СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Современный урок"

Дифференциация б - д
[ Скачать с сервера (46.6 Kb) ] 08.01.2014, 13:04
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.Я. Першина г. Благовещенск
Конспект логопедического занятия с применением здоровьесберегающих и информационно – компьютерных технологий по теме: « Дифференциация б - д»
Низамова Юлия Кимовна, учитель-логопед, первая квалификационная категория
2013-2014 учебный год

Тема занятия: «Дифференциация б - д».
Категория детей: 2 класс компенсирующего обучения.
Цель занятия: научить различать кинетически сходные буквы б - д в слогах, словах и предложениях.
Задачи занятия:
Образовательные:
 закреплять умение различать звуки [б] - [д] на слух изолированно;
 формировать умение различать звуки [б] - [д] в слогах, словах и предложениях;
 обогащать словарный запас;
 закрепить дифференциацию букв «б- д» на письме и при чтении;
 научить дифференцировать буквы б - д в письменной речи;
Коррекционно-развивающие:
 развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
 развивать фонематическое восприятие;
 уточнить пространственные и временные ориентировки;
 развивать зрительно - пространственные представления, зрительное и слуховое внимание;
 развивать логическое мышление и память;
 развивать общую и мелкую моторику;

Воспитательные:
 воспитывать активность и самостоятельность обучающихся на занятии;
 воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
 воспитывать бережное отношение к природе.
Здоровьеразвивающий компонент:
 Использование зрительно-поискового тренажера;
 Использование зрительно-поискового метода на занятии.

Методические приёмы:
 наглядность (карточки, слайды презентаций);
 совместная и индивидуальная деятельность (работа в парах, взаимопроверка при выполнении некоторых упражнений);
 элементы сказкотерапии;
 игровые ситуации.

Оборудование:
 корректурная проба;
 картинки с буквами б и д, вписанными в силуэты белки и дятла;
 таблица с прописными буквами б и д;
 буквы, вырезанные из бархатной бумаги;
 карточки со стрелками;
 индивидуальные зеркала;
 зрительно-поисковый тренажер;
 предметные картинки на соответствующие звуки;
 карточки со слогами;
 таблица с «зашифрованными словами»;
 цветные карандаши, ручки и простой карандаш;
 бумажные элементы букв занятия на каждого ученика;
 карточки с индивидуальными заданиями;
 волшебный мешочек;
 компьютер;
 мультимедийный проектор;
 презентация Power Point к занятию.

Перечень формируемых универсальных учебных действий
Личностные:
– развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации;
– проявление инициативы, самостоятельности;
– выполнение действий по словесной инструкции;
– формирование умения работать по правилу и по образцу;
– формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Регулятивные:
– выполнение действий схематизации и моделирования;
– оценка деятельности сверстников;
– самооценка собственной деятельности.
Познавательные:
– способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Коммуникативные:
– умение вести диалог в соответствии с требованиями речевого этикета.

Ход занятия
Этапы занятия Содержание
I. Организационный момент.
( 1-3 мин)
Цель:
Создание положительного настроя на учение,
организация начала деятельности.
II.
Основная часть.
( 30-35 мин)
Цель:
Усвоение новых знаний;
развитие познавательных интересов и учебных мотивов;
умение контролировать свою деятельность.
- Я очень рада всех вас видеть.
- Посмотрите налево, направо, назад, вперёд.
• Психологический настрой.
- К нам сегодня пришли гости. Пожалуйста, отвечайте полными ответами. Всё у вас получится и всё будет хорошо.
- Для самых активных, внимательных и старательных ребят я приготовила небольшие сюрпризы.
• Рефлексия эмоционального состояния.
- У кого хорошее настроение и готовы к работе отстукать // //, у кого плохое – отхлопать / / /.
- Повернулись друг к другу. Улыбнулись. И опять ко мне вернулись.
• Самомассаж.
- Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову.
- Как обычно мы это делаем?
• Пальчиковая гимнастика.
- Упражнение «Колечки» с перечислением дней недели: поочередное перебирание пальцев рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец.
«Мудра знаний».
- Садится только тот, кто правильно ответит на мой вопрос.
• Первичное введение материала, направленное на поиск новой темы.
- Какая тема нашего занятия скажите сами, если правильно выполните следующее задание.
- Что это за элемент?
- Какие строчные буквы входят?
- Какие гласные, согласные?
- У вас на партах лежат разрезанные элементы, составьте из
них буквы.
Задание: Детям выдаются разрезанные буквы.
- Назовите какие составили?
- Тема занятия Дифференциация б – д.
- Вы будете оценивать, закрашивая один лепесток /на листе самооценки в виде цветка по следующим критериям/:
 зелёным цветом, если с заданием справились самостоятельно и без ошибок;
 жёлтым цветом, если с заданием справились самостоятельно, но встретились ошибки;
 красным цветом, если ничего не смогли сделать правильно.
Вывешивается инструкция по рефлексии на доску.
• Дифференциация на уровне звука, буквы.
Слайд №1, фонограмма музыки
- Сегодня на занятие к нам придут ещё гости. А вот кто это, вам нужно будет отгадать.
- Сели удобно, спинки выпрямили. Давайте с вами представим, что мы оказались в зимнем лесу.
- На фоне звучащей фонограммы звуков леса, логопед предлагает прочитать загадки:
Характеристика звучания и артикуляции звуков.
Сопоставление звука с буквой.
Слайд №2-3
• Пушистый зверёк в лесу живёт.
С ветки на ветку скок-поскок,
Да орешки всё грызёт
Кто это?
• Кто это?
Всё время стучит, деревья «долбит»,
Но их не калечит, а только лечит?
Слайд №4
- Зима приносит всем обитателям лесов немалые сложности, сильные холода, колючий морозный ветер, всё это значительно усложняет зимнюю жизнь зверей и птиц. Но, не смотря на это, всё-таки они справляются с непогодой и продолжают щебетать.
Послушайте сказку «Разговор животных».
- Слово белка начинается с какого звука?
- Произнесём бббелка.
– Первый звук в этом слове? [б’].
- Гласный или согласный?
- Звонкий или глухой?
- Почему?
- Если он согласный, то какая преграда?
- Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [б’].
- Повторим преграда - губы.
Уточним артикуляцию – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (Б – губы).
Буква б спряталась в белке. Почему я так сказала?
- Ребята, посмотрите на белочку. Пушистый хвост белки направлен вверх, а сама буква б вписывается в силуэт белки.
- Ребята, давайте обведём пальчиком букву б.
- Запомните: Б – белочка. Хвостик смотрит вверх! Повторите.
- «А теперь давай посмотрим на тебя», сказала белка.
- «Здорово! А почему надо смотреть на меня?» - удивился дятел.
- Ребята, а почему Белка так сказала?
- С какого звука начинается слово дятел?
- Произнесём дддятел.
- Какой первый звук? [д’].
- Какой звук?
- Если он согласный, то какая преграда?
– Преграда - дёсны.
- Кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [д’].
Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в дёсны верхних резцов (Д – дёсны).
И сама буква д спряталась в дятле.
- А теперь посмотрите на дятла. Хвост дятла упирается в ствол и служит ему опорой при «лечении» дерева, он направлен вниз, а буква д вписывается в силуэт дятла.
- Ребята, давайте обведём пальчиком букву д.
- Запомните: Д – дятел. Хвостик смотрит вниз! Повторите.
- Спасибо, белочка, даже я все запомнила.
- Ребята, обратите внимание: не случайно в слове «губы» присутствует звук [б], а в слове «дёсны» - звук [д’].
Вывод: запомнили наши «опоры»:
звук [б’] — «взрываются» губы;
звук [д’] - язык упирается в дёсны;
- Ребята, и вы запомнили?
- Кто запомнил, покажите знаки – да, нет.
Слайд №5
• Артикуляционная гимнастика
- Для того чтобы наш язычок был послушным и правильно произносил звуки, сделаем артикуляционную гимнастику с Весёлым Язычком.
– Молодцы, теперь вы готовы. Посмотрите в зеркала и глядя в них произнесите звуки «б - д, б’ - д’»…
- Что общего между звуками [б, б’] и [д, д’]?
- Какое различие?
Различие: место преграды.
- А теперь я вам открою небольшой секрет! Подставьте ладонь ко рту и произнесите звук [б], а затем звук [д], и обратите внимание на направление струи воздуха (вверх, вниз).
– Попробуйте, произнесите звуки [б - д, б’ - д’]…
- Что мы произносили?
• Дыхательная гимнастика
«Ветер кружит снежинки»
• Дополнительное задание:
• Игра «Зоркий Глаз»
Задание: расскажите, на кого похожи буквы.
Сравнение буквы «б» с очертаниями силуэта белки:
- Ребята, посмотрите на белочку и расскажите, что вы запомнили.
Пушистый хвост белки направлен вверх, и сама буква б вписывается в силуэт белки.
- Ребята, давайте нарисуем в рисунок белочки букву б.
Сравнение буквы «д» с очертаниями силуэта дятла:
- А теперь посмотрите на рисунок дятла и напомните нам. Какая буква видна на этом рисунке? Почему я нарисовала букву д в виде дятла?
Хвост у дятла упирается в ствол и служит ему опорой при «лечении» дерева, он направлен вниз, а буква «д» вписывается в силуэт дятла.
- Ребята, давайте нарисуем в картинке дятла букву д.
Давайте повторим:
Б – белочка. Хвостик смотрит вверх!
Д – дятел. Хвостик смотрит вниз!
- если у вас так, знак – да, нет.
- А как вы думаете, почему дятла называют «лесным доктором»?
- Дятла называют лесным доктором. Стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые вредители.
- Своим крепким клювом дятел несколько дней долбит дерево, пока не получится дупло. Все дятлы гнездятся в дуплах деревьев.
- Поэтому как мы должны относиться к деревьям?
Зрительно-поисковый тренажер.
- Посмотрите наверх и найдите: голубое облако, оранжевое солнышко и т.д.
Анализ букв б и д.
- А теперь рассмотрим буквы.
- Сколько букв б?
- Сколько букв д?
- Посмотрите на букву б. Из каких элементов состоит эта буква?
- Где расположена прямая по отношению к полуовалу?
- Посмотрите на букву д. Из каких элементов состоит эта буква?
- Где расположена петля по отношению к полуовалу в букве д.
- Значит, чем похожи буквы б и д?
- Чем различаются эти буквы?
Чтоб не путать буквы эти,
поработайте вы дети.
Буквы нужно различать,
чтобы правильно писать.
 Дополнительное задание:
 Соотнесение букв занятия с символами.
- Найдите все буквы б и д и обведите: б треугольник смотрит вверх и д треугольник смотрит вниз,.
и у л б д ж и у м д а в и и н у б д у у р и у ж и б в д у
- Сколько треугольников, овалов обвели?
- У кого так же, знак – да, нет.
- Прописали б в воздухе, д написали на столе, выложили из шнурков.
Слайд №6
• Работа в тетради.
- Открыли тетрадь, написали число, тему занятия.
- Допишите элементы букв по образцу и опорным точкам (по очереди работают у доски, после чего исправляются ошибки другими детьми).
- Что написали?
- Для чего мы выполнили это задание?
- Оцените свою работу на листе самооценки в виде цветка (буквы).
• Дифференциация на уровне слога и слова.
Игра «Чей хвостик».
- Посмотрите перед вами, загадочные слоги отгадайте, элементы каких букв пропущены. Допишите элементы. Точка подсказывает нам, куда надо писать элемент вверх или вниз.

- Напишите слоги, дописывая элементы букв по опорным точкам. Точка подсказывает нам, куда надо писать элемент вверх или вниз.
- Читаем по цепочке, все проверяют.
- Для чего мы выполнили это задание?
- Оцените сою работу на листе самооценки в виде цветка (слоги).
 Звуко-буквенный анализ слогов.
- - Как звучали слоги?
- Что общего в слогах?
- Где живут эти гласные?
- Сейчас вы должны прочитать вместо гласных 1 ряда, гласные 2 ряда.
- Как звучали слоги?
- Что мы делали?
Слайд №7
• Физкультминутка.
1. Общеукрепляющие движения.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – красиво возле парты встать.
2. Игра «наоборот» использовать слоги из предыдущего задания.
 Дополнительное задание:
 Игра на развитие внимания и фонематического слуха.
- Для чего мы выполнили это задание?
Работа с таблицей с «зашифрованными» словами.
– Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова. Они написаны со стрелками вместо букв. У одних стрелки вверх, у других – вниз.
– Как вы думаете, с какой буквой будут слова, у которых стрелка «смотрит» вниз.
- Почему?
– А у которых вверх.
- Почему?
- Сейчас внимательно посмотрите на таблицу с «зашифрованными» словами. Давайте попробуем прочитать эти слова.
↓у↓очк а, ↓о­рота, ­о­р.
- Работу выполняем на карточках. Теперь, выходим к доске парами, два соседа с одной парты, и вдвоём выполняем задание.
- Объясните значение слов:
«Дудочка – музыкальный инструмент, труба из тонкого дерева».
«Доброта – всё, что несёт нам благо, добро и благополучие».
«Бобр животное из отряда грызунов с ценным мехом».
- Спишите слова, вставив нужные буквы.
- Прочитайте по цепочке «зашифрованные» слова.
- Что мы сейчас делали, что записывали?
- Оцените свою работу на листе самооценки в виде цветка (слова).
• Дифференциация на уровне предложения.
« Постучался в нашу дверь
«Необычный чудо-зверь -
Он в коричневой рубашке,
Ушки-блюдца нараспашку»
- Кто же это?
«Чебурашка» нам приготовил задание.
Зрительно-предупредительный диктант.
а) Добавление пропущенных букв в предложении
- Вставьте пропущенные буквы б или д.
Все .о.ры .о.ры .ля своих .о.рят.
- Прочитайте, сначала медленно, затем быстро.
- Кто запомнил, повторите.
б) Письмо по-памяти.
- Самопроверка.
- Оцените свою работу на листе самооценки в виде цветка (предложение).
 Дополнительное задание:
 Графический диктант.
Работаем в парах. Я читаю чистоговорки, а вы выписываете дежурные буквы.
Да, да, да в ручейке бежит вода.
Бу, бу, бу побелили мы трубу.
Бобры добры идут в боры.
- Теперь пусть проверит сосед по парте. Поменяйтесь тетрадями. Ответы проверяются, сверяются с правильным вариантом на компьютере.
Слайд №9
Г.Д. Д д д - - б д.
Б б б б – б.
Бб дб д – б.
- Оцените свою работу на листе самооценки в виде цветка (Г.Д.)
Слайд №11-16
Зарядка для глаз по тренажеру
 Дополнительное задание:
 Выполнение разноуровневых заданий (индивидуальная работа).
- В карточках, выбираете снежинку и выполните задание.
1 уровень – самый лёгкий (жёлтый).
2 уровень – базовый, т.к. необходимо самостоятельно вставить пропущенные буквы (зелёный).
3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать слова по смыслу (красный).
1. Нужно дописать в словах элементы букв.
Гнезоо, оельчата, оерево, оуо.
2. Вставить в словах пропущенные буквы.
ЖЁЛУ…И ГРИ…Ы
…ОЛ…ИЛ ...УПЛО
3. Закончить предложения.
Ребята набрали в лесу много …. .
Белка живёт в …… .
Медведь спит в …. .
Выросли молодые … .
Слова для справок: грибов, берлоге, дупле, дубы.
- Оцените свою работу на листе самооценки в виде цветка (самостоятельная работа).
Цель:
Развитие логического мышления.  Дополнительное задание.
 КРОССВОРД
- Отгадайте кроссворд.
ы
г
х
ш
и
- Кто сделал запасы?
III. Итог занятия
( 1 -2мин)
Цель:
обобщение и систематизация.
Рефлексия
( 1 мин)
Цель: формировать у обучающихся способность к рефлексии. - Какие буквы мы учились различать?
- Для чего мы это делали?
- Какие опоры нам помогают?
- Мама дома спросит: «Что вы сегодня делали на занятии, чему учились?» Что вы скажите?
- Какое задание понравилось больше других?
- Какое задание для вас было трудным?
Рефлексия деятельности.
Оцените на «лестнице успеха».
 Если со всеми заданиями вы справлялись самостоятельно и без ошибок вы ставите своего человечка на верхнюю зелёную ступеньку;
 если справлялись, но иногда испытывали затруднения, были проблемы – то на среднюю жёлтую ступеньку;
 а если вам нужно ещё повторить и позаниматься – то на красную нижнюю ступеньку.
• Пароль на выход.
- Ну и в завершение нашего занятия, я попрошу каждого опустить руку в «волшебный мешочек» и на ощупь определить, какую букву вы взяли. Это и будет нашим паролем на выход.
- Кто молодец, тот получает леденец!
Рефлексия эмоционального состояния.
Показ большого пальца вверх или вниз.
- Спасибо за занятие! Все сегодня старались. Благодарю вас за работу на занятии.
- Как много мы сегодня успели! До новых встреч. Попрощайтесь с гостями.
Литература
1. Ведерникова П. «Пальчиковая гимнастика», Москва, Айрис-пресс, 2010.
2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1991
3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. рецензенты: зав.каф.сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е.Ф. Соботович.
4. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» / авт.-сост. С.А. Цабыбин - Волгоград:Учитель, 2009.
5. Лопухина И. Логопедия. «550 занимательных упражнений по развитию речи» Пособие для логопедов и родителей – М.: Аквариум, 1996
6. Мазанова Е.В «Коррекция оптической дисграфии» – М.: Издательство «ГНОМ иД», 2008
7. Полякова М. «Как научить ребёнка читать и писать», Москва, Айрис-пресс, 2010.
8. Садовникова И.Н. «Дисграфия, дислексия: технология преодоления» Пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. – М.: ПАРАДИГМА, 2011.
logoped-st.ucoz.ru/publ/metozhdicheskij_obshhak/ko..._zanjatija/10-1-0-95
www.logoped-sfera.ru/priyomy-raboty-po-ustraneniyu...eskoj-disgrafii.html
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/different...niyakh-predlozheniya
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/differenciaciya-bukv-b-i-d-0
socobraz.ru/index.php/Сказка_о_буквах_Б_и_Д/Светлана_Иванова
area7.ru/metodic-material.php?4274
www.pedlib.ru/Books/6/0061/6_0061-102.shtml
festival.1september.ru/articles/313945/
s13bar-fauna.narod.ru/dyatel.html
www.myshared.ru/slide/274425/
zsi-5-ru.1gb.ru/wp-content/uploads/2010/08/%D0%94%...8F-%D0%91-%D0%94.htm
Категория: Всероссийский конкурс "Современный урок" | Добавил: ULI
Просмотров: 2711 | Загрузок: 145 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик