СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогический проект"

Учимся общаться, учимся дружить.
[ Скачать с сервера (82.5Kb) ] 01.02.2014, 17:48
Министерство социального развития и труда Астраханской области
Государственное специализированное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Вера».

Коррекционно–развивающая программа
«Учимся общаться, учимся дружить»

Воспитатель:
Сарабьева О.В.

г. Харабали 2014


Пояснительная записка.
Подростковый возраст - это самый интересный и захватывающий период в жизни каждого человека. Это период, когда все перестраивается и перекраивается, когда строится новое, когда все ставится под сомнение, а с другой стороны – во всем есть стопроцентная уверенность. 11 – 13 лет – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии.
Быть подростком – это совсем не просто. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Подросток вынужден решать, наверное, самые важные задачи, стоящие перед личностью. Я и моя жизнь. Я и мои друзья. Я и другие люди. Я и весь мир вокруг меня. Подросток должен разобраться со всеми этими отношениями, найти себя и свое место в этой жизни, ощутить свою целостность и способность жить. Массу трудностей, больших и маленьких, он вынужден преодолевать на этом пути, часто оставаясь в одиночестве, без поддержки со стороны близких людей.
Актуальность данной темы состоит в том, что общение в подростковом возрасте является доминирующей деятельностью и напрямую зависит от перепадов настроения, сильных эмоциональных всплесков и от физического самочувствия. Именно в этот период ему нужно общение, в котором его воспринимают как личность, общение на равных, общение взрослого с взрослым.
Мастерство и искусство общения — это и пробуждение веры в силы и способности подростка, убеждение их в возможности преодоления трудностей в достижении цели. Оно рождается и в показе путей и способов выхода из тупиков, в ярких характеристиках тех результатов, которые могут быть ими достигнуты в результате конкретных усилий. Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Сейчас эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях и мыслях. Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости.
Работая много лет с подростками, обратила внимание на то, что им не хватает хорошего и доброго отношения друг к другу. Помимо этого у подростков отсутствует адекватная оценка своих способностей и возможностей. Он должен знать, что в жизни не всё решает сила. Именно, мы педагоги, должны помочь подросткам разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, дать объективное представление о себе и отношении к себе, о сверстниках, толерантности.
Навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причем научиться общению можно, только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. И именно поэтому на протяжении курса «Учимся общаться, учимся дружить» мы будем изучать не только лекционный, теоретический материал, но и попробуем использовать уже имеющийся жизненный опыт, закрепить новые навыки взаимодействия с окружающими, научимся понимать себя и другого, узнаем тонкости ведения беседы, спора и многое другое.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы: воспитанники от 7 до 17 лет.
Продолжительность реализации программы: 3 месяца, по 1 занятию в неделю.

Основные принципы программы:
 принцип гуманизации – приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности подростка;
 принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников при выборе форм и методов работы;
 принцип социализации – содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей;
 принцип интенсивного восприятия - предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию;
 принцип открытого общения. Педагог сообщает воспитанникам о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха;
 принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.

Цель программы: формирование теоретических и практических навыков общения; расширение знаний подростков о себе и своих возможностях.

Задачи программы:

• овладеть приёмами эффективного общения через игровые компоненты и упражнения;
• подготовить подростка к осознанию и пониманию многогранности мира общения;
• развивать навыки, необходимые для успешного и всестороннего взаимодействия с окружающим миром;
• развить коммуникативные способности.
• развивать стремления к позитивным личностным преобразованиям.
• обучить навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В основу реализации программы положен ряд принципов, определяющих содержание, методы и формы взаимодействия педагога с подростками.

Для достижения результатов программы используются следующие формы и методы:
• познавательные занятия, занятия-беседы, игры-занятия,
• викторины, тесты, конкурсы,
• тренинг, мастерская общения, игра, праздник, практикум, диагностические методики, мини-лекций,
• дидактические игры; упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений, беседа-диалог с применением игровых упражнений,
• рассматривание иллюстраций, фотографий,
• детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка, аппликация).

Занятия проводятся с приглашением психолога, социального педагога, специалистов Центра.

Этапы реализации программы.

I этап - подготовительный. Разработка, обсуждение и утверждение программы «Учимся общаться, учимся дружить». Аналитико-диагностическая деятельность.
II этап – основной. Работа по реализации программы «Учимся общаться, учимся дружить» (воспитанниками отрабатываются навыки общения, умение дружить, контролировать своё эмоциональное состояние, им даётся возможность задуматься о собственном образе).
III этап – заключительный. Итоговая диагностика. Подведение итогов реализации программы. Определение перспектив и путей дальнейшей работы.

Содержание Программы:



Тема
Цель

1
Занятие-тренинг
"Общение — это…"

Формирование и развитие умений и навыков конструктивного общения.

2
Интегрированное занятия
"Секрет общения"


Способствовать осознанию воспитанниками ценности и сложности человеческого общения

3 Коррекционное занятие «Общение, способы взаимодействия» Коррекция взаимоотношений воспитанников, их агрессивного поведения; нежелательных черт характера; снижение напряжения.

4 Занятие с элементами тренинга «Приручить своих драконов».
Способствовать развитию эмоциональных контактов, формированию положительных навыков общения.

5
Игровое занятие «Учимся ссориться и мириться» Обучение адекватным способам выражения своих эмоций и навыкам взаимодействия, сотрудничества через слова, жесты, мимику.

6
Обучающий тренинг «Я и мы»
Познакомить с понятием «толерантность», «толерантная личность». Способствование к приобретению опыта толерантного общения.

7 Занятие – поиск
«О дружбе, товариществе».
Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; формировать умение различать дружбу и товарищество

8
Комбинированное занятие «А без друзей на свете трудно жить…»
Формировать опыт социального общения. Формировать представление о дружбе и позитивном отношении к людям, стремление к совместной деятельности, развивать навыки эффективного и безопасного общения.

9
Тренинг "Как правильно дружить"
Выяснить взгляды детей по данной проблеме. Познакомить с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить воспитанникам рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.

10
Групповая дискуссия «Давай дружить!?»

Формировать основы гармонично развитой личности.
Формировать представления о ценностях (материальных и духовных), дружбе, взаимовыручке и взаимопомощи.

11 "Клички и дразнилки"
Тренинг социальных навыков.
Формировать навыки управления собственными эмоциями и эмоциональным состоянием.
Развивать способность конструктивно и “цивилизованно” решать отношения с другими людьми.

12 Пресс – конференция
«В дружбе – сила» Эмоционально закрепить в детях идеи дружбы, сплочённости нашей многонациональной Родины; формировать нравственные качества воспитанников: умение дружить. беречь дружбу.

Критерии оценки.
Оценка достижений подростков происходит по итогам индивидуальных и групповых занятий, выполнения заданий-практикумов в РТ, по результатам тестирований, диагностик, по цветописи (сводная таблица результатов по определению настроения).
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (практические и творческие задания, устные выступления, самооценка и самоанализ, самореклама и др.).
Эффектами освоения программы станут знания, умения, приобретённые подростком, пережитые им чувства и отношения, проявленные в самостоятельной и коллективной деятельности.
Основными критериями усвоения материала являются:
- анализ продуктов познавательной деятельности;
- целенаправленное наблюдение за работой воспитанников на занятиях;
- умение давать самооценку и оценку происходящим событиям с необходимыми комментариями и объяснениями.

Ожидаемые результаты.

В результате освоения программы подростки
узнают:
- новые аспекты общения;
- конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций;
- о способностях грамотно строить свои взаимоотношения с окружающими;
получат опыт:
- успешного знакомства;
- освоения новых социальных ролей;
- самопрезентации и саморекламы;
- работы в группе;
смогут:
- расширить своё представление о процессе общения;
- развить умения знакомиться и презентовать себя;
- слышать и слушать, понимать других, собеседника;
- находить новых друзей;
- уважать и принимать мнения других;
- грамотно строить свои взаимоотношения со сверстниками;
- аргументировать и обосновывать свою точку зрения;
- анализировать ситуацию;
- сотрудничать, договариваться и конструктивно взаимодействовать с окружающими.

Риски:
Риски условно разделены на группы:
- риски, обусловленные внутренними факторами
(технологические и организационные риски);
- риски, обусловленные внешними факторами
(изменения внешней экономической ситуации, риски финансового обеспечения).

Литература:

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.

Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПБ: ОО "Речь", 2000.

Насонкина С.А. Уроки этикета. Санкт-Петербург: Изд-во "Акцидент", 1997.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться : Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей и родителей. – М.:АРКТИ, 2002.

Стрелкова Л. Войди в Тридесятое царство. – М.: Новая школа, 1995.

Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно – развивающая программа для детей 5 – 7 лет. - М.: АРКТИ, 2003.

Тренинг по сказкотерапии – СПб: ООО "Речь", 2000.

КипнисМ. Тренинг коммуникации. — М.: Ось-89, 2004

Петрусинский В.В. Игры — обучение, тренинг, досуг. — М.: Издательство «Новая школа», 1994.
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический проект" | Добавил: sarabieva
Просмотров: 2378 | Загрузок: 156 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик