Социально - педагогический проект «Общение ребенка с людьми»
Автор: Барило Нелля Александровна, социальный педагог МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 228», г. Саратов 1 этап. Вид проекта: межгрупповой, творческий, краткосрочный. Целеполагание: Самое ценное в нашей жизни - дети. Насилие над ребенком -наиболее ужасное преступление. Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного "поведения, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень актуальны. Задача взрослых -помочь детям научиться безопасному поведению в социуме. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, социальный педагог, педагоги дополнительного образования (изобразительной деятельности, физического воспитания, музыкальный руководитель), педагог - психолог. Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в социуме. Задачи: • Продолжать учить пониманию, что может быть опасным в общении с другими людьми. • Предостерегать от контактов с незнакомыми людьми, в том числе и другими детьми, прежде всего подростками, от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми на улице. • Продолжать учить правильно вести себя в ситуации насильственного поведения взрослого, чтобы окружающим было понятно: над ребенком совершается насилие, это не детские капризы.
• Продолжать учить правильно вести себя дома, когда дети остаются одни. • Продолжать учить необходимым мерам осторожности.
• Развивать у детей осторожность, осмотрительность в общении с незнакомыми людьми. • Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. • Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки. • Воспитывать навыки личной безопасности. Предполагаемые итоги реализации проекта: 1. Понимание детьми, что может быть опасным в общении с другими людьми. 2. Понимание детьми, что приятная внешность человека может не совпадать с добрыми намерениями. 3. Умение детей правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда они остаются одни. 4. Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с диспетчерами «Службы спасения».
5. Знание детьми информации о себе. 6. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков. 2 этап Разработка проекта: 1. Довести до участников проекта важность данной проблемы, 2. Подобрать методическую, научно - популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме. 3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности. 4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей. 5. Составить перспективный план мероприятий. 3 этап. Выполнение проекта:
Раздел программы Формы и методы работы Игровая деятельность Дидактические игры; «Свой - чужой», «хорошо -плохо «Знакомый, свой, чужой». Сюжетно- ролевые игры: «Магазин», «Поездка на рынок» Познавательная деятельность Экскурсия по микрорайону. Работа в альбомах «Безопасность» Занятие «Опасные ситуации на улице» Обсуждение: «Что делать, если тебя похитили на улице?», «Кому из взрослых можно доверять?». Моделирование ситуаций: незнакомец уговаривает пойти с ним, обещая за это сладости, игрушки и т.д.; незнакомец предлагает покататься на машине, угощает тебя жвачкой, мороженным; во дворе старшие приятели вовлекают тебя в опасную ситуацию; во дворе к тебе пристали подростки и требуют что-нибудь; звонок в дверь; звонок по телефону; незнакомец за дверью. Тренинг с детьми. Конструирование Обучение ориентированию по схемам: «Мой двор», «Улицы города». Развитие речи Составление творческих рассказов «приключения мальчика Миши». Составление книги «О добрых героях». Обучение детей вызову «Служба спасения» и умению вести ролевой диалог. Ознакомление с художественной литературой Чтение и обсуждении «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях (А.С.Пушкин), сказок Ш.Перро «Золушка», С.Аксакова «Аленький цветочек», А.Толстого «Золотой ключик». Театрализованная деятельность Инсценировка и драматизация: «Котауси и May си» (по стихам Чуковского), «Сказка об умном мышонке, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака, отрывок из сказок по выбору детей. Рисование «Свои и чужие люди», «Мой друг». Продуктивная деятельность Изготовление макета комнаты (для настольного кукольного театра). Придумывание символов плохого и хорошего. Музыка «Настоящий друг», «Большой хоровод», «Если с другом вышел в путь...». Физическое развитие Подвижные игры: «Похитители и находчивые ребята», «Куда бежать, если за тобой гонятся», «Футбол», «Поймай мяч». Работа с родителями Беседы с родителями о важности данной темы. Заочный родительский университет «Навыки личной безопасности». Папка - передвижка «Безопасность вашего ребенка» Семинар - практикум «Научим ребенка действовать правильно». Изготовление атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности. 4 этап. Презентация проекта. 1. Игровой тренинг «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми». 2. Составление творческих рассказов «Огонь - друг, огонь - враг». 3. Оформление папки - передвижки «Безопасность вашего ребенка». 4. Выступление социального педагога на родительских собраниях, семинарах. 5 этап. Определение задач для новых проектов. |