СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогический проект"

«История возрождения технологии изготовления оберегов в Красноярском крае»
31.01.2014, 07:39
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных натуралистов»

Всероссийский конкурс «Педагогический проект»
Проектно – исследовательская работа
«История возрождения технологии изготовления оберегов в Красноярском крае»

Выполнила:
Симановская Нина Юрьевна
Педагог д/о
«Станция юных натуралистов»

г. Канск
2014г.
Проект «Народное творчество».
Вид проекта: творчески - исследовательский
Участники проекта: дети 8 класса
Срок реализации: октябрь – январь
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Цели:
• Обобщение знания детей о декоративно – прикладном искусстве.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с народными промыслами.
• Познакомить детей с традициями, поверьями.
• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
• Учить понимать образный смысл загадок.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать эстетические чувства.
• Воспитывать любознательность.
Развивающие:
• Развитие познавательной активности детей.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
• Активизировать словарь: оберег, элемент, символика, «домовёнок», «лапти», «плетень».
Планируемые результаты проекта:
• Знание детьми различных видов народного творчества: оберегов «Домовёнок», «Лапти», «Плетень» и др.
• Умение детей ориентироваться в различных видах оберегов.
• Умение детей изготавливать обереги.

Виды деятельности. Пути реализации.
Игровая деятельность.
• Дидактические игры: «Словарь», «Размести шаблон», «Что это?», «Найди пару».
Ознакомление с окружающим.
• Экскурсия в музей г. Канска.
• Беседы: «Приметы и традиции», «Обереги».
• Просмотр мультфильма: «Про домовёнка Кузю».
Развитие речи
• Активизировать словарь: оберег, элемент, символика, «домовёнок», «лапти», «плетень».
Художественная литература
• Антипина Л.А. Работа с берестой на примере Манской букарашницы, Катышева И. «Домовичёк Кузя», Шептуля А. «Домашние обереги своими руками», Козин Н. «По жизни на коне»
• Загадывание загадок.
Просмотр мультфильма «Про домовёнка Кузю».
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный.
Деятельность педагога
1.Сформулировать проблему.
2.Определить задачи.
3.Определяет продукт проекта.
Деятельность детей.
1.Осознают проблему.
2.Принимают задачи проекта.
II этап. Основной этап.
Деятельность педагога.
1.Помогает в решении задач.
2.Помогает спланировать деятельность.
3. Организует деятельность.
4.Консультация для родителей (стенд ) на тему: «Обереги»
Деятельность детей
Индивидуальная работа.
III этап. Практическая деятельность.
Деятельность педагога
1.Практическая помощь.
2.Направляет и контролирует осуществление проекта.
Деятельность детей
1.Используют иллюстрации.
2.Работа над поделками.
3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
IV этап. Презентация.
Деятельность педагога
1.Подготовка к презентации проекта «История возрождения технологии изготовления оберегов в Красноярском крае».
2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное творчество».
3. Презентация проекта.
Деятельность детей.
1.Рассказывают о народных промыслах, приметах, традициях
2.Загадывают и отгадывают загадки.
3.Просматривают мультфильм.
V этап. Итоговый (Обсуждение нового проекта, решение другой проблемы
деятельность педагога).
Постановка новой проблемы.
Деятельность детей.
Будут в дальнейшем определять цель нового проекта.
Роль родителей в реализации проекта:
• Загадывание загадок о народных промыслах.
• Рассматривание иллюстраций.
• Подбор материала для оформления стенда по теме «Обереги».
• Помощь родителей при подборе материалов для изготовлении поделок.
Продукт проектной деятельности:
• Стенд «Обереги».
• Выставка работ выполненных детьми.

Проект

«История возрождения технологии изготовления оберегов в Красноярском крае»
Содержание
Введение
Глава I.
1.1 Народное творчество в Красноярском крае.
1.2 Обереги – что это?
Глава II.Технология изготовления оберегов.
2.1.История использования технологии оберегов.
2.1.1Возрождение технологии оберегов по данным интернета.
2.2Возрождение технологии оберегов в крае.
2.2.1Возрождение технологии оберегов по источникам периодической печати.
2.2.2Возрождение технологии изготовления оберегов применяемой Канскими умельцами.
Заключение.
Литература.

Введение
В настоящее время большое внимание уделяется возрождению народных художественных ремёсел. Малоизвестные художественные традиции возвращаются в современную культуру, открывая красоту, казалось, навсегда утраченного искусства.
Стремление к возрождению народного искусства занимает длительный период и только в конце XX века осознается необходимость восстановления ремёсел и промыслов в местах их истинного бытования.
Развитие цивилизации наряду с положительными имеет и свои отрицательные последствия. Присущие этому процессу социальные конфликты несут с собой разрушение традиционной культуры. Пример тому – гибель активной части русского крестьянства в первой половине XX века, что в частности привело к утрате большинства местных ремёсел, например, берестяные промыслы, резьба по дереву, вышивка, изготовление оберегов и многое другое.
Проведение исследовательской работы на заданную тему считается актуальной, так как полученные результаты могут быть практически применимы в дальнейшем на занятиях по данному направлению.
Цель: изучение истории возрождения технологии изготовления оберегов в Красноярском крае.
Задачи:
• изучить научно – популярную литературу по теме исследования;
• организовать поиск и встречу с народными умельцами декоративно – прикладного искусства для сбора информации о возрождении технологии изготовления оберегов в Красноярском крае;
• классифицировать информацию о возрождении технологии изготовления оберегов, полученную от народных умельцев;
• сравнить временные данные о возрождении технологии изготовления оберегов, полученные от народных умельцев, с литературными источниками.
Объект: исследования возрождения технологии оберегов.
Предмет: технология изготовления оберегов.
Гипотеза: в Красноярском крае возрождается технология изготовления оберегов, потому, что изделия декоративно – прикладного искусства народных умельцев всё чаще появляются на выставках, ярмарках, в продаже.

Глава I.
1.1Народное творчество в Красноярском крае.
Разговор о развитии любого вида искусства в регионе всегда начинается с истоков этого искусства. Обычно современное декоративно – прикладное искусство уходит корнями в искусство народное, чаще всего в те промыслы, которые существовали и существуют на территории округа. Красноярский край чрезвычайно обширен, он протянулся от севера до юга, и говорить о едином народном искусстве на Красноярской земле невозможно, так как её населяют многие народы, имеющие свои национальные традиции: на юге – хакасы, на севере – долганы, эвенки. Каждый из этих народов развивает свои художественные промыслы, имеет свою систему орнаментального мышления, свой образный изобразительный язык.
Большой отряд мастеров декоративно – прикладного искусства в крае, владеющих высокими профессиональными навыками, убеждён в том, что прикладное искусство, так недавно пустившее корни на Красноярской земле, будет развиваться в разнообразии видов, форм и направлений.
Народные промыслы в Сибири долгое время развивались лишь в угоду примитивной улитарности. В последнее время уже не только в крупных сибирских городах, но и в глубинке, творения народных мастеров стали приобретать престиж.
Во многих городах, районах нашего края проводятся выставки – конкурсы художественного творчества по современным, традиционным видам художественного ремесла: изготовление оберегов, резьба и роспись по дереву, вышивка, берестяные промыслы, изделия из соломки и т.д.
Малоизвестные художественные традиции возвращаются в современную культуру, открывая нашим землякам красоту, казалось навсегда утерянного искусства – это изготовление оберегов.
1.2. Обереги что это?
Одно из забытых традиций – это украшение внутреннего интерьера доа оберегами.
Обереги – магические средства, предохраняющие человека и его ближайшее окружение от потенциальной опасности: нечистой силы, болезней.
Суть оберегов в точности соответствуют их названию: их призвание – оберегать людей особенно в годы лихолетья, в периоды террористических актов и других невзгод.
Обереги – это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые, наши предки пришли к выводу, что они могут охранять нас от недружелюбных сил.
Традиции украшать дом оберегами – «домовушками», разукрашенными венками, гирляндами, ложками и т.д. восходит к древним славянским народам. Люди верили, что в каждом доме живёт домовой, которого нужно задабривать, иначе он начнёт сердиться и вредить обитателям дома.
Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времён. Народные обычаи и поверья, и моральные ценности славян позже ограниченно соединились с христианскими ценностями и заповедями. Древние славянские обычаи и обряды не были забыты и после прихода христианства на Русь.
На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили, что обереги способны оградить от болезней, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей.
Оберегом может быть любой без исключения предмет.
Обращение к славянским фольклорным традициям раскрывает истоки нашего мировоззрения, является интересным и полезным досугом, позволяет украсить и защитить ваш дом и сделать оригинальный подарок.
Поисково – исследовательская работа по возрождению технологии изготовления оберегов.

Глава II. Технология изготовления оберегов
2.1. История использования технологии оберегов.
Поисково – исследовательскую работу по истории использования технологии оберегов начинаем с изучения научно – популярной литературы.
2.1.1. Возрождение технологии оберегов по данным интернета.
Работая с информационными компьютерными технологиями, выяснили, что древнейшим домашним оберегом считается веничек. На веничке размещают природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия. По данным интернета узнали, что технология изготовления оберегов поэтапно менялась (см. в приложении таблицы №1,№2). Отличительные особенности технологий каждого этапа объясняются изготовлением символов – оберегов из разного материала.
Вторая особенность заключается в том, что при изготовлении оберегов используются разные виды основ.
2.2.1. Возрождение технологии оберегов по источникам периодической печати.
Знакомившись с информацией из периодической печати , узнали о том, что малоизвестные художественные традиции возвращаются в современную культуру, открывая землякам, казалось бы, навсегда утерянное искусство. Многие авторы считают, что у сибиряков нет самобытного декоративно – прикладного искусства, что технология по изготовлению оберегов была вывезена нашими предками из России. На самом деле это не так. На основе изготовления «Манской букарашницы» - коробочки из бересты, был изготовлен оберег «погремушка – шаркунка», который являлся исконно сибирским изделием.
2.2.2. Возрождение технологии изготовления оберегов, применяемой Канскими умельцами.
Нами был проведен поиск народных умельцев проживающих в нашем городе, которые познакомили со своей технологией изготовления оберегов в наши дни.
Сопоставив литературные данные с информацией, полученной от народных умельцев, мы убедились в том, что обереги появившиеся в продаже с 2002года, изготавливаются по технологии 1929 – 1940 г.г., т.е. основа оберега – ковыль, а элементы выполняются из лоскутов ткани и мешковины.
Проведя поисково – исследовательскую работу, и изучив технологию изготовления оберегов, решили сделать свой « оберег - веничек».

Технология изготовления «веничка – оберега».
Материалы необходимые для изготовления «веничка – оберега» : ковыльная кисть, клей ПВА, символы оберега, лапти из соломы, вышивка(тесьма), семена, мешковина и т.д.
Разделить кисть на две половины. Сделать заготовку в форме веничка, промазать с 2-х сторон клеем ПВА и положить под пресс до полного высыхания С помощью клея ПВА наклеить на веничек различные символы оберега, покрыть лаком. Оберег «веничек – домовушка» готов.

Заключение
При проведении исследовательской работы была изучена научно – популярная литература по истории возрождения технологии изготовления оберегов в Красноярском крае: организованы поиск и встречи с народными умельцами края и нашего города; проведён сравнительный анализ полученных данных о возрождении технологии изготовления оберегов от разных умельцев с литературными источниками. Результат проведенной исследовательской работы подтверждает нами выдвинутую гипотезу, т.е. технология возродилась, но в основном третьего этапа.

Литература:

1. Артемьева, Е. Алешинский наряд [Текст] /Е. Артемьева// Чудесные мгновения. Серия: Традиционный костюм.- 2005.- №5.- С.5-34
2. Ивановская, В.И. Русские орнаменты [Текст] / В.И. Ивановская - М.: Издательство "В.Шевчук".- 2006.- 224 с.
3. Каршинова, Л. Русский народный костюм. Универсальный подход [Текст] / Л. Каршинова – М.: Белые Альвы.- 2005.- 64 с.
4. Наряд русской крестьянки: [Электронный ресурс] rosdesign.- 2008. 20 мая
5. Русский традиционный костюм [Текст]: иллюстрированная энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина.- СПб.: Искусство-СПБ.- 2006.-400 с., ил..
6. Хранитель традиции: [Электронный ресурс] /art.1september.- 2007.- 14 февраля
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический проект" | Добавил: sunkansk
Просмотров: 1741 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик