СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогический проект"

Проект "Организация совместной детско-взрослой проектной деятельности в условиях гимназии-интернат"
[ Скачать с сервера (56.2Kb) · Скачать удаленно (161 КБ) ] 12.01.2014, 18:51
ПРОЕКТ
«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ПРОЕКТ-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ-ИНТЕРНАТ»

Авторы:
Петряева Наталья Владимировна, воспитатель ГБУ ОШИ ГЖГИ
Федосеева Анна Николаевна, воспитатель ГБУ ОШИ ГЖГИ

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Понятие проектной деятельности в педагогической литературе.
2. Особенности организации проектной деятельности воспитанниц в гимназии-интернат.
3. Разработка проекта «Организация совместной детско-взрослой проектной деятельности в условиях гимназии-интернат».
Заключение.
Список литературы.
Приложение.


Введение
Разработка данного проекта обусловлена введением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее ФГОС ОО) в образовательный процесс образовательного учреждения и государственной политикой в области образования, отраженной в доку-ментах:
- Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации (стратегия до 2020 г.),
- Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях;
- национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и др.
Происходящие изменения в сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра целевых установок и педагогических средств, а также развития новых способов образования и внедрения педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с творческой инициативой, умением самостоятельной работы в информационных полях.
Международные исследования подтверждают факт, что функциональная грамотность российских школьников значительно уступает по тем же показателям функциональной грамотности обучающихся из стран с развитой экономикой. Исходя из этого, ФГОС ОО рекомендуют решить проблему посредством погружения воспитанниц в проектную и исследовательскую деятельность. Такая деятельность будет не только способствовать формированию у детей общечеловеческих ценностей, но и, погрузив их в практическую деятельность, научит поиску и решению проблем, разовьет ключевые компетентности.
Разработчики проекта учли условия и потребности образовательного учреждения «Губернаторская женская гимназия-интернат», обусловленные спецификой образовательного заведения - учреждения социально-го воспитания. В условиях интерната воспитанницы находятся круглосуточно, а значит процесс воспитания, будучи неотъемлемой частью процесса обучения, не прекращается после уроков, а напротив – осуществляется системно и целенаправленно.
Вместе с тем, анализ воспитательной работы позволил установить, что просто следовать методическим рекомендациям по решению данной проблемы мало: педагоги признали необходимость использовать в своей работе метод проектов как наиболее перспективный. В то же время они отметили недостаточность собственного уровня теоретической и практической подготовки к организации проектной деятельности с превалированием позиции руководителя в организации совместной деятельности с воспитанницами.
Вследствие этого мы видим противоречие между требованием использовать в организации внеурочной деятельности новые продуктивные формы работы с одной стороны и недостаток опыта в овладении этими формами – с другой.
Таким образом, была выявлена проблематика взаимодействия субъектов воспитательной деятельности образовательного учреждения (в силу несформированности единого воспитательного пространства гимназии) с закономерной разрозненностью усилий субъектов воспитательной деятельности (в силу недостатка уровня профессиональной подготовки педагогических кадров по вопросам организации совместной детско-взрослой проектной деятельности). Проблематика выявила актуальность работы, обусловив выбор темы и определив цель:
Изучение подходов к пониманию проектной деятельности в педагогической литературе и разработка проекта совместной детско-взрослой проектной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать педагогическую литературу по теме;
2. Выявить особенности организации проектной деятельности воспи-танниц гимназии-интернат;
3. Разработать проект «Организация совместной детско-взрослой проектной деятельности в условиях гимназии-интернат».
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
- теоретические (анализ, обобщение, моделирование и проектирование);
- эмпирические (наблюдение за процессом и результатами деятельности субъектов);
- педагогический эксперимент (проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу);
- опрос (беседы, анкетирование) педагогов, воспитанниц, родителей;
- анализ учебно-методической документации, обобщение педагогического опыта, методы тестирования и рейтинговой оценки.
Объект исследования – совместная деятельность детей и взрослых.
Предмет исследования – организованная совместная детско-взрослая проектная деятельность в условиях гимназии-интернат.
Гипотеза – организация совместной проектной деятельности воспитанниц гимназии-интернат будет успешной, если она осуществляется целенаправленно и системно на основе разработанного проекта.
Концептуальная идея проекта – предоставление всем участникам образовательного процесса возможности для создания и реализации моде-ли совместной детско-взрослой проектной деятельности.
Структура работы:
Введение
1. Понятие проектной деятельности в педагогической литературе
2. Особенности организации проектной деятельности воспитанниц в гимназии-интернат
3. Разработка проекта «Организация совместной детско-взрослой проектной деятельности в условиях гимназии-интернат»
Заключение
Список литературы
Приложение  
I. Понятие проектной деятельности в педагогической литературе
Анализ информационных источников показал, что по данной проблеме накоплен определенный научный фонд.
Словарь С. И. Ожегова дает следующее значения слова проект:
1) разработанный план сооружения, устройство чего-нибудь; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) план, замысел; 4) «брошеный вперёд». Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности. Проект – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. [4]
Проектная деятельность не является новшеством (она связана с име-нами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо применить полученные знания, а так же совершенно новые знания, приобрести которые еще толь-ко предстоит. Учитель может подсказать нужные источники информации, направив тем самым творческий поиск учеников в нужное русло. В результате ученики самостоятельно и в совместных усилиях решают постав-ленную проблему, привлекая необходимые знания подчас из разных областей, что придает их деятельности небывалую значимость, а приобретаемым знаниям – несравненно большую глубину и полноту. Вся же работа над проблемой приобретает контуры проектной деятельности.
Русские педагоги основы проектного метода разрабатывали параллельно с американскими педагогами. Группа педагогов-исследователей под руководством С.Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Массовое внедрение в двадцатые годы в отечественные школы прошлого столетия данного метода не оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный метод не использовался. Наиболее успешно он стал применяться в отдельных регионах России с 1993 года в рамках программы «Технология». Под методом проектов в образовательной области «Технология» понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. [4]
Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям ХХI века и предусматривает умение адаптироваться в стремительно изме-няющемся мире. Современное государство и общество нуждается в соци-ально и профессионально компетентных людях, способных принимать ре-шения в кризисных ситуациях и брать на себя ответственность, обладаю-щих широтой взглядов и способностью к непрерывному образованию и творчеству.
Одним из современных интенсивных методов образовательного процесса является проектная деятельность, осуществляемая на уроках и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность является одним из важ-нейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Участники проект-ной деятельности получают возможность попробовать свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации в образовательном учреждении и в обществе в целом.
Кроме того, проектная деятельность позволяет успешно решать основные задачи ФГОС ОО, направленные на достижение воспитательных результатов на трех уровнях:
• Социальная проба – когнитивный (первый) уровень;
• Социальная практика – эмоционально-волевой (второй) уровень;
• Социальное проектирование – деятельностный (третий) уровень. [1, 46]
Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» опре-деленный комплекс идей, достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Его активное внедрение помо-жет решить проблему недостаточной мотивации воспитанниц, с их отчуж-денностью от проблематики и ценностей современного общества, оторван-ностью знаний от жизни и недостаточную обеспеченность учебными мате-риалами.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, которая имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение об-щего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапах его достижения. [2]
Проектную деятельность можно представить как:
- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанницы;
- способ взаимодействия с окружающей средой;
- поэтапную практическую деятельность по достижению поставлен-ной цели.


II. Особенности организации проектной деятельности воспитанниц в гимназии-интернат
Овладение самостоятельной проектной деятельностью воспитанницами в гимназии-интернат должно быть выстроено в виде целенаправлен-ной систематической работы.
Для воспитанниц старших классов, которые обучаются в гимназии-интернат, темы и проблемы проектных работ подбираются с учетом личностных предпочтений каждой воспитанницы. Предпочтительными являются индивидуальные или мини-групповые формы работы.
Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому процесс обучения проектной деятельности рассматривается как творчество воспитанниц в процессе комплексной и многоэтапной практической деятельности и осуществляется в форме проектов по той же схеме, что и для взрослого человека.
Проект с точки зрения воспитанницы — это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, публично продемонстрировать достигнутый результат. Проектная деятельность направлена на решение проблемы, сформулированной самими воспитанницами, и самостоятелный поиск способа её решения.
Эта работа выявляет не только положительные качества воспитанницы, но и позволяет обнаружить слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать. Работа над проектом позволяет по-чувствовать значимость своей деятельности, повышает их социальный ста-тус в классе, гимназии, районе, открывает новые возможности и перспективы.
Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить не-сколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От воспитанницы требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, подчас приходится самостоятельно добывать необходимые знания, учитывать интересы других членов группы, находить нужную информацию, идти на компромисс, распределять обязанности, проделывать конкретную работу. Таким образом, девушки при-обретают информационные компетентности и социальные компетентности решения проблем. Разрешая конкретные жизненные задачи, выстраивая отношения друг с другом, познавая жизнь, абсолютно все получают необходимые для этой жизни коммуникативные компетентности. [3]
Проект с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у воспитанниц, а именно учит:
• проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке за-дач, вытекающих из этой проблемы);
• целеполаганию и планированию содержательной деятельности;
• самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
• поиску материала, отбору актуальной информации и усвоению не-обходимого знания;
• реализации проекта;
• представлению результатов своей деятельности и хода работы;
• презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, моделей, театрализации, видео и др.);
• практическому применению знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
• выбору, освоению и использованию подходящей технологии подготовки продукта проектирования;
• проведению исследования (анализу, детализации и обобщению). [4]
Важную роль в организации проектной деятельности выполняет педагог, его деятельность изменяется на разных этапах. На подготовительном этапе она заключается в инициации идеи проекта и оказании помощи в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта педагог вы-ступает в роли помощника-консультанта по отдельным вопросам и выражается в координации действий. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку педагог принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
Метод проектов в гимназии характеризуется активной позицией воспитанниц, новой ролью педагога, выступающего не транслятором знаний и умений, а консультантом, советчиком, фасилитатором, участником совместной проектной деятельности, что в совокупности обеспечивает по-лучение прогнозируемого результата. Переход педагога с позиции лидера в позицию консультанта дает возможность воспитанницам проявлять инициативу и самостоятельность в процессе выполнения проекта. В проектной работе весь процесс ориентирован на воспитанницу, ведь, прежде всего, учитываются её интересы, её жизненный опыт и её способности.
Совместная детско-взрослая проектная деятельность направлена на саморазвитие воспитанниц и педагогов, а так же на гибкую, личностно-ориентированную организацию воспитательной работы. Что нас как педагогов привлекает в данном методе? В первую очередь, возможность настоящего дела, когда воспитанница видит результат своего труда и понимает важность своей деятельности, начинает верить в собственные силы в талант, что делает ее, безусловно востребованной и интересной. Через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле – девушка ощущает собственную значимость и успешность и приобретает способность преодолевать различные проблемные ситуации. Кроме того, проектная деятельность хороша тем, что во время работы над проектом каждая воспитанница находит себе дело по душе и по своим возможностям, что обеспечивает и активность, каждой участницы проекта.

III. Разработка проекта «Организация совместной детско-взрослой проектной деятельности в условиях гимназии-интернат»
Соотнесение государственных ориентиров и потребностей образовательного учреждения привело к поиску эффективных форм работы педагогов с воспитанницами, позволяющих развивать их в соответствии с требо-ваниями Программы развития образовательного учреждения через си-стему реализации воспитательной программы посредством выполнения проектов. Все эти аспекты были рассмотрены и учтены в процессе созда-ния данного проекта.
Совместная детско-взрослая проектная деятельность, реализуемая в гимназии-интернат, по мнению разработчиков проекта, будет способствовать успешному социальному становлению личности воспитанницы, развивать познавательную и социальную активность, она практико-ориентирована, носит творческий характер, всегда направлена на конкретные нужды, инициирует нестандартные решения.
Разработка и внедрение совместной детско-взрослой проектной деятельности, будет способствовать также повышению эффективности науч-но-методического сопровождения воспитательной работы, способствовать повышению квалификации педагогов и даст участникам опыт проживания разнообразных моделей партнерства в ходе совместной деятельности.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Наименование проекта: Организация совместной детско-взрослой проектной деятельности в условиях гимназии-интернат.
Разработчики проекта: Петряева Н.В., воспитатель ; Федосеева А.Н., воспитатель.
Исполнители проекта: Воспитатели и воспитанницы ГБУ ОШИ ГЖГИ.
Соисполнители по проекту: Классные руководители, педагоги-предметники, педагоги ДО, психологи.
База реализации проекта: ГБУ ОШИ ГЖГИ.
Цель: Создание и реализация модели совместной детско-взрослой проектной деятельности.
Задачи:
1. Разработать модель и нормативно-правовую базу по организации совместной детско-взрослой проектной деятельности;
2. Разработать и реализовать проект, способствующий социальному становлению воспитанниц в рамках работы по программе воспитания «Время БлагоДарения»;
3. Проанализировать и сопоставить полученные и ожидаемые результаты в отношении создания модели детско-взрослого взаимодействия.
Сроки реализации проекта: Проект рассчитан на 1 год .
Область изменения:
• Увеличение доли педагогов и воспитанниц, вовлеченных в реализацию проектной деятельности;
• Мотивация педагогов и воспитанниц;
• Способности, качества и умения, необходимые для реализации проекта;
• Социализация воспитанниц.
Продукт проектной деятельности: Модель совместной детско-взрослой проектной деятельности.

Поэтапная деятельность реализации проекта.
Поэтапная деятельность в рамках реализации проекта и соответствующие им нововведения, направления инноваций представлены в таблице 1.
Ожидаемые результаты проекта: Таблица 2.
Ресурсное обеспечение проекта: Таблица 3.

Предполагаемые риски и пути их предотвращения (ликвидации): Таблица 4.

Формы отчетной документации в рамках проекта: эссе, справка, кино, фото и аудиоматериалы, презентация, размещение информации в сети интернет, публикации и пр.
Заключение.
Наша работа, содержит обоснование педагогических возможностей в совместной детско-взрослой проектной деятельности как средства подготовки воспитанниц в условиях гимназии-интернат к жизненному и профес-сиональному самоопределению и обусловлено актуальными потребностями современного общества.
В проекте нами был проведен анализ научно-исследовательских работ и методической литературы по проблемам организации проектной деятельности в школе. Материалы исследования, представленные в работе, позволяют сделать вывод, что метод проектов, который стал повсеместно использоваться в педагогической деятельности со II половины XIX века, сохранил свою актуальность и до настоящего времени.
В работе показано, что проектная деятельность обладает значительным ра[/r]звивающим потенциалом и является одним из оптимальных средств развития интересов воспитанниц, поскольку позволяет учитывать их возрастные особенности и личные интересы. Также представлена модель организации совместной детско-взрослой проектной деятельности в гимназии-интернат как эффективная форма организации воспитательной работы с воспитанницами. Разработана структура совместной детско-взрослой проектной деятельности, реализация которой позволяет участникам этой деятельности выявить собственные предпочтения и интересы.
Данный проект является составной частью программы воспитания и реализуется на базе ГБУ ОШИ «Губернаторская женская гимназия-интернат». Проанализировав результаты реализации проекта в воспита-тельной работе гимназии, можно сделать вывод, что осуществление проектной деятельности:
- дает возможность воспитанницам в реальном деле попробовать свои силы, не ограничиваясь только рассуждениями о своей готовности помогать окружающим;
- способствует формированию социальных способностей, повышает
социальную компетентность, развивает социальные умения, навыки и способствует накоплению социального опыта;
- создает условия для самовыражения и саморазвития личности;
- способствует формированию нормативно-правовой базы для со-провождения организации проектной деятельности в гимназии и накоплению методических материалов «Методической копилки»;
- способствует повышению профессионального уровня педагогов в процессе организации проектной деятельности;
- дает возможность педагогам активно использовать метод проектов в воспитательной деятельности, развивая социальные компетентности воспитанниц.
Эффективность совместной детско-взрослой проектной деятельности подтверждается положительной динамикой показателей. Воспитанницы, в результате осуществления проектной деятельности приобретают массу навыков, умений и раскрывают новые способности, проводят и организуют различные мероприятия и акции в форме проектов, которые реализуются на базе гимназии и в других организациях (реабилитационный центр «Фламинго», д\д «Колосок» и др.).
Основной результат совместной детско-взрослой проектной деятельности – это развитие у воспитанниц уверенности в том, что они могут изменить что-то в окружающем мире или в самих себе. Воспитанницы учатся находить, сравнивать, анализировать материал по проекту, проводить эксперименты, исследования, подводить итоги, делать выводы. Большую работу воспитанницы проводят по подготовке оформления проектных работ, а также по подготовке и проведению презентации. Овладевают практическими навыками пользования сетью Интернет, компьютером и его программами для получения фотографий, слайдов и фильмов. А, главное, воспитанницы учатся выступать перед аудиторией, защищать свои проекты, учатся навыкам ораторского искусства.
По итогам реализации проекта мы получили следующие результаты:
1. Более 85 % воспитанниц 9-11 классов участвуют в проекте.
2. Более 65% педагогов осуществляют с воспитанницами проектную деятельность.
3. В конце учебного года впервые в гимназии была проведена проектная неделя. В ней приняли участие 38 воспитанниц 11 классов. На защиту было представлено 14 проектов. Воспитанницы 9-10 классов представили промежуточные результаты реализации своих проектов. Защита проектов позволила выявить «Золотой фонд» воспитанниц гимназии, интеллектуально-развитых, интересующихся жизнью общества и гимназии в частности, способных реально оценить существующее положение вещей и предложить свое решение.
4. В ходе апробации проекта была подтверждена эффективность разработанной модели организации совместной детско-взрослой проектной деятельности в гимназии-интернат. Анализ статистических данных подтвердил выдвинутую в проекте гипотезу относительно эффективности организации совместной детско-взрослой проектной деятельности в гимназии-интернат.
Таким образом, организация совместно-детской проектной деятельности формирует у воспитанниц активную гражданскую позицию, дает возможность применять свои знания на практике и в жизни, не оставаться в стороне, быть уверенными в себе и в своих силах, в возможности помочь ближнему. Несёт потенциал нравственного воспитания, учит девушек со-участию и сопереживанию, что сегодня особенно актуально. Совместный детско-взрослый проект позволяет участникам раскрыть в себе одно из самых лучших человеческих качеств: умение трудиться на благо ближнего и получить радость и удовлетворение от этого труда.

Список литературы
1. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении [Текст]: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ Н.Ю. Пахомова — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.
2. Гилева Е.А. Проектная деятельность в технологическом образовании как средство подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению [Электронный ресурс]/Е.А. Гилева//Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - http: // www.dissercat.com/content/proektnaya-deyatelnost-v-tekhnologicheskom-obrazovanii-kak-sredstvo-podgotovki-shkolnikov-k-#ixzz2hlUdHvEq
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Электронный ресурс]/А.В. Хуторской// Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа – 10 сентября 2002 г.) - http: // www.eidos.ru/conf/
4. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» [Электронный ресурс]/Электронный учебник/ http://bg-prestige.narod.ru/proekt/
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический проект" | Добавил: НВП72 | Теги: проект
Просмотров: 1543 | Загрузок: 381 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик