+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогический проект"

Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ
[ Скачать с сервера (243.5 Kb) ] 20.01.2014, 22:07
Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последних лет. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности. Что подтверждает высказывание Дмитрия Медведева: «…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа - это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов …»
В пункте 4.5. проекта концепции и содержания профессионального стандарта педагога сказано, что «педагог дошкольного образования должен: владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста» [6].
Новый этап развития системы образования ставит перед нами новые задачи в обучении педагогов владению компьютерной техникой. Сегодня уже не достаточно просто освоить компьютер, нужны серьезные методики и технологии использования информационных ресурсов в учебном процессе, необходимо, чтобы они органично и эффективно сочетались с традиционной деятельностью педагогов. Педагог должен уметь создавать свой электронный образовательный ресурс.
Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. [6]
Уровень профессиональной компетенции педагогов в условиях информатизации современного образования, его способность к профессиональному совершенствованию в МКДОУ «Детский сад «Лесная сказка» изучались методами тестирования и анкетирования. Что это дало?
Тестирование показало: 37,5% воспитателей испытывают трудности при внедрении современных компьютерных и информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс, 44% не могут самостоятельно решить возникающие проблемы. Анкетирование позволило определить профессионально-личностные особенности педагогов, которые могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности.
В то же время в профессиональном развитии педагогов обозначились следующие проблемы:
• Низкий уровень овладения инфокоммуникационными компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста(44%);
• сложившиеся стереотипы педагогической деятельности среди воспитателей с большим педагогическим стажем(20%);
• недостаточная активность педагогов в диссеминации своего опыта работы(25%).
В настоящее время не решена проблема технического оснащения ДОУ, что не позволяет педагогам наиболее оптимально решать воспитательно-образовательные задачи в соответствии с современными государственными стандартами.
В связи с этим повышение уровня инфокоммуникационной компетентности педагогов и решение проблем внедрения и использования педагогами информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада становится актуальным.
Анализ сложившейся ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
• неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе педагогической деятельности;
• возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и недостаточностью оснащения материально-технической базы информационными ресурсами для создания педагогического пространства в ДОУ.
Данные противоречия позволили определить цель проекта– повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми и их родителями и профессионального мастерства педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Задачи проекта:
1. Формировать инфокоммуникационную компетентность педагогов и информационную культуру всех участников образовательного процесса.
2. Интегрировать, внедрить информационные технологии (использованиеглобальной сети Интернет, мультимедийных презентаций,интерактивной электронной доски и др.)в процесс воспитания и обучения.
3. Создать коллекцию мультимедийных электронных образовательных ресурсов, реестр интернет - ресурсов (для подготовки к организации и проведению непосредственно-образовательной деятельности, работы с родителями и др.)
4. Повысить педагогическую, культурологическую компетентность родителей путем оперативного получения информации (о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада, о проводимых мероприятиях, праздниках и т.д.) на сайте ДОУ.
[hide]Участники реализации проекта:
• Педагоги
• Дети
• Родители
Риски и предупреждение рисков
1.Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами 1. Приобретение мультимедийного оборудования (проектор, экран) за счет привлечения средств внебюджетных средств и средств муниципального бюджета.
2.Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов. 1.Повышение квалификации работающих педагогов черезпроведение мастер-классов, обмена опытом среди педагогов учреждений города.
2. Направление на повышение квалификации.
3. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.
3. Отсутствие поддержки со стороны административных органов, заинтересованных организаций, общественных организаций. 1. Проявление интереса к проблеме всех участников образовательного процесса (поддержка Совета ДОУ, родителей, членов коллектива, высокий уровень осознания значимости, актуальности направления работы)
2. Освещение деятельности ДОУ в СМИ.

Проект предусматривает три этапа реализации:
Первый этап«организационный»: февраль – май 2014 года.
Цель: разработка нормативно-правовой базы; создание творческой группы из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту, разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, оснащение ДОУ ноутбуком, мультимедийным оборудованием (проектор, экран).
Второй этап «внедренческий»: 2014-2016 учебный год.
Цель: повышение ИКТ-компетентности педагогов, активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов всеми участниками образовательного процесса;организация воспитательно-образовательного процесса с опорой на последние достижения в области информатизации для повышения качества образования.
Третий этап «результативный»: май 2016 года.
Цель: Проведение мониторинга результатов проекта.
Ресурсное обеспечение проекта:
Нормативно-правовое:
• Разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений).
Научно-методическое:
• Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.
• Разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
• Создание банка дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
Кадровое:
• Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогов участвующих в реализации проекта.
• Создание творческой группы из высококвалифицированных и креативных специалистов для работы по реализации проекта в ДОУ.
Информационное:
• Развитие сотрудничества с «Лонгъюганская СОШ» и родителями воспитанников ДОУ.
• Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи, педагогическое просвещение.
Материально-техническое:
 Совершенствование материально-технической базы ДОУ в сфере информатизации;
 Обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Сегодня наш детский сад оснащен:
В 2009 году детский сад принял в дар три компьютера MicrosoftWindows 1998, были приобретены:
• Многофункциональное устройство “Три в одном”;
• DVD – приставкаBBK;
• Цифровая фотокамера;
• Цифровая фоторамка;
В 2013 году:
• 2 LEDТелевизора (54 см по диагонали);
• Точка доступа Ростелеком;
• Создан сайт ДОУ.
ПК и цифровая техника эпизодически применяется в образовательном процессе педагогами, владеющими ИКТ на уровне пользователей. Но до сих пор отсутствует методика использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе.
Рассматривая деятельность педагогов в рамках информационно-образовательной среды нашего образовательного учреждения на данный момент времени можно выделить три ступени использования компьютера:
I. на данном этапе использования компьютера происходит знакомство с пакетом офисных программ, их возможностями, приобретение элементарных навыков использование CD-дисков в своей деятельности;
II. этап неразрывно связан с возможностью подключения и выхода в Интернет. Приобретая навыки работы в сети, педагог получает практически неограниченную возможность поиска нужной информации;
III. планомерно новые информационные технологии внедряются в НОД и становятся её неотъемлемой частью.
Из анализа уровня владения педагогами персональным компьютером, позволяющего им в той или иной степени использовать информационные технологии в образовательном процессе, видно, что только 24% педагогов могут самостоятельно использовать информационные технологии в образовательном процессе (Рисунок 1).

Возникла необходимость целенаправленного управления процессом повышения инфокоммуникационных компетенций педагогов с целью достижения более высокой ступени использования персонального компьютера:
IV. создание собственных цифровых образовательных ресурсов педагогами .

Целью организационного этапа является разработка нормативно-правовой базы, создание творческой группы из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту, разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, обновление материально-технической базы для качественной педагогической работы.
Содержание деятельности:
1. Проведение проблемного анализа, определение уровня знаний педагогов в области инфокоммуникационной компетентности.
2. Разработка нормативно-правовой базы:издание приказа, разработка Положения о работе по реализации проекта, заключение с партнерамидоговора о дарении.
3. Создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту.
4. Разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
5. Оснащение ДОУ ноутбуком, мультимедийным оборудованием (проектор, экран,интерактивная электронная доска).
Целью этапа внедрения является повышение компетентности педагогов в области информационных технологий, достижение педагогами более высокого уровня пользования персональным компьютером, активное использование цифровых образовательных ресурсов всеми участниками образовательного процесса.
Содержание деятельности:
1.Обучение педагогов на курсах«Применение информационных технологий в профессиональной деятельности»
2. Формирование инфокоммуникационной культуры у всех участников образовательного процесса.
3. Интеграция информационных и коммуникационных технологий в процессы управления, воспитания и обучения через:
- использование педагогами средств ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
- совершенствование навыков работы по созданиюцифровых образовательных ресурсов.
5. Организация: собраний, консультаций, буклетов, открытых показов занятий с использованием электронных и цифровых образовательных ресурсов для родителей, выпуска внутрисадовской газеты ДОУ.
Целью результативного этапа является организация воспитательно-образовательного процесса с опорой на последние достижения в области информатизации для повышения качества образования.
Результатом третьего этапа реализации проекта станет:
1. Создание творческого отчета, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы; помещение материалов на сайт ДОУ.
2. Повышение эффективности процесса воспитания и обучения через: высокие показатели ИКТкомпетенции педагогов, используемое программное обеспечение, индивидуализацию процесса обучения, повышение интереса детей и родителей к обучению и воспитанию с использованиеминформационных ресурсов.
Приоритетными направлениями в стратегии обновления методической работы определены: повышение уровня конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг, методическое, научно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса.
Разрабатывая данный проект, мы планируем организовать следующие формы работыдля повышения инфокоммуникационнойкомпетентности педагогов:
• недели педагогического мастерства;
• мастер-классы;
• педагогические мастерские и наставничество;
• работа в паре;
• методическая неделя;
• тематические семинары;
Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами будут проводится открытые показы, на которых будет представлен лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Педагог, не владеющий навыками внедрения ИКТ,сможет посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.
Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий и т. д.Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть всвоего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.
Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в “автономном режиме”. Поэтому нужно постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью запланировано создание педагогических мастерских и осуществление наставничества.
Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары. К проведению семинаров мы подключим опытных педагогов, которые дадут практические задания “обучающимся” педагогам и будут отслеживать их выполнение.
Такой форме, как работа в паре, пару составят педагог, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с начальным уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, педагог непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося[1, с.52].
Тематические семинары по вопросам информатизации проводятся заместителем заведующей по УВР или поручаются опытным педагогам. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: “Создание мультимедийных презентаций (PowerPoint)”, “Сеть Интернет” и др. (Приложение 5).
В помощь педагогам в ДОУ будет создана творческая группа, с целью разработки занятий с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях.
Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними будут проводиться и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических ра¬ботников, повышения их инфокоммуникационной компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителямиорганизуются конкурсы педагогов.
С целью продвижения информационных технологий в ДОУ запланированы следующие конкурсы:
• компьютерных презентаций “Моя группа”;
• компьютерных плакатов на темы: «ЗОЖ» «Безопасность на дороге» «Будь осторожен!»;
• электронных пакетов методической документации;
• электронных методических материалов и презентаций для занятий;
• информационных буклетов для родителей, выполненных с помощью программы Publisher;
• электронных групповых газет.
Важно отметить, что информационно-компьютерные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе дошкольного учреждения.
В методической работе ДОУмогут быть использованы,например, презентации PowerPointна педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, продукты, созданные при помощи программы Publisher в работе с родителями.
План реализации проекта

п/п Мероприятия Сроки выполнения
1. Издание приказа, разработка Положенияо работе по реализации проекта. 2014г.
2. Создать модель повышения качества воспитательно-образовательного процесса посредством использования информационно - коммуникационных технологий (далее ИКТ)(Приложение 1), создать творческую группу из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы над проектомпо внедрению ИКТ в образовательный процесс 2014 г.
3. Разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, обязанностей участников проекта (Приложение 2) 2014г.
4. Педагогический совет «Работа по овладению ИКТ-компетенциями и использованию их в образовательном процессе» ноябрь
2014г.
5. Обучение педагогов на дистанционных курсах«Применение ИТ в профессиональной деятельности» 2014-2016г.
6. Организовать работу по освоению педагогами ИКТ-компетенций (согласно разработанному творческой группой плану) 2014-2016г.
7. Повышать материально-техническое оснащение ДОУ 2014-2015г.
8. Разработать структуру информационного обеспечения ДОУ:
- сохранить все имеющиеся позитивные разработки в цифровом формате;
- создать базу данных электронных образовательных ресурсов, разработанных педагогами ДОУ 2014-2016г.
9. Отобрать наиболее ценные с методической и эстетической точки зрения мультимедийные продукты, созданные педагогами для размещения на сайте ДОУ 2015-2016г.
10. Педагогический час « Дошкольный мир и сайт ДОУ»
Демонстрация первой страницы сайта МДОУ, и его фрагментов совмещенная с отчетом о его состоянии: востребованность в среде пользователей сети Интернет, частота пополнения, инициативность педагогов в желании пополнить сайт ДОУ, имеющиеся трудности 2014г.
11. Развивать у родителей интерес к деятельности педагогов ДОУ по внедрению информационных технологий, желание поддерживать начинания в этом направлении 2014-2015г.
12. Мониторинг результативности инновационной деятельности педагогов с использованием информационно - коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ май 2016г.

Примечание: пункты плана нуждаются в доработке (дополнении), так как проект еще не прошел апробацию в ДОУ.

Ожидаемые результаты
1. Повышение доли педагогических работников, систематически использующих цифровые образовательные ресурсы (в том числе авторские) при организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ до 80%.
2. Повышение доли педагогов, которые транслируют опыт интеграции мультимедийных технологий в учебно-воспитательный процесс(открытие личных сайтов педагогов, участие в профессиональных конкурсах на различном уровне, разработка методических пособий и рекомендаций)на институциональном, муниципальном, федеральном уровнях до 70%.
3. Повышение доли воспитанников, успешно освоивших образовательную программу до 100%.
4. Повышениеэффективности работы с родителями, а такжедоли родителей, принимающихактивноеучастие в воспитательном и образовательном процессе до 75%.
В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста и во взаимодействии детского сада и семьи.

Заключение
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Реализация в МКДОУ «Детский сад «Лесная сказка» проекта «Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ» позволит повысить уровень профессионального мастерства педагогов и в полной мере соответствовать «профессиональному стандарту педагога», разработанному Министерством образования и науки Российской Федерации [6].
В условиях реализации проекта в ДОУ планируется повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми и их родителями, профессионального мастерства педагогов через:
1. внесение изменений и дополнений к образовательной программе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Лесная сказка»;
2. создание коллекции мультимедийных электронных образовательных ресурсов, в том числе авторских, реестра интернет - ресурсов (для подготовки к организации и проведению непосредственно-образовательной деятельности, совместной деятельности, работы с родителями и др.);
3. создание критерия оценивания качества труда для стимулирования педагогического персонала «Качественное использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке и организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ».
Дальнейшее развитие проекта заключается в трансляции опыта работы ДОУ по данному направлению.

Список литературы

1. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. – М.: Айрис-пресс, 2008
2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии (Активное обучение). – М.: Издательский центр «Академия», 2009
3. Панфилова А.П.Управление человеческими ресурсами в организации. – СПб.: Изд. РООУ БПА, 2008
4. Тихонов А.Н. Информатизация образования и науки. – 2009
5. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. – М., МСИА, 2005
6. www.минобрнауки.рф
7. www.ed.gov.ru
8. www.cttd.neftekamsk.ru›wp…uploads/2011/03/yakovlev.doc
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический проект" | Добавил: coickovanna | Теги: Управление кадрами ДОУ
Просмотров: 3604 | Загрузок: 158 | Рейтинг: 2.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик