СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогический проект"

Внеклассная работа по изучению фразеологии в школе
[ Скачать с сервера (88.5Kb) ] 18.01.2014, 10:35
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»

Педагогический проект

Внеклассная работа по изучению
фразеологии в школе

Составитель:
Анохина Светлана Валерьевна,
учитель русского языка и литературы

п. Рефтинский, 2014

Актуальность работы
Внеклассная работа по русскому языку призвана содействовать реализации на практике принципа коммуникативности и воспитывающего обучения. Ведущая роль в решении этих задач принадлежит учителю.
По мнению Н.М. Шанского: «Внеклассная работа должна прежде всего способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний и тем самым помогать учащимся в усвоении программного материала» [24, 64]. Хорошо организованная и систематически проводимая внеклассная работа даёт возможность в занимательной и увлекательной форме не только закреплять знания и навыки, получаемые учащимися на уроках, но и глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими сторонами и фактами русского языка, с которыми они вообще не знакомы или о которых имеют неполное представление, но знание которых совершенно необходимо в их общественно-языковой практике.
Внеклассная работа должна способствовать расширению и углублению программного материала, развивать самостоятельность, творческую инициативу школьников, тренировать их ум, пробуждать уважительное отношение к языку русского народа. Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа – его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей – всё это пробуждает интерес к русскому языку, культуре и традициям его носителей.
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Систематически и планомерно осуществляемая она имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.
Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике. Она создает благоприятные условия для речевой практики: ученик упражняется в русской речи по мере своих сил и возможностей при активной помощи учителя и товарищей. Создаваемая на внеклассных занятиях русская речевая микросреда подготавливает учащихся к речевой деятельности на русском языке в естественных условиях.
Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
В школьных учебниках русского языка интереснейший раздел лингвистической науки «Фразеология» представлен крайне бедно, в то время как интерес к фразеологизмам у школьников, как показана практика, необычайно велик. В связи с этим организация внеклассной работы по фразеологии является актуальным направлением деятельности учителя.
Цель работы – организация внеклассной работы по русскому языку при изучении фразеологии в школе.
Гипотеза: внеклассная работа по русскому языку при изучении фразеологии позволяет повысить интерес школьников к русскому языку, углубить их знания в области фразеологии.
Материал исследования: внеклассная работа на уроках русского языка при изучении фразеологии.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ программ и учебных пособий, изучение живой, разговорной речи, изучение опыта.


1. Внеклассная работа по изучению фразеологии в школе
Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному, но она должна представлять единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Это могут быть и эпизодические мероприятия, проводимые в отдельных классах, и общешкольные мероприятия, и систематические занятия, например, кружка, клуба.
Наиболее эффективна внеклассная работа по русскому языку, когда учитель отбирает для работы с учащимися материал по какому-то одному разделу языка, более или менее обширному, в соответствии с возрастом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом. Для 5 классов, например, интересными и полезными являются дополнительные сведения по лексике и фразеологии, для 6-7 классов – по грамматике, для старших классов – по стилистике. Это деление условно: учитель может сам отобрать языковой материал и решить, какой именно раздел лингвистики будет углубленно анализироваться во внеклассной работе.
Изучение фразеологии в школе для немалого количества учителей и учеников представляется увлекательным, интересным, но несовременным, малополезным. Фразеология медленно, но верно исчезает из речи современной молодёжи.
Интересным и неисчерпаемым материалом служит фразеология для проведения внеклассных мероприятий. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Именно поэтому считается главной задачей внеклассной работы развитие у школьников интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его.
Единой программы для внеклассной работы быть не может. Отбирая материал для внеклассной работы, учитель должен исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, учитывать запросы учащихся, направленность их лингвистических интересов. Поэтому навязывать учащимся темы и формы внеклассных занятий не следует. Практическая деятельность учителей показывает, что больше всего школьников интересует:
• происхождение слов и фразеологизмов;
• пути возникновения слов;
• новые значения известных слов;
• гласные и согласные в стихах (о роли звукописи в поэтическом произведении) и др.
Значительный вес будут иметь при определении содержания внеклассной работы темы сопоставительного характера с целью установления сходств и различий между русским и изучаемым языками. Например: «Пословицы и поговорки в русском и английском языках».
В практике учителей-словесников выработались три формы внеклассных занятий по русскому языку: групповая, массовая и индивидуальная. Эти формы взаимосвязаны. Групповая форма внеклассной работы включает кружки, выпуск газет, стенгазет на русском языке, изготовление стендов, выпуск радиогазет. Массовые формы являются результатом деятельности кружков и учащихся всех классов. К ним относятся утренники и вечера, олимпиады, различные конкурсы (викторины), устные и письменные лингвистические журналы (бюллетени, проекты), Дни и Недели русского языка, работа научных обществ учащихся и другие, которые обычно проводятся по заранее намеченному сценарию.
Внеклассная работа по фразеологии может быть представлена во всех этих формах. Групповая форма внеклассной работы по фразеологии может включать кружок, выпуск газет или стенгазет по фразеологии, возможен выпуск радиогазет.
Массовая работа по фразеологии может быть представлена на различных вечерах (например, лингвистический вечер), викторинах, КВНах, можно провести олимпиаду по фразеологию и т.д.
Рассмотрим поподробнее кружок по фразеологии.

2. Кружок любителей русской фразеологии
Наиболее распространённой формой групповой работы является кружок русского языка, который позволяет планомерно углублять интерес к русскому языку и одновременно способствовать лучшему усвоению материала школьной программы. Чтобы кружок смог выполнять поставлены перед ним задачи, учитель должен сделать его занятия интересными и содержательными, связанными с процессом познания нового.
Организуется кружок из учащихся одного из параллельных классов, если же в школе малое число учащихся, то предлагается организовать кружок на основе 5–7 классов, 9–11 классов. При выборе кружка учитель может учесть интересы и склонности своих учеников и выбрать в соответствии с ними то или иное направление в работе.
В зависимости от избранной тематики кружку следует дать определённое название, например: кружок занимательной грамматики, кружок юных поэтов, кружок культуры речи, литературно-творческий кружок, кружок этимологии, литературно-драматический кружок, кружок «Развивайте дар речи» и другие.
Затем составляется учителем план работы избранного кружка на учебный год с учётом возрастных особенностей, потенциальных возможностей и пожеланий учащихся, поэтому в его составлении должны участвовать сами учащиеся. Важно, чтобы план занятий кружка представлял собой определённую систему, а не набор не связанных между собой тем. Опыт передовых учителей-русистов показывает, что, например, в 9–11 классах большой интерес вызывают такие темы, как «Говорят ли животные?», «Как возник наш язык?», «Почему одни слова умирают, другие нарождаются?», «Сколько на планете языков?», «Клуб мировых языков», «Выдающиеся писатели о русском языке» и другие.
Одной из важнейших задач кружка русского языка является развитие познавательных возможностей школьников. В связи с этим не следует увлекаться пространными сообщениями. Нужно стараться раскрыть суть вопроса с помощью ряда проблемных ситуаций и задач, что будет способствовать активизации членов кружка.
Русский язык очень богат фразеологизмами. С учётом возраста и развития учащихся можно рекомендовать следующие вопросы:
- слово и фразеологический оборот;
- свободные и несвободные сочетания слов;
- два типа фразеологических оборотов с точки зрения их семантической слитности: фразеологический оборот по значению равный слову, и оборот, по значению эквивалентный предложению;
- фразеологические синонимы;
- использование фразеологических оборотов в художественной литературе (обычно на материале одного писателя);
- фразеологические словари.
Учащиеся с удовольствием работают над подбором фразеологических единиц по морфологическому принципу или фразеологизмом с общим для них словом. Любят игры, в которых за условленное время нужно подобрать устойчивые обороты, имеющие в своём составе название какого-нибудь животного (волком смотрит) или птицы, название части человеческого тела (набрать в рот воды).
Дети проявляют большой интерес к устойчивым сочетаниям слов, метким выражениям, пословицам и поговоркам. Многие заводят специальные тетради, куда вписывают понравившиеся им образные выражения, цитаты. Необходимо всячески поощрять интерес учеников к таким тетрадям.
Работа в кружке любителей русской фразеологии способствует развитию языка и обогащает речь ребёнка фразеологизмами.



Заключение
В процессе обучения русскому языку учащихся особое значение приобретает внеклассная работа. Это один из основных факторов, который действенно помогает настоящему изучению русского языка, свободному и активному овладению учащимися русской речью, здесь это мощное средство формирования у них интереса к русскому языку как учебному предмету и лингвистическому явлению, эффективная форма расширения и углубления знаний приобретаемых на уроках.
Внеклассная работа дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей. Она имеет также большое воспитательное значение.
Внеклассная работа проводится в тесной взаимосвязи с уроками русского языка и строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности школьников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации.
Критерием эффективности различных видов внеклассных занятий по русскому языку в школе является активность учащихся в этой работе. В связи с этим особую значимость приобретают внеклассные мероприятия типа соревнований, конкурсов, олимпиада, КВН. Разнообразный и увлекательный по содержанию материал внеклассных занятий, направленный на развитие и совершенствование навыков русской речи, должен соответствовать целям и задачам программной направленности урока русского языка и литературы, его ситуативно-тематическому построению, образовательно-воспитательным целям и задачам.
Фразеология – яркое средство выразительности речи, она стилистически разнообразна. Мы так часто слышим фразеологизмы, но не всегда понимаем, что это именно они, т.к. эти устойчивые сочетания слов очень плотно влились в нашу обыденную разговорную речь. Меняется время и вместе с ним меняется фразеология, появляются новые для нашего современного мира фразеологизмы.
Фразеология играет очень важную роль в преображении речи. Её изучение тесно связано с вопросами культуры и речевого мастерства. Речь человека, владеющего фразеологией не только образна и выразительна, но строится быстрее и легче: фразеология и облегчает конструирование предложений, обогащает речь учащихся. Без знания фразеологии невозможно овладеть образной речью.
Внеклассная работа по фразеологии позволяет развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, углублять знания по фразеологии. Существуют разнообразные формы и виды внеклассной работы по изучению фразеологии. Возможно организация кружка, проведение факультативных занятий, викторин, игр, например, КВН по фразеологии.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова, Л.А. Дидактический материал по теме «Фразеология» 9-11 классы [Текст] / Л.А. Аксенова // Русский язык; методическая газета для учителей-словесников. – 2006. - № 2. – С. 29.
2. Арсирий, А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка [Текст] / А.Т. Арсирий. – М.: Просвещение, 1967. – 286 с.
3. Баранов, М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка [Текст] / М.Б. Баранов – М: Просвещение, 1965. – 214с.
4. Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка [Текст]: пособие для учителя / М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1988. – 191 с.
5. Виды внеклассной работы по русскому языку [Текст] / Сост. М.М. Морозова – М.: – Просвещение, 1968 – 273 с.
6. Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе [Текст] / Под ред. К.В. Мальцевой, М.Н. Борисовой. – М.: Просвещение,1982. – 185 с.
7. Гаврин, С.Г. Изучение фразеологии русского языка в школе [Текст] / С.Г. Гаврин. – М., 1963. – 150 с.
8. Греков, В.Ф., Крючков, С.Е., Чешко, Л.А. Пособие по русскому языку для старших классов [Текст] / В.Ф. Греков и др. – М., 2004. – 256 с.
9. Диброва, Е.И., Касаткин, Л.Л., Николина, Н.А., Щеболева, И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для вузов: В 2 ч. – ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование [Текст] / Е.И. Диброва и др. – М., 2001. – 544 с.
10. Дудников, А.В. Лексика и фразеология русского языка [Текст]: пособие для факультативных занятий по русскому языку в 7-8 классах / А.В. Дудников. – М.: Просвещение, 1970. – 78 с.
11. Киселев, Д.Л. Фразеологизм на уроке [Текст] / Д.Л. Киселев // Русский язык и литература: научно-методический журнал. – 1976. - № 1. – С. 62 – 64.
12. Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей [Текст] / Сост. Н.Н. Ушаков. – М.: Просвещение, 1979-349 с.
13. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / Т.А. Ладыженская. – М., 1980. – С. 12.
14. Лекант, П.А. Современный русский язык [Текст] / П.А. Лекант – М.: Дрофа, 2002. – 560 с.
15. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.
16. Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. Пособие [Текст] / Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова и др. – Л.: Просвещение, 1990. – 416 с.
17. Обучение русскому языку в 5-6 классах [Текст]: пособие для учителя / М.Т. Баранов [и др.]. – М.: Просвещение, 1986. – 303 с.
18. Организация внеклассной работы по русскому языку [Текст]: пособие для учителя [Текст] / И.Д. Чаплыгина [и др.]. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. – 184 с.
19. Пирогова, Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе [Текст] / Л.И. Пирогова. – М., 2003. – 144 с.
20. Розенталь, Д.Э. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов [Текст]: учебное пособие / Д.Э. Розенталь. – М.: Дрофа, 1995. – 400 с.
21. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А.В.Текучев. – М.: Просвещение, 1980. – 114 с.
22. Ушаков, Н.Н и др. Внеурочная работа по русскому языку [Текст] / Н.Н.Ушаков, Г.Н. Суворов. – М.: Просвещение, 1985. – 241 с.
23. Федоренко, Л.П. Принципы обучения русскому языку [Текст]: пособие для учителей / Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1973. – 160 с.
24. Шанский, Н.М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в нерусской школе [Текст] / Н.М. Шанский // Русский язык за рубежом – 2002. - № 2. – C. 66-68.
25. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе [Текст] / Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 126 с.
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический проект" | Добавил: asven
Просмотров: 2031 | Загрузок: 169 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик