+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогический проект"

исследовательский проект "Одежда украшает человека"
[ Скачать с сервера (772.0 Kb) ] 13.01.2014, 19:50
Описание проекта.

Название проекта: « Одежда украшает человека».

Идея проекта:

Изучение национальных традиций и обычаев своего народа является актуальной в современном мире, так как молодежь начинает забывать свои корни, историю, культуру.
Возникла идея использовать метод исследовательских проектов для сбора материалов о происхождении, особенностях, значения в жизни национального костюма. Идею подала я, как руководитель этнографического кружка. Вопросов было больше, чем ответов: как приступить, как выявить проблему, подвести детей к возможности её сформулировать, определить и высказать. Детей заинтересовали вопросы о том, какова же была одежда их прабабушек и прадедушек. Но всё же они приводили примеры, почерпнутые из книг, рассказов бабушек, и постепенно мы сосредоточились на данной тематике.

Цели проекта:

разработать, теоретически обосновать материалы о татарском национальном костюме, а именно о местном названии предметов одежды; ритуальности и обрядовости различных видов женской и мужской одежды; о материалах для изготовления; определить значимость национального костюма в современной жизни
Задачи:

1) изучить и собрать все имеющиеся источники о национальном костюме;
2) провести беседы с местными жителями;
3) разработать методику организации и проведения исследовательской работы, определить ее место в сложившейся методической системе;
4) проверить эффективность разработанной методики в условиях классно- урочной системы с целью экспериментального подтверждения результативности ее применения для формирования коммуникативной компетентности учащихся.

Методы и средства проведения проекта:
• исследование;
• изучение материалов;
• консультации учащихся;
• консультации педагогов;
• составление текстов;
• доверие;
• поощрение;
• награждение;
• практикум.
Основное требование:

Успешное формирование у детей навыка исследования возможно только в том случае, если:
• систематически на уроках и во внеурочной работе будет проводится работа по развитию устной и письменной речи учащихся;
• все учащиеся будут знать историю развития села и любить свою малую родину.

Ограничительные условия:

Корреспонденция, исходящая от детей и взрослых, не должна выходить за рамки правового поля, очерченного в Конвенции о правах ребенка и в Конституции РФ.

Разработка проекта.

1. Формирование команды, ее состав:
- Макаева Л.В. - руководитель кружков «Юные языковеды», «Этнографический», учитель русского языка и литературы.
- члены кружков «Юные языковеды», «Этнографический», учащиеся 7, 8, 9 классов.

2. Установление деловых контактов, ознакомление с опытом по данной проблеме:
- обсуждение проекта на заседании творческой группы;
- изучение материалов, беседы с местными жителями;
- изучение энциклопедических материалов.

Материально- технические ресурсы:

Наименование оборудования ( количество) Имеется Требуется Всего

1. Компьютерный кабинет

2. Сканер
3. Ксерокс
4. Лазерный принтер
5. Дискеты (6)
6. Фотоаппараты (2)
1 (5компьютеров)
1
1
1
6
2
1 (5компьютеров)
1
1
1
6
2
Офисные принадлежности
1. Бумага (1 пачка)
2. Ручки шариковые
3. Ватман
4. Фломастеры
5. Карандаши
6. Клей
Имеется
Имеются
Имеется
Имеются
Имеются
Имеется



План работы по проекту « Одежда украшает человека»
в Саиновской основной школе

Подготовительный этап Кто отвечает Сроки выполнения
1.Обсуждение темы проекта среди кружковцев (кружки «Юные языковеды», «Этнографический».)
Руководитель кружков Макаева Л.В. 4 мая 2007 г.

2. Повторение на уроках родной литературы о предметах одежды.
Учитель родного языка и литературы Май - сентябрь

3. Обучение учащихся правилам написания исследовательской работы на уроках русского языка и литературы.
Учитель русского языка и литературы Макаева Л.В.
Сентябрь
4. Провести беседы с местными жителями о национальном костюме. Июнь - сентябрь
5. Рисование на уроках ИЗО рисунков о предметах одежды. Учитель ИЗО Сентябрь.
6. Разъяснительная работа с родителями, односельчанами. Обсудить с учащимися, их родителями вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр., составить список родителей, желающих оказать какую-либо помощь.
Руководитель проекта

Сентябрь- октябрь
7. Составить список необходимого оборудования
(фотоаппараты, ПК, сканер). Актив проекта Октябрь

8. Составить план-график использования компьютерного класса (в том числе запланировать вечер для презентации работ учащихся), библиотеки/медиатеки. Компьютерная группа.
Октябрь
9.Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку по теме проекта. Учитель информатики Октябрь.
10.Провести подготовительные занятия со школьниками - участниками проекта. Руководитель проекта Октябрь

11. Анкетирование учащихся школы « Знаешь ли ты свои корни?» Руководитель проекта Октябрь
12.Пригласить на презентацию проекта членов детской общественной организации «Республика Радужная», представителей школьной редколлегии. Руководитель проекта

Ноябрь.
13. Обсуждение результатов исследовательского проекта на совещании при директоре. Администрация школы Ноябрь
14. Отправить работу на областной конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов». Руководитель проекта Ноябрь

Процесс обучения
Кто отвечает
Сроки выполнения
15. Подборка тематического материала для написания исследовательской работы. Участники проекта Сентябрь-октябрь
16. Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе. Руководитель проекта Октябрь
17. Организовать выполнение учащимися самостоятельных заданий по теме проекта. Руководитель проекта Постоянно
18.Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности - презентации Актив проекта Октябрь
20.Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей). Команда проекта Ноябрь

Заключительный этап
Кто отвечает Сроки выполнения
21. Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта. Актив проекта Ноябрь
22. Организовать презентацию итогов проекта для родителей, руководства школы на традиционной школьной научно-практической конференции в День науки ( 17 декабря) Руководитель проекта
Декабрь
23. Наградить отличившихся учеников школьными грамотами. Администрация школы Декабрь
24. Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт. Команда проекта Январь



Реализация проекта.
Характеристика проекта:
а) по доминирующему виду деятельности: исследовательский;
б) по характеру контактов: внутренний;
в) по количеству участников: групповой;
г) по продолжительности выполнения проекта: долгосрочный (от 2 до 5 месяцев).

Проект межпредметный, основной предмет – литература, но в проект включено содержание других учебных предметов – истории, эстетики, краеведения.

Количество школьников, участвующих в проекте – 12 человек.

Организационная форма работы учащихся над проектом:
работа учащихся в малых группах по методике сотрудничества.

Обсуждение информации на заседании творческой группы проекта «Одежда украшает человека», определение групп-разработчиков проекта
а) группа юнкоров
б) дизайнеры
в) компьютерная группа.
г) группа историков-архивистов,
д) фоторепортеры
е) оформители.

Состав групп учащихся, работающих над проектом:

Состав группы
Роли в группе Материалы, подготов-ленные группами для защиты
1 2 3
Группа 1
1. Субханкулова Линара
Консультант
Рассказы местных жителей, фотографии, стихи, сказки собственного сочинения, анкетирование «Знаешь ли ты свои корни?»

2. Субханкулова Алсу Фотограф
3. Шамкаева Рушана Оформитель
4. Рахматуллина Эльмира Дизайнер
5. Ишмеев Ильдар Компьютерная группа
6.Денешева Лиана Юнкор

2 группа
1. Габидулина Диана

Консультант

Воспоминания старожилов, тексты собственных стихов, рисунки по теме «Национальный костюм»,
сочинения по теме,
фотографии
2. Субханкулова Эльза Историк-архивист
3. Фаткуллина Азалия Компьютерная группа
4. Хисматуллин Рустам Фотограф
5. Макаева Эльвира Юнкор
6. Масутова Рания Оформитель

Основные этапы работы над проектом.

Первый этап работы над проектом состоял в определении главной цели и задачи,оформлении проблемы, которую предстоит решить.
На данном этапе уровень вопроса- проблемы должен быть не только достаточно высоким по степени сложности, но и базироваться на обязательных предметных знаниях всех детей, должен быть понятен каждому ребенку, и каждого заинтересовать.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний мы превращаемся в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как приходится переориентировать свою учебно- воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности поискового, исследовательского характера.
Ребята очень любят писать исследовательские работы, поэтому они с большим воодушевлением приняли это предложение.

Занятие 1:
Ребята, нам предстоит выполнить очень интересную работу- работу исследовательскую, в результате которой мы получим определенный продукт – оформление музея стендом, национальными костюмами и папками с фотографиями и рисунками.
Перед нами сложная работа. На сегодняшнем занятии ваша задача – обсудить в своей группе методом « мозговой атаки» возможные способы решения поставленной задачи, в результате обсуждения выдвинуть пути ее решения и формы работы. Вам необходимо распределить роли в группах – кто, за что будет отвечать. Также нужно решить, кто будет защищать проект.
Все ученики в классе сразу же включились в обсуждение, предлагая свои пути решения проблемы. К концу занятия они договорились, что каждый ученик должен принести нужные, на его взгляд, материалы - фотографии, рисунки о национальном костюме, тексты интервью с местными жителями, вырезки из газет и журналов.

Занятие 2.
На этом занятии ребята обсудили в своих группах собранный каждым материал, заготовки для общего проекта. Все ребята принесли красивые фотографии, рисунки, интересные рассказы местных жителей. Каждому хотелось, чтоб на общешкольном стенде именно его фотография или рисунок заняла соответствующее место. Но в общей работе не бывает конкурентов, так как ребята понимают, что важен результат, что кто-то лучше всех рисует, кто-то мастерски фотографирует, а кто-то лучше представит на защите и презентации. Разработали общий план, сценарий своей части проекта, договорились о дальнейшей работе.

Занятие 3.
Защита проектов каждой группой с соответствующей демонстрацией подготовленных наглядных материалов, чтоб понять, что будет помещено на стенде, а над чем надо поработать. Ученики творчески подошли к этому этапу работы над проектом, все 3 группы подготовили свой сценарий, куда включили показ фотографий, и наиболее удачные рисунки, самые интересные рассказы о национальном костюме. К концу занятия ребята пришли к выводу, что фотографии необходимо поместить почти все, а рассказы объединить и написать один коллективный текст для фотостенда.
Создали редакционную группу для оформления результатов исследовательской работы, согласовали место в школьном музее, где проект займет свое место.

Оценка эффективности.

Как руководитель, хочу сказать о том, что это исследовательская работа, но необходима организация внешней оценки на всех этапах проекта, так как только таким образом можно отслеживать их эффективность, необходимость своевременной коррекции. Хотя в исследовательских проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу нужно, чтоб вовремя прийти на помощь, если потребуется (но не в виде готового решения, а в виде совета). При этом здесь, как и при обучении в сотрудничестве, оценка необязательно должна выражаться в виде отметок. Можно просто поощрить ребёнка словами: «Молодец», «У тебя все получается».

Рассуждения после презентации проекта.

Презентация проекта проходила на вечере «Деревенские посиделки» с приглашением гостей, дети рассказывали о том, как они работали над проектом, показали результат своей кропотливой работы.
Я была удивлена. Дети с таким интересом, желанием рассказывали о национальном костюме, традициях и обычаях своего народа. Это показывает тесную связь поколений, выражает любовь и уважение к малой родине.
После разговоров с родителями, учителями, учениками прихожу к мысли о том, что метод проектов дает возможность учащимся свободно владеть словом, уметь использовать его в разных ситуациях.

Результаты исследовательской работы.

Одеяния татар – это целая симфония, вобравшая практичность и творческую фантазию, строгие каноны и едва ли не безбрежную вариативность.
20 век с его индустриализацией и интернационализацией всех сторон жизни унифицировал быт татар – равно как и русских, и, к примеру, удмуртов или бурят. Национальные одежды стали экспонатами музеев. И вроде бы ничего с этим не поделаешь. И все-таки «Старые хвалим года, но в новое время живем мы: то и другое должны мы одинаково чтить», - внушал в начале 1 века нашей эры римский поэт, Овидий. Почитание «Старых годов» должно воплощаться хотя бы в любопытстве к ним и использовании хотя бы каких-то элементов прежней «моды». В том числе и в одеяниях.
В давние времена одежда татарских купцов очень отличалась от платья всех других народов, что заслуживало особенного внимания. Мужчины носили рубашки (кульмяк) из ситца. Штаны были широкие из ситца или иногда из шелковой материи чёрного или синего цвета. На ноги надевали ичиги, которые были вышиты различными узорами.



Головные уборы мужчин были разные. В основном все носили шапочку (тюбетей), которая была вышита узорами.
Зимой в основном носили теплую шапку (бурек). Она была сшита из толстого бархата или с бобровым мехом. Меховые шапки носили лишь состоятельные татары.



Обувь молодых и старых мужчин не отличалась друг от друга. В холодную погоду на ноги надевали сапоги (унты) из меха или из бараньей шерсти. Но в селах старались носить валенки. Летом и осенью носили ичиги.


Татарская женская одежда была очень изящной и интересной. Молодые девушки носили колпак с бахромою. Замужние женщины вместо колпака носили на голове шелковый или парчовый платок (занар яулык), остроконечный, склоняющийся концом на правую сторону.



Платья (кульмяк) были из ситца, или из китайки, или шелковые, пестрые, длиною до пят, внизу с тройными оборками и с лентами. Молодые девушки любили носить платья, вышитые маленькими разноцветными монетками из тонкого железа.



К каждой одежде нужно было подобрать и украшения, которые были главным компонентом одежды татарской женщины. Серьги (алка-кашли челдерли) были из серебра или вызолоченные. Ожерелья (каптарма) были изготовлены из вызолоченного серебра, с каменьями, особенно с бирюзами, с вызолоченными рублевиками. На запястье носили браслеты (мерчем-блязек) из вызолоченного серебра с надписями, с камнями, особенно с сердоликами и с бирюзами. У молодых девушек на одном запястье было несколько браслетов, а у замужней женщины по одной на каждом запястье. На пальцы надевали кольца и перстни (джузюк).



На ноги татарки надевали ичиги (читык) – ботинки сафьянные, искусно выстроченные шелком и вышитые золотом, красные, желтые и зеленые. Летом носили туфли из кожи или тряпичные, вышитые узорами.



Для красоты и как дополнение к платью девушки и женщины носили камзол без рукавов, длиною до колен, из шелковой материи с позументами и с карманом на правой стороне для носового платка (кулъяулык), который татарки никогда не носили на руках.



Лет 35 назад у татарок был головной убор из шелковой материи, покрытый русскими позолоченными рублевиками, с кораллами и с жемчугом; вверху этот длинный конус оканчивался вызолоченной пуговкою. Во всем этом головном уборе было весу 20 фунтов. Его надевали только во время праздников. Этот костюм ныне вышел из моды.
Однако, нужно отметить, что раньше, в 1800 и до начала 1970 годов татарки наряжались лишь одному только мужу, или сестрам своим, или другим своим подругам: потому что женщинам у татар не разрешалось показываться чужим мужчинам. Но во время праздников, где собиралось большое количество людей, они прикрывали своё лицо платком.



В этих национальных костюмах сельчане с большим удовольствием выступают в районных и областных смотрах художественной самодеятельности, в концертах.
Национальные костюмы, предметы одежды бережно хранятся и в школьном музее. От них дуновение наших предков, их незабываемая история.
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический проект" | Добавил: makaeva22
Просмотров: 2148 | Загрузок: 145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик