+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогический проект"

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
[ Скачать с сервера (30.2 Kb) ] 28.01.2014, 09:37
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 г.Конаково Тверской обл.

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ:
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Составила:
Инна Львовна Нечаева
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 7

Конаково
Актуальность
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе
А.Н.Колмогоров
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей. Проведение учебных исследований это особое направление внеклассной работы тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.
Данный проект предназначен для индивидуального развития одаренных детей.
Цель проекта: создание условий для реализации умственной одаренности детей на всех уровнях обучения в начальной школе.
Задачи:
• поиск и отбор детей с умственной одаренностью;
• формирование прочных базовых знаний, умений и навыков;
• развитие познавательных способностей и мотивации;
• развитие коммуникативных и социальных качеств личности;
• воспитание потребности к познавательной и научно-исследовательской деятельности у учащихся.
Проект обеспечивает индивидуальный подход к одаренным детям, позволяет выстроить индивидуальную траекторию личностного роста в соответствии с её особенностями, отследить динамику изменений.
Основные формы взаимодействия педагога и учащихся: индивидуальные и групповые.
Основные виды занятий: индивидуальные консультации, групповые тренинги, беседы, участие в олимпиадах, конкурсах, выступление на школьном ученическом объединении, участие в фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио».
Проект представлен отдельными этапами. Проект рассчитан на длительный срок (от одного года до четырех лет), с условием пересмотра содержания проектного материала с учетом возрастных особенностей учащихся.
В качестве гипотезы выдвигаю рабочее положение: исследовательская деятельность учащихся формирует у детей готовность и способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; «дисциплинирует» воображение, фантазию, создает обстановку внутренней свободы; помогает учащимся обрести уверенность во взаимоотношениях с окружающими, создает условия для формирования важнейших общеучебных навыков.
Педагогическая идея, кредо.
«Не мыслям надо учить, а мыслить».
Содержание проекта.
Этап 1. Диагностика умственной одаренности.
Задача: отбор из числа претендентов детей с умственной одаренностью.
Наблюдения. Тестирование. Изучение психологических особенностей личности. Ознакомление с состоянием здоровья, семейными условиями, системой личностных ценностей и средой обитания. Срезовые контрольные работы по предметам. Выбор детей, обладающих незаурядными умственными способностями и нуждающихся в индивидуальных формах взаимодействия с педагогом.
Этап 2. Учимся видеть проблему.
Задача: формирование умения видеть проблему.
Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Проблемной ситуацией является всякая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая поэтому, заставляет остановиться и задуматься.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Для этого выполняем следующие упражнения:
• продолжи неоконченный рассказ;
• составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;
• опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
• определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
• назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
Этап 3. Учимся выдвигать гипотезу.
Задача: формирование умения выдвигать гипотезу (строить предположения).
Гипотеза – это предположительное, вероятностное значение, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена. "Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова:
• предположим;
• допустим;
• возможно;
• может быть и т. д.
В умении выработать гипотезы используем следующие задания:
• полезные предметы;
• найдите возможную причину события;
• почему это происходит
Этап 4. Учимся задавать вопросы.
Задача: формирование умения задавать вопросы.
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве.
Любое познание начинается с вопроса. Настоящее всегда продолжается в будущем, поэтому ответы на вопросы: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.
Для развития умения задавать вопросы используются следующие задания:
• угадай, о чем спросили;
• найди причину событий с помощью вопросов;
• вопросы машине времени;
• вопросы незнакомца
• вопросы домашних животных.
Этап 5. Учимся давать определения понятиям.
Задача: формирование умения давать определения понятиям.
Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Существуют предметы, явления, события, и есть наши понятия о них.
Обычно определение решает следующие задачи:
• отличить и ограничить предмет от всех иных;
• раскрыть сущность предмета (обычно сущность не лежит на поверхности).
Задача определения проста – раскрыть содержание понятия, но способы, которыми она решается, очень разные. Это описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение, ограничение и обобщение понятий, обобщение, загадки, кроссворды, игра «Трудные слова».
Этап 6. Учимся классифицировать.
Задача: формирование умения классифицировать.
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления.
Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории.
Для развития умения классифицировать используются следующие задания: «Четвертый лишний», «Продолжи ряды», задачи на классификацию с явными ошибками.
Этап 7. Учимся наблюдать.
Задача: развивать наблюдательность.
Наблюдение самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Наблюдение, как метод исследования, характеризует еще и то, что в ходе его могут использоваться различные приборы и приспособления.
Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.
Для развития умения наблюдать используются задания: «Рассмотри предмет», «Парные картинки, содержащие различия», «Учимся наблюдать».
Этап 8. Учимся экспериментировать.
Задача: формирование умения применять знания на практике.
Важнейший из методов исследования – эксперимент. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно делать только в уме.
Этап 9. Учимся анализировать.
Задача: формирование умения выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание. Умозаключение позволяет мышлению проникать в такие глубины предметов и явлений, которые скрыты от непосредственного наблюдения.
Эффективным средством развития способности к умозаключению могут быть упражнения: «Умозаключения по аналогии», «Скажи на что похоже», «Как люди смотрят на мир», «Проверь правильность утверждений», «Поиск предметов, имеющих общие признаки».
Этап 10. Развитие коммуникативных качеств личности.
Задача: формирование умений публичных выступлений и участия в дискуссиях.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы.
Этап 11. Мониторинг.
Задача: отслеживание динамики личностных изменений ребенка, своевременное реагирование на возможные несоответствия и ведение корректирующих действий.
Параметры для мониторинга. Критерии оценки достижения поставленных целей и задач.
Предполагаемые результаты проекта
• усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
• значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
• вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
• формирует социальный опыт в труде и общении;
• способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
1. классифицировать;
2. обобщать;
3. отбирать все возможные варианты решения;
4. переключаться с одного поиска решения на другой;
5. составлять программу действий по своей работе;
6. рассматривать объект с различных точек зрения;
7. сравнивать различные объекты и их совокупности;
8. составлять задания по предложенной теме;
9. проводить самоконтроль.
Исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
Литература
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться М.,1989
2. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. М,2005
3. Столяренко А. К. Основы психологии, практикум М, 1999
4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М, 1999
5. Одаренные дети: пер. с английского (общ. ред. Г.В. Бурлянской и В.М.Слуцкого. М, Прогресс 1991.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология М, 1991
7. Грехнев В.С. Мастерство учителя: идеи, советы, предложения М., 1990
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический проект" | Добавил: innalvovna
Просмотров: 1610 | Загрузок: 119 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик