+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Современный урок"

" Современный урок"
[ Скачать с сервера (27.4 Kb) ] 06.01.2014, 21:17
Тема: Население Африки
Цель урока: формирование умения видеть причинно- следственные связи.
Задачи:
1) сформировать у учащихся знания о населении Африки;
2) показать учащимися, что все расы равноценны и их представители отличаются только по внешним признакам;
3) обучить приемам работы с картой « Плотность населения и народы»
Оборудование: физическая карта Африки, карты народов, плотности населения и политическая карта Африки, мультимедийное оборудование.
Методы: Продуктивный, частично-поисковый.
Приемы: Сравнение.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы обучения: индивидуальная, коллективная.
Термины и понятия: Демография, плотность населения, расы, народы Африки.
Ход урока
1.Организационный момент.
2 Проверка домашнего задания. Повторение пройденного.
Объясните причину различий в климате двух пустынь Африки.
В начале урока необходимо проверить , как учащиеся поняли основной вопрос физической географии- причинно- следственные связи по природным зонам. Для этого можно поставить такие вопросы:
1) каковы особенности тропических пустынь и полупустынь, чем они объясняются?
2) Чем отличаются зоны тропических пустынь и полупустынь в северном о южном полушариях Африки?
3) Каковы особенности зоны жестколистных вечнозелёных лесов т кустарников?
При ответах разрешается пользоваться таблицей в тетрадях « природные зоны Африки». По этой же таблице учащимися предлагается сравнить зоны тропических пустынь и саванн (назвать черты отличия и сходства и объяснить их)
3.Изучение нового материала.
План изучения нового материала.
1).Численность, плотность и размещение населения.
2). Расы и народы.
3). Изменение численности населения материка.
4). Древняя культура народов Африки.

Прежде чем приступить к первому вопросу, надо, чтобы учащиеся вспомнили ( из 6 класса), какова численность населения земного шара, что такое плотность населения, как она определяется. Затем следует познакомить класс с новой картой, по которой учащиеся могут определить, где какая плотность населения и какие живут народы. Пользуясь условными знаками карты, учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
1). Где наиболее высокая плотность населения в Африке?
2).Какая преобладает плотность населения в Сахаре? В бассейне Конго? На юге Африки? На северо-востоке Африки?
При рассмотрении размещения населения на материке рекомендуется ограничиться лишь фактами, так как причин размещения, связанных с социально-общественными условиями, учащиеся ещё не знают.
Общая численность населения земного шара составляет 7,2 млрд. чел. Население изучает наука демография.
Словарная работа:
1 Демография (от греч.(греческий) demos — народ и ...графия), наука, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обусловленности.
2 Плотность населения- степень населенности конкретной территории, чиленность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади ( на 1 км 2)
Численность населения в Африке резко увеличивается. В 1995 г. – 708.000.000 чел.,2005 г. – 888 млн., а в настоящее время 2010 г. проживают уже более 1 миллиарда человек..
– В чем причина роста численности населения в Африке? (Высокая рождаемость.)
– Какие проблемы возникают в Африке из-за такого быстрого роста численности населения?
Размещение населения. Африка имеет относительно редкое население, которое крайне неравномерно размещается по территории материка. На размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические причины, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.
Размещение основных народов и плотность населения в разных частях Африки показаны на тематической карте (см. атлас).
Задание1 Заполнить таблицу испльзуя атлас. ( Слайд1)
Район
Плотность, чел/км2 Причины

Северная Африка
Юго-западная Африка
Побережье Средиземного моря
Побережье Гвинейского залива
Юг материка
Вдоль реки Нил


Численность населения стран мира (Слайд2). Из этой таблицы можно показать какие места занимают страны Африки.
Место
Страна
Население, чел.

1 Китай
1339450000
2 Индия
1187550000
3 Соединенные Штаты Америки
310241000
4 Индонезия
237556000
5 Бразилия
193467000
6 Пакистан
170532000
7 Бангладеш
164425000
8 Нигерия
158259000
9 Россия
143300000
10 Япония
127390000
11 Мексика
108396000

19 Конго, демократическая республика
67827000

Учащиеся сами делают вывод

Задание 2: на контурную карту обозначить страны Африки.
Переходя ко второму вопросу плана, надо, чтобы учащиеся ответили на такие вопросы:
1.На какие основные расы делится население земного шара?
2. Каковы внешние особенности представителей каждой расы?
Расы- это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве ( цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и т.д)
Рассказ учителя: Отличительные признаки негроидной расы являются курчавые чёрные волосы, темно- коричнева кожа и карие глаза. Темнокожесть представителей негроидной расы обусловила и её название (от лат.niger- “ чёрный”). Кроме того, для негроидов характерны очень широкий, но слабо выступающие скулы, слабый или средний рост волос на лице и теле. Нижние и верхние селюсти выдвинуты вперёд. Негроидные расовые особенности наиболее ярко выражены у африканского населения, живущего к югу от пустыни Сахары.
Деление неогроидной расы:
1. Суданский тип – сильно выражены негроидные признаки. Крепкого телосложения.
2. Восточноафриканский тип – высокого роста, их средний рост около 185см.
3. Эфиопский тип – высокие люди с курчавыми волосами, изящного телосложения, очень узколицые. Отличаются боле светлой кожей, менее широким носом и более узкими губами.
4. Южноафриканский тип- сочетание нергоидных признаков, например, сильная курчавость волос, с некоторыми монголоиднми чертами ( желтоватый оттенок кожи, хорошо развитая складка верхнего глаза, плоское лицо, сильно развитые скулы)
5. Центральная африка – живут пигмеи- самые низкорослые люди ) рост составляет 140-ё150 см)

Задание 3:по ходу сообщения заполняется таблица.

Раса Народы Признаки Территория, распространение расы.
1.Европеоидная Алжирцы, марокканцы,египтяне, берберы Смуглая кожа, тёмная окраска волос и глаз, удлинённый череп, узкий нос и овальное лицо Север Африки
1. Экваториальная раса (негроидная) Тутси, нилоты, масаи

Пигмеи Саванны в северной части материка

Зона экваториальных лесов Очень тёмная, почти чёрная кожа, рост 180 – 200 см
Кожа менее тёмная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150 см)
2. Монголоидная раса Бушмены, готтентоты Полупустыни, пустыни Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо

Переходя к третьему вопросу плана,учитель отмечает что в целом для Африки характерен высокий уудельный вес детских возрастов и низкий удельный вес старших.Средняя продолжительность жизни афркаинцев была очень низкой. В связи с освобождением большинства стран от колониальной зависимости начался быстрый рост населения и продолжительность жизни увеличился.
По четвёртому вопросу плана надо сказать, что европейские колонизаторы, оправдывая свою жестокую эксплуатацию коренного населения, создавали различные теории об осталости африканцев, которые якобы не способны даэе управлять своей страной. Следует показать учащимся, что эти ложные теории не подтерждается историей. Ещё в древности ы Африке существовали высокоорганизованные государства ( Египет,Эфиопия, Судан и др.), которые достигли высокого хозяйственного и культурного развития.

Культура Африки так же разнообразна, как и сам континент. У любой страны есть свои традиции, своя культура. Культура Африки выделяется среди культур всех остальных стран мира. Она настолько богата и разнообразна, что через весь континент меняется от страны к стране. Африка – единственный единый континент, который сочетает в себе разные культуры и традиции. Вот почему Африка очаровывает и привлекает туристов со всего мира. Культура Африки основана на африканских этнических группах и их семейных традициях. Все африканское искусство, музыка, литература отражают религиозные и социальные особенности африканской культуры. на территории Африки возникали и исчезали многочисленные относительно развитые культуры раннерабовладельческих и феодальных государств. Европейские колонизаторы за время завоевания африканского материка, начавшегося еще в 16 в., безжалостно разгромили независимые государства «черной Африки», подавили или уничтожили их самобытную культуру. Однако колонизаторам не удалось полностью уничтожить народную основу местной африканской культуры и искусства.

Закрепление. Для закрепления знаний о народах Африки можно выполнить практическую работу по описанию населения Сахары по следующему плану: размещение населения ( преобладающая плотность, наибольшая плотность, наименьшая плотность), расы, народы.
Итог урока. Рефлексия (Что вы нового узнали на уроке? Какой вид работы вам больше понравился? Мне не понравилось? У меня возникли трудности?)

Домашнее задание: параграф 30, написать сообщение о колониальном прошлом материка, сделать презентацию о странах Северной Африки.
Категория: Всероссийский конкурс "Современный урок" | Добавил: колхозная37
Просмотров: 1004 | Загрузок: 164 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик