СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогический проект"

Долгосрочный исследовательско-творческий проект на тему « Песок как здоровьесберегающий компонент для развития осязания и мелкой моторики
26.12.2013, 16:55
Долгосрочный исследовательско-творческий проект на тему
« Песок как здоровьесберегающий компонент для развития осязания и мелкой моторики рук у детей в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения и речи»
Вас в гости к себе приглашает
Добрая Песочная Страна.
Здесь каждый может стать волшебником
И смело творить чудеса!
Здесь каждый многому научится,
Много нового узнает, станет добрей
И всё у него получится!
Проблема. Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Поэтому разработанный нами проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения» в настоящее время актуален.
Его Актуальность обусловлена тем, что средства и методы пескотерапии развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность,более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
I этап. Целеполагание. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможности наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. Интенсивное изменение окружающего мира диктует нам, педагогам, необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения речи, коррекции психоэмоциональной сферы, развитию познавательной сферы, осязания и мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации у дошкольников с различной структурой дефекта зрения. Интуитивно мы подошли к таинству «песочной терапии», в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх.
Изначально принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.
Новизной и отличительной особенностью проекта является использование песочной терапии в коррекции познавательных процессов, осязательно-кинестетических ощущений, развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с нарушениями зрения мелкой моторики, тактильной чувствительности, развития речи, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, родители воспитанников групп.
Направления работы:
1. Диагностико-коррекционное
2. Профилактическое
Цель данного проекта- развитие познавательных процессов и тактильной чувствительности посредством пескотерапии у детей с нарушениями зрения.
Задачи:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, безопасности при работе с песком;
2. обогащать представления детей о разнообразных качествах песка (сыпучий, лёгкий), способах действия с ним в зависимости от состояния (сухой, мокрый); формирование предпосылок поисковой деятельности, интереса к экспериментированию;
3. пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные навыки, развивать осязательно-перцептивные действия, мелкую моторику рук;
4. развивать творческое воображение и творческие способности.
Учитывая региональный компонент, что детский сад расположен на берегу Азовского моря, родители становятся непосредственными участниками данного проекта, так как в летний период происходит оздоровление детей на песках нашего теплого морского побережья.
Оборудование:
1. Центр воды и песка.
2.Песочный модуль с деревянными бортами с пластмассовым полупрозрачным дном зеленого цвета и подсветкой для рисования на сухом песке.
3. Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть емкости. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символи-ческую «линию горизонта».
4. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см).
В набор игрушек входят:
- человеческие персонажи;
- животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.);
- транспорт (наземный, водный, космический, и др.);
- растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.);
- бросовый материал (ракушки, веточки, камни, шишки и пр.);
- сказочные герои (злые и добрые);
- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
В летний период планируем использовать разноцветный песок, изготовленный по методике З.де Боно, который поможет больше мотивировать детей к деятельности, проявлять яркие положительные эмоции.

Срок реализации проекта: 1 год (сентябрь-август 2011-2012 уч.год)
При организации проекта:
1- устанавливается контакт с ребёнком
2 - знакомство с песочным полем
Проводятся объяснения. Например: голубые борта – небо, песок - земля, под слоем песка – голубое дно, из которого можно сделать реки, моря, озера.
3 - демонстрация коллекции фигурок
«Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»
4 - знакомство с правилами игр на песке
5 - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия
Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортилла и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят.
6 - завершение занятия, ритуал выхода
Завершая работу в песочнице, дети произносят слова благодарности и песочный модуль выставляется на обозрение родителям и педагогам.

Так как проект еще не завершен, итоги реализации проекта предполагают:
1. Создание эмоциональн0 положительного комфорта и психологической безопасности у детей с нарушениями зрения.
2. Коррекция познавательных процессов, коммуникативных навыков.
1. У детей совершенствуется координация движений, мелкая моторика рук, осязательно-кинестетических ощущений.
2. Закрепляются представления об окружающем мире.
3. Дети научатся «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать композиции на песке.

Педагогический мониторинг включает в себя два направления:
1. Исследование состояния произвольной моторики пальцев рук и осязания у детей с нарушениями зрения.
2. Исследование познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Данные, полученные в ходе диагностики, заносятся в таблицы. Обследование познавательной сферы и состояния ручного праксиса осуществляется с использованием методик в соответствии с ФГТ мониторинга образовательной деятельности по программе «От рождения до школы». Эти методики были дополнены и адаптированы с учетом особенностей детей с нарушениями зрения.
II этап. Разработка проекта
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрали методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме, а также подобрать материал с интернет-ресурсов.
3. Подобрали материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности в песочнице.
4. Разработали «системную паутинку» использования песочной терапии по образовательным областям.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСКА ПО ОБЛАСТЯМ
1. Познание (обогащать чувственный опыт: цвет, величина частичек; твердость, сыпучесть, тяжесть, мягкость, прочность, растворимость. где встречается в природе.
2. Здоровье (песочная терапия, прогревание теплым песком грудь, шею),погреться на песке на пляже.
3. Безопасность (не бросаться песком, АККУРАТНО ИГРАТЬ С ПЕСКОМ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАДАЛ НА ОДЕЖДУ, В ГЛАЗА, В ОБУВЬ
4. Труд ( ПОДМЕТАТЬ ДОРОЖКИ; ОЧИЩАТЬ СКАМЕЙКИ ПЕНЬКИ ОТ ПЕСКА,СОБИРАТЬ ПЕСОК В ПЕСОЧНИЦУ)
5. Социализация (ИГРЫ С ПЕСКОМ:СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ; ПОСТРОЙКИ ИЗ ПЕСКА;РИСОВАНИЕ НА ПЕСКЕ;РИСОВАНИЕ СТРУЁЙ ПЕСКА;ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ).
6. Физическая культура (ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:НАЙДИ СЛЕД, ТОПЧЕМ ДОРОЖКИ;НЕ ОСТАВАЙСЯ НА ПЕСКЕ,ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ,УПРАЖНЕНИЯ С ПЕСКОМ)
7. Коммуникация (ПОПОЛНЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА:
ПЕСЧИНКИ, СЫПУЧИЙ,РАССЫПАЕТСЯ, ВПИТАЛАСЬ, ПЕСОЧНЫЕ СТРУЙКИ)
8. Художественное творчество (РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ:НА КЛЕЕВОЙ ОСНОВЕ;НА КЛЕЙ ПО КОНТУРУ;ПО ПЕСКУ ПАЛОЧКОЙ ИЛИ ПАЛЬЧИКОМ;ПО МОКРОМУ ПЕСКУ;СТРУЙКОЙ ПЕСКА НА ОСНОВУ,ЛЕПКА ИЗ ПЕСКА (КУЛИЧИКОВ, ПОСТРОЕК)
9. Художественная литература (ЗАГАДКИ О ПЕСКЕ; ПРОИЗВЕДЕНИЯ:Н. СЛАДКОВ«ТУК-ТУК»,В.БИАНКИ«ЛЕСНЫЕ ДОМИШКИ»,СТИХИ О ПЕСКЕ)
10. Взаимодействие с родителями (ПРЕДЛОЖИТЬ:СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ СДЕЛАТЬ ПОСТРОЙКИ ИЗ ПЕСКА ; НАРИСОВАТЬ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ КАРТИНУ ПЕСКОМ;УКРАСИТЬ ВАЗУ ПЕСКОМ)
Игры с песком:
 положительно влияют на общее развитие детей с нарушением зрения
 усиливают желание экспериментировать
 развивают самостоятельность и успешность
 развивают «ручной интеллект»
 стабилизируют эмоциональное состояние
 Развивают все познавательные функции,
а главное-речь и моторику
 закладывают базу для формирования навыков позитивной коммуникации
III этап. Выполнение проекта
Гипотеза. Песок всегда притягивает людей своим лечебным свойством.
Проблема. Чтобы попасть в Песочную страну, нужно слепить песочного человечка.
Все игры, которые использовались в песочной терапии, разделили по трем направлениям:
1. Обучающие игры. Такие игры направлены на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух.
2. Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познать многогранность нашего мира.
3. Проективные игры. С их помощью мы осуществляем диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности.
УПРАЖНЕНИЯ:
рисование на песке, выкладывание различных узоров, «Отпечатки», «Следы», «Дорожки», «Отыщи и собери», «Песочный дождик», «Обведи», «Нарисуй воронкой» и др.
Игры с песком можно использовать как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Темы коррекционных занятий обыгрываем на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет.
Придумать волшебную сказку,
Построить замок до небес
Помогут песок и фантазия,
Да здравствует Мир Чудес!
Считаю приоритетной целью в своей работе пескотерапией - эмоционально-личностное развитие ребенка. Это формирование творческого потенциала, способность понимать свои чувства и конструктивно их выражать; развитие творческого мышления, исследовательского интереса, познавательной активности.
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста. А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.
Содержание работы
Начали со знакомством с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг- научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи взрослого составляют отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно помогаем детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино и т.д. После обучения детей манипуляциям с песком переходим к предметному конструированию. Строим природные ландшафты: реки, озера, моря, горы. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины сопровождаются рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Также дети с удовольствием «пишут» на песке. Затем моделируем игры-сказки на песке (по материалам Т.М.Грабенко «Чудеса на песке»).
IV этап. Презентация проекта
1. Коллективная постройка детьми Песочной страны в песочнице на участке.
2. Мастер-класс для родителей «Игры с песком дома»
V этап. Определение задач для новых проектов
Мы не только используем песочный модуль и аквамодуль. В дальнейшем готовится проект по использованию воды как здоровьесберегающего компонента с учетом региональной направленности.
Выводы и результаты выполнения проекта
В песочнице мы увидели мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы. С помощью игр на песке мы старались решить самые сложные коррекционно-развивающие задачи в работе с детьми с нарушениями зрения.
Игры на песке помогли стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти. Спланированная работа, во время проведения проекта с детьми, показала положительное влияние занятий, игр, упражнений, развлечений на развитие познавательных процессов, тактильных ощущений у детей с нарушениями зрения. Проверены те игры, упражнения, которые с большим успехом повлияли на конкретную сферу развития ребенка,на общее его состояние.

Используемая литература

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь «особому» ребенку. – Спб., 1998.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
4. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
5. К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2005.
6. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – Спб.: Речь, 2007.
7. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.
8. Шиманская А. Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010.
9. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия. – СПб.: Речь, 2007.
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический проект" | Добавил: жанна
Просмотров: 2543 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик