Бадмаева Дарима Баторовна Г.Улан-Удэ Гимназия №33 Проект «Бурятия в 20 веке» Проект представляет собой один из вариантов краеведческой работы Актуальность проблемы Многочисленные политические и экономические реформы конца 80-начала 90-х годов прошлого века привели к тому, что для российского гражданина слова патриотизм, любовь к родине стали едва ли не ругательными. Выросло целое поколение детей, у которых сформировался негативный образ страны, в которой они родились и выросли. Исходя из этого, важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Именно поэтому В современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как одному из методов патриотического воспитания. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине. Одной из задач патриотического воспитания является развитие чувства этнической принадлежности , национальной гордости и национального достоинства как важнейших условий формирования национального самосознания .По меткому выражению основоположника этнопедагогики академика Г.Н. Волкова, человек входит в человечество через национальную индивидуальность – другого входа нет. Широко популярным стало сегодня такое понятие ,как этническая идентичность или же национальная идентификация. Оно определяется как осознание своей принадлежности к определенной этнической группе ,переживание индивидом своего тождества с одной этнической общностью и обособление от других этносов. И поэтому возникает необходимость воспитания поколения осознающего принадлежность к своему народу, хорошо ориентирующегося в истории и культуре своего народа, способного ориентироваться в современном информационном поликультурном обществе. Для реализации такой цели необходимо использовать новые методы и технологии , которые позволили бы привлечь и заинтересовать учащихся изучением истории своей малой родины. Не секрет , что краеведческая работа в настоящее время теряет свою привлекательность для школьников, поэтому использование Интернет-технологий позволит увлечь ребят не только сбором материала о Бурятии ,но и деятельностью по созданию своего продукта в Интернете. Цель проекта: - воспитание патриотизма и чувства гордости за свою малую родину Задачи Формирование социально- информационной компетенции, как умения работать с Интернет технологиями , формирование приемов исследовательской деятельности, умений проводить поиск необходимой информации в различных источниках, развитие творческого, критического мышления, в ходе активного поиска и самостоятельного исследования проблем; формирование коммуникативной компетенции.
Краткое описание проекта. Временные рамки: 25.02.2009-15.11.2009 г. Изучение истории Бурятии XX века интересно прежде всего близостью этой эпохи, этого времени .Большинство взрослого населения являются участниками и свидетелями многих исторических событий того времени и могут предоставить интересные материалы и экспонаты для виртуального музея. Идея создания виртуального музея силами учащихся интересна прежде всего тем ,что это позволит вовлечь школьников в интересную и увлекательную творческую деятельность, которая даст возможность им не только узнать много новых и любопытных фактов из истории Бурятии, но и позволит получить навыки работы с Интернет технологиями, которые будут востребованы ими в будущем. Работа над проектом будет осуществляться силами проектной группы. В ее состав войдут учащиеся 9 «Б» класса историко - правового профиля. Выбор этой группы ребят основан тем, что в именно в 9 классе изучается курс «История России XX века», и ребятам будет очень интересно познакомиться с фактами из истории родного края в этот период. Поскольку важными предметными компетенциями учащихся историко-правового профиля является умение проводить поиск необходимой информации, то в данном случае, эта компетенция будет очень востребована, поскольку учащимся предстоит не только собрать материал, но и переработать его и оформить в виде музейных экспозиций. В ходе практической деятельности у учащихся формируется умение описывать условия жизни людей в республике в разное время ,а главное-это умение систематизировать исторический материал, опираясь на полученные знания Немаловажным фактором успешности данного проекта является то, что родители, бабушки, дедушки наших учащихся являются обладателями очень ценных исторических материалов в виде фотографий из семейного архива, видео, аудио-записей, писем ,личных воспоминаний и т.д. Это и станет источниковой базой нашего исследования. Таким образом, работа над проектом позволит задействовать не только учащихся, но и их родителей и близких родственников. Кроме этого они могут принять участие в работе по созданию экспозиций виртуального музея. В данном проекте очень удачно реализуются модели социального партнерства, оно осуществляется в следующих направлениях: -между учащимися и их родителями на стадии сбора материала -между создателями виртуального музея и школьным музеем -работа над созданием экспозиций в сотрудничестве с музеями города -использование материалов музея учащимися в качестве основы для выполнения научно-исследовательской работы. - использование материалов музея в качестве наглядного пособия на уроках учителями истории не только нашей гимназии но и других школ города и республики . Данный проект по своей сущности интерактивный, потому что позволяет любому человеку не только познакомиться с информацией на сайте, но и самому внести лепту в процесс создания виртуального музея. Корме этого проект является сетевым, не только потому, что включает взаимодействие и общение в сети Интернет, но и благодаря взаимодействию и сотрудничеству в рамках проекта между различными социальными группами. Виртуальный музей обладает некоторыми преимуществами, к примеру, людям не надо дарить экспонаты музею(зачастую это бывает очень проблематично), а достаточно лишь фотографии для создания музейной экспозиции.
Механизмы реализации проекта Основные этапы проекта: - подготовительный (создание проектной группы); - поиск и сбор информации - анализ, обработка собранных материалов. - создание и оформление музейных экспозиций - публикация собранных материалов в Интернете
Основные виды деятельности на всех этапах: - самостоятельная работа с рекомендуемой литературой, с музейными фондами, архивами, - сбор информации среди школьников, работа с семейными архивами - практическая работа по созданию музейной экспозиции и экскурсионного сопровождения. - творческая деятельность по оформлению экспозиции и Интернет сайта, - посещение музеев, выставок, организация выставок – отчетов; - встречи с учеными, писателями, путешественниками, краеведами и т.д.; - сотрудничество со школьным краеведческим музеем, и другими музеями города. Результаты поисковой исследовательской деятельности обрабатываются, оформляются в виде докладов, рефератов, статей, и публикуются на сайте виртуального музея Структура сайта предполагает наличие следующих разделов: • персоналии, • выставочные экспозиции • семейные архивы • новости • сценарии внеклассных мероприятий В ходе проекта планируется задействовать учащихся всех ступеней обучения. Для повышения эффективности деятельности в начальной школе, следует провести презентацию проекта для родителей и провести акцию среди учащихся 1-4 классов «Мой подарок музею», Причем подарком может быть не только экспонат, но и фотографии, письма, видеозаписи и т.д. В 5-7 классах целесообразно провести конкурс на лучший материал для виртуального музея. Для учащихся 8-11 классов рекомендуется более сложная работа по оформлению семейного архива и участие в конкурсе «Самый лучший семейный архив».
Мониторинг проекта включает следующее: • Контроль поисковой и исследовательской деятельности учащихся на всех этапах работы • Отслеживание внутригрупповой динамики; • Контроль качества материалов подготовленных для публикации в Интернете и их своевременное обновление; Организация эффективного мониторинга проекта позволяет своевременно усовершенствовать сайт виртуального музея, обеспечивая актуальность всех представленных в Интернет материалов, выбирать оптимальные формы и методы подачи материала. Если преподаватель контролирует деятельность учащихся и, вовремя получив обратную связь, реагирует на те или иные процессы, происходящие в проектной группе, это безусловно будет способствовать сохранению высокого уровня мотивации у учащихся на протяжении всей работы над проектом. Также в этих условиях, отслеживая внутригрупповую динамику, преподаватель сам будет лучше ориентироваться в том, какие межличностные процессы протекают внутри группы учащихся, как это влияет на качество деятельности, не испытывают ли они проблем в общении друг с другом и т.д. Мониторинг осуществляется в следующих основных формах: • анкетирование учащихся, • индивидуальные и групповые интервью, • анализ работ, представленных учащимися, • анализ статистической информации по работе учащихся с сайтом Интернет (например, на котором находится виртуальный музей Результаты
Организационно-методические: Идеальным продуктом организационно-методических результатов станет Опыт целенаправленного формирования у школьников социально- информационной, коммуникативной компетенций Результаты полученного педагогического опыта будут проанализированы, обобщены на методическом совете учителей гуманитарного цикла гимназии №33. Материализованным продуктом организационно- методических результатов станет публикация брошюры с рекомендациями по совместной работе с музеями, создание виртуального музея Результаты образовательных достижений школьников-участников проекта Идеальным продуктом образовательных достижений участников проекта являются: • создание виртуального музея силами самих учащихся, • опыт в создании музейной экспозиции в электронном виде • навыки создания электронных материалов и размещение их в сети Интернет • Опыт позитивного общения , взаимодействия и сотрудничества со сверстниками. Материализованным продуктом образовательных достижений участников проекта станет публикация экскурсионных работ, результатов творческих экспедиций, сценариев театральных постановок, на сайте виртуального музея Полученные в ходе исследовательской деятельности краеведческие знания способствуют освоению, сохранению исторического опыта, помогают выделить конкретные приоритеты движения в будущее, дают возможность ребенку самостоятельно изучать сопутствующие дисциплины: историю культуры, фотодело, картографию и др. Масштабность проекта не ограничивается рамками города и республики. В данном проекте могут принять участие все желающие, те, кому интересна история Бурятии, и кто является обладателем интересного краеведческого материала. Предполагается ,что проект вызовет интерес и желание сотрудничать не только среди учащихся и учителей городских школ но и привлечет внимание со стороны сельских школ. Этот опыт применим в условиях любого учебного заведения, который имеет возможность доступа в Интернет |