+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогический проект"

формирование правописной компетенции посредством использования тематической тетради по орфографии
[ Скачать с сервера (735.0 Kb) ] 29.01.2014, 08:26
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПИСНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ОРФОГРАФИИ»
Формирование правописной компетенции уже давно вошло в практику учителей-словесников. Методика в этом вопросе шагнула далеко вперёд, поэтому считаю: основное требование в формировании правописной компетенции - нацеленность обучения не только на знание правил, а на умение применять эти правила в практической деятельности. Ученику нужно знать, как воспользоваться правилом, и учитель должен дать ему ориентир, компас, рекомендации, инструкции по применению правила. Это и опорная схема, и таблица, и различные приёмы-секреты, и рифмованные правила, и алгоритм, главное - система упражнений, ориентированных на развитие умений опознавать орфограммы в слове. Новизна этого вопроса заключается в том, что у каждого учителя должен быть свой творческий подход к подаче материала уроков. Я, как учитель русского языка, обязана сформировать умения видеть орфограмму в слове на письме (сочинение, работа с текстом), услышать её (в диктанте, изложении), обосновать правилом, а потом даже классифицировать их. Если ученик научится это делать, у него выработается способность реагировать на те случаи письма, когда возможно допустить ошибку (и он её не допустит). Стремление добиться высоких результатов в формировании правописной компетенции учащихся подтолкнуло меня к творческим поискам в работе.
Изучив литературу по данному вопросу, пришла к выводу, что при обучении
орфографии и пунктуации на современном этапе нет системной работы, нет целостного подхода к формированию правописных навыков. Обучающиеся средней общеобразовательной школы с трудом овладевают правописными орфографическими навыками. Мой опыт показывает, что это вызвано не только сложностью орфографии, для усвоения которой необходимы знания из других разделов языка, в первую очередь, словообразования и морфологии, но и методическими проблемами в работе учителя.
Большого количества методических ошибок в обучении правописанию учитель может избежать, если будет знать этапы ознакомления с правилом, последовательность упражнений и методы формирования правописных умений.
Этапы ознакомления с правилом
• восприятие слова (предложения) с изучаемой орфограммой
• ознакомление с условиями выбора правописной нормы
• запоминание
• воспроизведение
• обучение по применению на практике данного правила.
В процессе работы над развитием правописных навыков необходимо постепенно усложнять специально отобранный дидактический материал. Дидактический материал должен отвечать следующим критериям:
1) соответствие его учебным целям;
2) новизна и повышение степени сложности;
3) всесторонний охват всех основных случаев на данное правило;
4) постепенное нарастание самостоятельности обучающихся в решении правописных задач.

Стержнем системы орфографических упражнений является степень самостоятельности учащихся в ходе их выполнения. Выполнение самостоятельных заданий требует от учащихся активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач, использование ранее усвоенных знаний. Эффективность самостоятельной работы в большей степени зависит от качества руководства со стороны учителя. Он разрабатывает систему заданий и четко определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает учащихся рациональным приемам умственного труда, инструктирует перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникающих трудностей и исправлении допускаемых ошибок, подводит итоги, активизирует и оценивает результаты каждой работы.
Обобщив и систематизировав накопленный дидактический материал по правописанию, я составила «Тематическую рабочую тетрадь по орфографии».
В рабочей тетради представлены основные частотные орфограммы:
• Безударные гласные в корне слова
• Правописание согласных в корне слова
• Гласные Ы - И после Ц
• Правописание приставок
• Правописание гласных О - Е, Ы- И после Ц
• Правописание суффиксов имён существительных
• Правописание суффиксов имён прилагательных
• Правописание суффиксов глаголов
• Правописание гласных в суффиксах и перед суффиксами причастий
• Правописание – Н - и – НН- в суффиксах разных частей речи
• Правописание НЕ с разными частями речи
• Правописание окончаний слов разных частей речи
• Употребление в правописании Ь после шипящих в различных частях речи
• Слитные, раздельные и дефисные написания
• Правописание частиц НЕ и НЕ
Каждый из 15 параграфов построен так, что ученик, обучающийся в основной и средней школе, может изучить (повторить) теорию и закрепить правописные навыки.
Теоретический материал представлен в виде наглядных таблиц, доступных для работы даже тем, кто имеет неглубокие знания по предмету. И, безусловно, много учебной информации дано для углубления и расширения знаний. Помогают в освоении теории орфографические разминки, где даются образцы проверки трудных написаний, и карточки – тренинги по решению орфографических задач. Подбор упражнений по каждому виду орфограмм составлен с учётом методических требований.
Особенно большой потенциал для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций и развития мышления обучающихся представляет характер подобранных заданий. Так, достаточно много тренировочных упражнений (тестов) дано не только на репродуктивном, но и частично-поисковом, творческом уровнях: распределить слова в соответствии с предложенным заданием, привести свои примеры, иллюстрирующие правило, указать предложение, соответствующее указанной схеме и т.д. Значимо и то, что предлагаемые орфографические упражнения позволяют закрепить все разделы языка, например, выписать слова указанной части речи, сделать фонетический или морфемный разбор слов, синтаксический разбор словосочетаний, составить предложение и выделить в нём грамматические основы и др.
Повышают мотивацию, вызывают интерес к изучению русского языка, расширяют кругозор учащихся задания по лексике, развитию речи (озаглавить текст, определить его тип и стиль).
В каждом параграфе обязательны контролирующие материалы, в том числе диагностические наборы, тесты.
Отдельным блоком в рабочей тетради предлагается набор контрольных диктантов на все случаи использования орфограмм с текстами для самопроверки их выполнения, а также ответы к контрольным тестам.
Поэтому она помогает учащимся в подготовке к итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах не только благодаря содержанию теоретического и дидактического материала, но и его ориентации на самостоятельную работу, развитие навыков самоконтроля.
Использование «Тематической рабочей тетради по орфографии» будет способствовать повышению орфографической грамотности и в целом уровню подготовки обучающихся по русскому языку.
Я считаю, что накопленный мной опыт по формированию правописной компетенции будет интересен учителям русского языка
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический проект" | Добавил: nadezda | Теги: компетенция, рабочая тетрадь, орфография
Просмотров: 1036 | Загрузок: 114 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик