Составила: Г.А. Безус, старший воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад первой категории №41», г. Таганрог
Цель: формирование патриотических чувств, семейной, гражданской принадлежности, ценностного отношения к традициям и культуре родного края. Задачи: • воспитывать любовь и уважение к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; • воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду, героям спорта; • развивать интерес к русским традициям через использование народных подвижных игр; • расширять представления о родном городе и культурном своеобразии, раскрыть роль г. Таганрога в истории России; • формировать эмоционально – ценностное отношение к малой родине. Тип проекта: тематический. Срок: долгосрочный. Участники: педагоги, дети, родители. Для успешной работы по воспитанию у дошкольников патриотических ценностей и культурно – исторических традиций Донского края были созданы следующие условия: • организован мини – музей «Свидетели военных лет» ко Дню Победы; • оформлен стенд «Моя семья в летописи города»; • оформлен лестничный пролет «Знаменитые люди города Таганрога»; • оформлен информационный стенд для родителей; • создан альбом «Герои спорта города Таганрога» • разработан проект «Дошкольникам о А. Чехове» Для реализации созданных условий были разработаны следующие этапы: Организационный этап: • проанализировать педагогическую и методическую литературу (Программа «Родничок» Н.И. Титаренко (Таганрог 2004 г.) и региональная программа «Родники Дона» (Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь и др.); • изучить передовой педагогический опыт дошкольных учреждений по патриотическому воспитанию; • создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом; • организовать совместную деятельность детей и родителей в рамках по реализации авторской методической разработки «Мой край родной»; • организация предметно-развивающей среды «Мой край родной» Содержательный этап: Технология реализации методической разработки «Мой край родной» включает в себя следующие блоки: • I блок «Семья и ближайшее окружение»; • II блок «Народные подвижные игры осенью»; • III блок «Родной свой край люби и знай!»; • IV блок «Россия – Родина моя». Содержание работы по патриотическому воспитанию включает проведение обрядовых праздников и развлечений. Например, «Народные гуляния», «Масленица – дорогая наша гостьюшка годовая», «Праздник государственного флага» - активно применяются народные подвижные игры. В режимных моментах используются казачьи игры: «Плетень», «Невод» «Карась и щуки», «Камушки», «Коршун». Донские казачьи песни, игры и пляски ярко вписываются в праздничные утренники и развлечения. Игры, праздники помогают формировать у воспитанников представления культуре Донского края. Фрагмент реализации содержания блока «Народные подвижные игры осенью» представлен в Приложении Результатами реализации блока «Народные подвижные игры осенью» являются: • использование детьми в активной речи народного фольклора; • умение играть в народные подвижные игры, используя считалки; • знание сказок и народных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства; • активное участие детей и родителей в народных праздниках (знают название праздника, народной игры, поют песни, частушки, читают стихи, заклички). • знание истории русского народного костюма, головных уборов. • использование атрибутов народной культуры в самостоятельной деятельности по организации народных подвижных игр. • бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества. Содержание 3 блока «Родной свой край люби и знай!» представлено в буклете «Все начинается с детства». В нем представлены биография А.П. Чехова, памятные места города Таганрога, связанные с именем А.П. Чехова, а также подборка подвижных народных игр, в которые играл А.П. Чехов и его сверстники Родители являются активными участниками проектов по патриотическому воспитанию детей. Таким образом, в результате реализации проекта «Мой край родной» у детей повысился интерес к малой родине, к ее истории, достопримечательностям, хорошо ориентируются в улицах родного города. Воспитанники с удовольствием включаются в различную деятельность, связанную с изучением памятных мест, достопримечательностей г. Таганрога. Приложение Фрагмент работы по тематическому блоку «Народные подвижные игры осенью» Месяц: октябрь Тема недели: «Терем расписной» Содержание: разучивание народных хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности: Хоровод «Бояре»,«Домики»,«Ручеек»,«Отгадай, чей голосок»,«Перетягивания в парах»; беседы с детьми о русских народных играх, правилах их проведения; беседы с детьми о русской избе, рассматривание иллюстраций по теме. Мероприятия: Выставка рисунков на тему: «Мой терем расписной»; оформление мини-музея «Русская изба»; экскурсия Таганрогский историко-краеведческий музей. Тема недели: «Осенняя ярмарка» Содержание: разучивание народных хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности: «Бои петухов», «Хороводная – огородная», «Ловишки»,«Шишки, желуди, орехи»,«Каравай», «Корзинки»; беседы с детьми и рассматривание иллюстраций о традиции проведении русских ярмарок.(Б. Кустодиев «Ярмарка на Красной площади») Мероприятия: «Осенняя ярмарка» спортивно-музыкальный праздник; конкурс детских работ «Урожай» Тема недели: «На осенний лужок выходи играть дружок» Содержание: разучивание народных хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности: «Золотые ворота», «Дедушка-рожок», «Охотники и утки», «Летели, не летели»; беседы о красоте русской природы, рассматривание репродукций картин И.Грабарь» Осенний день», И. Левитан «Вечерний звон», «Осень», «Золотая осень. Слободка», И. Остроухов «Золотая осень» Мероприятия: «На осенний лужок выходи играть дружок» развлечение с родителями; фото-отчет «Любимые осенние народные игры»; экскурсии в городской парк. Тема недели: «Рябина кудрявая» Содержание: Разучивание народных хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности: «Хороводная – огородная», «Игра с бусами», Хоровод «Рябинушка», «Охотник»; беседы о традициях русского народного праздника «Рябинник», «Лечебные свойства рябины». Мероприятия: Организация русского народного праздника «Рябинник»; составление совместно с родителями альбома «Рябина кудрявая» |