губы. Уточним артикуляцию – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (Б – губы). Буква б спряталась в белке. Почему я так сказала? - Ребята, посмотрите на белочку. Пушистый хвост белки направлен вверх, а сама буква б вписывается в силуэт белки. - Ребята, давайте обведём пальчиком букву б. - Запомните: Б – белочка. Хвостик смотрит вверх! Повторите. - «А теперь давай посмотрим на тебя», сказала белка. - «Здорово! А почему надо смотреть на меня?» - удивился дятел. - Ребята, а почему Белка так сказала? - С какого звука начинается слово дятел? - Произнесём дддятел. - Какой первый звук? [д’]. - Какой звук? - Если он согласный, то какая преграда? – Преграда - дёсны. - Кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [д’]. Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в дёсны верхних резцов (Д – дёсны). И сама буква д спряталась в дятле. - А теперь посмотрите на дятла. Хвост дятла упирается в ствол и служит ему опорой при «лечении» дерева, он направлен вниз, а буква д вписывается в силуэт дятла. - Ребята, давайте обведём пальчиком букву д. - Запомните: Д – дятел. Хвостик смотрит вниз! Повторите. - Спасибо, белочка, даже я все запомнила. - Ребята, обратите внимание: не случайно в слове «губы» присутствует звук [б], а в слове «дёсны» - звук [д’]. Вывод: запомнили наши «опоры»: звук [б’] — «взрываются» губы; звук [д’] - язык упирается в дёсны; - Ребята, и вы запомнили? - Кто запомнил, покажите знаки – да, нет. Слайд №5 • Артикуляционная гимнастика - Для того чтобы наш язычок был послушным и правильно произносил звуки, сделаем артикуляционную гимнастику с Весёлым Язычком. – Молодцы, теперь вы готовы. Посмотрите в зеркала и глядя в них произнесите звуки «б - д, б’ - д’»… - Что общего между звуками [б, б’] и [д, д’]? - Какое различие? Различие: место преграды. - А теперь я вам открою небольшой секрет! Подставьте ладонь ко рту и произнесите звук [б], а затем звук [д], и обратите внимание на направление струи воздуха (вверх, вниз). – Попробуйте, произнесите звуки [б - д, б’ - д’]… - Что мы произносили? • Дыхательная гимнастика «Ветер кружит снежинки» • Дополнительное задание: • Игра «Зоркий Глаз» Задание: расскажите, на кого похожи буквы. Сравнение буквы «б» с очертаниями силуэта белки: - Ребята, посмотрите на белочку и расскажите, что вы запомнили. Пушистый хвост белки направлен вверх, и сама буква б вписывается в силуэт белки. - Ребята, давайте нарисуем в рисунок белочки букву б. Сравнение буквы «д» с очертаниями силуэта дятла: - А теперь посмотрите на рисунок дятла и напомните нам. Какая буква видна на этом рисунке? Почему я нарисовала букву д в виде дятла? Хвост у дятла упирается в ствол и служит ему опорой при «лечении» дерева, он направлен вниз, а буква «д» вписывается в силуэт дятла. - Ребята, давайте нарисуем в картинке дятла букву д. Давайте повторим: Б – белочка. Хвостик смотрит вверх! Д – дятел. Хвостик смотрит вниз! - если у вас так, знак – да, нет. - А как вы думаете, почему дятла называют «лесным доктором»? - Дятла называют лесным доктором. Стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые вредители. - Своим крепким клювом дятел несколько дней долбит дерево, пока не получится дупло. Все дятлы гнездятся в дуплах деревьев. - Поэтому как мы должны относиться к деревьям? Зрительно-поисковый тренажер. - Посмотрите наверх и найдите: голубое облако, оранжевое солнышко и т.д. Анализ букв б и д. - А теперь рассмотрим буквы. - Сколько букв б? - Сколько букв д? - Посмотрите на букву б. Из каких элементов состоит эта буква? - Где расположена прямая по отношению к полуовалу? - Посмотрите на букву д. Из каких элементов состоит эта буква? - Где расположена петля по отношению к полуовалу в букве д. - Значит, чем похожи буквы б и д? - Чем различаются эти буквы? Чтоб не путать буквы эти, поработайте вы дети. Буквы нужно различать, чтобы правильно писать. Дополнительное задание: Соотнесение букв занятия с символами. - Найдите все буквы б и д и обведите: б треугольник смотрит вверх и д треугольник смотрит вниз,. и у л б д ж и у м д а в и и н у б д у у р и у ж и б в д у - Сколько треугольников, овалов обвели? - У кого так же, знак – да, нет. - Прописали б в воздухе, д написали на столе, выложили из шнурков. Слайд №6 • Работа в тетради. - Открыли тетрадь, написали число, тему занятия. - Допишите элементы букв по образцу и опорным точкам (по очереди работают у доски, после чего исправляются ошибки другими детьми). - Что написали? - Для чего мы выполнили это задание? - Оцените свою работу на листе самооценки в виде цветка (буквы). • Дифференциация на уровне слога и слова. Игра «Чей хвостик». - Посмотрите перед вами, загадочные слоги отгадайте, элементы каких букв пропущены. Допишите элементы. Точка подсказывает нам, куда надо писать элемент вверх или вниз. - Напишите слоги, дописывая элементы букв по опорным точкам. Точка подсказывает нам, куда надо писать элемент вверх или вниз. - Читаем по цепочке, все проверяют. - Для чего мы выполнили это задание? - Оцените сою работу на листе самооценки в виде цветка (слоги). Звуко-буквенный анализ слогов. - - Как звучали слоги? - Что общего в слогах? - Где живут эти гласные? - Сейчас вы должны прочитать вместо гласных 1 ряда, гласные 2 ряда. - Как звучали слоги? - Что мы делали? Слайд №7 • Физкультминутка. 1. Общеукрепляющие движения. Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – красиво возле парты встать. 2. Игра «наоборот» использовать слоги из предыдущего задания. Дополнительное задание: Игра на развитие внимания и фонематического слуха. - Для чего мы выполнили это задание? Работа с таблицей с «зашифрованными» словами. – Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова. Они написаны со стрелками вместо букв. У одних стрелки вверх, у других – вниз. – Как вы думаете, с какой буквой будут слова, у которых стрелка «смотрит» вниз. - Почему? – А у которых вверх. - Почему? - Сейчас внимательно посмотрите на таблицу с «зашифрованными» словами. Давайте попробуем прочитать эти слова. ↓у↓очк а, ↓орота, ор. - Работу выполняем на карточках. Теперь, выходим к доске парами, два соседа с одной парты, и вдвоём выполняем задание. - Объясните значение слов: «Дудочка – музыкальный инструмент, труба из тонкого дерева». «Доброта – всё, что несёт нам благо, добро и благополучие». «Бобр животное из отряда грызунов с ценным мехом». - Спишите слова, вставив нужные буквы. - Прочитайте по цепочке «зашифрованные» слова. - Что мы сейчас делали, что записывали? - Оцените свою работу на листе самооценки в виде цветка (слова). • Дифференциация на уровне предложения. « Постучался в нашу дверь «Необычный чудо-зверь - Он в коричневой рубашке, Ушки-блюдца нараспашку» - Кто же это? «Чебурашка» нам приготовил задание. Зрительно-предупредительный диктант. а) Добавление пропущенных букв в предложении - Вставьте пропущенные буквы б или д. Все .о.ры .о.ры .ля своих .о.рят. - Прочитайте, сначала медленно, затем быстро. - Кто запомнил, повторите. б) Письмо по-памяти. - Самопроверка. - Оцените свою работу на листе самооценки в виде цветка (предложение). Дополнительное задание: Графический диктант. Работаем в парах. Я читаю чистоговорки, а вы выписываете дежурные буквы. Да, да, да в ручейке бежит вода. Бу, бу, бу побелили мы трубу. Бобры добры идут в боры. - Теперь пусть проверит сосед по парте. Поменяйтесь тетрадями. Ответы проверяются, сверяются с правильным вариантом на компьютере. Слайд №9 Г.Д. Д д д - - б д. Б б б б – б. Бб дб д – б. - Оцените свою работу на листе самооценки в виде цветка (Г.Д.) Слайд №11-16 Зарядка для глаз по тренажеру Дополнительное задание: Выполнение разноуровневых заданий (индивидуальная работа). - В карточках, выбираете снежинку и выполните задание. 1 уровень – самый лёгкий (жёлтый). 2 уровень – базовый, т.к. необходимо самостоятельно вставить пропущенные буквы (зелёный). 3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать слова по смыслу (красный). 1. Нужно дописать в словах элементы букв. Гнезоо, оельчата, оерево, оуо. 2. Вставить в словах пропущенные буквы. ЖЁЛУ…И ГРИ…Ы …ОЛ…ИЛ ...УПЛО 3. Закончить предложения. Ребята набрали в лесу много …. . Белка живёт в …… . Медведь спит в …. . Выросли молодые … . Слова для справок: грибов, берлоге, дупле, дубы. - Оцените свою работу на листе самооценки в виде цветка (самостоятельная работа). Цель: Развитие логического мышления. Дополнительное задание. КРОССВОРД - Отгадайте кроссворд. ы г х ш и - Кто сделал запасы? III. Итог занятия ( 1 -2мин) Цель: обобщение и систематизация. Рефлексия ( 1 мин) Цель: формировать у обучающихся способность к рефлексии. - Какие буквы мы учились различать? - Для чего мы это делали? - Какие опоры нам помогают? - Мама дома спросит: «Что вы сегодня делали на занятии, чему учились?» Что вы скажите? - Какое задание понравилось больше других? - Какое задание для вас было трудным? Рефлексия деятельности. Оцените на «лестнице успеха». Если со всеми заданиями вы справлялись самостоятельно и без ошибок вы ставите своего человечка на верхнюю зелёную ступеньку; если справлялись, но иногда испытывали затруднения, были проблемы – то на среднюю жёлтую ступеньку; а если вам нужно ещё повторить и позаниматься – то на красную нижнюю ступеньку. • Пароль на выход. - Ну и в завершение нашего занятия, я попрошу каждого опустить руку в «волшебный мешочек» и на ощупь определить, какую букву вы взяли. Это и будет нашим паролем на выход. - Кто молодец, тот получает леденец! Рефлексия эмоционального состояния. Показ большого пальца вверх или вниз. - Спасибо за занятие! Все сегодня старались. Благодарю вас за работу на занятии. - Как много мы сегодня успели! До новых встреч. Попрощайтесь с гостями. Литература 1. Ведерникова П. «Пальчиковая гимнастика», Москва, Айрис-пресс, 2010. 2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1991 3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. рецензенты: зав.каф.сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е.Ф. Соботович. 4. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» / авт.-сост. С.А. Цабыбин - Волгоград:Учитель, 2009. 5. Лопухина И. Логопедия. «550 занимательных упражнений по развитию речи» Пособие для логопедов и родителей – М.: Аквариум, 1996 6. Мазанова Е.В «Коррекция оптической дисграфии» – М.: Издательство «ГНОМ иД», 2008 7. Полякова М. «Как научить ребёнка читать и писать», Москва, Айрис-пресс, 2010. 8. Садовникова И.Н. «Дисграфия, дислексия: технология преодоления» Пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. – М.: ПАРАДИГМА, 2011. logoped-st.ucoz.ru/publ/metozhdicheskij_obshhak/ko..._zanjatija/10-1-0-95 www.logoped-sfera.ru/priyomy-raboty-po-ustraneniyu...eskoj-disgrafii.html nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/different...niyakh-predlozheniya nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/differenciaciya-bukv-b-i-d-0 socobraz.ru/index.php/Сказка_о_буквах_Б_и_Д/Светлана_Иванова area7.ru/metodic-material.php?4274 www.pedlib.ru/Books/6/0061/6_0061-102.shtml festival.1september.ru/articles/313945/ s13bar-fauna.narod.ru/dyatel.html www.myshared.ru/slide/274425/ zsi-5-ru.1gb.ru/wp-content/uploads/2010/08/%D0%94%...8F-%D0%91-%D0%94.htm |