СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогический проект"

Профессии каждые важны, профессии каждые нужны…»
[ Скачать с сервера (87.5Kb) ] 10.01.2014, 23:09
Г[/l]ОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ
«ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Утверждено
Решением педагогического совета
Протокол № от «______»_____________201 г
Директор ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних»
____________________________О.Н.Ченский

Программа профориентации для подростков
«Профессии каждые важны, профессии каждые нужны…»

Возраст детей 11-17 лет
Срок реализации: 6 месяцев
Автор программы:
Попова Елена Владимировна
Тип программы: общеобразовательная.



Черногорск-2013г.



СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………….2.

2. Цель программы…………………………………………………………………. 2

3. Задачи …………………………………………………………………………….. 2

4.Программа………………………………………………………………………… 3

5. Учебно-тематический план…………………………………………………….. 4

5.1.Тематический план занятий…………………………………………………….. 4

6.Содержание программы………………………………………………………… 6
6.1. Раздел I « Мир профессий»……………………………………………………. 6
6.2. Раздел II «Маршруты в мир профессий»…………………………………….. 7
6.3 Раздел III «Я и мир профессий»……………………………………………….. 8
6.4 Раздел IV «Шаг в профессию»………………………………………………… 10

7. Методическое обеспечение……………………………………………………..12

8.Список использованной литературы………………………………………… 28


1.Пояснительная записка
Современное российское общество, вступая в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в сложных политических, экономических, социальных и культурных условиях. Поэтому на основе современной педагогической деятельности должна быть предусмотрена концепция формирования социально активной, творческой личности, способной осуществлять адекватный выбор относительно различных сфер жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. Проблема выбора наиболее актуальна на современном этапе для выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов т.к. они имеют наименее благоприятные перспективы в социально-трудовой реабилитации. У таких детей профессиональное самоопределение затруднено не только из¬-за бедности жизненного опыта, но и связи с ограниченностью их знаний о профессиях, о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы работать. Им трудно устроиться на работу или продолжать обучение, т.к. нет необходимости уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
2. Цель программы:
формирование знаний по профориентации у несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра
3.Задачи:

-изучить и сформировать у воспитанников, в процессе обучения, осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и способностями каждого, с учетом потребностей региона;
-ознакомить несовершеннолетних с профессиями и специальностями, учреждениями и организациями и перспективами их развития;
-создать условий для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы;
-привлечь детей к техническому и художественному творчеству и повышение значимости творчества, в выборе профессии;
-организовать профессиональное консультирования через Центр Занятости;

4. Программа

Программа состоит из следующих разделов:
Раздел 1 Мир профессий - реализуется с воспитанниками 5-6 классов (11-1 3 лет);
Раздел II Маршруты в мир профессий - реализуется с воспитанниками 7 классов (13-14 лет);
Раздел III Я и мир профессий - реализуется с воспитанниками 8 классов (14-15 лет):
Раздел IV Шаг в профессию - реализуется с воспитанниками 9 классов (15-17 лет)..

Программа реализуется последовательно, со всеми детьми, возрастом от13-18 лет
Программа профессиональной ориентации учащихся рассчитана на 60 часов. Занятия проводятся систематически в течении полугодия.
Программа по профессиональной ориентации воспитанников является комплексной по содержанию, т.е. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы:
• профдиагностика;
• помощь в изучении и использовании своих личных особенностей;
• проблемно-игровые ситуации; экскурсии на предприятия и в ПУ; беседы;
• деловые игры;
• встречи учащихся с представителями профессий, выпускниками школы;
• консультации;
• дискуссии;
• круглые столы;
• выставки и конкурсы профессионального мастерства и др.

Реализации программы позволяет:
-овладеть детям знаниями и умениями, необходимыми для адекватного выбора будущей профессией;
- овладеть информацией о мире профессий и уметь соотнести информацию со своими особенностями;
- уметь принимать решения и уметь планировать свою профессиональную жизнь;
- сформировать профессиональную направленность личности и общественно значимые мотивы выбора профессии.

5.Учебно-тематический план
программа рассчитана на 60 часов включает 4 основных раздела

№ Раздел Кол-во
п/п часов
1 Мир профессий 12
2 Маршруты в мир профессий 11
3 Я и мир профессий 17
4 Шаг в профессию 20
Всего 60


5.1.Тематический план занятий
№ Раздел К-во ч
Раздел 1. Мир профессий 13
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10 Знакомство с миром профессий
Мир профессий большой
Профессии, которые получаем в школе
Моя профессия-швея
Моя профессия- столяр
Моя профессия - штукатур-моляр
Профессии наших мам
Рабочие профессии
Я и профессия
Мой выбор профессии 2
1
1
1
1
1
1
2
1
2
Раздел II Маршруты в мир профессий 11
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9 Что ты знаешь о мире профессий?
Встреча с миром профессий
Моя будущая профессия
Твой выбор профессии
Защита профессии
Профессиональная экскурсия
Знакомство с профессией мастер по ремонту обуви
Как выбрать профессию?
Выбор профессии- первые шаги 1
1
2
1
1
1
1
1
2

Раздел ПI. Я и мир профессий 18
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10 Введение в мир профессий
Типы профессий
Что я знаю о мире профессий
Сама нужная профессия в моей жизни
Призвание и как его найти
Экскурсия на предприятие
Что влияет на выбор профессии?
Мир профессий наших родителей
Моя профессия - цветовод
Секреты выбора профессии 1
2
1
1
1
2
2
1
3
3
Раздел IV. Шаг в профессию 21
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13 Человек и профессия
Характер и выбор профессии
Профессий много - выбери одну
Твое здоровье и будущая профессия
Знатоки профессии
Принципы выбора профессии
Ошибки при выборе профессии
Встреча с работниками Центра занятости молодежи
Устройство на работу
Экскурсия в техникум
Я ремеслом своим горжусь
Куда пойти учиться?
Мой профессиональный выбор 2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
1
1
2

6.Содержание программы:
6.1.Раздел I « Мир профессий» (13 ч.)
Раздел направлен на формирование у учащихся любви и добросовестного отношения к труду; интереса к профессиям родителей; интереса к массовым профессиям.

Тема 1 Знакомство с миром профессий (2ч)
Знакомство с понятием « профессия»
Загадки о профессиях
Письменные мини-сочинения «Что я знаю о профессиях?»

Тема 2 Мир профессий большой (1 ч.)
Работа с пословицами
Игра « Угадай профессию»

Тема 3 Профессии , которые получаем в школе (1 ч.)
Презентация профессии - швея, штукатур-маляр, столяр
Игра «Знатоки профессий»
Выставка рисунков

Тема 4 Моя профессия-швея (1 ч.)
Защита профессии
Практическая работа
Выставка работ «Все умеют наши ручки»

Тема 5 Моя профессия-столяр (1 ч.)
Презентация профессии Конкурс «Лучший мастер»

Тема 6 Моя профессия-штукатур-маляр (1 ч.) Творческое представление профессий Конкурс «Наши руки не знают скуки» Организация выставки рисунков.

Тема 7 Профессии наших мам ( 1 ч.) Творческое представление профессий
Организация выставки рисунков «Мамы всякие важны - мамы всякие нужны»

Тема 8 Рабочие профессии (2 ч.)
Презентация профессии дворник, помощник воспитателя Встреча с представителями этих профессий

Тема 9 Я и профессия (1 ч.)
Путешествие по заданию-маршруту Игра «Кем быть?»

Тема 10 Мой выбор профессии (2ч.)
Творческое представление профессии Конкурс «Что я знаю об этой профессии?» Анкета «Моя будущая профессия»

6.2 Раздел II Маршруты в мир профессий (11 ч.)

Раздел направлен на формирование у учащихся профессиональной направленности; на выявление связи особенностей характера человека и его профессионального выбора.

Тема 1. Что ты знаешь о мире профессий? (1 ч.)
Заочное путешествие по миру профессий.
Типы профессий

Тема 2. Встреча с миром профессий (1 ч.)
Карта мира профессий
Анкета на выявление профессиональной направленности

Тема 3. Моя будущая профессия (2 ч.)
Выбор в жизни человека
Как выбирать профессию
Анкета «Моя будущая профессия»

Тема 4. Твой выбор профессии (l ч.)
Групповые рассуждения о выборе профессии.
Игровое упражнение «Кто есть кто»

Тема 5 Защита профессий (1 ч.)
Творческое представление профессии «столяр»
Творческое представление профессии «швея»
Творческое представление профессии «штукатур-маляр»
Практическая работа по защите профессий

Тема 6 Профессиональная экскурсия (1 ч.)
Экскурсия в мастерскую по ремонту обуви.

6.2. Раздел III «Я и мир профессий» (18 ч.)

Раздел направлен на развитие профессионального сознания учащихся; на формирование у учащихся личностного смысла выбора конкретной профессии.

Тема 1 Введение в мир профессий (l ч.)
Выбор в жизни каждого человека
Основные принципы выбора профессий

Тема 2 Типы профессий (2 ч.)
Понятие «типа» профессий
Знакомство с условными названиями типа профессий
Разбор профессий по типам: человек - человек, человек -природа, человек-техника, человек -знак, человек -художественный образ
Анкета « Твой тип профессии»

Тема 3 «Что я знаю о мире профессий» (2 ч.)
Игровое упражнение «Цепочка профессий»
Заполнение диагностического опросника.
Анализ и обсуждение результатов

Тема 4 Самая нужная профессия в моей жизни (l ч.)
Соотношение своего образа с различными профессиями.

Тема 5 Призвание и как его найти? (1 ч.)
Понятие «призвание»

Знакомство с возможными требованиями, предъявляемыми к профессиям человека.

Тема 6 Экскурсия на предприятие (2 ч.)





Понятие «принципа выбора» Игра «Кем быть?»
Разбор схемы «принцип выбора профессии» Тест «выбор профессии»
Ошибки выбора профессии
Обмен мнениями

Тема 7 Как выбрать профессию (1 ч.)
Заполнение опросника Айзенка Анализ и обсуждение результатов

Тема 8 Мир профессий наших родителей (1 ч.)
Представление профессий своих родителей Выставка рисунков «Профессия моих родителей»

Тема 9 Моя профессия - цветовод (3 ч.)
Экскурсия в тепличный комплекс
Беседа - ознакомление с профессией

Интервью с работником тепличного комплекса Практическое задание «Подари цветку новую жизнь»
Тема 10 Секреты выбора профессии (3 ч.)
Разбор понятия «склонности»
Игра «Имитация»
Заполнение опросника Е.А.Климова Групповое обсуждение работы над текстом

Тема 11 Встреча с выпускниками школы
Я б в рабочие пошел» (1 ч.) Рассказ о профессиях, выбранный выпускниками. Практические советы по выбору профессии. Обмен мнениями.


6.3. Раздел IV Шаг в профессию (21ч.)

Раздел направлен на формирование у учащихся самоопределения; подготовки учащихся к самостоятельному выбору профессии.

Тема 1 Человек и профессия (2 ч.)
Понятие профпригодности.
Требования, предъявляемые профессиями к человеку.
Профессиональное прогнозирование.
еку.


Тема 2 Характер и выбор профессии (2 ч.)
Взаимосвязь характера с профессиональной успешностью.
Знакомство с основными чертами характера.
Тест «Мои особенности»

Тема 3 Профессий много - выбери одну (2 ч.)
Разбор понятий, «склонности» и «интересы»
Заполнение «Карты интересов»
Анализ и обсуждение результатов


Тема 4 Твое здоровье и будущая профессия (2 ч.)
Здоровье - важный фактор при выборе профессии. Медицинские противопоказания на состояние здоровья.




Тема 5 Индивидуальные способности и выбор профессии (2ч.)
Характерные особенности людей разных профессий
Игра «Знатоки профессий»
Анкета «Мои индивидуальные способности»

Тема 6 Принципы выбора профессии (2 ч.)
Понятие «принципа выбора» Игра «Кем быть?»
Разбор схемы «принцип выбора профессии». Тест «выбор профессии»
Ошибки выбора профессии .
Обмен мнениями

Тема7 Посещение швейного цеха .
Обмен мнениями и впечатлениями.

Тема 8 Встреча с работниками Центра занятости молодежи (1 ч.)
Информация о регистрации в Центре занятости молодежи Права обратившихся в Центр занятости.
Виды предоставляемых услуг Центра занятости.

Тема 9 Устройство на работу (1 ч.) Правила знакомства с работодателем
Пакет документов. Написание заявления о приеме на работу.

Тема 10 Экскурсия в профессиональное училище (2 ч.) Экскурсия по корпусам техникума. Знакомство с условиями поступления. Знакомство с организацией учебной деятельности .

Тема 11 Я ремеслом своим горжусь (1 ч.)
Вести - интервью со швейных мастерских
Вести - интервью с мастерских по столярному делу

Тема 12 Куда пойти учиться? (1 ч.)
Информация об учебных заведениях республики Хакасия.
Пакет документов для поступления .

Тема 13 Мой профессиональный выбор (2 ч.)
Проектирование учащимися своего профессионального выбора.

Понятие «профессиональный» выбор. Защита проектов


Методическое обеспечение

Основные методы обучения и воспитания.
Основные методы обучения и воспитания, применяемые в ходе реализации программы, выбраны с учётом возможностей обучающихся возрастных и психофизических особенностей детей и подростков, направлены на реализацию их интересов и способностей.
Главная задача – сделать работу на занятиях активным процессом, способствующим запоминанию материала, выработки конкретных умений, развитию мышления и самостоятельности детей.
На занятиях используются:
Методы формирования сознания – методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. Анализ воспитывающих ситуаций: беседа, дискуссия, пример, рассказ, диалог.

Наглядные методы: наглядные материалы, картины, рисунки, фотографии, журналы, чертежи, демонстрационные материалы: использование ТСО.

Методы проблемного обучения: проблемное изложение материала; постановка проблемных вопросов; создание проблемных ситуаций; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств.

Метод игры: игры развивающие, познавательные, ролевая, познавательная игра.

Метод активной познавательной деятельности: диспут, обсуждение сообщений, защита проекта, викторина, мозговая атака, познавательная игра, час вопросов и ответов.

Проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное искусство; музыка; хореография.

Психологические и социологические методы и приёмы, используемые при проведении занятий: анкетирование; разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование; психологические тесты; создание и решение различных ситуаций ( психология общения, социальное окружение); деловая игра.

Методы организации деятельности и опыта поведения – пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения, нравственной мотивации. Осуществляются посредством и поручений, создания воспитывающих ситуаций.

Методы контроля и самоконтроля - пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся педагогические наблюдение, беседа, опросы, анализ результатов деятельности детей, создания

контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги.

Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение, требование.
Дидактический и методический материал необходимый для реализации программы.

Типичные ошибки учащихся при выборе профессии

Профориентация школьников - Просвещение педагогов по вопросам профориентации
1. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации (ученый, дипломат, летчик-испытатель, организатор производства).
2. Пренебрежение к некоторым важным для хозяйства страны профессиям.
3. Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.
4. Перенесение отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
6. Отождествление учебного предмета с профессией.
7. Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии.
Задачи педагогической диагностики
На первом этапе индивидуальной работы с трудными подростками педагогическая диагностика помогает выявить воспитательные возможности педагогов, на которые следует опираться в период профориентационной работы, и обучении.

Методы перевоспитания Назначение Конкретные способы и приемы
Переубеждение Конкретное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных Общественное мнение, пере убеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального опыта
Переучивание Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта. Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социально ценную деятельность, поддержка положительных проявлений.
Взрыв Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении подростка
"Реконструкция характера" Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценное, устраняя отрицательное Система перспектив, выделение ведущего положительного качества, составление программы реконструкции
Переключение Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру Методы и приемы организации социально ценной деятельности
Поощрение и наказание Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость
Самоисправление Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание

Тест на профориентацию — первый шаг к успешной карьере!
-Тест на профориентацию представляет собой комплекс вопросов, отвечая на которые максимально честно, человек проходит объективное тестирование эмоциональных и профессиональных предпочтений, которое позволяет определиться с выбором будущей профессии. Тест на профориентацию помогает выявить интересы и склонность человека к определенной сфере деятельности.
Профориентационные тесты расширяют кругозор человека в мире профессий и определяют его возможное место в нём.
Тестирование позволяет:
• определить свои профессиональные склонности и способности;
• выявить свойства характера и личностные качества;
• прояснить уровень развития своих способностей;
• выбрать отрасль профессиональной деятельности.
Выбор профессии — важнейший этап в жизни любого человека. От правильного выбора будущей профессии зависит вся последующая жизнь. И первым шагом в этом деле является тестирование. Многие организации берут за это немалые деньги. Но мы предлагаем Вам тест на профориентацию бесплатно. Школьникам рекомендуется заниматься определением будущей профессии в старших классах школы, начиная с 8 класса и каждый год, чтобы наблюдать изменение предпочтений или, наоборот, подтверждение уверенного выбора. Тестирование должно проходить в спокойной обстановке. Не стоит приступать к тестированию после экскурсий на предприятия, встреч с представителями профессий или походов в кино, которые могут впечатлить школьника и подтолкнуть к неосознанному выбору профессии. В этом случае подросток может получить только позитивные эмоции без полного представления о профессии.
Тесты на профориентацию учитывают возрастные особенности людей. Тест на профориентацию для школьников очень важен в момент выбора профессии. Однако, и взрослым в период смены профессии или должности он тоже многое даст понять. Очень важно подобрать актуальные тесты, подходящие к конкретной ситуации. Например, перед поступлением на работу вы можете выбрать и самостоятельно пройти тест на определение личностных качеств, которых требует должность: это не только профпригодность, внимательность, память, но и способность принимать ответственные решения, руководить людьми, умение работать в команде или в одиночку. Не бойтесь действовать и менять профессию, несмотря на возраст, место проживания, социальный статус, семью. Ведь жизнь предоставляет множество возможностей!

Мы предлагаем профориентационные тесты, которые помогут вам в выборе будущей профессии. (Вы можете пройти их в режиме онлайн абсолютно бесплатно).
- Тесты на профориентацию проливают свет на разные аспекты человеческой натуры: одни исследуют желания человека, другие тесты на профориентацию проверяют частные способности, третьи — личность человека.
- Профориентация тесты использует в качестве подспорья. Не более того. Вы можете пройти тест, но полностью на них положиться нельзя. Важен разговор со специалистом по профессиям. Психолог воедино сводит всё, что ему удается добыть с помощью интервью и тестов на выбор профессии. В голове психолога работает комбинаторный механизм, гораздо лучший, чем у теста. Психолог вам ответит на вопросы о вашей уникальной жизненной ситуации. Опросник этого не может и не сможет найти вам вуз. Чтобы пройти тесты, вам не надо никуда ехать. В этом разделе есть тесты на профориентацию.
Для каждого из вас найдется своя профессия, в которой вы сможете стать успешными. Предлагаем Вам пройти тест на профориентацию и выбрать правильное направление сферы вашей деятельности.
- Тест "Определение типа будущей профессии"
Инструкция: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь "+", если нет, поставь перед цифрой "-". Если ты сомневаешься, зачеркни цифру.
Утверждения для самооценки 1. Природа 2. Техника 3. Знак 4. Искусство 5. человек
1. Легко знакомлюсь с людьми 1
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить 1
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки 1
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными 1
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить 1
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами 1
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными 1
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах 1
9. мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших 2
1 0. Люди считают, что у меня есть художественные способности 2
11. Охотно читаю о растениях, животных 1
1 2. Принимаю участие в спектаклях, концертах 1
13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин 1

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы 2
15. Легко улаживаю разногласия между людьми 2
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой 2

1 7. Людям нравится мое художественное творчество 2
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными 2

19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме 2

20. я почти никогда ни с кем не ссорюсь 1
21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди 1

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки 1

23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям 2

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д. 1

25. Могу влиять на ход развития растений и животных 2

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов 1

27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения 1

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными 1
29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику 1

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п. 1

Результаты


По каждому столбцу подсчитай алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму, зачеркнутые цифры не считай. Запиши их в строку "Результаты". Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на наиболее подходящий для тебя тип профессии. Малые или отрицатель¬ ные суммы указывают на типы профессий, которых тебе сле¬ дует избегать при выборе. Максимальное число баллов в каж¬ дом столбце — 8.
В соответствии с данной классификацией мир современ¬ ных профессий можно разделить на 5 основных типов:
1 —"Человек - природа";
2 —"Человек - техника";
3 —"Человек - знаковая система";

4 — "Человек - художественный образ";
5 — "Человек - человек".

Анкета (для учащихся) Чтобы не ошибиться при выборе профессии

Готов ли ты к выбору профессии?
Чтобы проверить, насколько ребенок готов сделать первые шаги в выборе профессии, предложите ему такой тест. Отвечать на анкету легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение:
А. Знаешь ли ты:
1.Как называются профессии твоих родителей?
2. Какие учебные заведения они заканчивали?
3.Кем собираются стать твои друзья?
4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
7.Читаешь ли ты книги о профессиях?
8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
9.Помогаешь ли ты родителям в их работе?
10.Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
11.Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
12.Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
13.Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?
14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
15.Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
16.Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
17.Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
18.Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
19.Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?
20.Знаешь ли ты , такие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?
21. как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чм выпускнику общеобразовательной школы?
22. Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?
23. Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
24. Работал ли ты когда – либо в свободное время?
25. Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора?

26.Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?

27.Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?
28. Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
29. Зависит ли материальное благополучии от уровня образования и профессионального мастерства?
30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?
А теперь подсчитай все ответы «ДА»
К этой сумме прибавь по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «Нет» не считаются.
21-30баллов. Ты – молодец! Задался целью и уверенно к ней идёшь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьёзный шаг.
11-20 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием – заботишься о своём будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое – что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя есть достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.

Тест. Профориентация для подростков.
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.
Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Инструкция к тесту«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?» Тестовый материал
1а.Ухаживать за животными. 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а.Помогать больным. 2б.Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.
3а.Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, дисков. 3б.Следить за состоянием развитием растений.
4а.Обрабатывать материалы(дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а.Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б.Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а.Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6б.Тренировать товарищей( или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а.Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б.Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а.Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище 9б.Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а.Лечить животных 10б.выполнять вычисления, расчёты
11а. Выводить новые сорта растений. 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты. 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице. 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. 176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

Название типов профессий по столбцам:
I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
II. «Человек-техника» – все технические профессии.
III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Лист ответов
I II III IV V
1а 1б 2а 2б 3а
3б 4а 4б 5а 5б
6а 6б 7а
7б 8а 8б
9а 9б
10а 10б
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а 16б 17а
17б 18а 18б
19а 19б
20а 20б
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?» http://www.psyoffice.ru/1-111-194.htm

psyoffice.ru » ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения для детей
Профориентационная игра для школьников. Упражнение "Кто есть кто?"
http://www.psyoffice.ru/1-172-432.htm

Смысл игрового упражнения - дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.

Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения ее в классе, В игре могут участвовать от 6-8 до 12-15человек. Время на первое проигрывание –5-7 минут. Процедура игривого упражнения следующая;

1. Инструкция: "Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)".

Еще перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Если игроков ненемало (6-8 человек), то показывать можно, то не одной рукой, а двумя (одной рукой - на одного человека, другой - на другого. Для большего количества участников лучше все это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии (Следует заметить, что в свое время проводились эксперименты (В.Н.Шубкин и др.), показывающие, что прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно). Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.

Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за

партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам нанимало проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где вес сидят плотно друг с другом, в классе боль те простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.

В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участник.

psyoffice.ru » ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения для детей
Профориентационная игра для школьников. Профессия на букву.
http://www.psyoffice.ru/1-173-425.htm
Смысл данного упражнения — расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Упражнение можно проводить в круге (примерно с 10— 15 участниками), а можно использовать и при работе с целым классом. Данная игровая методика очень компактна и занимает совсем ненемало времени (от 5—7 до 10—15 минут) и носит скорее разминочный характер.

Процедура упражнения следующая (при работе в круге):

1. Общая инструкция: “Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача — показать, что мы знаем немало профессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву”.

2. Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа и ход передастся следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно “правильных”) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняю¬щие вопросы.

Желательно больше 5—7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о...), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я...).

При работе с целым классом можно разбиться на 2—3 команды (например, но рядам парт) и уже таким: образом выясните, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность дейст¬вий каждой команды на доске (например, каждый удачный ответ помечается плюсом, а неудачный — минусом), тогда игра станет более наглядной и интересной.

Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются довольно большие возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных про¬фессиях. К нашему удивлению, даже, несмотря, на всю про¬стоту (и кажущуюся примитивность, “детсадовскость”) данного упражнения, проходит оно обычно достаточно ин¬тересно. Как нам однажды рассказал один учитель, попро¬бовавший провести данное упражнение со своими 10-классниками, даже возвращаясь из школы в автобусе, дети продолжали играть и спорить, существуют ли называ¬емые профессии или нет. Поэтому практический психолог и профконсультант должны быть готовы к тому, что даже очень простые, очень даже “неэкзотические” процедуры могут обладать мощным активизирующим зарядом.

Наконец, опыт проведения данного упражнения с профконсультантами (в ходе их подготовки и переподготовки) неоднократно показывал, что даже у специалистов могут возникать определенные затруднения в назывании профессий.
psyoffice.ru » ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения для детей
Профориентационная игра. Отгадай профессию.
http://www.psyoffice.ru/1-168-427.htm
Игра направлена на расширение знаний школьников о мире профессий.

Участники разбиваются на две команды. Одна из команд загадывает профессию, член другой команды должен невербально изобразить названную ему одному профессию, чтобы члены его команды могли ее угадать. Игру можно модифицировать по своему желанию. Например, написать на отдельных листочках названия профессий. Листы перемешать. Каждый из школьников должен вытянеть один лист и изобразить профессию - остальные должны ее угадать.



6. Список литературы

1.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] / под ред. Воронковой В. В. - М.: 1994.
2.Грецов, А. и. Выбираем профессию [Текст] / А. и. Грецов. - М.: 2007
3.Дуброва, Т. и. Иновационные программы обучения [Текст] / Т.И.
Дуброва // Корекционная педагогика. - 2009. - .N~5.- с. 46-51.
4.Климов, Е.А. Как выбрать профессию [Текст] / Е. А. Климов.- М.: 1990
5.Муравьёва,Е.В. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIП вида [Текст] / Е.В. Муравьёва // Корекционная педагогика.¬2009. -.N~5 .- с. 75-79.
6.Пряжников, н.с. Игра. Профконсультация [Текст] / н.с. Пряжников // Школьный психолог. - 2004. -.N~6. - С. 30-38.
7.Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников [Текст] / Т.Л.
Павлова. - М. :2007
8.Пряжников, н.с. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники [Текст] / н. С. Пряжников.- М.: 2007.
9.Розапкина, Г.В. Программа профессионального самоопределения для подростков [Текст] / Г.В. Розапкина.- М.: 2000.
10.Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам [Текст] / М. ю. Савченко.- М.: 2008 11.Черникова, Т. В. Профориентация старшеклассников [Текст] / Т.В.
Черникова.- Волгоград: 2005.
12.Чистякова, С. н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текст] / С. н. Чистякова.- Кемерово: 2007

13. http://www.psyoffice.ru/1-111-194.htm

14.http://www.psyoffice.ru/1-172-432.htm
psyoffice.ru

15. http://www.psyoffice.ru/1-173-425.htm

16.http://www.psyoffice.ru/1-168-427.htm.//

17. http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/konspekt-uroka-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim-mirom



[color=blue]
[l]
lenusya.popova@mail.ru
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический проект" | Добавил: подружка
Просмотров: 2549 | Загрузок: 116 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик