СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогический проект"

Педагогический проект "Наши деревья"
[ Скачать с сервера (1.43Mb) ] 20.01.2014, 18:13
Проект "Наши деревья"
Как детям хочется больше узнать о жизни, о нашей планете Земля, голубой от океанов, зелёной от лесов! Маленькие исследователи группы «Колосок» (воспитатель Муштаева А.М.) в 2012-13 уч.году реализовали проект «Наши деревья».
В качестве объекта исследований выбрали деревья, растущие на территории детского сада. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Но многие дети и взрослые не обращают внимания на деревья. Некоторые дети не воспринимают деревья как живые объекты. А ведь дерево - прекрасный объект для наблюдений, на примере которого могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой.
Мы заметили, что состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку местности, где они обитают.
1.Этап. Подготовительный.
На этом этапе воспитатель объяснила цель, задачи проекта, провела беседу.
Для удобства выбрали деревья, которые находятся в доступном месте, чтобы можно было за ними регулярно наблюдать: липу, берёзу, черёмуху, рябину.
На подготовительном этапе оформили дневник, в который заносили результаты своих наблюдений.
2. Этап. Исследовательский.
Анкетирование детей.
Воспитатель провела опрос среди детей и выяснила, как они относятся к деревьям.

Вопросы анкеты.
1. Какие деревья растут у тебя во дворе?
2. Когда их посадили?
3. Кто за ними ухаживает?
4. Какую пользу они приносят?
5. Как ты о них заботишься?

Анкетирование показало, что некоторые ребята не знают названия деревьев. Не все дети умеют ухаживать за деревьями. Несколько ребят не знают, что деревья очищают воздух.

Анкетирование родителей.
Взрослые ходят по улице, или разговаривая друг с другом, или думая о чём-то своём. Интересно, а замечают ли они деревья, которые их окружают?

Вопросы анкеты.
1.Смотрите ли вы на деревья, когда идёте по улице?
2.Какие чувства испытываете, если видите поломанное или повреждённое дерево?
3.Какие чувства испытываете, если видите, что появляются первые листочки?
4.Сажали ли вы в своей жизни деревья у своего дома?

Проведённый эксперимент показал, что половина взрослых любуются красотой деревьев. Другая половина осознаёт, что за обыденной суетой не успевает замечать окружающую нас действительность. Все участники опроса испытывают чувство жалости к раненому дереву. Первые листочки вызывают у всех восторг и радость. Все взрослые сажали деревья около дома и в саду.
Анкетирование показало, что дети и взрослые могли бы внимательнее и заботливее относиться к деревьям.

Наблюдение по плану, и беседа с родителями.

План наблюдения.
1.Где живёт твоё дерево?
2.Его история.
3.Какое имя ты ему выбрал?
4.С каким деревом оно дружит?
5.Какие подарки тебе хотелось принести?

Любимые деревья наших исследователей растут в разных местах: около дома, в саду, в лесу. Родители помогают ухаживать за деревьями, рассказали, как они появились. Ребята выбрали имена деревьям. Всем очень хотелось навещать своих друзей, приносить им подарки: кормушки для птиц, воду, удобрения, скворечник, побелить ствол.

Проведение исследовательских наблюдений.

Изучение кроны, листьев; коры, ствола; плодов, семян; животных и растений, связанных с деревом.
Мы провели два исследования:

Изучение ствола и коры дерева.
1.Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.
2.Погладь кору дерева. Какая она: твёрдая, мокрая, сухая?
3.Есть ли на ней трещины?
4.В каком месте их больше всего?
5.Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах?
6.Понюхай кору. Что напоминает тебе этот запах?
7.Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?

Мы заметили, что трещины на коре у деревьев бывают в разное время года. Решали вопрос, как помочь дереву. Выяснили, что на образование трещин влияют солнечные лучи; чтобы этого избежать, надо побелить ствол. Мы узнали, как пахнет кора в разное время года при разных погодных условиях.

Изучение животных и растений, связанных с деревом.
1.Есть ли дупла на дереве? Кто в них проживает?
2.Есть ли на коре дерева мхи, лишайники?
3.Каких животных вы встретили на дереве?
4.Есть ли грибы на стволе?
5.Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком? Сможет ли дерево залечить эти раны?

В наших деревьях не было ни одного дупла, но были гнёзда. Мы предположили, что эти гнёзда принадлежат перелётным птицам: грачам, соловьям.
Мы обнаружили, что с одной стороны ствола мхов и лишайников больше, чем с другой. Значит - это северная сторона дерева. Лучи солнца сюда почти не попадают, поэтому здесь всегда влажно, а это очень нравиться мхам.
На каждом объекте, который мы исследовали, были оставлены следы деятельности человека.
Мы пришли к выводу, что человек небрежно относится к окружающей его природе, ломает ветки, вырубает деревья, надрезает кору для сбора сока. Поэтому больные деревья стоят печальные и молчаливые. Мы решили, чтобы деревья стали весёлыми и счастливыми надо не вредить, а ухаживать за деревьями.

Посещение библиотеки. Работа с литературными источниками.
Мы ходили в библиотеку, там подобрали литературу о своих деревьях, собрали материал.

3.Этап. Обобщение материалов.

Рисование «Мое дерево».
Досуг «Наши деревья».

Выводы.
В ходе исследовательской работы мы очень многое узнали. Эта работа помогла нам понять, что мы тоже часть природы, научила нас правильно относиться к ней. Мы считаем, что основным средством познания жизни растений является наблюдение. Мы продолжим свои наблюдения, будем по-прежнему ухаживать за своими новыми друзьями. Только тогда природа предстанет перед нами доброй, щедрой, дарящей людям свои богатства и радость общения.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- структурировать полученный в ходе исследования материал;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
Интересно было увидеть то, что сама формулировка проблемы у наших детей возникала лишь тогда, когда проблема была решена. Юные исследователи, начиная поиск, ясно не осознавали, зачем они это делают, и уж тем более не знали, что они найдут в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, мы, педагоги, проявляли гибкость, не требуя от него ясного осознания и формулирования проблемы. Нашу проблему дети выявляли путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети много двигались, решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.
На заключительном этапе дети вместе с воспитателями определили новую проблему: “Как привлечь птиц на территорию детского сада?”.
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие способности к прогнозированию будущих изменений; формирование навыков коммуникативного общения.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
В результате работы дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение; испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, проявляют доброту и чуткость. Бережное отношение ко всему окружающему; проявляют эстетические чувства - умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности; проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Список используемой литературы.
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1933г.
2.Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.
3.Виноградова Н.Ф. « Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой». М., 1978г.
4.Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003г.
5. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004г.
6. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» - 2003г.
7.Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.
8.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2003г.
9.Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996г.
10.Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
11.Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.
12. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999 г.
13. Парамонова Л. Конструирование из природного материала // Дошкольное воспитание. 2005г. N 7.
14.Попова Т.И. «Мир вокруг нас». Москва «Линка – Пресс» - 2002г.
15.Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998г. N 7.
16. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998г. N 7.
17.Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. 2002г. N 3.
18.Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки, праздники. М. Линка - Пресс, 2002г.
19. Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005г.
20.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993г.
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический проект" | Добавил: ita
Просмотров: 1385 | Загрузок: 97 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик